На что способен таксист

Вчера мне встретился классный таксист. По шкале таксистости он бы набрал баллов 80 из 100.

Точку А и Б моего маршрута соединяла улица Братьев Кашириных, и любой дурак встал бы в конец пробки у цирка и через сорок минут оказался месте. Мой же таксист прошил город по негостевым маршрутам (я даже зарисовал, как именно), и через те же сорок минут я был на месте, но увидел раза в полтора больше. Маршрут экскурсионный, углубленный и дополненный.

Красным — короткий путь, черным — выбор таксиста

Таксист был молодой, приятной наружности и очень разговорчивый. Еще до первого перекрестка он сообщил:

— В городе машины почти у всех, и это очень плохо. Никто не умеет водить. Я удивляюсь, как они не боятся садиться за руль.

Оказалось, таксист он случайно, а вообще ездит на большегрузе. Я даже удивится, что водитель самосвала имеет такую почти интеллигентную внешность.

Потом выяснилось, что в России крутоваты налоги для малого бизнеса и власти напрасно его душат. Я хотел было вставить про бремя ЕСН для ипэшников, но оказалось, таксист и сам бизнесмен и владеет ооошкой, которая производит, как я понял, светодиоды. Цена им — 10 рублей, налог — пять. Наверное, ради налогов он и таксует.

Ехал он хорошо, не нарушал, разве что «Нексия» глохла на холостом ходу. Работала она на метане — нечастое, кстати, явление в Челябинске. Мы сошлись во мнении, что метан — идеальное топливо для России.

«Правда, если ГБО хреновое, движок можно перегреть…», — подумал я.

— Я тут движок перегрел, — продолжил невысказанную мысль таксист и тут же нашел повод для оптимизма. — Разобрал: поршни чистые, цилиндры чистые. На промывке сэкономил.

В промежутках между бизнесом, таксованием и вождением самосвала он учится в Екатеринбурге. Я наверняка ещё чего-то не знаю, но парень — железный кандидат в кадровый резерв России.

И тут легко скатиться уйти в сарказм. Да, мой герой имел почти все первичные признаки таксиста, кроме тяги к шансону или рэпу. Но я подумал о другом: когда мы посмеиваемся над таксистами, которые бизнесмены-директоры-эксперты-тренеры, бывшие или подающие надежды, мы никогда не знаем их предельных возможностей. Нам проще думать, что они половину сочиняют, половину преувеличивают, а на деле рождены лишь крутить баранку. Ведь иначе зачем им быть таксистами?

И это верно. Но верно и другое: мы действительно не знаем, сколько среди нынешних таксистов потенциальных Вавиловых, Булгаковых, Жуковых или Джобсов. Да просто толковых людей, чья толковость растрачивается в основном на ремонт подвески.

Количество по-своему одаренных людей примерно одинаково во все времена, но если предположить, что концентрация условных Пушкиных сейчас не меньше, чем во времена Царскосельского лицея, то почему кругом одним Басты? Где все Пушкины? Вот они: подрабатывают таксистами. И слушают Басту. Или греют жопу в офисе. И слушают Монеточку.

Они не знают себя, а если знают — молчат, а если не молчат, им советуют: «Ты на дорогу лучше смотри». И они смотрят, ведь дорога — дело нешуточное. Как нешуточное дело ипотека, футбол и дедлайны. Может быть, мы вырождаемся?

Если бы меня попросили назвать одну проблему России, я бы выбрал вот что: неумение проращивать зерна. Даже по-другому: неумение отличать зерна от пыли. Отсутствие необходимости это делать. Таксист — это всегда таксист, а всё остальное лишь его пустословие и статистическая погрешность, которой нужно пренебречь.

Мы не верим в будущее, пророщенное снизу. Мы высекаем его сверху топорищем национальных кастингов, госпрограмм и стандартов. Мы отмахиваемся от тех, кто хочет расти, в пользу тех, кого можно заставить расти. Мы хотим лишь растений, способных принять форму каркаса. Мы боимся проращивания, потому что в этом есть что-то мистическое. Всё растущее дико кажется сорняками, на которых спеет лишь самодовольство, вольнодумие или печаль. Мы не верим, что нечто новое может возникнуть без указов, регламентов, инвестиций, каких-нибудь тренингов или курсов повышения. Мы даже в себя не настолько верим, не то что в таксистов.

