Депрессия и не только

Сегодня день психического здоровья, о чём я узнал, читая отличную историю об излечении от депрессии на 74.ru. Мне она понравилась правильной интонацией: без морализаторства, без смакования, честный и прямой рассказ о том, как оно бывает.

Фото героини материала по ссылке выше

Зато доставили комментарии — половина считает, что их подобные вещи не коснутся никогда и щедро раздают советы. Хотя у нас через одно если не псих, то на грани.

Психическое (не)здоровье — тема в России почти табуированная. И сумасшедший у нас стереотипен — он либо прячется от пришельцев, либо кидается на людей с вилкой от айфона. Слюной там брызжет. Курсы биткоина предсказывает. Хотя помимо необратимых и ярко выраженных состояний есть ещё пограничные, которые встречаются у вполне обычных людей. Но коль скоро тема  постыдная, мы предпочитаем не замечать её, пока не увезут в смирительной рубашке. 

Ту же депрессию я долгое время считал синонимом плохого настроения. А когда учился в аспирантуре, заболел один из руководителей предприятия, с которым мы тогда сотрудничали. И мой руководитель сказал: «Всё, надолго его закрыли. Диагноз — депрессия». Я удивился: мол, из-за такого пустяка уйти с работы на месяцы — это странно.

Стал интересоваться. Оказалось, депрессия — это не просто плохое настроение, это нечто более фундаментальное, и советы «ищи позитив» не работают. Ну то есть ты можешь завести роман хоть с Анджелиной Джоли и все равно чувствовать себя разбитым и ненужным (спросите у Брэда). Если бы простые советы работали, депрессивных не было бы вообще. Особенно напрягает «химическая» депрессия, против которой человек и его воля практически бессильны.

Есть и модные болезни, например, биполярное расстройство. Якобы оно было свойственно многим сверходаренным личностям, например, Ван Гогу и Курту Кобейну. Оно проявляется в чередовании фаз душевного спада и подъема. Представляете, как это круто: три месяца пьешь и молчишь, а еще месяц фонтанируешь шедеврами. Под статьями про биполярное расстройство частенько встречаются самодиагнозы, дескать, вот, у меня оно самое и есть. От подобного китча спасает альтернативное название заболевание, которое использовалось в советское время — маниакально-депрессивное расстройство.

Есть, конечно, совсем неприятные вещи, например, шизофрения — фактически, распад мозга, когда разные его отделы перестают взаимодействовать. Галлюцинации, бредовые теории, паранойи и всё такое.

И еще много чего: недавно список психических заболеваний пополнился ещё одним, возможно, самым приятным — игроманией. А есть и совершенно уникальные состояния, о которых обожают писать книги и снимать фильмы — множественная личность (хорошая статья на тему).

Проблема психического здоровья не интересует рядового читателя из-за стереотипа, что психи — это какая-то очень конкретная, обособленная группа людей. И будто в этой группе все безвозвратно конченные. И будто мы туда точно не попадем.

На самом деле степень психического нездоровья зачастую не имеет подобной дискретности: ноль или единица. Человек может попадать в пограничные состояния, болезнь может накатывать волнами. И наоборот: некоторые состояния, за которые нас считают немного того (или мы сами считаем) не являются патологиями — врачи назовут их особенностью характера. Ну нервный вы или ворчливый — это ещё не диагноз. Недавно я писал про обсессивно-компульсивное расстройство, и многие верно заметили, что описанные мной симптомы — это, скорее, нормальная реакция замороченного рутиной мозга. Но предрасположенность налицо. 

