ОСАГО и камеры

И всё-таки власти дожали эту идею: проверять наличие полиса ОСАГО с помощью камер видеофиксации. Пилотный проект стартует в Москве уже в ноябре, причем сразу в жестком варианте: на первом этапе предлагалось лишь предупреждать автовладельца, но от этого предложения отказались в пользу реальных штрафов. Ну а дальше, видимо, практика пойдет по регионам.

При кажущейся простоте идеи возникла масса технических вопросов, потому что база полисов ОСАГО (АИС РСА) находится в ведении страховщиков, а установление собственника машины по госномеру происходит по базе данных ГИБДД. Казалось бы, так ли сложно объединить работу двух систем? Однако специалисты опасаются, что проверка каждой проезжающей под камерами машины на наличие полиса перегрузит базу АИС РСА, которая и так периодически впадает в кому.

В итоге остановились на несколько туманной идее утром каждого дня формировать промежуточную базу данных, которая распределит автомобильные номера по признаку наличия ОСАГО. Эту базу получат центры фотовидеофиксации, которые и будут оформлять постановление на 800 рублей за проезд под камерами автомобиля, номер которого не фигурирует ни в одном действующем полисе. Десять дней дается ГИБДД на дополнительную проверку отсутствия полиса по базе данных АИС РСА, чтобы исключить ошибки, после чего постановление финализируется и отправляется собственнику.

Пока нет полной ясности, будет ли наказываться каждый проезд под камерами или, например, один в сутки. Я уже затрагивал проблему двойных штрафов: в случае с длящимися нарушениями совершенно непонятно, какой именно отрезок времени считать отдельным нарушением. За отсутствие полиса ОСАГО мне представляется справедливым штрафовать не чаще раза в сутки, чтобы у водителя была возможность оформить полис, если виной — забывчивость, цей. Но если власти пойдут по жесткому пути, наказывая за любой проезд, дневной урожай штрафов будет впечатляющим. Например, мой недолгий путь от дома до работы проходит под надзором четырех комплексов. Прокатившись туда и обратно без полиса я заработаю штрафов на 4 х2 х 800 = 6400 рублей.

Скорее всего, идею ещё не раз допилят с учетом опыта тестовой эксплуатации. И когда она заработает в регионах, у меня будет масса поводов для статей, потому что наверняка будут сбои, ложные срабатывания, задержки с внесением информации в базу данных и прочие детские болезни.

С другой стороны, выбора нет: стоимость ОСАГО ещё раз вырастет до конца года (предположительно, на 20%), а идею повысить штраф хотя бы до 5000 рублей законотворцы не поддержали. Страховые при этом всё чаще судятся с клиентами, подлавливая их на мелочах и отсуживая ранее сделанные выплаты. Предполагаю, количество ОСАГО-ненавистников при таком подходе растет лавинообразно, но и отсутствие полиса нередко выходит им боком. Поэтому проблему езды без ОСАГО нужно так или иначе решать.

В принципе, предложенный вариант кажется мне вполне рабочим и справедливым с поправкой на качество работы системы. Как известно, женитьба баз данных в России — мероприятие непредсказуемое.

Теоретически систему можно чуть-чуть обмануть. Если сотрудник ГИБДД проверяет наличие полиса на конкретного водителя, то электронике будет достаточен любой действующий полис. Тогда, например, зарегистрировав автомобиль на дедушку из Верхнего Уфалея 18-летний челябинец сэкономит на страховка 152-сильный Skoda Octavia почти 18 тысяч рублей! Правда, это несколько экстремальный пример, к тому же, власти вынашивают идею отказа от территориальных коэффициентов.

В любом случае, при таком подходе количество водителей без ОСАГО снизится, и это неплохо. Потому что если уж власти не хотят отменять автогражданку совсем, нужны прозрачные правила игры. Нынешний штраф слишком мал, поскольку среднего автомобилиста тормозят, может быть, пару раз в год. При этом те, кто пренебрегает ОСАГО сейчас, по сути, перекладывает проблему на остальных: недополученную прибыль страховые стремятся компенсировать за счет роста тарифов, а в случае ДТП невиновный автомобилист тратит массу нервов с безосажным оппонентом. И ОСАГО, при всех ограничениях этой страховки, позволяет компенсировать хотя бы часть ущерба.

8 Comments

  1. Помечтаем: все безОсажные перепугались и купили страховку. СК получили прибыль в полном объёме. Вопрос: снизятся ли тарифы?
    Вот написал — а самому смешно… до слёз…

    1. Тарифы вырастут при первой же возможности, это да. Вопрос в том, насколько. Что интересно, среди безосажных наверняка куча отморожнных маргиналов, которые если и заплатят за страховку, потом набьют машины на сто страховок. Так что еще не известно. выгодно ли это страховым 😀
      А вообще концентрация безосажных сама по себе напрягает, потому что судиться с ними, а тем более уповать на честное слово (как было в моем случае полтора года назад) не всегда хочется

      1. К вопросу о выгоде. По весне догнал одного кренделя, впервые за десять лет… Себе номер погнул, у терпилы задний бампер скособочился. Летом пошёл продлевать страховку, а мне говорят «Извиняйте, вы нам не подходите». И вот думаю — неужто я по меркам АСКО такой злостный? И где гарантия, что взятый с улицы клиент не окажется тем самым маргиналом? Довольно странная политика…

      2. Да, чет с этим ОСАГО тупик со всех сторон. Уже не поймешь, кому оно нужно. Страховые действительно занялись чистками своих портфелей от клиентов с авариями. Но, кстати, должны были по «единому агенту» предложить вариант. Так себе вариант, конечно, но всё же

      3. Портфели оне чистят… Лучше бы мозг себе прочистили.
        Мне вот такой нюанс любопытен: есть условный Вася Пупкин, который регулярно в кого-нибудь въезжает. Все СК его посылают, и поневоле остался он без полиса. Задрочат штрафами? Или, как вариант, СК с ближайшим филиалом в Южно-Сахалинске. Очередное ДТП, и?
        Как страшно жить…(((

      4. И вот ещё проблема. Раньше к мелким ДТП большинство относилось философски — ну, треснул бампер, поцарапалось крыло, фонарь раздавили… Мелочи жизни, время деньги, даже если ситуация спорная. Ну, снимут КБМ, ну, купишь полис чуть дороже… Сейчас смысл страховки теряется, ибо за поцарапанное крыло ржавого Ланоса заимеешь такой геморрой, что впору рассчитываться наличкой на месте. И не факт, что отдашь адекватную сумму; колер-то редкостный. Сам красил.)))
        А я теперича в Ренессансе. Агент подсуетился.

      5. >>>Есть условный Вася Пупкин, который регулярно в кого-нибудь въезжает
        Вот и не будет въезжать, потому что ездить не сможет. Вообще там придумывают какую-то муть с видеонаблюдением за продажей полисов (чтобы не отказывали), но, как вы правильно заметили, страховщики будут отсылать к компанияна Сахалине и найдут другие лазейки.

      6. По мелким ДТП получается что-то вроде варианта с франшизой, то есть иной раз проще на месте рассчитаться и не парить мозги. Но с другой стороны, на Западе это хорошо работает: люди ездят аккуратно в том числе. чтобы не дай бог не ухудшить свою страховую историю.

Добавить комментарий для Артем КрасновОтменить ответ