Спрос на сильные личности ниже, чем спрос на таксистов. И разве это не признак благополучия? Спокойным должно быть время, когда строптивые генералы и упёртые академики могут отдохнуть в шкуре извозчиков, менеджеров или журналистов. Таксист — это уже почти приговор. Работать таксистом проще, чем изживать таксиста в себе. Не все готовы.

А пустословие таксистов — не всегда постусловие. Может быть, это неосознанная попытка найти место для шага вперед, заявить о проблеме, достучаться. Попытка тщетная, конечно, и даже наивная.

Я вовсе не утверждаю, что мой герой в самом деле заслуживает большего. Я его не настолько знаю. Я просто оставлю эту дверь приоткрытой на случай, если в неё кто-то захочет войти.

Мы приехали, я отдал 150 рублей (без сдачи, если можно…), поблагодарил. Это была хорошая поездка. Необременительная.

19 Comments

  1. Буквально недавно думала примерно о том же. Довелось писать рекламно-имиджевую статью про WorldSkills-2018. Типа торжество рабочей профессии: фрезеровщики, сварщики, наладчики, водители автопогрузчиков. Вот они там все показывают свое умение, в том числе и решать нестандартные задачи. Это здорово. Те, кто участвовал в этом, с восхищением рассказывают о победителях: «Он такой класс показал!» Вроде бы хороший знак, да? Людям рабочих специальностей дается шанс продемонстрировать свое мастерство, получить заслуженную награду.
    Но есть и обратная сторона, о которой мне рассказал мастер одного из цехов одного из наших заводов (не скажу какого, чтобы случайно не уронить имидж предприятия). Кого отправляют на эти соревнования? Самого лучшего? Хрен ли! Самый лучший останется в цехе, потому что план и заказчики теребонькают, а кроме него никто не сделает, у всех руки из жопы. Может, тогда самого неугомонного? Рационализатора? Да нет же! Он конфликтный, ляпнет еще журналистам не того. Да и могут переманить. У нас зарплаты невысокие, а есть места, где повыше чуть не в два раза. Пусть лучше те заводы не знают о нашем Петровиче.
    Вот и получается, что вроде как соревнование призвано выявить таланты, а таланты на него не едут. Потому что важнее, чтобы они вкалывали, а не показывали всему миру свои умения. Пусть лучше Петрович этот таксует, чем за свою рационализаторскую работу будет получать премии и награды.

    1. В принципе, сказанное тобой можно применить к шоу «Голос». Вот давно наблюдаю: ведь действительно жесткое сито, хороший материал, голоса, постановки, всё на уровне, который условному Виктору Цою на заре его треньканий и не снился.
      А что дальше? Висят афиши. Ездят призеры «Голоса» по России, чешут залы, зарабатывают. Ну можно понять. Но где Цои-то?
      И тут вдруг становится ясно, что шоу не спроста называет «Голос», потому что там голос и ничего кроме. А то, что кроме, не требует такой помпы и прочего. Оно само должно вырасти и заявить о себе.
      Но этот ген если не потерян, то заснул. Не растёт само. Не хочет. Таксует, может быть. Объяви кастинг или какую-нибудь премию: набегут. Но мотивация не та, результат не тот. А само всё равно не растёт.
      Я понимаю, что общество начинает плодоносить, когда жопа подгорает. Когда война, голод или ещё что-нибудь. Когда труд академика имеет экзистенциальный смысл для общества. А не как с британскими учеными радийный эфир разбавить.
      Единственное, боюсь, что когда жопа подгорит, оно быстро-то не прорастет.

