Прав не лишать: наказание за встречку урежут

В Госдуму внесен неожиданный законопроект, предлагающий отменить лишение прав для водителей, которые попались за выезд на встречную полосу впервые. Депутаты обосновали необходимость послабления «не всегда высокой степенью опасности» нарушения, но остаются сомнения, что водители воспримут инициативу, как разрешение гонять по встречной полосе.

Меня волнует вот что: лишение прав — серьезное наказание, но последствия ДТП на встречке куда хуже

Система работает на автомате

Сейчас за незаконный выезд на встречную полосу предусмотрена вилка наказаний: штраф 5000 рублей или лишение прав на 4–6 месяцев. Аналогично —  за езду против хода односторонней дороги.

Кто и как решает, наказать ли водителя штрафом или лишением прав?

— В случае с автоматическими комплексами выписывается исключительно штраф 5000 рублей, но, если нарушение зафиксировал инспектор, появляются альтернативы, — комментирует автоюрист Лев Воропаев. — Чаще всего инспекторы передают протоколы руководителю подразделения, а те направляют дела в суд. Самостоятельно решение в ГИБДД принимают очень редко. Судьи обычно признают водителя виновным, и хотя в теории они должны изучить все аспекты дела, на практике система работает на автомате. Какое именно наказание выберут — лишение прав или штраф, — зависит от судьи и даже от территории. В России есть города, где в 70–80% случаях судьи ограничиваются штрафов, но есть обратные примеры, где большинству назначают лишение. Отчего это зависит, сказать сложно: возможно, в регионах с высокой смертностью есть негласные установки применять более жесткие наказания. С точки зрения закона, при выборе наказания судьи должны учитывать отягчающие или смягчающие обстоятельства, личность виновного, его имущественное положение. К отягчающим относятся в основном штрафы водителя по статье 12 КоАП за последний год, в том числе уже оплаченные: наличие хотя бы одного штрафа часто служит фактором в пользу лишения. К смягчающим обстоятельства относятся раскаяние водителя, наличие несовершеннолетних детей (особенно для женщин). Снизить размер наказания могут положительные характеристики с работы, постоянное место жительства и так далее. Изредка судьи учитывают, что лишение прав может лишить человека и заработка. В целом, единого подхода нет. По закону судья назначает наказание, которое необходимо человеку для исправления, то есть как таковых жестких инструкций не существует. Отменить такое наказание если и удается, то редко и с большим трудом.

За повторные выезд на встречную полосу — лишение прав на год или штраф 5000 рублей, если нарушение снова зафиксировано камерами. При этом поворот налево в запрещенном месте (например, через сплошную) и объезд препятствия лишением прав не грозит: за это предусмотрен лишь штраф.

Почему депутаты требуют смягчения

На первый раз депутаты фракции ЛДПР предложили ограничиться только штрафом 5000 рублей, а за повторный выезд на встречку лишать прав на 2–12 месяцев, кроме случаев фиксации нарушения камерами, когда оставлен в силе штраф 5000 рублей. Смягчение касается езды как по встречной полосе, так и против шерсти на односторонних дорогах.

В пояснительной записки авторы указывают, что деяние не всегда отличается высокой степенью опасности, а нынешний закон не делает различий между водителями, которые зацепили встречную полосу случайно, и откровенными нигилистами. Также подчеркивается неидеальность организации дорожного движения в России и риски потери дохода для многих водителей при лишении прав.

Можно ли обгонять на этом участке трассы — вопрос спорный

Выезд на встречную полосу много лет остается одним из самых противоречивых видов нарушения. Споры вызывают нелогичные знаки 3.20 «Обгон запрещен» с огромными зонами действия, плохо видимая разметка и множество ситуаций, при которых обгон запрещен неявным образом. Классический сценарий — завершение обгона, при котором водитель слегка цепляется сплошную линию. Последняя служит не только для дублирования знаков «Обгона запрещен», но применяется, например, близ перекрестков со второстепенными дорогами. Много спорных ситуаций возникает в городе, например, при попытках водителей развернуться по малому радиусу или повернуть налево на дорогах с трамвайными путями.

Автор этого видео пожадничал и обогнал сразу несколько машин, завершив обгон в зоне запрета. Пусть даже не было знаков 3.20 «Обгон запрещен», о начале зоны можно было догадаться по знаку «Опасный поворот» (дублировался на асфальте) и увеличенному штриху прерывистой разметки — для опытных водителей этого достаточно.

С другой стороны, нелегальный выезд на встречную полосу нередко приводит к лобовым столкновениям, которые являются одним из самых безнадежных видов ДТП, поэтому суровое наказание даже за первый прецедент порой вправляет человеку мозги и позволяет избежать вот таких сценариев.