Самый интригующий аспект психических заболеваний вот в чём: абсолютно нормальные люди, как правило, абсолютно заурядны. Это не значит, что все психи — гении. Напротив, психиатры сходятся во мнении, что даже если великий человек страдал психическими заболеваниями, творил он, как правило, в периоды просветлений. Дело тут в другом: великими или сумасшедшими людей порой делают одни и те же врожденные особенности. Например, в одной из классификаций типов личности есть так называемый шизоидный: его представители склонны к шизофрении, но также могут вырастать в блестящих ученых, шахматистов, исследователей. Замкнутость, занудство, зацикленность на каких-то идеях могут привести к построению как бредовых теорий, так и блестящих. Иногда выделяют градации: легкая форма — шизотимик, более выраженной — шизоид. Ни то, ни другое не считается психическим заболеванием, а лишь предрасположенностью, так что в любом случае «творят здоровые».

И поэтому, наверное, неплохо осознавать ценность психического здоровья, даже если в силу наследственности или образа жизни вы близки к пограничному состоянию или чего похуже.

К сожалению, тема табуирована не только из-за очевидных минусов быть психом, но и самим медицинским сообществом. На Западе, например, всё поставлено на коммерческие рельсы, поэтому псих ты или нет, а лечить тебя будут пристрастно и годами. Два наиболее популярных течения — это психоанализ и CBT, что расшифровывается как когнитивно-бихевиористская терапия (лучше и не расшифровывать).

Первый тип лечения предполагает углубление в бессознательную жизнь пациента, изучение детских травм, комплексов, постыдных желаний, полеживание на кушетке и откровенный рассказ о том, как в возрасте четырех лет ты размазывал дерьмо по стенам и получал от этого наслаждение. Второй подход помягче: он предполагает осознание конкретных факторов, которые раздражают и дестабилизируют личностью, и постепенное их устранение. Скажем, вы уясняете, что ваша работоспособность резко снижается, когда ваш начальник хвалит коллегу (а он же известный дебил, у-ха-ха). Вы углубляетесь в причины этого явления, расставляете акценты и перестаете реагировать. У-ха-ха.

В России проблема обратная. У нас психиатрия всегда была хардкоровой, не терпящей полутонов, а в отдельные периоды — ещё и карательной. Попав на учет к психиатру легко лишиться массы всего полезного, включая и водительские права. И это не считая общего позора. Амортизатором могли бы выступить психологи, но они зачастую действуют методами тренеров личного роста, давая советы из серии «просто настройся на успех», что вряд ли работает в серьезных случаях. Опытных авторитетов немного, шарлатанов — полно, и средний россиянин попросту не знает, куда обратиться.

Пожалуй, России не помешало бы больше открытости в этой области. Пора избавляться от мнения, что псих — это нечто постыдное и необратимое. От того, что мы не замечаем проблемы, она не исчезает. И она рядом: водители с битами, алкоголики, сетевые тролли, любители порнушки, упертые спорщики — они не обязательно сумасшедшие, но кандидаты. Успешный фасад не всегда скрывает столь же полноценную личность.

Я бы сам пообщался с хорошим психологом или психиатром. И по-журналистки, и для себя. Но страшно доверять свой мозг кому-то, в ком ты не уверен. Но как минимум о таких вещах полезно иногда говорить.

19 Comments

  1. =Замкнутость, занудство, зацикленность на каких-то идеях могут привести к построению как бредовых теорий, так и блестящих.=
    Многие идеи, считавшиеся в прошлом бредовыми, сегодня признаются обществом, как гениальные. И наоборот. Так что неизвестно ещё, кто есть ху. Забавно, как кардинально время влияет на психику.))

    1. Ну, откровенный-то бред обществом не признавался. Скорее, были провокационные теории, которые со временем оказывались истинными или ложными, но всё равно в них должно было быть зерно здравого смысла.
      Кстати, эту тему еще сложно обсуждать из-за спутанности терминологии. Например, слова дебил, идиот, даун и прочие вошли в лексикон, и зачастую мы называем ими отнюдь не сумасшедших. И да, идеи «одного идиота» могут оказать толковыми, но он должен быть идиотом не в медицинском смысле.

