За мертвого байкера ответите

Наклевывается интересный прецедент, когда за ненадлежащее состояние полотна дорожникам грозит не просто административный штраф или судебный иск, но и уголовное дело. Провалом дорожного полотна на улице Братьев Кашириных в районе ЧелГУ занялись эксперты прокуратуры: они определяют «причастность» ямы к гибели мотоциклиста 21 июня. Ответственные организации между тем перекладывают вину друг на друга.

Сегодня яму огородили капитально, со знаками и барьерами
Позавчера ограждение выглядело вот так: его установили сразу после трагедии

По словам очевидцев, после наезда на провал 34-летнего байкера начало раскачивать, и он вылетел на газон – улица Братьев Кашириных в этом месте делает изгиб. Мотоциклист скончался в больнице. После инцидента на место приехали сотрудники «ЮжУралМост» и поставили водоналивные ограждения. Полноценно участок огородили 12 июня, спустя три недели после происшествия.

 

В день трагедии представители «ЮжУралМоста» переложили ответственность на МУП ПОВВ – по их версии, компания проводила работы, связанные с устранением провала вследствие аварии на сетях, и должна была обеспечить безопасность.

В МУП ПОВВ повторили свой комментарий трехнедельной давности, заявив, что провал возник не в результате работ предприятия.

В Управлении дорожных работ города Челябинска нам рассказали предысторию проблемы. В прошлом году на участке улицы Бр. Кашириных был проведен средний ремонт по программе «Безопасные и качественные дороги», и в апреле этого года специальная комиссия подтвердила его качество. Но в уже мае сотрудники управления зафиксировали просадку проезжей части, после чего 24 мая 2018 года межведомственная комиссия предписала МУП ПОВВ обследовать сети на данном участке, а «ЮжУралМосту» — установить заграждения, что и было сделано (по нашим данным, на момент аварии заграждений не было). 19 и 20 июня МУП ПОВВ проводило ремонтные работы, связанные со вскрытием полотна. После провал образовался по всей ширине дороги, поэтому управление дорожных работ инициировало повторное обследование участка с представителями как дорожных организаций, так и СМЭУ ГАИ, ГИБДД, МУП ПОВВ и еще ряда компаний. В ближайшее время специалисты произведут вскрытие полотна для установления причин провала, а затем его ремонта.

Из ответа чиновников остается неясным, кто все-таки несет полную ответственность за инцидент: в любом случае, теперь это должны решить следственные органы.

Сейчас на месте работают дорожники и представители МВД

В конце июня дело поступило в прокуратуру, но конкретных решений пока не принято.

—Доследственная проверка по факту этого ДТП продлена с 10 до 30 суток, назначена экспертиза по состоянию дорожного покрытия, его соответствию ГОСТам, — рассказал заместитель прокурора Челябинска Данил Бояринов. — Если эксперты придут к выводу о наличии причинно-следственной связи произошедшего с качеством дорожного полотна, то материалы будут направлены для расследования в органы Следственного комитета.

[за комментарий прокуратуры спасибо Марии Шраменко]

Если эксперты посчитают, что мотоциклист погиб именно из-за ямы, речь пойдет о должностном преступлении. Процессуальное решение по традиционной для ДТП статье 264 УК (нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть) официально также ещё не вынесено, но с большой вероятностью по этому составу последует отказ в возбуждении уголовного дела, поскольку других участников аварии, а значит и виновников, не было.

Подогнали технику — вероятно, будут вскрывать провал

Кстати, версия о том, что провал появился из-за работ накануне аварии, пока вызывает сомнения. Читатели сообщают нам, что яма в этом месте была уже несколько недель. На записи, сделанной 1 июня, за три недели до аварии, видно, как автомобили высекают искры, подскакивая на асфальтовой волне.

