Новая «Нива»: что скрывает симпатичный концепт

На Московском автосалоне АВТОВАЗ представил прототип новой Lada 4×4, который поставил точку в затяжном споре о том, какой должна быть новая «Нива». Но белые пятна остались, и главный вопрос: будет ли новинка внедорожником?

Рецепт прототипа Lada 4×4 Vision читается невооруженным взглядом: на воображаемый каркас классического ВАЗ-2121 команда главного дизайнера АВТОВАЗа Стива Маттина «натянула» фирменный Х-образный дизайн. Автомобиль сохранил милые черты старой «Нивы», вроде надбровных поворотников и вентиляционных решеток на задней стойки, к которым добавился сложный рельеф боковин и «клыкастый» передок. Концепт напоминает пропорциями трехдверную «Ниву», но на самом деле дверей пять.

Серийную модель ждут не раньше 2021 года, но «сферическим конем в вакууме» прототип не является: пропорции и стилистику он воспроизводит верно. И если со стилем всё более-менее понятно, то куда больше вопросов к технике.

Здесь уместно вспомнить другой проект «новой Нивы», показанный в 2014 году компанией General Motors, которая владеет как торговой маркой Niva, так и долей в совместном предприятии с АВТОВАЗом, где сейчас выпускают Chevrolet Niva.

Концепт GM публика приняла тепло

Джиэмовский вариант был хорош: не столь экстравагантный и похожий, скорее, на «Шеви Ниву», он смотрелся гармонично и, главное, обещал сохранить и даже приумножить внедорожные качества.

Но судьба его оказалась сложной: в конце 2014 года начался рыночный спад, а в 2015 GM практически свернул бизнес в России. Разработка новой «Нивы» продолжилась, но помимо проблем с финансированием возникли и более глобальные. АВТОВАЗ, игравший важную роль в разработке, стал всё больше смотреть в сторону совместного проекта с Renault.

Поэтому нынешний прототип к той «Шниве-2» отношения не имеет. Например, у него поперечное расположение мотора, что говорит, фактически, о полном переосмыслении концепции «Нивы». Ведь серьезных «проходимцев» с поперечным мотором не так уж много: для компоновки настоящего полного привода с раздаткой продольный мотор подходит лучше. Например, компактный внедорожник Suzuki Grand Vitara имел продольное расположение мотора и отказался от него, лишь когда Vitara окончательно «опаркетилась». С поперечной компоновкой экспериментировали в основном модели, находящие на полпути между внедорожниками и кроссоверами, например, Toyota Highlander.

В основе вазовского проекта взятая у Renault платформа B0 второго поколения, которую уже получил пока недоступный в России новый Duster. Вероятно, у тольяттинцев будет некоторая степень свободы по доработке конструкции под идеологию «Нивы», но сама платформа является легковой.

Нерешенным остается вопрос о типе привода. «Дастер» использует типичную для паркетников схему, когда основными ведущими колесами являются передние, а задние включаются в сложных условиях электромагнитной муфтой. Наследнице «Нивы» вроде бы нужен честный полный привод с центральным дифференциалом, а еще лучше — с возможностью его блокировки и понижающей передачей. Но такая трансмиссия дорога, а общий спрос на бескомпромиссные внедорожники неуклонно падает. Поэтому решится ли альянс Renault-Nissan-АВТОВАЗ на такие инвестиции ради узкой прослойки фанатов — неясно.

Не исключен вариант, когда новинка получит «паркетный» полный привод, а внедорожность обеспечат малой кровью. Например, за счет увеличенного просвета, накладок на бамперы, особого режима работы ESP и тому подобных ухищрений, которые используются сегодня даже на легковых моделях.

Скажем, новая модификация Lada X-Ray Cross АВТОВАЗ имеет селектор выбора «внедорожных» режимов, который меняет работу бортовой электроники в зависимости от типа покрытия и вроде бы улучшает проходимость.

Но я всё равно жду новую «Ниву» с огнём в сердце. Спрос на кроссоверы не ослабевает, а интригующий дизайн лишь разжигает аппетит. Вот только надеяться на сохранение цены Lada 4×4 не стоит. Если сегодня за неё просят в районе полумиллиона рублей, то средние комплектации новинки, по моим оценкам, окажутся не дешевле 1 млн. Столько сейчас просят за полноприводные «Дастеры» в предтоповых комплектациях, и соплатформенная «Нива» вряд ли будет дешевле. Увы.

8 Comments

    1. Да, если ещё цену удержат в разумных пределах, будет бомба: тот же Дастер многих отталкивает именно имиджем, а тут весьма удалась. Хотя Лада за 1,3 млн рублей (в топе) — это психологически сложно 😀

      1. Психологически сложно озознавать что стоимость любой машины стремится к стоимости квартиры (комнаты), ну а так, как убитый енот каждый день дорожает, то и рынок реагирует как положено. был бы деревянный по 30 стоил бы этот аппарат меньше чем полляма (хотя?!,…..)

  1. Вот как то не вижу я этот пепелац на переднем моноприводе. Это как купить сапоги болотники с дырочками для вентиляции, чтобы не потело.

    Как минимум должен зад подключаться, хотя бы через муфту. А так вполне прикольный получился. Интересно, сколько в реале останется от экстерьера когда реально выйдет на рынок.

    1. Полный привод будет точно, вопрос просто в типе- или муфтой, как у Дуси или Х-трейла, или с центральным дифференциалом, как у Гранд Витары, например. Во втором случае может быть очень интересный компот, но и цена высокой. Я ставлю, что всё-таки на муфте сделают, но с просветом сантиметра 23.

      1. Ну для совсем уж отмороженных любителей можно и Витаровский вариант сделать. Пусть будет. Покупашки думаю найдутся.

      2. Ну это вопрос инвестиций, грубо, в 100-200 млн евро. Окупятся или нет — это уже экономисты будут считать.
        Спрос на внедорожники всё же снижается. Внедорожник по своей сути должен быть попроще, без этих бамперов и боковин мудреных. Поэтому паркетная трансмиссия, вероятно, вполне достаточна.

Добавить комментарий для Артем КрасновОтменить ответ