  2. Меня в психиатрии настораживает другое. Отрасль медицинская, а вот что она лечит? Кардиологи — сердце, ортопеды — суставы, стоматологи зубы. А какой орган находится в ведомстве психиатров? Психика? А где она находится? Только официальные академические издания дают более 20 определений психики. А сколько еще неакадемических определений, не признанных академиками (что не говорит об их неправильности)!
    Может, психиатры лечат мозги? Но мозг — это орган нервной системы, и всеми патологиями в передаче сигналов занимаются неврологи. И все медикаментозные методы лечения суть неврологическая фармакология. Подавить одни реакции, разогнать другие. Но это не лечение психики, это коррекция биохимических процессов нервной системы. А психика — это нечто другое, нежели работа всяких там синапсов нейромедиаторов.
    Тем не менее отсутствие болящего органа вполне себе допускает развитие целого МЕДИЦИНСКОГО раздела, который че-то там изучает и разрабатывает какие-то там методы лечения непонятно чего.
    Или вот взять кардиологию. Как врач поймет, что ты болен? Назначит анализы и проведет обследование. Вот на УЗИ у тебя с сосудами не айс, вот кардиограмма у тебя хреновая, и Т-зубец на ней предынфарктный… То есть конкретные биологические изменения, которые приводят к ишемической болезни сердца, к миокардиту, к инфаркту. И ты знаешь, что если с этими анализами ты пойдешь к другому врачу, он скажет плюс-минус то же самое.
    А что же психиатры? Какие анализы берут они? Какая аппаратная диагностика помогает выявить затемнения или стеноз, уплотнения или отек психики? Все методы именно психиатрии — визуальный осмотр и беседа. Что там врач решит в процессе беседы — один бог знает. Поставит он тебе шизофрению или биполярное расстройство, обнаружит у тебя манию или невроз? ХЗ. Самое главное, что нет никаких анализов и обследований, результаты которых я могу показать другому врачу. Другой врач будет проводить свою беседу и задавать в ее ходе свои вопросы. И выставить новый диагноз. Или вообще скажет, что ты здоров.
    Конечно, есть аналитические методы, но они не психиатрические. Они опять же выявляют неврологические патологии. Например, нарушение функций синапса может быть как при шизофрении, так и при менингите или энцефалите. А падение уровня дофамина наблюдается при онкологических или судорожных заболеваниях.
    Так вышло,что я 13 лет вынуждена была общаться с врачами-психиатрами, которые сами не раз признавались, что психиатрия — беспредметная наука. Из разряда фотографий ауры и ментальных проекций. И у меня вера в нее очень сильно подкосилась.

    1. Ты интересную тему подняла.
      Человеческое сознание, психика ну или «душа» — загадка и для науки в целом, думаю, пока мы находится на уровне, когда можем препарировать лягушку бензопилой. Но всё же иногда попадается не лягушка, а здоровый слон, и худо-бедно выходит.
      Психические заболевания, как я понимаю, разделяются (с некоторой условностью) на органические поражения нервной системы и чисто психологические эффекты, связанные с функционированием здорового мозга. В первом случае психиатрия, вероятно, не слишком отличается от остальной медицины. Во втором мы вступаем как раз на ту темную территорию, где пока даже наука двигается ощупью.
      Но и отрицать методы такой психиатрии я бы не стал. Можно говорить о том, что есть плохие психиатры, которые идут путем наименьшего сопротивления и сажают пациентов на таблетки вне зависимости от причин болезни. Но это уже проблемы не науки, а организации.
      В остальном есть примеры, когда психологи и психиатры действительно помогали людям, наша коллега из статьи по первой ссылке — один из них.
      И, кстати, есть методы объективной диагностики даже неорганических состояний, с помощью тестов. Тот же тест Роршаха при всей его странности дает довольно устойчивую картину, хотя требует квалификации того, что интерпретирует результаты.