Практику расследования подобных дел пояснил нам автоюрист Лев Воропаев:

— Судя по всему, назначена техническая экспертиза, которая в том числе установит, есть ли вина самого мотоциклиста в произошедшем. Ключевую роль играет пункт 10.1 ПДД: эксперты постараются установить, имел ли мотоциклист техническую возможность избежать аварии. Важным фактором будет даже не сам по себе факт превышения скорости, если он имел место, а наличия у мотоциклиста возможности заметить дефект и принять меры.

Пункт 10.1 ПДД обязывает водителя выбирать скорость сообразно условиям (видимость, состояние полотна и так далее), а при возникновении опасности, которую он способен обнаружить, принять меры к торможению вплоть до полной остановки.

По ГОСТу предельный размер ямы — примерно с компьютерную клавиатуру. В данном случае, больше

Оценят эксперты и сам дефект: в России, кстати, есть нормативы даже на дорожные ямы.  Так, по новому ГОСТ Р 50597-2017 обособленная выбоина или провал не должны иметь длину более 15 см, глубину – более 5 см, а общую площадь – более 600 квадратных сантиметров. Раньше, кстати, требования были мягче: допускались ямы размером 15х60 см (до 900 квадратных сантиметров). По грубым оценкам, яма на Кашириных превышает эти значения. Срок устранения таких дефектов – не более 20 суток.

— В подобных случаях обычно возбуждают уголовное дело по статье 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности» в отношении руководителя организации, которой принадлежит дорога или которая отвечает за ее состояние, — объясняет Лев Воропаев. — Если есть внутренние документы, которые назначают ответственным другое лицо, например, начальника какого-нибудь отдела, то дело могут возбудить против него, но чаще все-таки этим лицом является руководитель. Поскольку происшествие связано с неисполнением профессиональных обязанностей, вероятно, речь о второй части указанной статьи.

Байкера выкинуло на газон

По части 2 статье 109 УК РФ должностному лицу может грозить наказание вплоть до лишения свободы на срок до трех лет. Прецеденты уже были: так, в 2014 году многометровый провал на дороге в Крыму привел к тяжелому с ДТП с несколькими погибшими – уголовное дело было возбуждено против руководителей дорожных и проектировочных служб по части 3 статьи 109 УК РФ.

Огородили в обоих направлениях

Что касается спора между «ЮжУралМостом» и МУП ПОВВ, юрист считает, что в первую очередь вину возложат на компанию, которая непосредственно отвечает за дорогу.

— Я думаю, будет еще одна экспертиза, которая установит причину появления дефекта. Теоретически могут привлечь руководителей обеих организаций, но все-таки всегда есть конкретная компания, которая должна следить за состояние дороги. Даже если дефект возник по вине стороннего предприятия, его нужно обозначить и принять меры к устранению. Поэтому следствию предстоит разобраться, когда и по чьей вине появился этот провал и какие меры приняты, чтобы обезопасить участок.

На месте происшествия видно, что яма действительно находится у края дорожной заплатки. В МУП ПОВВ ранее подтвердили проведение работ в этом месте:

— Ночью на 20 июня наши сотрудники проводили земляные работы на крайней левой полосе проезжей части на Братьев Кашириных, 102 в сторону центра города. ДТП произошло на другой стороне дороги по направлению от Молодогвардейцев в сторону 40-летия Победы, — сообщила тогда пресс-секретарь МУП «ПОВВ» Алевтина Шестакова.

А вот заплатка, на краю которой образовался провал

По сути, заплатка действительно находится на левой полосе в направлении центра города, захватывая разделительную полосу. Но провал хоть и набряк на противоположной стороне проезжей части, примыкает к заплатке вплотную. Впрочем, окончательные выводы должны сделать эксперты.

