Доллар по 70: цены снова бомбануло

Автомобильный рынок уже лихорадило весной, когда вслед за выросшим до 62–64 рублей курсом доллара подскочили цены на популярные модели. Но то была разминка: уже в сентябре доллар пробил отметку 70 рублей, и авторынок не стал ждать подарков судьбы.

В конце лета переписывание прайсов приобрело лавинный характер: цены подняли Toyota, Ford, Mitsubishi, Chevrolet, Hyundai, Mazda, Honda, Lada… А в течение лета прайсы хотя бы на одну модель корректировали все значимые для рынка марки.

Например, самый доступный Hyundai Solaris в мае стоил от 646 тысяч рублей, теперь же —минимум 680 тысяч рублей. Для сравнения, всего год назад за Solaris просили от 625 тысяч рублей, а три года назад — от 536 тысяч (за модель предыдущего поколения).

Новый KIA Ceed дороже предшественника — от 980 тыс (+40 тысяч). Но часть прибавки объясняется наличием ESP в базе

Toyota при выпуске новой Camry сделала базовую комплектацию даже дешевле, чем у предшественницы. Но счастье длилось недолго: уже в августе базовая комплектация подорожала более чем на 70 тысяч рублей! Прочие версии изначально были дороже, чем у предыдущей модели, поэтому прибавили не так сильно.

Mazda открыла во Владивостоке моторный завод по производству современных двигателей семейства Skyactive-G: это позволяет снизить себестоимость и выполнить обязательства перед правительством

Тяжело приходится импортируемым моделям: например, Honda CR-V нового поколения подорожал на 70 тысяч рублей и теперь стоит от 1,96 миллиона.

Но прибавляют даже исконно местные модели, например, Lada Granta после недавнего рестайлинга стала дороже на 10 тысяч рублей, а кажущееся удешевление хетча и универсала связано с упрощением базовой комплектации. Дороже стала и Lada 4×4, превысив планку в полмиллиона рублей. Но, например, популярная Lada Vesta с весны не подорожала, хотя с начала года она всё равно прибавила 15 тысяч рублей.

Летом в России стартовали продажи электромобиля Jaguar I-Pace, но цена у него показательная — от 5,825 миллиона рублей

Но больше всего досталось премиум-сегменту, где прибавки должны вызвать гордость владельцев: по данным агентства «Автостат», в июле-сентябре некоторые Lexus подорожали на 137 тысяч рублей, BMW — до 140 тысяч, Mercedes — до 290 тысяч.

Маркетинговые игры Ford

Производители ищут золотую середину, и сложность выбора справедливой цены хорошо видна на примере Ford Focus. Несколько лет самый доступный седан с кондиционером стоил 981 тысячу рублей, но после валютных судорог в апреле перевалил психологическую отметку 1 миллион рублей.

Пока мир пробует новый Focus, в России дорожает предыдущая модель

Это выглядело, как вызов общественным устоям, и тогда в линейку комплектаций добавили версию Trend (от 912 тысяч), которая хоть и уступала SYNC Edition, была аж на 100 тысяч дешевле. Но благополучие длилось недолго: за три месяца Focus подорожал трижды. Сначала база с кондиционером прибавила до 922 тысяч рублей, потом до 934 тысяч, а на днях — до 946 тысяч рублей. И, кстати, удешевления «при прочих равных» не было в принципе: сравнимая с SYNC Edition комплектация Special Edition как стоила 1,012 миллиона рублей, так и стоит.

Рецепт у производителей сегодня один: при постоянном росте фактической цены создать иллюзию удешевления или хотя бы стабильности.

Не только доллар

Рост курсов валют сказывается на моделях даже с высокой степенью локализации: производители отмечают, что к ним привязана стоимость некоторых российских товаров, например, листового проката. Кроме того, даже в российских моделях сегодня есть доля импортируемых компонентов, особенно в электронных блоках.

Но есть и другие причины. Весной вырос утилизационный сбор, причем больше всего — на популярные автомобили с объемом двигателя 1–2 литра. Летом отменили ряд льгот на ввоз автокомонентов, подчиняясь требованиям ВТО. И хотя в обоих случаях государство компенсирует «накрутки» местным производителям из бюджета, делается это с отсрочкой. Поэтому производители используют эти изменения как повод для повышения цен.

Спрос не ослабевает

Цены толкает вверх и знакомый рыночный принцип: если спрос достаточный — цена справедлива. Август стал очередным месяцем, когда продажи выросли (+11%). По итогам 8 месяцев прибавка составила 18%.

Но это не говорит о здоровье рынка и высокой платежеспособности россиян: скорее, тревожные ожидания будущего подталкивают людей тратить деньги сейчас, чтобы не платить больше потом. Это правило работает как минимум с осени 2014 года: незначительное снижение цен наблюдалось лишь дважды, в середине 2015 и 2016 годов. Но удорожание было сильнее, и за четыре года в среднем машины подорожали более чем на 60%!

Нынешние цены являются рекордными с начала активного развития авторынка России в начале нулевых.

Многие ищут спасения на вторичном рынке, но дорожает и он

— Цены и дальше будут расти, — считает эксперт агентства «Автостат» Азат Тимерханов. — Производители не могут так быстро отыграть прибавку курсов валют, иначе резкий рост цен отпугнет потенциальных покупателей. К тому же с нового года повышается ставка НДС, что тоже заставит производителей поднимать цены, возможно, заранее.

Не помогает рынку и закрытие программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые обеспечивали скидку в 10%. Их продлили, но так хитро, что скидка для покупателей действует только на Дальнем Востоке.

И совет остается прежним: если новый автомобиль вам действительно нужен, ждать бессмысленно. Поводов к снижению цен пока не видно, зато к дальнейшему росту — пруд пруди.

Добавить комментарий