Обвиняют в аварии, которой не было

Звонок с незнакомого номера. Татьяна берет трубку: человек представляется сотрудником ГИБДД и сообщает, что автомобиль Татьяны совершил ДТП в одном из дворов Челябинска и скрылся с места происшествия. Наказание за это — лишение прав, не считая компенсации ущерба второй стороне. Как быть, если вас подозревают в оставлении места аварии?

Разбор в ГИБДД: инспектор выясняет, мог ли красный Logan ударить Accent

— Я действительно уже пять лет паркуюсь в этом дворе, но в аварии не участвовала, — рассказывает Татьяна. — Якобы мой Logan въехал в черный Hyundai, сдавая задним ходом. Это заметил жилец соседнего дома и сообщил владельцу автомобиля — сам владелец момента аварии не видел. Сосед утверждает, что я вышла из машины, осмотрелась и уехала, но этого не было.

Подобные истории происходят частенько, причем сценарии разные, например, водитель мог не заметить легкого контакта, а мог уехать осознанно. Но бывает и по-другому: обнаружив свой автомобиль помятым на стоянке, владелец с помощью «очевидцев» указывает на машину, которая теоретически могла быть на месте инцидента и взыскивает ущерб со страховой или через суд.

Что интересно, такая уловка часто срабатывает.

— Подозреваемый автомобилист приезжает в ГИБДД, и в 90% случаев инспектор находит повреждения, который якобы говорят в пользу его виновности, даже если они не «бьются» с отметинами на второй машине, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Сотрудник направляет дело в суд, чтобы там разобрались, но суды зачастую полагаются на выводы инспектора.

Hyundai Accent стоял в Т-образном дворовом проезде

Когда Татьяне позвонили из ГИБДД, она сначала удивилась, а потом заподозрила мошенничество. Оказалось, что вызов реальный.

— Как честный человек, я поехала в ГИБДД, — говорит Татьяна. — В первое посещение нас просто продержали, во второе устроили «очную ставку» с владельцем поврежденного Hyundai.

В районе номерного знака на бампере Logan есть трещина
Саморезы и буксировочная петля выглядят целыми
На бампере Logan есть и другие мелкие потертости: Татьяна говорит, что купила машину два года назад с рук
У «Акцента»: ссадина на зеркале, вмятина и царапина на крыле

Судить о совместимости повреждений сложно. На бампере Logan видна трещина у номерного знака, на крыле Hyundai есть вмятина и царапина, оставленная острым предметом. На его зеркале — следы потертостей. Чем именно сделана царапина, неясно: саморезы, на которые прикручены логановские накладки со светоотражателями, выглядят ржавыми и без свежих повреждений. Следы на зеркале также не имеют очевидных двойников на автомобиле Татьяны.

Инспектор учел эти обстоятельства и назначил автотехническую экспертизу.

Я думаю, Татьяне повезло с инспектором: усомнившись, он направил ее в ЭКЦ ГУ МВД, что случается не всегда, — объясняет Лев Воропаев. — Экспертизы тоже не безупречны, но, в целом, есть шанс установить объективную картину. В подобных случаях еще до начала разбирательств лучше самому направить письменное ходатайство о назначении автотехнической экспертизы, причем не носить его лично в ГИБДД, а послать заказным письмом, чтобы на суде у вас были доказательства факта отправки. К сожалению, иногда в заключении экспертов содержатся размытые формулировки «не исключено», «возможно», «могло быть», и хотя презумпция невиновности говорит трактовать сомнения в пользу предполагаемого нарушителя, мировой суд почти наверняка признает его виновным, районный — в зависимости от обстоятельств.

А можно ли отправиться на независимую экспертизу?

Если вы сделаете это самостоятельно, суд признает её недопустимым доказательством, — объясняет юрист. — Назначить экспертизу может только сотрудник полиции или суд, но именно независимые экспертизы назначают крайне редко.

Если Татьяну признают виновной, ей грозит лишение прав по статье 12.27 КоАП на срок до 1,5 лет (в отдельных случаях — арест на срок до 15 суток). Компенсация ущерба второй стороне или отсутствие претензий от ответственности не спасут.

