Как проезжать косые перекрестки

В последние дни на 74.ru обрушился шквал жалоб на челябинские перекрестке, в том числе на блоге мне говорил об этом ЯрИК. Проблема в пересечениях, которые сужаются или имеют «скачущие» полосы. Они в изобилии появились после «дорожной революции» и ставят в тупик даже экспертов.

Перекресток пр. Ленина и Артиллерийской. Вид с точки зрения водителя, стоящего в левой полосе перед перекрестком — видно, что «целиться» она во встречку
А проблема вот в чём: после перекрестка три полосы
До перекрестка — четыре. И все разрешают движение прямо

— Каждый день вижу аварийные ситуации на проспекте Ленина в районе пересечения с Артиллерийской, если ехать от ЧТЗ в центр, — рассказывает Александр. — Четыре полосы до перекрёстка превращаются в три после него. Левые ряды вжимают правые в обочину. Несколько раз проезжал перекрёсток по второй полосе, не меняя рядности, и уже заранее предвидел, что машины слева будут метить мне в бок.

На перекрёстке Артиллерийской и Первой Пятилетки левый ряд оставлен для поворота, а два правых сильно смещены: фактически, если ехать по второму ряду, после пересечения окажешься в первом. По логике и машины должны двигаться со смещением, но в отсутствие разметки конфликтные ситуации случаются ежеминутно.

Пересечение Чайковского и Комсомольского проспекта само по себе имеет S-образную форму, и хотя до и после перекрёстка остаётся по две полосы, в какую именно целиться, понятно не всегда.

Как проезжать перекрестки, где ряды исчезают или искривляются?

При наличии разметки всё более-менее понятно: нужно выполнять её требования. Примеры таких перекрёстков: Воровского и Сони Кривой (сейчас ремонтируется) и Блюхера с Рылеева.

Перекресток Блюхера и Рылеева: разметка идет по диагонали

Например, при движении по второй полосе улицы Блюхера после пересечения с Рылеева «геометрически» попадаешь в первую полосу. Но разметка предписывается смещаться левее, причем трём рядам сразу. Подход не идеален — в иные дни разметку просто не видно, и возникает конфликт тех, кто помнит о её существовании, и тех, кто едет на видимость. Но так хотя бы проще разбор ДТП — если разметку хоть чуть-чуть видно, виновным с большой вероятностью признают того, кто нарушал её требования.

Сложности начинаются, когда разметки на перекрёстке нет. Правило первое — уступает тот, чья полоса исчезла.

— Например, если при прямолинейном проезде перекрестка по левому ряду вы оказываетесь на встречной полосе, то должны перестроиться правее, соблюдая пункт 8.4 ПДД, который предписывает уступать дорогу тем, кто движется без смены направления, — комментирует автоюрист Лев Воропаев. — То же самое применимо, если исчезает правая полоса, как на перекрёстке Первой Пятилетки и Артиллерийской — уступать должны те, кто в правом ряду.

Это мнение разделяет юрист группы «Форлекс» Николай Попов:

— Автомобилист должен сориентироваться в ситуации. Даже в отсутствие разметки мысленно определить встречную сторону дороги и количество полос, и если получается, что для продолжения движения требуется перестроение — пропустить остальных.

В Челябинске немало мест, где после перекрёстка правый ряд сохраняется, но очень скоро сужается и пропадает: например, такое место есть на проспекте Победы после пересечения с Болейко в сторону ЧТЗ. Естественно, при перестроении левее необходимо уступать соседям.

Около магазина «Юрюзань» совсем беда: в снегопад можно легко угодить в лоб встречной машине

 

Случается, исчезают и левые ряды, как на том же проспекте Победы около магазина «Юрюзань» (пересечение с Горького): сразу два левых ряда упираются в диагональную сплошную линию.

Но что делать, если перекрёсток слишком широкий или сложный, чтобы можно было разобраться, кто и кому должен уступать?

— Если траектории автомобилей пересекаются, а очередность проезда не оговорена иными пунктами правил, в дело вступает пункт 8.9 ПДД — уступать должен тот, кто находится слева, — объясняет Лев Воропаев.

