Бензин готовится к ценовому шоку

В начале следующего года Россию ждет рекордное повышение акцизов на автомобильное топливо: в бюджете на 2019 год заложен их рост сразу в полтора раза. Таким образом власти надеются отыграть всё, что было недополучено бюджетом во второй половине 2018 года, когда резкий рост цен на топливо потребовал экстренного снижения акцизов.

Неявная форма дорожного налога

Акцизы — это сборы, которые нефтяные компании платят с каждой тонны реализуемого топлива. Фактически, их оплачивает потребитель, например, в литре бензина АИ-95 «сидит» более 6 рублей акцизов. В 2012 году обсуждалась идея замены акцизами транспортного налога, но в итоге оставили обе формы сборов.

В последние десять лет акцизы прибавляли ежегодно, иногда — дважды в год, и в общей сложности с 2008 года выросли более чем втрое. Самый сильный скачок случился в 2016 году: тогда после двух волн повышения акцизов (с январе и апреле) они прибавили почти вдвое!

В этом году акцизы впервые за долгое время снизили для тушения бензинового кризиса, который разгорелся в конце весны. Но помимо отмены «скидки» на акциз правительство планирует увеличить его дополнительно.

Насколько подорожает топливо

Средняя цена бензина АИ-95 сегодня колеблется около отметки 45 рублей за литр. После июньской корректировки акциз на такое топливо составляет 8,213 рублей за тонну — это соответствует упомянутым 6 рублям в пересчете на литр.

В проекте бюджета заложен рост акцизов до 12 373 рублей за тонну. Несложно посчитать, что он складывается из правительственного «дисконта», введенного в мае, плюс несостоявшегося июльского повышения, плюс планового увеличения акциза в 2019 году.

В сумме это дает увеличение нагрузки до 9 рублей за литр, что станет самым большим единовременным повышением акциза за последние десять лет.

50 рублей за литр — на всех АЗС страны

Формально правительство просто отменяет поблажку, которой воспользовалось в дни топливного кризиса. Проблема в том, что акцизная «скидка» не транслировалась в пропорциональное снижение цены: теоретически, она должна была уронить цены примерно на 2,2 рубля за литр, в реальности же они росли всё лето, пусть и не такими темпами, как до этого.

Если январское повышение акцизов состоится, стоимость бензина АИ-95 в России возрастет до 48–49 рублей за литр. К этому стоит добавить и другие обстоятельства, например, увеличение НДС с 18 до 20%. Поэтому бензин по 50 рублей за литр выглядит всё более реальной перспективой.

Взяться за рычаги

На вероятный скачок цен обратили в Счетной палате, указав на необходимость «дополнительных компенсационных и сдерживающих мер».

Что это могут быть за меры? В правительстве возлагают надежды на «тонкую настройку» налогообложения нефтяных компаний, а в качестве крайней меры — введение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Впрочем, налоговые маневры в России не всегда заканчивают триумфом, а в длительной перспективе оборачивают ползущим ростом цен на горючее. За последние десять лет бензин подорожал вдвое, а 2018 году пока удерживает пальму первенства по интенсивности процесса: если средняя годовая прибавка обычно составляла 2 рубля, то за девять месяце этого года уже превысила 4 рубля.

— С 1 января 2019 года помимо повышения акциза нас ждет изменения в налоговой системе, которые поощряют экспорт топлива и делают менее выгодной его продажу внутри страны, — объясняет эксперт «Независимого топливного союза» Сергей Бойко.

Дефицит топлива на внутреннем рынке, кстати, назывался в числе виновников майской эскалации цен, и после январских изменений снова возможен перекос, считает эксперт.

— Добавьте к этому рост НДС, — продолжает Сергей Бойко. — Топливный рынок опять столкнется с проблемами, которые правительство будет, скорее всего, решать с помощью проверенного метода: сдерживания розничных цен. Оптовые же цены будут формироваться квазирыночным способом через биржу, и мы снова столкнется с диспаритетом оптовых и розничных цен, что сделает ситуацию на рынке искусственной и неустойчивой.

Инфографика Полины Авдошиной

А много ли мы платим за бензин?

Да, он является доминирующей статьей эксплуатационных расходов на автомобиль: по нашим оценкам, средние расходы владельца пятилетней Lada Granta на страховки, налоги, ТО и топливо составляют 76 тысяч рублей, из которых бензиновая часть — 58 тысяч! При расчетах мы принимали средний расход топлива в 6,8 л/100 км и годовой пробег в 20 тысяч км. С расходами на топливо может сравниваться разве что потеря стоимости машины (в случае с пятилетней «Грантой» — около 40 тысяч рублей в год).

Популярным способом экономии на топливе был перевод автомобиля на газ: либо сжиженный пропан-бутан, либо на сжатый метан. Но газ с начала года прибавлял сильнее бензина: уже к августу его цена возросла на треть. Весной, во время бензиновой эскалации, пропан-бутан подорожал с 14–15 рублей за литра до 20–21 рубля за литр. Не добавляют оптимизма и сложности с легализацией газобаллонного оборудования.

В режиме выживания

У бензинового кризиса есть и ещё один аспект, менее явный. Насильственное сдерживание розничных цен привело к снижению их разницы с оптовыми, и это ударило по небольшим сетям АЗС. Из 25 тысяч российских АЗС примерно 15 тысяч — это как раз «внесистемные» игроки, которые не принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНКам). Опасения за жизнеспособность «частников» появились ещё летом, когда оптовая цена и розничная практически сравнялись.

— В начале июне ситуация была критической, но потом стабилизировалась: правительство вынудило крупные нефтяные компании увеличить поставки на внутренний рынок, снизило акцизы, постепенно уменьшились и оптовые цены. В итоге, частным АЗС удалось обеспечивать минимальную маржинальность на уровне 1,5 рубля с литра, но этого недостаточно, — комментирует Сергей Бойко. — Они работают в режиме выживания, некоторые активно продают свои АЗС. Положение тяжелое, а с 1 января 2019 года мы ожидаем дальнейшего ухудшения.

Выдавливание с рынка частных АЗС усиливает монопольное положение ВИНКов и снижает доступность топлива для российской глубинки: небольшие заправки нередко расположены вдали от магистралей и крупных городов, где сети ВИНКов развиваются неохотно.

Добавить комментарий