Авиасимулятор ТУ-154: тангаж, глиссада и закрылки

Вот она, сила внушения: пока мы разговаривали с пилотом в кабине ТУ-154, я рассматривал вывеску челябинского аэропорта за окном и переживал, как поеду из Баландино домой, если оставил машину где-то на ЧТЗ. Но погодите. Я и нахожусь на ЧТЗ, и всё это — не более чем иллюзия. Но иллюзия удивительно достоверная.

Авиасимуляторы чаще используют для игр или подготовки пилотов. Но этот ТУ-154 — ни то, ни другое. Скорее, это музей с эффектом полного погружения, созданный командой авиаторов-энтузиастов, в которую входит и мой сегодняшний первый пилот — Сергей Никитин.

— Это не муляж: это настоящий ТУ-154, который работал на авиалиниях с 1980 года, — говорит Сергей. — Мы постарались сохранить его в аутентичном виде.

Последние годы карьеры этот Ту-154 летал за «Пермские авиалинии»

Для создания симулятора от самолета взяли переднюю часть, включая кабину пилотов, места первого класса и, что важно, туалет.

Салон первого класса
Сергей демонстрирует надувной аварийный трап (не понадобился)
Советская авиа-утварь
Вы тоже думали, что чёрный ящик — чёрный?
Туалет перманентно свободен
Кассета с записями, которые включали пассажирам в полёте

Сергей готов рассказывать о своем детище бесконечно:

— Мы хотели не просто создать очередной аттракцион, а дать посетителям почувствовать атмосферу того времени и показать, каким именно был этот самолет в мельчайших деталях. Смотрите: вот эта кассета с записями является аналогом современных аудиодисков. У неё собственный электропривод, который позволял быстро находить нужный фрагмент записи, например, с приветствием пассажиров или рассказом о городе, куда прилетел самолет: в данном случае, это Ереван.

В отличие от прав, свидетельство пилота конкретизирует модель машины, на которую есть допуск
Пилот должен знать аэродинамику — этому учат отдельно

Но меня, конечно, манит кабина, попасть в которую во время регулярного рейса невозможно — закрытая территория. Первое впечатление у всех новичков одинаково: черт возьми, сколько же здесь приборов, тумблеров, рычагов и кнопок.

Летать-колотить…

Принципиально управление ТУ-154 не отличается от современных самолетов: у него также есть педали для управления хвостовым рулем, штурвал, рычаги контроля тяги, авиагоризонт, альтиметр… Вернее, около десятка альтиметров (высотомеров) на двух пилотов: основные, резервные, в метрах, в футах.

Основное отличие — в области электроники. Например, современные лайнеры летают зачастую с двумя пилотами, а экипаж «тушки» — это четыре человека, включая штурмана. Результат работы последнего отражался на вот этой ленточной карте, которая прокручивалась по мере полета.

Механический аналог навигатора

Штурман следил за радиомаяками и по удалению и углу вычислял текущее положение самолета, обозначая его для экипажа рычагом-меткой на карте. Сегодня всё это выполняет автоматика на основе спутниковой навигации.

— Но у автоматики есть и минус, — рассуждает Сергей. — Импульс электромагнитной пушки выведет из строя почти всю бортовую электронику современного самолета, а в данном случае ориентирование происходит по гироскопу, который калибруется в момент взлета и работает, пока есть питание.

Гироскоп — это раскрученный до шальной скорости маховик, который запоминает направление

В ТУ-154 был и автопилот, но не столь автономный, как сейчас: если современный лайнер способен пролететь из аэропорта А в Б без вмешательства человека (с некоторыми оговорками), то автопилот «тушки» всё же требовал настройки на курс в узловых точках маршрута.

Полеты на симуляторе для посетителей проходят в кресле второго пилота справа, куда я и забрался, пробуя увесистый штурвал. От количества приборов, в которых ты ничего не понимаешь, чувствуешь легкое унижение, но оно проходит, когда Сергей выезжает по рулежным дорожкам аэропорта Баландино на взлетную полосу.

— На этом симуляторе можно полетать над многими городами, включая Нью-Йорк, Вашингтон, Москву и Сочи, но для челябинцев, конечно, интереснее всего сделать крюк на малой высоте над Челябинском и найти свой дом.

«Вон твой дом»

Трехмерную модель Челябинска прорисовывали специально для этого проекта, поэтому на ней есть «Синегорье», свечка «Видгоф», ледовая арена «Трактор» и вообще все здания, реки и озера в периметре кольцевой дороги Челябинска.

Но меня занимает другое: как только самолет разгоняется до взлетных 280 км/час и отрывается от полосы, я чувствую характерный провал, будто кресло уходит из-под пятой точки. Я понимаю, что никакого провала нет, и даже имитатор вибраций еще не установлен (но скоро его сделают). Вероятно, мозг воспринимает достоверность происходящего и добавляет кое-какие иллюзии от себя.

Мы совершаем несколько петель над Челябинском, пролетая над промзоной ЧТЗ, центром города, ЮУрГУ и Шершнями.

— В реальности пилоты стремятся как можно быстрее занять эшелон, потому сразу набирают высоту. И тем более никто не разрешит гражданскому лайнеру летать над Челябинском: это позволено разве что военным. Но мы можем пройти на высоте около 500 метров, — говорит Сергей.

Во время «полета» удивляет занятость пилота: помимо штурвала он то и дело манипулирует тумблерами и рычагами, и понять логику происходящего весьма сложно.

Сергей Никитин и Алексей Игнатов

Поэтому для оценки симулятора я пригласил своего товарища Алексея Игнатова — автогонщика, который получил лётную лицензию. Он занимает место второго пилота, и мы повторяем полет. Из переговоров двух летчиков я вычленяю массу новых слов, вроде тангаж, глиссада, интерцепторы, дальний привод. Особенно много терминов сыпется при посадке, и напряженность процесса такова, что даже в кабине авиасимулятора невольно хочешь пристегнуться. На достоверность работают и звуки: после касания полосы раздается надрывный вой турбин, включенных на реверс.