      1. «И, кстати, есть методы объективной диагностики даже неорганических состояний, с помощью тестов.»
        Я бы не стала называть эти методы объективной диагностикой, потому что их составление, ровно как и прохождение легко имитируется под любое состояние. Зная трактовки тестов, я легко могу закосить под шизофреника и получить белый билет.Или наоборот, я могу скрыть свои расстройства, отвечая на вопросы нужным образом.
        Но попробуй усилием воли изменить уровень лейкоцитов и гемоглобина в крови! Попробуй усилием воли создать затемнение в легких, нарушить целостность кости или показать эндоскопу язву в желудке. Слабо? Именно поэтому аппаратная и морфологическая диагностика — объективные методы, а тесты, беседы, осмотры — субъективная.

      2. >>>Но попробуй усилием воли изменить уровень лейкоцитов и гемоглобина в крови!
        Это вполне возможно. Ну не конкретно лейкоцитов, я не настолько в теме, но смотрел тут передачу про гипноз, и один из выводов — психика человека очень сильно влияет на его организм. Не только на уровне пульса/давления, а даже на конкретные показатели, которые обычно считают «бессознательными».
        А описанные тобой проблемы диагностики универсальны. Диагностика автомобиля тоже наполовину субъективна, научные измерения тоже имеют массу нюансов. Ну знаешь, чтобы померить скорость потока. нужно внести в него датчик, а поскольку датчик вносит возмущение в поток, появляется погрешность, и её нужно оценить, и далее, далее…
        В этом смысле психология отличается лишь тем, что объект изучения более сложный, люфты больше, но принципиально, думаю, методы есть всё равно. Пусть пока и примитивные на фоне того. что могло бы быть.
        Опять же: есть просто плохие психологи/психиатры, я здесь говорю не о них, а о подходе вообще.

      3. Психика, конечно, влияет, да. На уровень гормонов, например. Но вот на появление или исчезание перелома — вряд ли. На появление или исчезание аневризмы, тромбов, холестериновых бляшек тоже. Короче, любой тест я могу обойти, подготовившись к нему. А вот подготовиться и обойти рентген я не могу. Никто не может.

    2. Беспредметная — не значит бесполезная. Сколько народу сделало себе имя на этой беспредметности, один Фрейд чего стоит. А уж диагнозы — вообще песня: «Вы разговариваете со своей собакой? Да у вас, голубчик, шизофрения!» или «Любите огурцы? Налицо латентный гомосексуализм».
      Судя по определению в Википедии, психиатрия — лечение души. Получается, психиатрия — божественная наука, и среди верующих психов не бывает. Атеисты отрицают существование души, следовательно, лечению не поддаются.))

      1. Как мне представляется, Фрейд — большая умница. Сейчас нам привычно считать, что у человека есть бессознательные проявления, но до Фрейда это не формулировалось именно так. Человек считался «кузнецом своего счастья» и так далее.
        Конечно, как любая яркая теория она спровоцировала такую лавину последователей и коммерциализаторов, что была до некоторой степени абсолютизирована. Может быть, её применение стало избыточным.
        Но даже не с точки зрения психиатрии, а с точки зрения понимания человека вообще Фрейд сделал не меньше, чем Бор или Эйнштейн в физике. Перевернул всё с ног на голову.

  3. психология — лженаука. как например астрология. поэтому все психологи (как и астрологи) — шарлатаны.
    всех психологов, психиатров и психотерапевтов переобучить в дворники, пользы будет гораздо больше.

    1. Я по-другому сформулирую: образ психологии формируют психологи-шарлатаны, маскируя толковость самой науки)

      1. Ходили бы они с бейджиками: «Шарлатан», «Не шарлатан» — насколько людям было бы проще…(((

      2. 😀 А знаете, если бы оно было именно так, я бы пошёл к тому, что с бейджиком «Шарлатан». Парень хотя бы не врёт. А это неплохо для начала

      3. Ага. И получить галоперидол вместо валерьянки. Неплохо, да…))

      4. Да, не, Аяврик. Как бы не получить валерианки, за место (ну или в место) галоперидола, по цене тысячи упаковок галоперидола.