Новый законопроект предлагает не дифференцировать нарушение по степени опасности, и ограничиться штрафом 5000 рублей как для тех, кто задел едва видимую сплошную, так и водителей, осознанно рискующих в зоне запрета обгона.

В целом, я считаю законопроект популистским. Проблема не в суровости верхней планки наказания: она вполне адекватна потенциальной опасности многих выездов на встречку. Проблема, скорее, в системности и прозрачности применения наказания и учете обстоятельств. Как минимум, я бы оставил возможность лишения прав за обгон под знаком 3.20, в опасных поворотах, в конце подъемов и других ситуациях, где видимость ограничена.

Кстати, выезд на встречную полосу попал в список нарушений, за будут штрафовать по любительским видеозаписям.

22 комментария

  1. Аяврик

    «Как минимум, я бы оставил возможность лишения прав за обгон под знаком 3.20, в опасных поворотах, в конце подъемов и других ситуациях, где видимость ограничена.»
    Для начала надо как минимум расставить знаки и нарисовать разметку согласуясь хотя бы со здравым смыслом, не говоря уж о ГОСТе. Да уж говорили об этом…((

    • Артем Краснов

      Давайте уж начистоту: у нас на встречку ломятся не только потому, что разметка «не гостовская» (какие все знатоки ГОСТов, хе-хе). Я не отрицаю этой проблемы, но водителям дурака тоже не нужно включать. Есть знак «Перекресток неравнозначных дорог» — считай, запрет обгона. Есть знак пешеходный переход — аналогично. Если опасный поворот — какие тут вопросы?
      Ну и в предыдущем предложении было: проблема, скорее, в системности и прозрачности применения наказания… Если разметка невидимая — нужно вообще аннулировать дело, а не выписывать 5000 вместо лишения, типа одолжение какое-то делается.

      • Аяврик

        Мне показалось, что контекст нисколько не пострадал.))
        Не нужно быть знатоком ГОСТов, чтобы оценить адекватность разметки. Хотя переоценивать возможности а/м и собственный опыт тоже не стоит. Есть проблема (мне она представляется более насущной) — нужно сперва решить её, а потом уж нагибать тех, кто рискнул нарушить идеальные запреты. Если чесать всех одной гребёнкой, хорошего не будет.

        • Артем Краснов

          Так чесать одной гребенкой предлагают уважаемые депутаты, заменяя дифференцированное наказание на «только штраф».
          >>>Не нужно быть знатоком ГОСТов, чтобы оценить адекватность разметки.
          Вообще не нужно быть ни в чем знатоком. Главное, мнение иметь (основной принцип интернета):D

        • Аяврик

          Кстати, о ГОСТах. Иной раз разметка бывает ну очень видимая, но нарисована так рукожописто, что возникает проблема с её соблюдением. И недалече, разумеется, гаишники с камерой. Бюджет пополняют.

          • Артем Краснов

            Бывает. За каждый случай нужно отдельно говорить.

        • Артем Краснов

          >>>Есть проблема (мне она представляется более насущной) — нужно сперва решить её,
          Там где есть проблема — нужно её решать, не спорю. Но полно мест, где проблемы с разметкой и знаками нет, а нарушают все равно. Я об этих местах говорю. И еще раз подчеркну, обгон запрещает не только знак 3.20 и сплошная разметка, а еще дюжина обстоятельств, никак не связанных с «негостовскими» разметками. Просто водителям удобнее думать, что этих обстоятельств нет, но в любом случае это чревато.

          • Аяврик

            «…полно мест, где проблемы с разметкой и знаками нет, а нарушают все равно.»
            И где же эти благословенные края?)) На автобанах типа М-4? На дорогах поуже проблемы никуда не делись. Сплошная на прямых участках, прерывистая перед изломом профиля (проще — перед ямой), Разметка 1.11 развёрнута в другую сторону — это сплошь и рядом. Знаки расставлены с жуткого бодуна. И в этом всеобщем бардаке мы говорим о соблюдении ПДД? Давно уже пришли к выводу, что россияне ездят, как и живут — по понятиям, у каждого свои.У дорожников аналогичные проблемы, как и у гаишников. Так чего хотим добиться — безопасности или пополнения бюджета? Определиться бы надо…

          • Артем Краснов

            >>>И где же эти благословенные края?))
            Банальный пример: еду с утра по улице Двинской, двойная сплошная возле перехода около школы №54, дорога расширяется до двух полос, по встречке обгоняет чудо на Кашкае и уходит направо. Правый ряд при этом свободен. Тоже «излом профиля» помешал? А поймают его, будет рассуждать о пополнении бюджета и малозначительности нарушения.
            Хорошо, там где ситуация неоднозначная — я согласен с принципом «трактовать в пользу водителя» (статья 1.5 КоАП).
            Но где всё чётко и очевидно, какие могут быть оправдания?

