Шрамы эвакуации: штрафстоянщиков нагрузили новой ответственностью

Сегодня депутаты Заксобрания Челябинской области приняли законопроект, который облегчит тяжбы со штрафстоянкой в случае, если автомобиль был повреждён во время перемещения или хранения. Реально ли отсудить ущерб со службы эвакуации?

Конфликты такого рода случаются нечасто, но регулярно. Тем более расстроенные автовладельцы крайне придирчивы в осмотре автомобилей, и даже если не уверены в происхождении царапины, предпочитают записать её на счет эвакуаторщиков. До сих пор недовольные «штрафники» вызывали полицию и далее обращались в суд, но тот зачастую отказывал из-за отсутствия доказательств того, что дефекты были получены именно при эвакуации.

А увозили новую… (ну это шутка, на самом деле)

В последнее время проблема обострилась.

— Челябинцы жалуются в общественные приемные депутатов на то, что участились случаи повреждения машин при эвакуации на штрафстоянку, — рассказал депутат ЗСО Алексей Беседин. — Возникают конфликты, автовладельцы идут в полицию, долго судятся. Но чаще всего — в 90 процентах случаев — суды становятся на сторону штрафстоянок, потому что нет никаких документальных свидетельств, и обязанностей их выдавать у сотрудников службы эвакуации нет.

Новый закон обязывает представителей штрафстоянки совместно с владельцем фиксировать состояние автомобиля, который ляжет в основу последующих разбирательств.

— Теперь при возврате машины автовладелец и служба эвакуации должны осмотреть автомобиль и составить акт приёма-передачи в двух экземплярах, — объяснил Алексей Беседин. — Если при транспортировке автомобилю причинили вред, собственник получит возмещение.

Образец акта приёма-передачи разработают в Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.

На самой штрафстоянке нам рассказали, что претензии от автовладельцев периодически возникают.

— Да, бывает, что они вызывают полицию и обращаются в суд, делают экспертизы, но в подавляющем большинстве случаев оказывается, что царапины и другие повреждения старые, — рассказал 74.ru заместитель директора ООО «Лидер Плюс» Кирилл Сташков.

Акт приёма-передачи составляется и сейчас, но лишь для внутреннего пользования. Форма этого акта разработана руководством штрафстоянки и на руки клиентам не выдаётся.

— Мы тоже заинтересованы в контроле свои сотрудников, поэтому акт приёма-передачи составляется и сейчас, — продолжил Кирилл Сташков. — Наши сотрудники, в том числе стропальщики, проходят регулярное обучение, сам механизм погрузки простой и надёжный, а составление этого акта нужно для повышения их ответственности.

Погрузка фиксируется на видео, а разгрузка — нет

Погрузка автомобиля должна проходить в присутствии инспектора ГИБДД и двух понятных либо под запись процесса на видео — в Челябинске чаще используется последний вариант. Видео хранится в ГИБДД в течение срока, отведённого на обжалование постановления, то есть порядка 10 дней.

Эксперты оценивают нововведение, скорее, скептически — отсудить что-либо всё равно будет непросто. Сама по себе фиксация повреждений в акте не означает, что суд автоматически примет сторону владельца.

— Хорошо, что формализовали этот документ, который будет одним из аргументов при судебных разбирательствах, — размышляет автоюрист Лев Воропаев. — Но подобные споры решают в гражданских судах, где предоставлять доказательства своей правоты должна каждая из сторон, в том числе и сам автовладелец. Проблема как раз в том, как установить, что указанные в акте повреждения возникли именно в процессе перемещения или хранения автомобиля. Я бы в любом случае рекомендовал вызывать на место полицию, чтобы её представители заверяли акт — это уже даст стопроцентную гарантию, что он станет весомым аргументом в суде.

Видеозапись с места эвакуации позволяет увидеть состояние машины в момент погрузки, но преувеличивать её значимость эксперт не советует.

— Недавно я относил фотографии повреждённого автомобиля эксперту, и тот сказал, что для анализа нужна макросъёмка этих дефектов, — говорит Лев Воропаев. — С учётом низкого качества записи, которую делают при эвакуации, её можно будет использовать разве что для установления крупных повреждений.

А клиентов между тем чаще волнуют мелочи: небольшие сколы, царапины, потёртости. И здесь не всегда поможет и акт, который составляют сотрудники ГИБДД при эвакуации.

— Его выписывают в большой спешке, и часто фигурирует фраза: имеются множественные сколы и повреждения. И как потом доказать, что зафиксированные в акте приёма-передачи дефекты не попадали под это определение? — рассуждает Лев Воропаев.

Инфографика Полины Авдошиной

По мнению юриста, новая редакция закона будет работать в идеальных условиях, когда ГИБДД качественно отразит дефекты перед погрузкой, а при выдаче автомобиля его осмотрят без спешки и при хорошем освещении. Но в идеальных условиях, наверное, автомобили и не повреждают.

— Полагаю, в большинстве случаев при выдаче автомобиля человеку будут давать акт приёма-передачи на подпись и не возвращать машину, пока он не согласится подписать его без претензий, — заключает эксперт.

В июле штрафстоянка переехала на новое место

В любом случае появление обязательного акта приёма-передачи делает процесс эвакуации более цивилизованным. Новая норма заработает через десять дней после официальной публикации свежей редакции закона, то есть в ноябре–декабре этого года.

5 Comments

  1. В прошлом году, обедал с, еще тогда беременной, супругой в пельмешке на Воровского ( в «старой» бане) у Урала, там с воровского стоянка постоянно под инвалидов ставят. Специально засекал время работы эвакуатора. в 13:51:45 подъехали и пробежались посмотрели, Киа спортедж, 13:52:02 отмашка на погрузку, в 13:53:01 эвакуатор отъезжает от места нарушения. Бля, 48-49 секунд на развернуть КПУ, отпустить подцепить, загрузить, зафиксировать, прыгнуть в кабину и уехать. Молодцы, прям сказать нечего. Вот какое там качество описания имевшихся повреждений. Там видео то посредственное не снимешь

    1. Да и повредить могут не только при погрузке. Так что да, если нет высококачественной видеофиксации всего процесса от и до (например, со стрелы эвакуатора) и на самой стоянке, доказывать что-то будет проблематично хоть с актом, хоть без него. Не пойму, почему эвакуаторщиков не обяжут ставить камеры на каждую машину, не так сложно и в их интересах в том числе.

    2. А ещё, подозреваю, что многие на штрафняке переживают из-за царапин, которые были давно, просто внимания не привлекали. Ну это эффект автомойки: выезжаешь с неё и всегда расстраиваешься.

      1. Это да. Помоешь раз в полгода свой автомобиль, и в а-уе. какие-то мудачки и мудилы всю тачку закоцали. и так после каждой мойки

  2. А так мне это напоминает работу сервисных консультантов ( мастеров приемщиков) сервисных станций. Царапульку не записал и можешь встрять на приличную сумму. Был клиент, натуральный потребэкстремист. Попал к нему мальчик на приемку, думал что самый умный, ну и начал описывать все имевшиеся царапины в салоне япоавтомобиля. Ну и как следствие, хозяин знал о гораздо большем их количестве нежели были обнаружены приемщиком, на что и было после проведения работ указано, специалисту по работе с клиентами. Скандалили долго и нудно. С тех пор, по салону, была запись только с одной мотивировкой — «многочисленные царапины и потертости».

Добавить комментарий для ЯРиКОтменить ответ