Первые ПДД Челябинска

Написано к 14 августа — дню ПДД. За идею и контакты благодарю Ирину Фадюшину

Первые правила дорожного движения в Челябинске по объему сравнимы с небольшой статьей — всего 2400 символов. Для сравнения, современные ПДД — это уже целая книга на 200 000 букв. Я сравнил две редакции правил, которые разделяют столетие.

Читать газету 1913 года непросто: и лексика странная, и букв незнакомых много

ПДД местного разлива

Первые дорожные правила Челябинска опубликовала газета «Голос Приуралья» летом 1913 года. Официально документ назывался «О порядке езды на велосипедах и автомобилях», и почти повторял близкий текст для Оренбургской губернии.

Текст шел в череде других заметок о распродаже билетов на пьесу «Казнь» в четырех действиях, о приговоре экипажу финляндского парусника за истязание матросов-негров (20 месяцев арестантских отделений) и запуске сферического аэростата в Петербурге, который поднялся на высоту 2000 метров.

Средство пополнения бюджета

Водители должны были иметь «билет на право управления» и «нумерной знак» — касалось это автомобилистов, гужевых извозчиков и даже велосипедистов. На автомобилях и велосипедах знак крепился на заднюю сторону сиденья. После экзамена «выдержавшему испытание выдавалось о том свидетельство».

И «госномера», и права нужно было обновлять каждый год 1 мая. Причины для современных автомобилистов знакомы: насыщение бюджета.

— Поскольку выдача подобных документов находилась в ведении городской управы, скорее всего, таким образом пополняли казну, — рассказывает заместитель директора областного архива Николай Антипин. — Если автомобилей в то время были единицы, то извозчиков — порядка 800, поэтому доход от ежегодных осмотров был неплохим. Существовали и нелегальные извозчики, которые возили пассажиров, не имея документов. За соблюдением правил следила полиция, которая могла арестовать нарушителя, конфисковать транспортное средство и наложить штраф.

Фото предоставил объединенный государственный архив Челябинской области

Проблеме лихачей — сто лет в обед

Появление правил неслучайно. Судя по газетным заметкам, жалобы на транспортников в то время были весьма распространены, цитируем: «Несмотря на неоднократные заметки в печати, легковые извозчики в темные ночи до сих пор продолжают ездить, не зажигая фонарей у экипажей, вследствие чего безнаказанно калечат пешеходов». А вот другое сообщение: «Близ городского общественного сада, на шоссе, была сшиблена женщина. Велосипедист, подняв своего стального «коня», быстро скрылся…»

В общем, нелегальные «маршрутчики» и лихие велосипедисты доставали обывателей еще век назад.

Первые автомобили в Челябинске

— Первые два машины привезли в Челябинск в 1909 году: их приобрели банкир Аглая Марданова и инженер Константин Самборский для использования в качестве такси: первая планировала наладить связь между городом и железнодорожным вокзалом, второй хотел организовать перевозки из Челябинска в Троицк, — рассказывает Николай Антипин. — Но оба плана не реализовались. Но в 1911 году в Челябинске появилось уральское автомобильное товарищество, которое объединило автомобилистов — значит, они уже появились.

Городской дилижанс

Впрочем, частные машины в те годы были огромной редкостью. Большая часть челябинского транспорта имела коммерческое назначение: конные дилижансы заменяли современные автобусы (цена проезда — 5 копеек), а извозчики работали таксистами (35 копеек). В 1911 году появился первый автобус с мотором (10–15 копеек) и прокат автомобилей (3–4 рубля в час), но обе технологии оказались чересчур передовыми: полноценное автомобильное движение появится уже после Первой мировой войны.

Лошадей не огибать

На момент разработки постановления «О порядке езды…» головной болью были всё-таки велосипедисты. Им воспрещалось ездить в скверах, садах, по тротуарам, бульварам и пешеходным дорожкам, а главное — нельзя было пугать лошадей (а ведь так хотелось). На случай беспокойства лошадей велосипедист обязан был умерить ход или сойти с велосипеда и даже закрыть его собой. Опережать повозки разрешалось справа, а обгон слева допускался лишь при остановке лошади у тротуара. Парам велосипедистов запрещалось огибать лошадей с двух сторон.

Правил обгона для автомобилей не существовало вообще. Видимо, авторы первых ПДД еще не верили в способность машины обогнать лошадь.

Откуда взялся правый руль

Интересно, что правила 1913 года устанавливали правостороннее движение. Выпуск в Риге праворуких Руссо-Балтов наводил на мысль о левостороннем движении в Российской Империи, но это ошибочное мнение. Просто в то время считалось, что правый руль удобнее, потому что водитель может выйти сразу на тротуар.

Скорость до 20 км/час

Быстрая езда вообще воспрещается, писали авторы правил. Ехать следует не быстрее обыкновенной лошадиной рыси и держась за руль; огибать углы или пересекать улицы следует, по возможности, тихим ходом.

Для справки, лошадиная рысь — это скорость примерно до 20 км/час. Такие ограничения действуют сейчас во дворах. Впрочем, для велосипеда скорость 20 км/час считается вполне приличной и сейчас, но для автомобилей такие ограничения были откровенной дискриминацией. Так, рубеж в 100 км/час они преодолели еще в конце XIX века, а в десятых годах прошлого века даже массовые модели, вроде Ford T, разгонялись до 60–70 км/час.

Не лихач и уступай крестному ходу

Недавно в ПДД появился запрет на опасное вождение; был он и в правилах 1913 года, правда, с витиеватой формулировкой: всякого рода фигурная езда, состязания, злоупотребление звонками, гудком и прочее воспрещается. Другими словами, циркачам место в цирке.

Но были и совсем уж зловещие пункты, например, при встрече с крестным ходом, большими похоронами, процессиями или вообще значительным числом пешеходов либо экипажей, велосипедисты обязаны сойти с велосипеда и провести его в руках или же уйти в боковую улицу.

Первые в мире ПДД

А почему день ПДД отмечается 14 августа? Потому что в этот день в 1893 году во Франции был опубликован первый текст правил, и он тоже был для внутреннего, французского, пользования. Вопрос о создании единых для Европы ПДД был поднят только в 1909 году, а конвенцию о формате дорожных знаков приняли в Женеве лишь в 1931 году. К ней, кстати, присоединился и Советский Союз. В этом же году в Союзе был подписан циркуляр «О порядке организации надзора за выполнением правил уличного движения», а через пять лет создана госавтоинспекция. Но единые для страны ПДД появились лишь в 1940 году, да и то не враз: их эволюция до современных стандартов заняла десятилетия.

Выстраданный текст

Многие привыкли ругать ПДД за нелогичность и антинародность, и бытует даже мнение, что ездить по правилам невозможно. Но ПДД — это один из самых выстраданных текстов, который вобрал в себя опыт поколений. В основе своей современные правила представляют стройную систему, которая пусть не исключает рисков, но снижает их во много раз. А без них — полный хаос.

2 Comments

  1. Классный текст, интересно окунуться в прошлое, даже в таком незначительном аспекте, как ПДД. Спасибо!

  2. Убило количество газетной рекламы. Наших рекламщиков там не было, иначе бегать бы лошадке с едровским медведем. Да и извозчики без «Яндекс-такси» как-то неестественны…

Добавить комментарий