  2. Хорошо быть молодым, работать на большегрузе, при этом успевать подрабатывать на такси, и еще иметь ОООшку по изготовлению диодов, и учиться-учиться-учитьсЯ. Во суки налогами как задушили. Жизни то совсем нет. Типа денег нет, но вы держитесь. Я вот знаю таксиста лет около пятидесяти, у которого три высших образования, был не мелким бизнесменом, и работал главой населенного пункта, и много чего в свое время построил в городе. Но выпил, попал в аварию и лишился всего, всего, всего. А теперь, в силу возраста и подспудного с трех — четырехкратной в году периодичностью, обувания синих тапок, его ни кто не берет на работу, и он таксует на машине бывшей жены. А маЛЧик умен ну просто не по годам.
    «Мы отмахиваемся от тех, кто хочет расти, в пользу тех, кого можно заставить расти» я бы наверное сказал, в пользу тех кого НАДО ИЗ ПОД ПАЛКИ, заставить расти (и не факт что что то получиться).
    НУ а работать в такси для души, типа как хобби в свободное время, ну так я завидую этим людям черной при черной завистью.
    Ну а таксист-приговор, ты это Артем зря. Многие и очень многие когда то работали в такси (особенно в 90-е). И среди них есть и Жуковы на сегодняшний манер, да вся академия генштаба, при обучении (денег то не было совсем а то что было было только на бумаге, з/п не видели по 9 месяцев), работали или грузчиками или таксистами. И артисты и поэты (этих конечно не так много ибо муза в трезвом состоянии не посещает).
    Да возьми, даже великого челябинского махинатора экстрасенса, бизнесмена, волшебника, парапсихотуфтапевта, г-на Филимонова, тоже когда то работал в таксопарке. А потом кем только не был, закончил миллионером со своей финансовой компанией с признаками пирамиды ( при этом имеющей действующие успешные свои бизнес-проекты).

    1. >>Ну а таксист-приговор, ты это Артем зря.
      Мне хочется верить в лучшее. Про таксистов 90-х не говорим, так и академики таксовали только в путь. Я про нынешнюю молодежь. Таксист — это же условно. Кто-то менеджером пригревается, кто-то журналистом… А мог бы? Мог. Но тепло же и, главное, сухо.

      1. Заточены только на выживание. Культ зарабатывания денег, а не ожидания муз. Потому как не многие могут заработать занимаясь любимым делом, или хобби. Да и не все то, что может сделать тебя «великим» вообще принесет денег, даже на просто существование. При коммунизме видимо было проще. с 8 до 17 ты у станка, (с зароботком стабильным и постоянным вполне позволяющем не только существовать но и заниматься любимым делом), ну а после посещение и познавание муз, хобби-тов, и прочих высших материй.

      2. Вообще сводить отсутствие ярких деятелей только в экономическим ограничениям я бы не стал. Тут, скорее, что-то в воздухе, в головах, в настроении. Когда есть страсть, найдешь и время, и ресурсы. Ну это как с любовью: смешно же слышать, мол, никого не люблю, потому что денег нет любить. Так и хочется сказать: ну тогда не пользуйся услугами проституток и люби бесплатно.
        Ну и потом, соглашаясь на легкие пути люди часто загоняют себя в эту колею навечно. Иногда стоит заморочиться, потому что человек с более редким набором скиллов в любой области может зарабатывать больше таксиста. Но многие же как рассуждают: вот я молодой такой, красивый, зачем мне все эти нервы? Мне нужна непыльная работа, чтобы купить джинсы и коробку конфет для девушки. И устраивается каким-нибудь продаваном. И вот проходит 20 лет, он уже лысый или седой, и всё также трудится продаваном.
        Чет я прям себя описал, ну разве что профессия другая и 20 лет ещё не прошло 😀

      3. Это почти правильный таксист попался. Меня однажды из аэропорта на ЧМЗ через пр. Ленина возили. Малость до Копейска не доехали. Вот экскурсия была так экскурсия…
        А про любовь без денег не согласен. Любить-то можно; прогресса никакого. Я, к примеру, в огороде люблю копаться, но гадство, расходов больше, чем гладиолусов.
        Яркие деятели в России появляются не благодаря, а вопреки. Ведь очевидно: хочешь вырастить что-то хорошее — создай условия, корми, заботься. А забросишь лопату — вырастет какой-нибудь хрен типа Басты; мало того, что все цветы задушит, его потом хрен чем изведёшь. Кароче, я за культурное земледелие. Государство против.

      4. Вот по поводу любви за деньги. Проституки гораздо выгоднее и любви и семьи это первое. Ну и нет у нас калстеров для людей с более редкими скиллами. И да вот на 74 откровения одного из Ариэля, тоже не противоречит, озвученного мною и Аявриком, вот его исповедь а если почитать коменты то Ваще все становиться понятно, кто кем правит и какое быдло здесь живет.
        https://74.ru/text/gorod/65470201/

      5. Таки да, проститутки, подозреваю, рентабельней. Но любовь такая штука — параллельно рентабельности, а может, и здравому смыслу. И почему все разговоры возвращаются к деньгам, выгодам, плюсам, минусам… Есть же и другой слой жизни. Или нет?

