Рыжая бестия

Как-то я задавался вопросом, какая из сухопутных машин обладает наилучшей проходимостью, и нашёл свой идеал. Но то был очень дорогой полувоенный аппарат на гусеничном ходу. А кто из колесных вездеходов достоин титула?

В Златоусте мы наткнулись на такой вот аппарат, и наверняка он в шорт-листе претендентов.

Серийные внедорожники всегда компромиссны, потому что отвечают еще полусотне требований. А прототипы строят в почти безлимитном режиме. Ограничением является лишь техрегламент соревнований, для которых они предназначены, но, судя по «Рыжей бестии», регламент не слишком строг.

Впечатление компактности обманчиво: «Бестия» высоченна
Такой холм для неё, конечно, семечки. Она и на забор влезет.

Я сразу залюбовался «Бестией» в профиль: обратите внимание, что крайние точки  — это не бампера или рама, а колеса. Она может подъехать к стенке и подняться…  «…пока не кувыркнется», — добавляет создатель и гонщик Вячеслав Галузин.

Мост с боевой отметиной

Какой именно просвет под мостами, владелец не измерял, говорит, это не самый принципиальный параметр. Мы сошлись, что полметра тут есть. Важнее нулевые свесы и большое расстояние от земли до центра базы. Тем более при штурме сильных изломов помогаю гулливерские ходы подвески.

Центральный редуктор раздаёт момент на два вала

Полный привод лишен центрального дифференциала — то есть оси соединены жестко, что исключает взаимное проскальзывание. Приводы на мосты — карданными валами.

А это колесные редукторы: они, с одной стороны, увеличивают дорожный просвет, с другой — крутящий момент на колесах. Понижающей передачи у машины нет: при таком каскаде редукторов она и не нужна.

Мосты от «Волги» с мощными буксировочными петлями привлекают внимания гидроцилиндрами рулевого управления. Механической связи между рулем и колесами нет — только гидравлическая.

Поэтому при езде по асфальту нужно привыкнуть к специфике и возможным подруливаниям. Для серийных машин такая конструкция вообще запрещена. Зато она снижает удары по пальцам при агрессивной атаке бездорожья и позволяет сделать машину полноуправляемой.

Отдельным рычагом задние колеса можно повернуть независимо от передних: в противофазе они снижают радиус разворота, при синхронном повороте позволяют ехать «крабом». Владислав говорит, что эта особенность очень выручает на бездорожье, например, при выезде задним ходом.

Но в ряде дисциплин такой подход запрещен, и тогда механизм поворота задних колес блокируется и пломбируется.

Основные элементы подвески — очень длинные продольные рычаги, точки крепления которых находятся практически в центре автомобиля — в гражданских машинах таких вольностей не встретишь. А ход подвески весьма важен для проходимости по сложному рельефу.

Вкупе с длиннющими стойками-амортизаторами это позволяет колесам двигаться с метровой амплитудой. Стойки, кстати, регулируемые: они настраиваются по жесткости и длине. Например, автомобиль можно опустить для снижения центра масс, что полезно при атаке уклонов.

Регулируется и давление в шинах, а система централизованной подкачки восстанавливает его за пару минут после проезда, скажем, болота. Правда, для профессионального штурма топей нужны всё же другие шины: эти больше для камней и косогоров.

Вячеслав демонстрирует заплатку:  за счет подкачки удалось дотянуть до цели даже после серьезного пробоя шины.

А это двигатель V8 (3UZ-FE) от Lexus мощностью под 300 л.с. (!), аккуратно спрятанный в передней части машины. Честно говоря, думал, мотор у неё позади кабины: восьмицилиндровый агрегат потерялся в «челюсти» этого великана.

Хотя баланс веса чуть смещен вперед, расположение двигателя в пределах базы сделало развесовку близкой к идеалу.

Шноркель позволяет ездить по воде буквально под крышу, но проблема в другом: тогда вода заливает салон. «Нормальное явление», — комментирует Вячеслав. «Особенно в холода, наверное, неприятно», — говорю. Он смеется: «Да бог с ними, с холодами: когда с поверхности болота льется торф, грязь и лягушки — вот что неприятно».

У «Бестии» много фар, потому что некоторые соревнования длятся сутки напролет. «В десять утра начинаем, в десять утра заканчиваем», — говорит Вячеслав.

В салоне — приятный минимализм и ничего маркого. Штурманская рация позволяет второму пилоту выбираться из машины на сложных участках и корректировать движение. «Обычно он подбадривает: давай, Слава, нормально походишь. А я говорю: ты изнутри посмотри, в лобовом стекле — одно небо», — смеется Вячеслав.

