Парковки «для своих»: теперь официально

Ольгу эвакуировали за стоянку в разрешенном вроде бы месте под табличкой «Для владельцев парковочных разрешений». Законно ли?

Табличка непривычна глазу, а на улице Васенко еще и прячется в листве

— Речь о продолжении улицы Васенко в тупике около гостиницы «Малахит», — рассказывает Ольга. — Я и мои коллеги на протяжении многих лет парковали свои машины во время рабочего дня, но в пятницу, выйдя с работы, не обнаружили их. Как выяснилось, в пятницу утром на парковке появились странные знаки, часто невидимые за листвой. Штрафа за нарушение таких знаков нет, и ГИБДД его не выписала, поэтому возникает вопрос, на каком основании машины эвакуировали? Кто украл нашу парковку? Теперь клиенты клиники, оптик-центра, банка и целого ряда организаций рискуют не найти своих машин — эвакуаторы дежурят постоянно. Мы предполагаем, что парковку забрали сотрудники старого кирпичного здания.

Проблемы с парковкой тут очевидны

Старое кирпичное здание — особняк купца Хованова 1908 года постройки, где сейчас размешается одно из подразделений областного управления ФСБ. Парковка перед особняком Хованова представляла собой сплошной «тетрис», как и все улицы близ Кировки. Неудивительно, что одна из организаций решила проблему радикальным образом. Законно ли?

Табличка «Стоянка только для владельцев парковочных разрешений» 8.9.1 есть в ПДД и применяется совместно с знаком 6.4 «Парковка». Она разрешает стоянку автовладельцам, которые имеют разрешение. Порядок их выдачи определяют местные власти. Они же, кстати, наделены правом решать, где именно разбить зоны парковки «для своих», но касается это не коммерческих структур, а государственных учреждений.

Парковочные разрешения выдает КУИЗО (подразделение горадминистрации) сроком на два года

Разрешения подписаны председателем КУИЗО Сергеем Чигинцевым, к которому я обратился за комментарием:

— Да, мы выдаем такие разрешения в порядке, который установлен постановлением главы города, — пояснил Сергей Чигинцев. — Заявление на выдачу разрешения поступает от руководства организаций. В городе есть несколько структур, которым разрешили такие парковки, например, самому КУИЗО.

Порядок организации «спецпарковок» действительно утвержден: согласно ему, вставать на места под табличкой 8.9.1 могут только автомобили с разрешением на лобовом стекле, выдача которых установлена правовым актом Администрации города Челябинска. Последний, кстати, запрещает выписывать разрешения в количестве, превышающем число паркомест, то есть стоянка «внахлест» исключается. На разрешении указан госномер конкретной машины (передавать третьим лицам запрещено), а срок действия — 2 года.

— Да, наказание за нарушение этих знаков законно, если исключить случаи их самовольной установки, — считает юрист группы «Форлекс» Николай Попов. — В случае сомнений можно попробовать оспорить саму установку знаков, но, думаю, при наличии всех документов и обоснований у городских властей дело это бесперспективное.

Непонятно, почему нарушение не отражено в постановлении

Кстати, отсутствие штрафа для Ольги удивительно: по части 4 статьи 12.16 КоАП за такие нарушения предусмотрен штраф 500 рублей.

Попытки судиться с властями уже были, например, в городе Лесной Свердловской области автовладелец доказывал незаконность штрафа и установки табличек 8.9.1, но проиграл.

А допустима ли эвакуация? Список нарушений, за которые разрешено перемещение, определен статьей 27.13 КоАП, и упомянутая часть 4 статьи 12.16 КоАП в нём есть. При этом обязательны таблички 8.24 «Работает эвакуатор» — на улице Васенко они установлены.

Поэтому запомните, что такая комбинация знаков практически равносильна запрету остановки для «нерезидентов».

— Изначально таблички 8.9.1 стали применяться в зонах платной парковки, чтобы избавить от оплаты жителей близлежащих домов: они используются в Москве, Питере, Екатеринбурге, — рассказывает предысторию автоэксперт Юрий Панченко. — В Челябинске до недавнего времени их не было.

В Москве, например, так называемые «резидентные разрешения на парковку» и зарезервированные для них зоны появились в 2016 году, а в правилах подобную норму прописали годом ранее. В ближайшие три года в Челябинске ожидается появление около 8 тысяч платных паркомест, и тогда, вероятно, потребность в табличка 8.9.1 существенно возрастет.

Такие знаки носят рекомендательный характер

Их не нужно путать с надписями, вроде «Парковка для клиентов фирмы» или «Только для сотрудников» — самодельные таблички юридической силы не имеют, поэтому ни штрафа, ни эвакуации за их «нарушение» не предусмотрено. Незаконны и любые форма самозахвата общедоступных парковок с помощью цепочек, ленточек и столбиков. Конфликты на этой почвы происходят регулярно: так, сотрудник челябинского металлургического комбината крупно поссорился с руководством, убрав заградительные столбики и оставив автомобиль в придорожном «кармане».

Ещё чаще предметом спора становятся парковки коммерческих фирм, которые они обустраивали за свой счет — хозяева компаний нередко мстят автомобилистам. Но их претензии чаще незаконны: обязанность коммерсантов организовать парковку не дает прав собственности. Поэтому если участок земли не находится во владении фирмой или конкретным человеком, он должен оставаться общедоступным.

Владелица салона красоты на синей Mazda учит жильцом дома, которые посмели занять «её» парковку

Другая проблемная зона — дворы. Принцип здесь такой же: если дворовая территория находится в муниципальной собственности, перекрывать въезды и выгонять чужаков нельзя. Чтобы поставить, например, шлагбаум, нужно оформить участок в общую долевую собственность, но сделать это весьма непросто.

Читатели присылают нам фотки, на которых эвакуаторы стоят на тех же местах, с которых эвакуируют

 

6 Comments

  1. мда уж, фсб-шники решили вопрос радикально. если еще менты подтянутся и прокуратура, в тот район ваще не заехать будет. хихихи. хорошо что у меня машины нет, нет проблем с парковкой. )))

    1. Если абстрагироваться от того, что они ФСБшники, глядя на то, как безобразно накидывают машины в три слоя наши ленивцы, я не удивлен, что они решили вопрос таким образом. Я бы также сделал. В том квартале всегда можно найти место, но будет оно не у самого салона красоты или оптик-центра, а в 20 минутах ходу, ну люди же предпочтут загородить твою машину, чем ноги топтать. Так что, в целом, правильно сделали.

  2. там на самом деле на перекрестке труда и красной огромнейший пустырь с недостроем (около Малахита). там с помощью небольшой суммы можно хорошую парковку сбацать, пусть даже платную. Она для того района очень сильно поможет решить вопрос с парковкой.

  3. Меня, мягко выражаясь, бесконечно удивляет стремление коммерсантов воткнуть свой прилавок в самом центре. Покупатели/клиенты нынче куда мобильнее, чем лет двадцать тому, ча куча новых домов строится на каждой окраине. Почему бы коммерсам туда не перебраться? Куча проблем разом бы решилась.

    1. Это да… Был тут в одной конторе прямо на Кировке, ну вроде крутое расположение, под боком у думы, потолки высокие, лестницы старые, коридоры узкие, кабинеты — ну только лампы для допросов не хватает, и можно сериал про советских следаков снимать. Ну и с парковкой очевидная жопа

Добавить комментарий