      6. Почитал колонку Ярушина, какие-то смешанные чувства оставила, если честно.
        >>> Когда я принял решение покинуть Челябинск, никто меня не просил остаться…
        С одной стороны, свинство властей, когда бренды города уезжают и никому нет дела. Приезжают — тоже нет дела (хотя как снег на голову сваливаться тоже, наверное, не нужно).
        С другой… Ну чисто в личном плане как-то наивно рассчитывать, что каждый чиновник будет твоим большим фанатом, кем бы там ни были. И будет уговаривать тебя выступить, остаться, и прочее.
        И время Шнура уйдет, и Бузову забудут. И Шевчука выперли из родной Уфы, и Высоцкого не везде принимали. С этим нужно уметь мириться. Даже очень известным людям. Тем более, когда они давно не на пике (здесь я о чистой медийности говорю).
        Полагаю, у Ярушина ещё очень силен стереотип советского времени о «всенародно любимом». Сегодня нет таких. Это не в качестве критики — сегодня нет универсальных икон, за кого держался бы каждый червяк в чиновничьем кабинете. И смешно, наверное, на это обижаться.
        Оставаться нужно не потому, что уговаривают. Вот когда шибко уговаривают, надо с подозрением отнестись. 😀

  3. «Я удивляюсь, как они не боятся садиться за руль.» вот и меня постоянно эта же мысль посещает. 9 жизней им кто то чтоль обещал…

  4. Я не местный
    150р. за 40 минут поездки? Минус бензин, минус амортизация машины, страховка, доля агрегатору и т.п.?
    Сколько ему остается на руки?

    У нас в городе есть разное время и разные тарифы.
    Но 40 минут поездки стоят в среднем в два раза дороже.

    «Таксист» это не приговор, но диагноз. Легкая работа не требующая напряжения мозга + риск нарваться на неприятности.

    1. Сам удивляюсь, в чём тут профит. Ну потому он и петлял. чтобы хоть как-то ускориться. Но, по-моему. почти не выиграл.

    2. у наших агрегаторов не время, а расстояние. Вот потому, и постарался таксерик, типа побыстрее доехать, без пробок. Ведь типа время деньги. Ну а амортизацию ТС, в большинстве своем никто из, особенно начинающих,таксистов не учитывает. Страховку тоже можешь убрать, ведь используют машину поджопного варианта, и как следствие, без эмблемок он совсем не таксист. У нас многие яндексы ( если машина не самого агрегатора а частника,, при дтпхах срывают наклейки, дабы в СК не спалиться.
      Когда ночевал в Шахтах, так же вызвал такси по приложению RUtaxi. Выбрал вариант эконом, туда куда надо было съездить приехал быстро за 90 рублей около 9 км. А вот в обратку ( то же расстояние но уже за 97 рублей) замучился ждать. При этом агрегатор в приложении через пять минут предложил ускорить процесс ожидания, увеличив стоимость поездки на цельных десять рублей. Через двадцать минут я сдался и согласился на поездку за 107 рублей и каково же было мое удивление когда через 30 секунд подъехал пепелац ( 2110 98гв).
      За рулем студент, говорю ему а че по 97 рублей нет желания ехать. На что было сказано что сосем не выгодно за такие бабки возить клиента (у него прибыли всего двадцать семь рублей с учетом бенза авмортизации. и оценки своего личного времени) , а вот 107 уже в прибыли. Но вот мне, темному, так и не стало понятно, почему стоять (просто просирать свое время не везя клиента за стоимость на 10 рублей ниже), гораздо практичнее, чем взять эту прибыль обыкновенным увеличением оборотом денег, увеличив количество клиентов.
      Так ты простоял и не получил даже двадцать семь, но при этом смену, типа, по полной отхерачил. Это не сто, пятьсот, полмиллиона денег, а сраные десять рублей).

      1. «»а вот 107 уже в прибыли. Но вот мне, темному, так и не стало понятно»
        Наверное, по той же причине, по какой пишут ценник 99,99 а не 100. Чисто психологический аспект.))

  5. Те кто не умеет водить просто не понимают, чего бояться. Боятся выезжать на улицу те, кто умеет водить.

Добавить комментарий для Артем КрасновОтменить ответ