Почему взорвалась шина

В общем, комрады, вот одна из тем, за которые возьмешься, а потом сам не рад. Хочется определенности, а её нет — одни версии. Поэтому самые безумные идеи в комментариях приветствуются.

Боковина колеса порвана

Обратился к нам владелец VW Transporter Алексей. Купил он новую зимнюю резину и отвёз её в мастерскую для установки, ну а там одно из колёс внезапно разлетелось. Приехал наш герой на место , там такая вот картина.

Размер выбранных Алексеем шин 195/70 R15. Они предназначены для коммерческого транспорта с нагрузкой на колесо до 890 килограммов: такие ставят на автомобили с грузоподъёмностью «Газели». Алексей акцентирует на этом внимание, потому что такая резина должна обладать повышенной механической прочностью.

— Приезжаю к ним в холодном поту, — вспоминает он. — Утром надо в Златоуст, обещали снег, и тут такое.

Видны жилы бортового кольца: самой прочной части шины, которая рваться не должна

Мастер шиномонтажа объяснил всё так: после установки шины на диск и накачивания в момент её усадки произошёл взрыв, который сразу «затоталил» шину. Алексей обратился к продавцу резины, который переадресовал претензию поставщику. Эксперты поставщика постановили — заводского брака не обнаружено, зато на шине есть механические повреждения. Продавец шин согласился вернуть деньги за три оставшиеся покрышки, но компенсировать разорванную отказался.

Самое интересное в этой ситуации даже не разрыв самой резины — обратите внимание, что срезан даже проволочный «жгут», который по-научному называется бортовое кольцо: он проходит в месте посадки шины на колесо и является самой прочной её частью.

Сам Алексей склонен возлагать вину на производителя.

— Я видел много шин, и даже у легковых моделей бортовое кольцо выполнено из стальных проволок, скрученных в трос толщиной с большой палец: его сложно перерубить топором или сломать ломом. Не думаю, что у качественной шины возможен такой разрыв.

Мы показали фотографии повреждённой шины нескольким специалистам по шиномонтажу. Кстати, все заявили, что видят именно такой дефект впервые.

— Если шину перекачать, она может взорваться, но обычно рвётся боковина, а не металлическое бортовое кольцо, — рассказывает мастер шиномонтажа на улице Красноармейской Сергей. — Думаю, кольцо было повреждено во время её установки.

Порез удивительно ровный

Схожего мнения придерживается замдиректора «Центра Защиты Автомобиля» Андрей Чичерин:

— На мой взгляд, налицо низкая квалификация мастеров шиномонтажа. Хотя сейчас для забортовки используются специальные приспособления, неграмотная установка шины в станок может привести к механическому повреждению. Странно, что это произошло с относительно «простой» с точки зрения шиномонтажа резиной. Чаще подобное случается с низкопрофильными шинами с очень жёсткой боковиной.

— При установке шины на диск иногда используют очень высокое давление, обычно при работе с деформированной резиной или сложными типоразмерами, — рассказывает специалист по шиномонтажу Валерий Павлов. — Иногда применяют «шоковые» методы: в кустарных мастерских наливают внутрь покрышки бензин и поджигают, для образования взрыва, в более серьёзных — используют так называемые бустеры — аппараты, которые резко подают в шину повышенное давление. Думаю, данный разрыв произошёл из-за злоупотребления такими приёмами.

 

Этот вывод не противоречит, например, документации научно-технического центра «Кама»: причиной разрыва бортового кольца называют неквалифицированный монтаж, эксплуатацию шины с повышенной нагрузкой, занижение внутреннего диаметра покрышки. Но есть в числе причин и низкая прочность кольца.

 

Впрочем, не исключено, что дефект проявился из-за наложения двух факторов: недостаточной прочности бортового кольца и чересчур грубых приёмов на шиномонтаже. Но это версии, и, как по мне, ни одна не является абсолютно убедительной. Скажем, если бы дефект был конструктивным, были бы и другие жалобы такого рода, но все шиномонтажники разводят руками: мол, первый раз такое видим.

А вообще повреждения шин при их установке на диск случаются: от мелких порезов по «мякоти» до излома боковины. Так что после шиномонтажа обязательно осматривайте состояние шин и в первые дни ездите аккуратнее — некоторые дефекты проявляются не сразу. И убедитесь, что все колёса прикручены: к сожалению, инциденты с их потерей прямо на ходу случаются регулярно.

Взрывы колёс на ходу чаще случаются с большегрузной техникой, где покрышки работают под избыточной нагрузкой и с большим давлением: до 7–9 атмосфер против 2–2,5 атмосферы у легковых покрышек. Разрыв колеса на большой скорости чреват потерей управления: кстати, это ещё одна причина не гонять.

