Knocking on heaven’s door

Может быть, вы не любителе рок-музыку? Ну, не важно. Чуть-чуть потерпите.

Это видео с концерта Guns’n’Roses 1992 года в Токио (это я прочитал в подписи). Я ничего не знаю о том концерте, знаю лишь, что песня Knocking on heaven’s door написана Бобом Диланом, звучит в одноименном фильме с Тилем Швайгером и еще десятках картин, и что на неё существует миллион каверов, включая этот.

Но видео привлекает меня даже не песней. Я попытаюсь объяснить. Оно покоряет меня первыми секундами. Можем сосредоточиться только на них.

Сначала видишь лишь море людей, вероятно, какой-то стадион. Слэш выходит с двухгрифовой гитарой, мятежный, как языческий бог, взбирается на колонку, поправляет ремень, что-то настраивает, будто бы даже сомневается, на каком из грифов ему сыграть.

Ты ждешь первого аккорда «Достучаться до небес». По-моему, там G. Он создает свободное настроение; не дионисийское веселье, а такую легкость накануне ухода, сентябрьскую теплоту.

Но Слэш выбирает другой гриф и начинает играть что-то незнакомое, тянущее, вязкое, на трех струнах. Подходит человек с зажжённой сигаретой и приклеивает её к губам Слэша: я-то считал, что сигарета у него и не отклеивается.

На фоне появляется бас-гитара и треснувший голос Акселя. Подсаживается светлогривый Дафф. Вся команда стекается, как капли ртути.

“Аll you really looking for is an even break…

Я уж загулил: они играют грустную песню Элиса Купера “Only women bleed” о женщине в несчастливом браке. А может быть, о женщине в любом браке.

И незаметно среди этого уныния проскальзывает мажорный аккорд, а потом еще один. Слэш выдерживает паузу, и… поехали, G, D, С, нок-нок-нок в двери рая. Аксель в ковбойской куртке и шортах гоняет по сцене технического работника, который поправлял микрофоны. Какая идиллия.

“Mama take this badge from me…

Эта песня тоже грустная, хоть и в мажоре.

Но это не зарисовка про богатство, алкоголь или известность, которыми наслаждались Guns’n’Roses в те годы. Это история про то, что привело их туда. Про ту особую струну, что звенела в тот вечер.

Сидя на той колонке, ощущаешь движение ветра и движение людского моря перед тобой. Но ты всё равно один и всё равно свободен. Не нужно ничего доказывать. Пальцы уже достаточно сильны. Ты можешь играть на трех струнах и чувствовать связь с людьми вокруг, потому что, в сущности, между вами нет разницы. Пот на коже хороший проводник тепла.

Хотя это уже не важно. Нет ни пространства, ни времени, ни даже тебя. Есть лишь ощущение абсолюта.

Это небольшое мгновение растянуто на целую вечность. Оно не заканчивается — оно схлопывается, исчезает и в то же время остается навсегда.

Потом возвращается земное, начинается другая песня. Knocking on heaven’s door. Соль-мажор, ре-мажор, до-мажор. Длинные и хитрые переборы, которые известны одному Слэшу. Возвращается обычная жизнь. Возвращается ожидание смерти.

И снова нужно стучаться в дверь рая. Только это уже не пугает. Ты уже был за дверью.

Вот почему мне нравится это видео.

PS: Автор не несет ответственности, если Сол Хадсон (Слэш) в тот момент думал о чём-то совершенно ином…

7 Comments

  1. Отличная зарисовка! Отличная интерпретация! Знаешь, что мне в тебе нравится? Умение вот так улавливать настроение. Ты, как парфюмер — запах, раскладываешь его на базу, верхнюю ноту и ноту сердца. Именно так и ощущаешь этот момент — свобода и единение, спокойствие и уверенность. Как по нотам, которые известны одному лишь Слэшу.
    ПС. Без шляпы Слэш какой-то ненастоящий (с) 🙂

  2. Разбередил рану 🙂 У меня похожие чувства возникают от клипа Bon Jovi «Wanted Dead or Alive». Пересмотрела сейчас — аж в душе что-то сжалось. Сожаление какое-то.

    1. Wanted Dead or Alive первый раз слышал в исполнении, ты удивишься, Тома Круза в фильме-мюзикле «Рок на века». А недавно как раз открыл в исполнении Бон Джови, очень забористо

      1. C Томом Крузом ты меня удивил, это точно. Но Wanted для меня открылась с новой стороны после сериала, ты удивишься, «Сверхъестественное». Песня, которую герой пел за два часа до смерти. Ну то есть он знал что умрет и избежать этого было нельзя. И он пел. И в тот момент я подумала, что Wanted отлично подходит именно для такого момента — для песни перед смертью. Меня аж дрожь пробила от этой мысли.
        А у тебя есть такая песня?

      2. Фильмы очень влияют на восприятие песни, например, My heart will go on не произвела на меня никакого впечатления: одна знакомая заслушивала до дыр, я лишь хмыкал. Когда «Титаник» посмотрел — тоже запал на эту песню. Аналогично It must have been love в фильме «Красотка» и, вероятно, Johnny B. Good в бессмертном исполнении Марти МакФлая.
        Но, я так понимаю, ты о неких экзистенциальных моментах говоришь… Даже не знаю.

      3. Да, об экзистенциальных 🙂 О том, какие песни определяют наше состояние.

Добавить комментарий для НадеждаОтменить ответ