А где, пардоньте, педаль сцепления?

А нигде. Здесь стоит пятиступенчатый автомат от того же Lexus, что, на первый взгляд, очень странно для настоящего вездехода. Но Вячеслав видит одни плюсы: легче управление, больше низового момента (за счет гидротрансформатора), а главное — плавнее дозирование тяги.

На центральной консоли — закрытые крышками тумблеры.

А эти два рычага — система раздельного торможения задних колес, которая позволяет буквально вертеться на месте. Правда, эффективность этой обновки ещё нужно доказать.

Сиденья, конечно, с хорошо развитой боковой поддержкой и многоточечными ремнями безопасности.

А что за тормозные диски находятся в недрах машины позади кабины? Я думал, это основные тормоза, но они (тоже дисковые) расположены в привычных местах, на ступицах колес. Здесь же видно тормоза механической лебедки, корпус которой — в середине. Тяговое усилие просто чудовищное: Вячеслав говорит, что хороший трос на 14 тонн рвётся играючи.

Трос лебёдки можно вывести вперед или назад: на фото виден передний канал. Движение лебедки синхронизировано с вращением колес, чтобы машина тащила себя и гребла плюс-минус одинаково. Правда, пока Вячеслав не добился идеала: сначала лебедка тянула слишком шустро, теперь — чуть медленнее.

Из других экстренных средств — полутораметровые траки и якорь для лебедки. Использование подобного «допинга» хоть и разрешено, но требует времени, поэтому Вячеслав говорит, что в идеале препятствия проходятся сходу.

Лопата — на совсем уж крайний случай. Судя по её виду, случай такой выпадает нередко. Но Вячеслав говорит, не было ситуации, чтобы он не выбрался самостоятельно, и пришлось бы вызывать, скажем, армейский вездеход.

Тут вроде бы просится тест-драйв или хотя бы демонстрация возможностей «Бестии» на реальном бездорожье. Но мы не стали заморачиваться, чтобы не делать спойлеров. 14 и 15 сентября в Челябинске пройдет этап очень крутых внедорожных соревнований Rainforest Challenge, где вы сможете увидеть «Рыжую Бестию» и еще десяток подобных аппаратов в таких условиях, которые нам на тест-драйве и не создать. Основная движуха начнется 15 сентября в 9.00 на выезде в сторону Кургана: ниже схема проезда.

А накануне, 14 сентября в 17.00 увидеть участников можно будет на Площади Революции. Ожидается не менее 50 экипажей. Помимо статичной экспозиции будут показательные заезды. Но самый сок ждет нас  на карьере около Первого озера 15 сентября. Трассу готовят не первый месяц, и, кстати, обещают хорошую обзорность для зрителей.

Когда стоишь рядом, машина кажется, скорее, грузовиком — высота больше 2 метров

«Рыжая бестия» строилась около двух лет и с тех пор многократно переделывалась Вячеславом, поэтому её можно считать результатом внедорожной эволюции, где тоже выживает сильнейший. А слабейшего спасают «Уралы». 15 сентября узнаем, кто есть кто.

10 Comments

  1. «Центральный редактор, раздающий момент…» — это что то из другой жизни

  2. Эх , свозить бы своего Механика на покатушки . Но 9 утра ….. это адски не реально. Чего не спится то по выходным? Сделали бы в 12 начало.

    1. Свозить обязательно надо, я со своим уж в 3-й раз собираюсь, нравится ему. И там обычно как раз после обеда самый замес в какахах.

      1. Я там буду — увидишь, маякни ))) Ну я буду поглядывать

      2. Эх…придется видимо еще на одни выходные пропустить деревню, и посвятить Малому. Опять. Как бы еще мамку евоную домкратом поднять в выходной, и соблазнить на грязную вылазку. Без мамки пока не вожу. Не любит сзади один сидеть.

        Постараюсь ближе к обеду выбраться, если никаких сюрпризов не случится. Авось там все и пересечемся. Сто лет уже не собирались.

    1. За рулем на попе ровно отсидеться не получится. ))

      Беготни, суеты хватает.

      1. Кстати, недавно наткнулся случайно на видос вот этот — залип на полтора часа https://www.youtube.com/watch?v=MgkTpPtzKRU
        Один из участников, Евгений Шаталов, директор челябинского дилера УАЗ и организатор означенного выше мероприятия (Rainforest Challenge).
        С одной стороны, мужики дурью маются, с другой — ну нереально круто. Уважение буквально против воли возникает 😀

Добавить комментарий для Парящий над дорогоЙОтменить ответ