          • Аяврик

            Я про город и не говорю, хотя и здесь поле непаханое. В любую сторону от Че начинается бардак.

          • Артем Краснов

            На М-5 до Уфы основной бардак и необходимость обгонов создают медленные фуры. Что касается знаков, то вполне. 10 лет назад был хаос, сейчас для вменяемого водителя все неплохо. Ну, может есть какие-то места, где разметка подстерлась, давно там не ездил, по если мозг не отключать, особенных проблем (кроме фур) нет.

  2. Sweeper

    Мне думается, что ничто не мешает либо прямо прописать в КОАПе градацию нарушений, связанных со встречкой, либо Верховному суду дать соответствующее разъяснение для судей.
    Что-то типа: зацепил левыми колесами сплошную; вернулся после обгона задев сплошную, не создав никому помех; развернулся по малому радиусу, не создав никому помех; еще какие-то легкие варианты — 5000 р.; все то же самое, но с помехами (по видео) — 2 месяца лишения; фигачил по встречке; осознанно по односторонке против шерсти и т.п. — 4-6 месяцев. Все варианты можно обсуждать.
    Сделана же градация для превышения скорости. Чем встречка хуже?! Число основных вариантов все же конечно. Во всяком случае процентов 95 ситуаций в них уложатся.

    • Аяврик

      Здесь неминуемо войдёт в противоречие понимание помехи водителем и гаишником (судьёй). Вспомните хотя бы непропуск пешеходов. Он ещё дома шнурки завязывает, а по гаишному разумению его уже нужно начать пропускать. Здесь с Артёмом согласен: сколько судей, столько и мнений.

      • Sweeper

        Ок, давайте обойдемся без помех. Я за детали не держусь. 😉 Суть ведь не в них, а в самой идее градации, прописанной максимально четко.

        • Аяврик

          С чёткостью тоже проблемы…(( Стоит только максимально чётко всё прописать, тут же появятся какие-то нюансы, которые тоже нужно учитывать. С ужасом вспоминаю, как ВС пытался сформулировать определение обгона… Лавкрафт отдыхает.

          • Наверняка появятся. И придется их учитывать. Но все равно полагаю, что это будет лучше, чем ничего. Собссно, именно это я и имел в виду, когда писал про 95% ситуаций, которые уложатся в градацию. Ну а 5% останутся, конечно…

          • Аяврик

            Ещё бы найти законотворца, который озадачится этой проблемой. Там другие темы в приоритете.У меня до сих пор госдума вызывает ассоциации с гениталиями Аполлона на сторублёвке. Вот веришь — гляну на член — а дума о Думе… Клиника какая-то…

    • Артем Краснов

      Я, в принципе, согласен о градацией нарушений. Скажем, начало обгона через сплошную всё же более намеренное нарушение, чем завершение. Возможно, когда запустят систему «Народный инспектор», где основным доказательством будет видео с попутной машины, введут и градацию. Правда, это будет градация штрафов, потому что лишать прав суд может только тех, кто попался инспектору лично.

      • Sweeper

        Да, при использовании видео дальше градации штрафов не пойти.
        Но я больше даже подразумевал ситуации, в которых инспектор фиксирует нарушение лично.
        И хотелось бы, чтобы с одной стороны этот самый инспектор не начинал многозначительно поглядывать на водителя, зацепившего сплошную колесами, приговаривая: да, батенька, что же вы так неаккуратно, у вас еще и штрафик, наверное, есть, это вы попали, лишат вас… А с другой стороны, чтобы водитель, умышленно и внаглую летящий по встречке, не лечил потом судью, что я, мол, случайно, первый раз в жизни и все такое, присудите 5000 для начала…

  3. Чебурашка

    одно время была информация что м5 собираются расширять через горы в сторону уфы. как оно там на этом фронте с информацией? сейчас насколь знаю копаются только в районе свертка на чебару. хотя редко сейчас там езжу, могу и опаздывать с информацией.

    • ТотЧувачок

      дальше свертка на Чебару пока дело не идет. там и ковыряются.

  4. Артем Краснов

    Не следил. если честно. Ну расширять-то её не первый год собираются, и даже расширяют потихоньку. Также слышал о варианте платной дорогие-дублере через горный участок М-5.

Добавить комментарий