Конфликт между дорожниками и сетевиками длится уже не первый год. Так, весной во время плановой инспекции дорог министр дорожного хозяйства и транспорта Дмитрий Микулик заявил следующее:

— Я хочу, чтобы нас услышали: очень часто покрытие портится не из-за низкого качества, а коммунальных ремонтов. Да, плановые работы коммунальных сетей согласуются, но всегда есть оговорки насчёт аварийных ситуаций, которые, к сожалению, происходят регулярно. И получается, что только что отремонтированное полотно раскапывают, а затем ставят заплатку, но совсем не того качества, как основной асфальтобетон: в нём другое содержание щебня, другие битумы, другие технологии. Но критика обрушивается на дорожные службы, даже если исходное покрытие не имело проблем.

Типичный пример: только что сделанный перекресток на ЧМЗ разворотили ради коммунального ремонта

Но и это не отменяет необходимости вовремя обозначать проблемные участки, если они представляют опасность для движения.

 

Например, на днях автомобилисты остались недовольны оставленными на краю проезжей части кучам срезанного асфальта.

А вообще это весьма тонкая материя: с одной стороны, дороги должны быть идеальны или близки к ним. С другой, никто не снимает с водителя обязанность во всех случае ехать с учетом обстоятельства (все тот же п. 10.1) и соблюдать другие правила, в том числе скоростной режим. И спорных ситуаций на этой почве — море. Но даже если виноваты дорожники, задача водителя сделать всё от него зависящее, чтобы в случае чего иметь возможность спорить лично, а не посмертно.

21 Comments

  1. Лишний раз выипсти моск всем этим МУПАМ и дорожникам будет совсем не лишним. Но вот…..зная как эти реактивные слепни летают по дорогам, что днем, что ночью, тут хоть какое идеальное покрытие сделай не поможет. Только быстрей летать начнут.

    Я вот никак не могу понять что в головах у этих диких пчел. Ну как можно нестись ночью, зная состояние наших дорог, зная сюрпризы, зная сколько этих пчел гибнет на ровном месте каждый сезон. Ну вот где хоть толика чувства самосохранения? Вот хоть убей не доходит.

    Тут днем то бьются в говно на ровном месте, ибо порой ну не реально эту пулю увидеть. А тут ночью летят по сути в слепую.

    Вот очень сильно сомневаюсь, что едь мотоциклист со скоростью 60+, попади в эту волну, что все закончилось бы так печально. Ну похрустел бы немного, зеленкой помазали, и домой.

    А так и себя загубил, и близким горе жуткое.

    1. В данном случае, вполне вероятный вариант, что несся за сотню. Как я понимаю, улетел он до газона на повороте, был там сегодня: большое расстояние. Неслабо надо ехать, чтобы так унесло.
      Впрочем, яма все равно неприятная, видно плохо.

      1. Я последнее время даже днем, подразогнавшись ДАЖЕ на знакомом участке, ловлю себя на мысли — «сезон ремонта дорог в разгаре». Успею если чо? А если успею во сколько выльется ремонт и прочий геморрой. А если не успею… Машины нет / меня нет / или еще хуже овощ / как там без меня или с овощем будут мои выкручиваться….

        Ну вот обычная же логика. Ну ведь ничего сверхъестественного.

        С таким самовыпиливанием молодняка, выход на пенсию вообще скоро можно будет отменять . Будем пахать до последнего вздоха как японцы.

      2. Ну да, это же с опытом приходит. Я пару раз вылетал полным ходом на участок снятого асфальта (за городом). Едешь себе спокойно километров 100 в час, и асфальт резко кончается, начинается строительный гравий. Потом, конечно, начинаешь мозг включать, что такие штуки нужно издалека видеть, но когда не ожидаешь и знаков нет, просто как-то не думаешь даже о таком.

      3. Ладно щебень. Я как то на Труда в сторону Ашана разогнался под 100, там тогда как раз дорогу делали года три назад. Просто срезали асфальт, достаточно ровно, но остались мелкие продольные бороздки, хз как по научном называются. Так вот ближе к 90 машину начало таскать, даже не сразу понял в чем дело, дальше топил. Когда начало таскать сильней, по пол метра в разные стороны, то сбросил. Нечто вроде эффекта когда вдоль по рельсам едешь, но тут то не рельсы, а более мелкие продольные срезы, как буд то гребенкой асфальт причесали. Было неожиданно и не приятно.