Это относится к участкам с конфигурацией бутылочных горлышек, где границы вашего направления плавно сужаются, не имея явных «ступенек» слева или справа (или знаков сужения дороги). Кстати, необходимость уступать помехе справа в таких ситуациях совершенно неинтуитивна, ведь на подкорке водителей записано, что в правом ряду — сплошные тихоходы.

Но и чрезмерно уповать на правило правой руки не стоит.

— В случае ДТП на перекрёстке сложной конфигурации ГИБДД затребует схему организации движения и будет определять нарушителя исходя из неё, — делится опытом Лев Воропаев. — В таких делах велика роль человеческого фактора, потому что одну и ту же ситуацию можно интерпретировать по-разному.

А понять, что именно имели в виду дорожники, сидя за рулём, можно не всегда. Водитель видит лишь ограниченный фрагмент перекрёстка и должен принимать решения очень быстро, а значит, в иных случаях лучше перестраховаться.

Каждый день езжу через это место на Кашириных (около «Торгового центра»). Правый ряд здесь просится отдать для поворота направо на Красную, но он оформлен исчезающий разгонной полосой

А ещё учитывать привычки.

— На отдельных перекрёстках стихийно складывается некая схема движения, которой подчиняются те, кто ездит по ним регулярно, — объясняет Николай Попов. — И даже если она противоречит тому, что имели в виду дорожные службы и ГИБДД, её тоже нужно учитывать.

Оба эксперта сходятся во мнении, что дать однозначный совет о проезде «косых» перекрёстков нельзя — слишком многое зависит от нюансов. Юристы советуют помимо прочего пользоваться правилом трёх «Д»: дай дорогу дураку.

— Даже если вы уверены в своей правоте, проще уступить, — считает Лев Воропаев. — Расследование таких инцидентов очень превратно.

Николай Попов также напоминает, что долю ответственности могут возложить на обоих автомобилистов:

— Есть понятие обоюдной вины, и если водители обратятся в суд, он распределит её в той или иной пропорции, скажем, 30:70. Скажем, одного водителя обвинят в том, что он не уступил дорогу, другого — что не сделал всё возможное для предотвращения ДТП.

В теории скачущих и исчезающих полос быть не должно, и Челябинск постепенно избавляется от мест с откровенно спорными схемами движения. Но зачастую для повышения пропускной способности перекрёстков выгоднее расширить примыкающую к нему дорогу, а это приводит к появлению спорных ситуаций.

7 Comments

  1. Вывод нужна просто доразметка по самому перекрестку. Сам недавно такие же вопросы АКу задавал. Хотя Сам себя долбогрызом не считаю, да и ПДД в свое время преподавал, т.к. действительно не понятно что имел ввиду разметчик, а что проектант. а то у нас на бумаге может быть одна схема а на асфальте совсем другая. Тут уж как душе художника удобно, ибо он так видит.
    А ни чЁ, что ГРЗ на машинках видны, а не затерты как в гуглях. Никто, ни чЁ не предъявит?

  2. Я помню, как радовались аборигены, когда поворот с Победы на 40 лет сделали двухполосным. По сути, эти две полосы нужны по будням три часа в день, когда народ едет с работы. Остальное время они пустуют, зато обе правые забиты чуть не до Молдавской. На Победы — Чичерина со стороны Юлаева картина аналогичная, по сути, там шесть полос, четыре из которых прямо, но упираются в толпу машин у Градского ТК. Я с ужасом пытаюсь представить, что там будет с открытием Ашана.
    А не пробовали авторы этого безобразия просто поменять режим работы светофора, перекрывая встречный поток? Сделали же на Чичерина-250 лет, там и проблем почти нет…
    Фууу, выговорился, аж полегчало…

    1. Мне иногда кажется, что рисуют разметку и настраивают режим светофора троичники по геометрии, они же пешеходы по призванию . Ибо порой едешь и ощущение что диверсанты в городе .

      1. А уж сколько их на трассе… А Артём не верит.(((

  3. Вот и я вчера ехала по Блюхера по второй полосе при пересечении Рылеева в меня чуть в бок не влетела 15ка , на знаки не смотрят и еще считают что виновата я.

Добавить комментарий