По таким статьям нет возможности примирения сторон, — объясняет Лев Воропаев. — Речь идёт о публичной ответственности: дело возбудили не за вред третьему лицу, а за нарушение правил дорожного движения, в данном случае, оставление места ДТП. Человек отвечает не перед другим гражданином, а перед государством, поэтому, если нарушение доказано, прав лишают вне зависимости от размера ущерба или его компенсации.

Кстати, если у беглого виновника ДТП есть полис ОСАГО, страховая выплатит компенсацию ущерба в пределах лимита (400 тысяч рублей), но затем предъявит регрессивные требования за грубое нарушение правил страхования.

Теперь для Татьяны всё решится в начале августа: на это время назначена автоэкспертиза.

Знаете, лишение прав — это одна проблема, а есть и другая: мне лично очень неприятно, что кто-то будет думать, будто я могла подбить чужую машину, выйти, осмотреться и уехать. Я знаю, что не делала этого, и надеюсь, автоэкспертиза придет к правильным выводам.

Мы уже рассказывали о подобных историях: например, челябинца Салавата лишили прав за якобы совершенное ДТП, обнаружив на госномере его VW Jetta небольшую царапину. Но бывают и по-другому: суд простил владелицу BMW, которая протаранила чужой автомобиль под видеокамерами у гостиницы «Малахит» и уехала. И, кстати, не стоит вестись на разводы мошенников, которые инсценируют ДТП и угрожают вам лишение прав за побег с места.

17 Comments

  1. Вот честно, уже бесят такие простые до дебильности пациенты. Ну разве не очевидно: переживаешь за свой «Логсус» — плати за стоянку; нет денег на стоянку — будь готов, что во дворе твоё корыто поцарапают. Лень ходить на стоянку — купи КАСКО и спи спокойно. Потратить пару часов на бассейн или спортзал — нафиг, но убить кучу времени на царапину — святое. Куды котимся?

    1. Согласен, тем более, если судить по схеме, оставил он свой Акцент на узком Т-образом проезде. Ширина 3,6 метра, из которых 1,8 метра заняла его машина, то есть осталось 2 метра — это и так-то впритык для проезда, а тем паче на повороте. Короче, этот «потерпевший» сделал всё, чтобы его протаранили.

      1. Всё чаще мечтаю прокатиться по дворам на БТРе. Ну или хотя бы на пожарке…

      2. Да хотя бы на старой копейке 😀

      3. Кстати, известно, чем закончилась история с БМВ и Тойотой у Малахита?

      4. Так решение суда есть, в общем, и всё.

  2. Артём, пооффтоплю маненько. «КОРДОНЫ» на треногах — есть ли у них коррекция текущего времени? Я недавно попал два раза подряд, с интервалом в три минуты. Судя по координатам, между камерами расстояние в 1″, это вроде бы 30 метров. На скорости 120 как-то не сходится…

    1. Если можно, на почту скиньте постановления (личные данные публиковать не будут)
      А так точность определения координат не стопроцентная, и камеры могут измерять скорость на разном расстоянии от места установки. То есть они могут стоять рядом и контролировать участки, скажем, в 100 метров друг от друга. Ну и плюс все возможные погрешности.
      Хотя сам по себе прецедент интересный. ПДД и КоАП формулировали, когда камер еще не было, поэтому там нет понятия о «дискретности» нарушения, например, совершенно неясно, сколько раз за 1 км пути можно оштрафовать водителя, превышающего скорость. Если проезд на красный — нарушение единичное, то превышение скорости — длящееся, и ПДД никак этот момент не оговаривают.
      Пока двойными считаются нарушения, которые зафиксировали камеры при полном соответствии координат и времени. Если есть хоть какая-то разница — это два разных нарушения.
      Недавно знакомая в Екате так попала: проехала по полосе для общественного транспорта и получила два постановления с разницей 4 минут. Попыталась оспорить, в ГИБДД ответили: у вас была возможность прекратить правонарушение перед зоной действия второй камеры. Не воспользовались — получайте второй штраф.
      Думаю, в вашем случае будет примерно также.

      1. Не, тут как бы вопрос не в деньгах… Если сей агрегат не может сам себя определить в пространстве, очевидно, он неисправен хоть с десятью поверками. Следовательно, им нельзя пользоваться. Но это я так думаю.))
        Постановления на днях отправлю.