13 Comments

  1. А потому что надо не отвозить и оставлять, а присутствовать и наблюдать (лучше — из укрытия ))). Ибо потом хрен чего докажешь.

    1. А я никогда над душой у мастеров не вишу. И сам не могу, например, статью писать, если кто-то рядом стоит, пусть даже из лучших побуждений. А вот проверить по итогам работы надо, да.

      1. Хорошему мастеру клиент не помеха. Всегда стараюсь наблюдать. Не лезть с вопросами и советами, а как минимум просто посмотреть. Ибо это мое имущество и имею полное право.

      2. Да я не против) Просто сам не люблю и в отношении других стараюсь не делать так. Если мастер, например, знает, что ты адекват — может, ему даже приятно, что ты смотришь за его ловкой работой. Но он может и не знать. Люди разные, один начинают лезть или советы давать или вопросы с подковыркой задавать, поэтому в целом мастеру спокойнее работать без чужих флюидов. И если он хороший, ему это тоже не помеха)

    2. Тоже всегда так делаю. Тем более переобуваюсь всегда в одной шинке, монтажников всех знаю. Как говорится проверены временем . Да и для них постоянный клиент важен. Всегда пообщаемся поржем ченить. Этакий экспресс психотерапехт.

  2. Артем, а в чем проблема то. Назначить виновника торжества, того кто возместит ущерб. Ну так это как два пальца. Есть ответ от производителя, что повреждения характерны для кривых рук шиномонтажника. Вот и ответственный для суда. В суде если шиномонтажники идут в отказку, привлекаются все стороны, в том числе и продавец с производителем, назначается СЭ, и те указывают виновника торжества. У нас в городе есть один специалист с корочками шинного института, который делает такие экспертизы, есть еще один в Кате, он тоже хреначит экспертизы для экспресс-шины. Ну а собственнику (если конечно он физик а не юрик), пока идут все судебные тяжбы (потому что мировушками и районЬщиками может не обойтись, если же юрик то все еще проще), шину поставить в красный уголок в иконостас. И купить новую шину ( все равно больше 3000 она не стоит). Вернутся сторицей все расходы (если физик то еще и штрафы прилетят), кроме времени.

    1. Проблема только в том, что не я владелец этих шин, а владелец уже отказался от судебных претензий. А без экспертизы получается гадание на кофейной гуще. Но вообще интересна сама механика процесса, почему её точно лазером срезало. Я так мыслю, что если шину рвёт высоким давлением, то будут лохмотья, а не хирургический шов. Хотя…

      1. Ну как минимум именно новые шины лучше переобувать у продавана, если есть такая возможность . Одним звеном меньше . Не будут кивать на криворуких монтажников с другой шинки.

        И тут по логике продаван должен без всяких тёрок поменять колесо на новое. А потом уже тереть с производителем. Клиент тут точно не причём .

        С самим ровным порезом загадка. Но больше склоняюсь к криворукости монтажников :

        — был бы брак, то скорее всего были бы прецеденты, хотя сезон только начался . Надо бы как то проследить за маркой, моделью колеса . Год выпуска, партия и т.д

        — если случай единичный, то с бОльшей долей вероятности криворукий стажер , коих в разгар сезона берут с улицы без разбора. А уж они могут удивить кого угодно .

        Ну вот чёт сильно сомневаюсь что на конвейере брак случился только с одним колесом из всей партии или смены . Хотя надо бы на сам процесс изготовления глянуть. Сильно не вникал в нюансы технологии .

      2. В целом также рассуждаю. Больше склоняюсь к версии, что две беды наслоились друг на друга. То есть и шина класса «эконом на всём», и шиномонтажники грубовато с ней работали. О том, что боковины ломают кривые руки мне рассказывали и раньше, но в основном это касалось сложных типоразмеров шин с низким профилем.

      3. Это по физике похоже на разрез тканей. Если рвать ее усилием мышц (=давлением), то края будут лохмотушками. Но если сделать надрез — рвется ровно, край как ножницами отрезан. Думаю, имело место какое механическое воздействие, которое стало слабы звеном при повышении давления, ну и обеспечило ровный край разрыва.

      4. Логичное, кстати. предположение, вопрос лишь один: у этой «ткани» стальные нити. Ну то есть получается, что болгаркой, например, повредили бортовое кольцо, а затем уже она разошлась.
        Кстати те, кто пробовал рвать и резать шины, говорят, что весьма они прочные и как ткань не расходятся. Только пилить специнструментом.

  3. Ну с шинами, понятно, посложнее все, чем с тряпочками. Но без дополнительного фактора, который ослабил (или вообще нарушил) целостность конструкции, не обошлось.

  4. 100% повреждение шины при монтаже
    каталог повреждении НИИШП посмотрите

Добавить комментарий для ИгорьОтменить ответ