      5. А тот, что не-шарлатан выпишет импортный аналог галоперидола за 15 тысяч рублей

  4. Психологи, психотерапевты те что типа лечат душу, все это веяние времени. Психиаторы те что лечат в основном голову, были есть и будут. Да и диагнозы со временем меняются кардинально от самого негативного до благоприятного, и это по одним и тем же симптомам. У меня в недалекие 80, моя любимая бабушка лежала на Кузнецова, а лечили как Вы думаете от чего?. От веры лечили. Верила в бога истово, постилась. еженошно молилась (вот только в церковь не ходила, ибо не нужны ей были посредник- передасты. да и » не настоящие они» говорила она). Лечила, заговаривала, отливала, крестила, замаливала. Много чего что говорила что будет про будущее, сбылось. Телевизор, уже в то время (как бы это было не смешно, смотрела только после того как на голову положит молитвослов, повяжет на голову платок, наденет строительную оранжевую каску, и обязательно чтоб » Живый в помощи» повязан на талии.) Облучают говорила она ВАс с телевизоров, по другому как то информация подается с подоплекой). Пока была жива, в нашей достаточно большой семье (а мы и в пятом колене еще роднимся), все было благополучно. Как ее не стало кто то начал сспиваться, у кого то дела пошли с горы, у кого то разлады в семьях.
    Так вот лечили именно от веры в бога. НУ а сегодня. верят все ведь это модно. и ни кто не лечит.
    ЗА время службы повидал и депрессивных. и буйных, и самоубийц, да много с кем встречались, и общались.
    И могу сказать, психология ( как наука и как частичка здравоохранения и медицины) на гражданке, значительно отличатся от психологии в армии.
    ТАм ее ваще нет. Но там то они в большинстве своем заканчивали хоть и военную кафедру но по профилю психологии, а не как большинство гражданских, по курсам переподготовки или переквалификации.
    Очень там, в ВС РФ, любят различные профилактические мероприятия, особенно по профилактике суицида. ТАк вот на одной из лекций психолог при генштабе рассказывал о суицидниках и стадиях их дохода до «наложения рук». Бля. сколько там стадий, это просто уму не постижимо. он лекцию про них пять часов читал. После занятия как обычно — задавайте вопросы. Поднял руку и спрашиваю, а сколько времени по минимуму, может занять у суицидника от момента зачатия мысли о самоубийстве до момента привидения в исполнения. КАково же было удивление офицерского состава да и самого лектора, когда ответом были обозначены минимальные временные рамки в районе долей секунды. И на хрена вся эта ваша профилактика.
    Ну и душа поэта, а каждый из нас в душе «поэт», легко ранима. И эта рана может быть нанесена обычным с виду совсем не обидным словом от малознакомого человека. Как у загипнотизированного есть секретное слово, или жест или звук. Сказал, и все пизнес, в глубоком ауте.

    1. Интересный экскурс в историю вопроса. Но, сдается мне, за секунды решение о самоубийстве принимается крайне редко. И связано это может быть с какой-то органикой.
      >>>Ну и душа поэта, а каждый из нас в душе «поэт», легко ранима. И эта рана может быть нанесена обычным с виду совсем не обидным словом от малознакомого человека. Как у загипнотизированного есть секретное слово, или жест или звук. Сказал, и все пизнес, в глубоком ауте
      Да нет, слово малознакомого человека не может само по себе ранить. Оно может лишь напомнить о ране, которая существовала задолго до этого.

      1. Ну вот как пример, смешно но…. посторонние люди могли и вывести из равновесия просто словом.
        Хоть и написано за религию, но я думаю. можно и к психологам и их килиентам, тоже отнести, после их различных тестов и бесед с ними
        https://youtu.be/6_l7Ibj6klE

Добавить комментарий