Неуловимые маршрутчики

Делал сегодня очередную подборку проекта «Лови маршрутку», и еще раз убедился, что карательные методы ГИБДД бессильны против маршрутчиков. Я вынашиваю мысль собрать вместе представителей инспекции, управления транспорта и самих перевозчиков, чтобы поставить вопрос ребром: как все-таки победить маршруточный беспредел? Ниже — рефлексии на тему.

Поражает беспардонность

Больше всего удивляет даже не сам факт нарушений — в конце концов, ими грешат и легковушки. Но у маршрутчиков есть свой почерк: они грубят не от невнимательности или в спорной ситуации — им просто некогда ждать. Они знают, что делают. И делают это так часто, что потеряли всякую осторожность. В анонимном интервью маршрутчик рассказал, как средняя скорость движения влияет на доходы водителя, то есть их беспардонность экономически мотивирована. А значит, взывать к совести тут бесполезно — только бить рублем и, в отдельных случаях, уголовным кодексом.

Вечная отмазка — нелегалы

Люди жалуются не только на манеру езды маршрутчиков, но и на их хамство. Нам присылают массу писем на тему, мы звоним в управление транспорта и ГИБДД, и в половине случаев получаем ответ: это «нелегальный» маршрут. Так и хочется спросить — ну и что? А вот то: ни одна структура не хочет вылавливать нелегалов.

Под оными понимаются перевозчики, которые не заключили с администрацией контракт. Они ездят под видом экскурсионных или ученических автобусов, то есть с точки зрения ПДД имеют право находиться в данной точке города.

Хотя случайных людей в этом бизнесе нет. Даже нелегальный маршрутчик прекрасно известен внутри тусовки, и вычислить его для своих несложно. Проблема лишь в том, что свои своих не сдают. А власти делают вид, что инструментов давления на «своих» нет.

Штрафы ГИБДД не работают

Многие, конечно, катят бочку на ГИБДД. Как я вижу ситуацию, у ГИБДД недостаточно полномочий, чтобы навести порядок жесткими методами. Скажем, работа по системе «Лови маршрутку» крайне трудоемка: люди присылают видео нам, мы пересылаем в ГИБДД, они распределяют нарушения по типам (отклонение от маршрута, стоянка на газоне, проезд на красный — все это разные юрисдикции), разыскивается владелец автомобиля и оператор маршрута, опрашивается автор видео (при необходимости), выписывается постановление… Поскольку большинство нарушений — это штрафы 500-1500 рублей, а вероятность получить штраф таким методом невелика, подобные акции хороши лишь тем, что привлекают внимание к проблеме. Но и это немало.

Маршрутке горит красный. Автор видео не ожидает такого маневра

ГИБДД проводит рейды, но они не меняют ничего в корне. У маршрутчиков есть сарафанное радио, и они без труда объезжают места облав. Поймать их на очевидном нарушении сложно, а любая остановка маршрутки вызывает гнев пассажиров. Даже с отловом «нелегалов» возникают проблемы — они уже давно научились соблюдать формальности, чтобы ГИБДД не могла предъявить претензий.

Фантазии а тему

Мне видится три метода борьбы:

— полный запрет на все разновидности «нелегальных» перевозок;

— отстранение водителей с большим количество нарушений;

— лишение лицензии перевозчика за систематические проступки водителей.

Пример множественного нарушения: встречка, красный, отклонение от маршрута...

Не скажу в деталях, как этого добиться, но интуиция подсказывает, что все проблемы решаемы. Скажем, на местном уровне должен быть закон, разрешающий задержание полицией транспортного средства, которое имитирует маршрутное. Возврат — после оплаты штрафа в 100 тысяч рублей.

Периодическим необходимы проверки по схеме «тайный покупатель». Все легальные перевозчики должны иметь стоянки, где в ночное время хранится весь автопарк.

Управлению транспорта нужна онлайн-приемная для приема жалоб. Причем с высоким уровнем прозрачности, например, отчеты о нарушениях каждого маршрута должны публиковаться, а к водителям-нигилистам и компаниям приниматься весь спектр мер: от временной приостановки лицензии до полного запрета на работу.

Наконец, 100% машин нужно оборудовать треккерами для отслеживания маршрута и скорости перемещения. Вся информация должна храниться в открытом доступе.

Мой любимец:  обогнул пробку по тротуару,  выполз на встречку, тронулся на запрещающий...

Но проблема в другом…

Я не верю, что проблема маршрутного беспредела носит фундаментальный характер. Есть мнение, будто при езде по правилам они просто разорятся — чушь. Любой опытный водитель знает, что выигрыш от беспредельной езды по городу во много раз ниже рисков, которые с ней связаны.

Но есть и другое мнение, будто маршрутчики так щедро заносят наверх, что властям нерентабельно затягивать гайки. А это проблема посложнее.

Как только поднимаешь вопрос о маршрутках, возникает тысяча «гуманитарных» аспектов. Ведь проверки маршруток ударят по самим пассажирам. Зачистка рынка от беспредельщиков снизит конкуренцию. Возрастет цена, снизится доступность, маршрутки потеряют мобильность…

Не забудем и о двуличной позиции самих пассажиров. Натерпевшись от очередного джигита, они пишут нам гневные письма. Но когда проводишь опросы, многие настаивают на гигантской пользе маршруток. Люди сами подталкивают водителей к нарушениям, поощряя скорость и «гибкость». Маршрутка может срезать пробку по дворам или высадить вас посреди перекрестка, а вы скажите водителю спасибо за его доброту. Но это не доброта: он с удовольствием высадит вас и в озеро, если это освободит лишнее место.

"Ой, а можно мне перед светофором выскочить?"

Для властей подобные настроения — прекрасный рычаг для манипуляций. Когда дойдет до реальной борьбы с маршрутчиками, всё сделают настолько по-дурацки, чтобы мы попросили вернуть как было. Надеюсь, мои оценки слишком веские, но пока ощущение именно такое.

Впрочем, интересно задать эти вопросы сами чиновникам. Займусь этим в ближайшие месяцы.

6 Comments

  1. Is fecit cui prodest 🙂
    что то мне подсказывает что водители всего лишь негры которых поставили в рамки нынешнего поведения, а вот «хозяин бизнеса»…
    не с тем бороться то собираетесь 🙂
    а вот с тем с кем надо — тут не факт что стоит и начинать
    и что то мне подсказывает, что те кто должен с этим бороться знают тех кого должны «побороть» 🙂

    1. Поэтому и нужен определенный градус общественного недовольства. Тут как с экологией: если шквальный негатив идет, власти вынуждены реагировать. Медленно, коряво, но все же. В принципе, так все в мире и происходит.

  2. Большое уважение и спасибо тебе, Артем, за ту работу, которую ты делаешь. Но тяжело тебе придется.
    Городские то власти все устраивает. И ситуация в городе вообще и с общ транспортом в частности. Однако есть же города, и в России в том числе, где ситуация налажена с общ транспортом и с маршрутчиками вопросы улажены, так что это вполне реально. Но! Если городская власть захочет эти вопросы решить. Все у нее есть — и рычаги, и полномочия.

  3. Доходят слухи. Ждемс осени, ну а там… вроде как муниципалитет, под предводительством уважаемого дяденьки, будут муниципальные маршрутки. Ну и как соответствие рынок перевозок ждут огромные перемены. Но вот за, адекватность и стрессоуствойчивость в параллели с воспитанностью, маршрутчиков, разговоров пока нет

Добавить комментарий для Артем КрасновОтменить ответ