Дорожная революция 2019

Выделенные полосы, умные светофоры и скоростные поезда — от проекта развития транспортной сети Челябинска, который представили накануне, дух перехватывает, как от фильмов Джорджа Лукаса. Тем более и рассчитан он аж до 2032 года, хотя детальные расчёты сделаны на ближайшие пять лет. Насколько реалистичен план, который по заказу администрации города разработала питерская компания «А+С Транспроект»?

Волшебная модель

Разработчики акцентировали внимание на комплексном подходе: например, запуск высокоскоростного поезда до Екатеринбурга увеличит пассажиропоток через вокзал, и это потребует реорганизации подъездов и парковок к нему.

Проект не предполагает преференций отдельным категориям челябинцев, скажем, автомобилистам: на город смотрят с высоты птичьего полёта и стараются оптимизировать все аспекты, а не только, например, автомобильные дороги.

— Будут ли расширяться дороги? — усмехнулся заместитель гендиректора компании «А+С Транспроект» Константин Тихонов. — В этом нет особого смысла, потому что Челябинск ещё на ранних стадиях планировался как город, где обеспечивает сквозной проезд транзитного транспорта, поэтому ширина основных магистралей вполне достаточная.

Чтобы заранее просчитать все «бутылочные горла», компания «А+С Транспроект» сначала проанализировала текущую ситуацию: её эксперты изучили 106 перекрёстков и 40 остановок общественного транспорта, опросили свыше 10 тысяч человек, собрали три тысячи анкет.

Это старый проект пересечения улиц Воровского, Блюхера, Курчатова

После этого была создана математическая модель Челябинска с помощью софта PTV VISUM, которая воспроизводит текущую ситуацию с точностью 90%. А главное, позволяет моделировать разнообразные сценарии — от перекрытия улиц в дни саммитов ШОС и БРИКС до глобальной перестройки города.

И уже на основе моделирования были выбраны пять наиболее жизнеспособных сценариев.

Во внимание принимались сразу все аспекты городского движения: есть планы развития общественного транспорта, пешеходных зон, велодорожек, оптимизации «грузового каркаса» и, конечно, настройки светофоров, изменения схем движения и так далее.

— В некоторых местах мы будем, например, запрещать левый поворот, но создавать условия для возможности повернуть направо и там развернуться, — объяснил Константин Тихонов.

Что конкретно предлагается?

Казалось бы, при столь детальной теоретической подготовке должен существовать наглядный план развития города, например, перечень из 16 упомянутых специалистами перекрёстков и дорог, которые ждёт масштабная реконструкция — его журналистам показали мельком на одном из слайдов. То есть он существует, но обсуждать рано.

Ответы специалистов стали уклончивыми и свелись в основном к малопонятным терминам вроде «формирование пешеходной концепции». Где появятся пешеходные зоны? Как они повлияют на движение транспорта?

Понять осторожность чиновников можно. Многослойный план развития слишком сложен, чтобы сводить его к простым рецептам. Но есть и другие сомнения.

— В бюджете могут 100 рублей выделить, а могут три рубля, так вот как вам сейчас докладывать о конкретике? — прокомментировал заместитель главы Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников вопрос о появлении умных светофоров.

Впрочем, он отметил, что в бюджете на 2019 год более трёх миллиардов рублей заложено именно на развитие транспортной инфраструктуры.

Выделенные полосы

Предложения компании «А+С Транспроект» для общественного транспорта не затрагивают саму схему маршрутов, зато предполагают внедрение в Челябинске 25 километров выделенных полос на семи участках: на Воровского и Свердловском проспекте, на Энгельса, Труда и Северо-Крымской, на Комсомольском проспекте, Чичерина, Молодогвардейцев, проспекте Ленина и улице Свободы. Все перечисленные дороги — многополосные и активно используются маршрутным транспортом, то есть предложение выглядит реалистичным. Схема образует масштабную петлю, которая соединяет район АМЗ и железнодорожного вокзала с дальними частями северо-запада. При этом она получается незамкнутой: например, улица Братьев Кашириных из неё исключена.

Начальник управления транспорта администрации Челябинска Максим Кичеев ранее рассказал, что «выделенки» позволяют бороться с нелегальными маршрутчиками. Но при таком засилье маршруток всех типов может получиться, что теоретические расчеты питерцев разобьются о челябинские реалии: полтора стареньких автобуса в выделенной полосе не смогут конкурировать с полчищем нелегальных маршруток, которые едут по этой же полосе везде, где нет камер. А под камерами дерзко перестраиваются, нарушая идиллию, которой добились в своих расчётах специалисты.

Эксперимент на Комсомольском

Владимир Алейников, впрочем, обозначил первого подопытного кролика — им станет Комсомольский проспект, на котором внедрят сразу несколько предложений компании «А+С Транспроект»: выделенные полосы, умные светофоры, изменение схемы движения на перекрёстках.

— Умный светофор, если упростить, горит зелёным, пока есть автомобильный поток с данного направления, — уточнил Алейников.

При этом городские власти видят множество сложностей, которые ещё предстоит решить при переходе от теории к практике.

— На Комсомольском проспекте много прилегающих к проезжей части парковок, и нужно решить вопрос, как ими пользоваться при появлении выделенных полос, — добавил вице-мэр.

Метро не ждите

— Эффект от запуска двух станций метро, расположенных в одной части города, будет очень незначительным, — считает Константин Тихонов. — Если бы это была магистральная ветка, соединяющая спальные районы с местами, где люди работают, — другое дело. Пока же мы делали ставку на другие виды транспорта.

В мэрии также уточнили, что вопрос слишком завязан на финансирование проекта, чтобы обсуждать его в пятилетней перспективе.

Теория и реальность

Идейная основа проекта выглядит правильной — городу в самом деле нужен комплексный подход, который позволит замкнуть все транспортные цепочки в одну жизнеспособную сеть. В Челябинске есть опыт работы, например, дорожная революция — 2010 устранила ряд узких мест и облегчила жизнь автомобилистам. Правда, иногда в ущерб пешеходам — с подобным дисбалансом борются авторы новой концепции.

Другое дело, красивые теории не всегда воплощаются в жизнь. Челябинск многие годы пренебрегал интересами «безлошадных», не создав ни удобных пешеходных маршрутов, ни сколько-нибудь значимых велодорожек, ни комфортного общественного транспорта. Изменится ли этот подход в ближайшие пять лет, мы увидим… собственно, в ближайшие пять лет.

1 Comment

  1. Свежо придание… Как ждать улучшения от власти, для которой приоритетно попилить бюджет?

Добавить комментарий для НадеждаОтменить ответ