Наше приземление проходит удачно, но успех не гарантирован. Сергей говорит, что симуляция позволяет разбить самолет, но делать это нежелательно: придется долго перезапускать программу. В остальном управление настолько приближено к реальному, что, по словам Сергея, даже опытные летчики отмечают натуральность ощущений. Впрочем, это не всегда плюс.

Приборы работают не все, но информации и так в избытке

Я спрашиваю о впечатлениях у Алексея, которому есть с чем сравнивать.

— Вообще, классно, — говорит он. — Единственное, симулятор получился слишком сложным для обычного человека и даже для пилота, потому что управление у ТУ-154 требует долгого изучения, а уровень достоверности здесь достаточно высокий. Если придти на этот симулятор с улицы, то, фактически, сможешь только чуть-чуть контролировать курс или высоту, не более того — остальное будет делать инструктор. Но чтобы погрузиться в атмосферу, этого достаточно.

Алексей говорит, что не смог уследить за всеми параметрами, которые должен контролировать пилот «тушки».

— Например, на автомобиле для поворота мы просто крутим руль. На самолете всё совершенно по-другому: ты должен следить за высотой, креном, скоростью, на некоторых моделях — за скольжением (у ТУ-154 для этого есть автомат). Я, например, упускал какой-то из параметров, пока концентрировался на другом. Полеты на таком авиасимуляторе требуют серьезной подготовки.

Сергей гордится тем, что удалось сохранить «тушку» для потомков

Но Сергей сразу открещивается от роли авиаинструктора:

— Мы не ставим целью научить кого-то летать на самолете — этим занимаются специализированные школы…

— Которых теперь нет, — иронизирует Алексей, вспоминая ситуацию с «ЧелАвиа».

— Мы хотели дать людям, увлеченным авиацией, возможность погрузиться в полет на ТУ-154, ощутить его в мельчайших деталях, — продолжает Сергей. — К нам уже приходило несколько пилотов и просто специалистов, которые имели дело с ТУ-154 в реальной жизни. Они садятся на место пилота и первые несколько минут просто гладят штурвал, приборы, рычаги. Для них это словно машина времени.

Не завтракайте плотно. Ну мало ли

Познакомиться с авиасимулятором могут все желающие, но цены высокие: полетный час стоит 5000 рублей. Сергей говорит, что цена позволяет отсечь тех, кто идет «просто по приколу». Его детище — для фанатов авиации.

Я выхожу из кабины с чувством легкого головокружения. Во время полёта в полутемной кабине над виртуальным Челябинском мозг работал на полную катушку, пытаясь примирить картинку за окном с данными вестибулярного аппарата. Некоторых укачивает, но в моём случае обошлось.

Сергей планирует работать над авиасимулятором «Крылья советов» и дальше: требуют калибровки некоторые приборы, а ещё нужно повысить реалистичность света фонарей, избавиться от легких подергиваний в боковых окнах и добавить настоящих вибраций.

Страшно подумать, куда нас в итоге заведет виртуальная реальность, если уже сейчас хватаешься за подлокотник, когда ТУ-154 закладывает крен в районе парка Гагарина.

6 Comments

  1. Летал на таком в качес продуктамитве пассажира, но, с одним но, самолет принадлежал к военной авиации. Эти пацаны точно не изучали книжку об аэродинамике ТУшки, ну или в это время в наряде стояли. Вертикальный взлет и пасадка в исполнении военлетов, те еще ощущения. Что самое интересное, экипаж 4-5 человек, а при взлете и посадке (мы летели из Москвы в Хабаровск с дозаправкой в Кате) из кабины их выходит ДЕВЯТЬ человек, и дружною толпою, медленно уходят в хвост. Для, а кто же самолетом то рулит. Как потом сказали пацаны просто за товарами и продуктами в Хабару в свои выходные летали

    1. Вчера мне объяснили, что у гражданской модели есть ограничения, например, угол крена — 18 или 30 градусов, чтобы пассажиров не напугать. Для военных целей их, наверное, снимают 🙂 Ну и пилоты, наверное, лихие.
      А уйти из кабины самолета теоретически можно. Если автопилот не пьян 😀

  2. Автопилот — нужная штука.
    Летят здоровенный транспортник и рядом два истребителя сопровождения. Истребителям скучно, для развлекухи крутят петли, бочки, иммельманы и прикалываются над коллегой с транспорта, мол, тебе так не сделать. Тот отвечает: «Сейчас я такое сделаю, что у вас никогда не получится.» Истребители ждут, что он такое отчебучит на своём сарае; проходит минута, пять, десять… «Эй, на транспорте, делай, чего мы не можем!» «Уже сделал.» «Что ты сделал?» «Да посрал с сигареткой…»

  3. так то круто да… ну и цена конечно крутая. )))
    мне вот техническая часть интересна этого аттракциона, как он старую кабину от ту-154 связал с системой авиасимуляции. все рычаги, переключатели, педали. либо какие то готовые решения есть, которые настраиваются под конкретный самолет, либо он крутейший мастер, инженер и программист.

    1. Там целая команда работала, как я понял, то есть не он один, конечно.
      Программа для симуляции готовая, но, естественно, она требовала массы переделок под конкретную задачу, например, прорисовка Челябинска, от которого изначально были лишь контуры с абстрактными строениями. Ну и подключение приборов, видимо, через какие-то цифро-аналоговые преобразователи, предполагаю, что всё это в индивидуальном порядке настраивается.

Добавить комментарий для АяврикОтменить ответ