        Хотя визуально кажется что все ровно, можно ехать.

      4. При срезке асфальта часто остаются бороздки, да, таскает на них. Они сами еще неровно идут. Но гравий на 100 км/час, поверь, хуже 😀 Там же еще ступенька получается сантиметров 10, с который машина пузом в этой гравий бьется

      5. Да с в том то и дело, что с щебнем то все понятно, почему так уносит на скорости. И на сколько это не приятно да и опасно. А вот с бороздками, когда даже их видишь, едешь по ним, нет чувства опасности. Вот и топишь — ровно жиж… Вот что имел ввиду.

      6. Я наоборот всегда бороздок опасался. Особенно когда едешь на машине в широких лаптях и с чувствительным рулем

      7. Я с бороздками как то раньше не сталкивался. Да их и не было. Асфальт тупо ломом ковыряли. Техники такой еще не было видимо ))

        А тут первый раз прокатился активно, не понравилось.

      8. Класс! Мотоциклисты, значит, уроды и козлы, летают, как дикие пчелы. А я такой красивый в городе под сотку топлю — и еще пишу об этом так браво. То есть если бы по бороздкам таскать не начало, то и 120 можно было бы, да? А че, ты же в железном коконе, тебе ничего не будет. Правила только для мотоциклистов писаны.

      9. кстати по такому срезанному асфальту, по бороздкам, на мотоцикле даже на 50-60 км/ч таскает. жопа ваще.
        а по ленина на пересечении со свердловским недавно асфальт сняли таким способом, и никакими знаками не обозначили. хоть бы «дорожные работы» поставили. перед такими участками какие-нибудь знаки в качестве предупреждения надо ставить по любому.

      10. «Мотоциклисты, значит, уроды и козлы, летают, как дикие пчелы» — д-да.

        «А я такой красивый в городе под сотку топлю » — д-да.

        «…если бы по бороздкам таскать не начало, то и 120 можно было бы, да?» — да, иногда можно.

        «…ты же в железном коконе, тебе ничего не будет» — ну я ж не по дороге. Я «…над дорогоЙ».

        Нам профессионалам с четвертьвековым стажем, и сотнямитыщ км за спиной, многое можно.

  2. Близкий знакомый был полусвидетелем данного дтп,на светофоре на молодых,стояли вместе. Дальше, пострадавший в полуточку, но со слов товарища, не более 80, видел что яму он почти прошел, но поймал сильнейшего «воблера» и завалился уже на бордюре. Так что тут говорить о скорости не совсем корректно, так как после ямы он еще ехал на колесах, а не катится на боку или летел. Что странно, два последних дтп с мотиками и оба с летальным, даже после стабилизации состояния или выхода из комы

    1. Как то в «полуточку» и 80 совсем не вяжется, не? Видимо совсем темно было.

      Да и «мотик 80» — что то из разряда «реактивная черепаха».

      Чопперы не в счет.

    2. Субъективно оценивать скорость сложно. Да, в общем, пусть следствие разбирается, мы деталей не знаем, чтобы судить. Может и не виноват байкер совсем. Хотя 80- это в любом случае превышение.
      Правда, в конкретной ситуации увидеть эту яму и на 60 будет проблематично, она слишком неявная. Сейчас там лужа, а когда ее не было, то глазу не за что зацепиться

      1. Скорость товарищем была оценена не субъективно, так как он шел чуть позади на интрудере

  3. бороздки это херня. весело становится , кгда их смочат-польют гудроном перед тем как уложить свежий асфальт. год назад я на трассе в такое г… влетел. слава богу успел сбросить скорость.

Добавить комментарий