      2. А почему он неисправен? Поставили камеры на расстоянии полсотни метров, с учетом всех погрешностей набежала разница в одну угловую секунду. Нацелили их на участки дороги, отстоящие друг от друга на 100 метров. Тоже вроде бы нет нарушения. Ну и собирают двойной урожай. По-человечески спорно, но вполне законно.

      3. Три минуты при 120 — шесть км. Самый хреновый навигатор метров на тридцать ошибается. Если в позиционировании такая погрешность, то что ожидать от радара?))

      4. Ну радар не по GPS-координатам скорость определяет. Для определения места точности до метра и не требуется. Время в минутах без указания секунд, то есть если 12:56 и 12:59, то разница может быть в минуту и две секунды (если точные времена 12:56:59 и 12:59:01). Короче, тут надо разбираться, присылайте, попробую прокачать, есть уже аналогичные случаи. Камеры, кстати, в разные стороны могли стрелять, в лицо и в спину. Боюсь сейчас соврать, но ряд камер распознает номер на близком расстоянии, а затем ведет машину на протяжении сотен метров (до 5 км отдельные экземпляры). Без документов сложно судить

    2. Тут как раз министерство безопасности рапортует об увеличении количества постановлений, ну вот, видимо, и ответ, как это делается — тыкают камеры на урожайных участках и стригут в двойном объеме

  3. Уже посещала мысль фоткать свой авто перед выездом на работу каждое утро, и вечером после работы, чтоб у таких геморойщиков не возникало даже мысли об возможности подставить. Ну и в случае с ДТП чтоб потом АВтоЕксепрты ( какие же они у нас умные) не говорили что все это было ранее. А то 7.07 в жопу чурка влетел, ну вышел из машины ну посмотрел на повреждения, ну увидел что антенна рации, с крыши слетела. поднял поставил. МАшина в пыли , тут еще товарисч нерусской национальности. говорит что ни знака аварийки не заряженного телефона. короче я виновен, а ты эбись по полной, и европротокол сам и знак свой и гаишников сам. Потом приехав домой увидел что у меня обломился пластиковый релинг (штатный продольный) под него провод антенна подсунут был. и на двери задка, в правой части вмятинка (как раз на длину провода). ТАк эксперт страховой кричал что у него куча корочек трассолога, и эксперта техника, и судебного эксперта, и что я обязан был увидеть сломанные релинг, на и к тому же так как антенна при полете описывает параболу или маятник то должны быть еще коццуки на двери задка, но сЦука сам не отлепил антенну не посмотрел, короче послал меня лесом и написал что все это доаварийные дефекты. Я же потом смотрел, что если по маятнику, то следы не на двери задка а на бампере и они как раз есть. Ну короче в очередной раз наедалово от СК и приближенным к ним. Вот а делал бы фотки по утрам, эксперту в харю ими тыкнул и все в ажуре. Паранойя какая то, а не жисть.

    1. Фотки, боюсь, слабое доказательство. Во-первых, что-то произойти может уже после того, как фото сделано, во-вторых, дата и само фото не защищены от подделок, так что суды крайне неохотно такие доказательства принимают. Это, скорее, для самоуспокоения.
      А вообще это проблема, скорее, связана с уровнем экспертов. На любой машине есть какие-то коцки, но если проводить детальный анализ, в большинстве случаев можно установить, соответствует их характер или нет. В ГИБДД, например, вообще не сильно заморачиваются: если дефекты более-менее бьются по высоте, на 90% виновен.

    2. Потом окажется, что фотки годичной давности, а дату подделал, а это уже уголовка… Сдаётся мне, это не твоя паранойя, а государственная олигофрения.((

      1. Строго говоря, фотку и дату подделать настолько легко, что на месте судьи и бы тоже отвергал большую часть таких доказательств. Понятно, есть исключения, когда, например, на видео различим инцидент, дата, время и место которого известны — это другое дело. А если просто человек показывает фотку своей машины, то какие выводы можно сделать? Да почти никаких. Кроме того, что он умеет фотографировать.

Добавить комментарий для ЯРиКОтменить ответ