Кто виноват в опасном обгоне?

Михаил пристал в редакцию странное видео, снятое им вовремя поездки в соседнюю Курганскую область. На прямой дороге легковушки пытаются обогнать вереницу грузовиков, но в последний момент один из них «захлопывает калитку», не давая вернуться в свою полосу. Но чем больше мы углублялись в разбор этого инцидента, тем менее очевидным он становился. Кто, по-вашему, больше виноват?

Изначально ситуация не выглядела опасной: участок дороги горизонтальный, с хорошей видимостью и разрешенным обгоном. Грузовики идут со скоростью примерно 55–65 км/час на дистанции друг от друга.

Но когда белая Nissan Almera выходит на обгон грузовика «ГАЗон Next» с чувашскими номерами, тот неожиданно ускоряется. Встречному Mitsubishi Lancer приходится уворачиваться на обочину.

Затем на обгон идёт сам Михаил, но результат тот же: завершить обгон не получается из-за накатившего грузовика. Встречные машины жмутся к обочине, а Михаил вынужден тормозить и возвращаться в полосу уже позади грузовика.

Такие действия прямо запрещает пункт 11.3 ПДД, цитируем: водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости или иными действиями.

— Водитель грузовика однозначно неправ, — считает юрист группы «Форлекс» Николай Попов. — Обратите внимание: на 17-ой секунде скорость составляет 72 км/ч и автор видео легко обгоняет грузовик. А на 21-ой секунде скорость составляет уже 90 км/час, но грузовик уже мешает перестроиться. Это означает, что он увеличивал скорость, а это нарушение пункта 11.3 ПДД РФ.

Как минимум, водитель большегруза мог пустить автомобили, когда ситуация грозила уже лобовым столкновением, даже если они, по его мнению, лезли чересчур нахально.

Но нет ли и доли вины автора видео? Например, один из абзацев пункта 11.2 ПДД запрещает обгон, если по его завершении водитель не сможет вернуться в свою полосу, не создавая помех обгоняемому.

Легковые водители считают приемлемым обгон, если просвет между фурами более-менее сопоставим с длиной их автомобиля. Достаточно ли этого?

— На мой взгляд, в этой ситуации однозначно нарушает автора видео, — считает автоэксперт Юрий Панченко. — При обгоне не должно создаваться помех автомобилю, который мы обгоняем. В том числе, это подразумевает, что дистанция до него должна оставаться безопасной после того, как вы вернемся в полосу перед ним.

Проще говоря, правила запрещают обгон, после завершения которого вы окажитесь впритык между машинами, тем более, если вынудите их тормозить или смещаться.

— Заявления автора, что грузовик разгонялся — это лукавство, — считает Юрий Панченко. — Он как ехал, так и ехал. Если вы присмотритесь, большегруз раскачивало из стороны в сторону на кочках, это значит, он шёл груженый. Такой автомобиль не может ускоряться с динамикой легковушки, и безопасная дистанция для него больше. Да, он сам не выдерживал дистанцию до грузовика впереди, что также является отдельным нарушением. Но к инциденту с легковушкой это обстоятельство не относится.

Я, конечно, обязан был спросить мнение Аяврика (Эдуарда Белкина), тру-дальнобойщика. Кстати, в субботу опубликую его новый рассказ, не пропустите.

— Конечно, если водитель грузовика намеренно зажимал легковушку и выдавливал на встречную полосу — это идиотизм, — говорит Эдуард.

Но всё-таки, чем можно объяснить подобную грубость?

— Водители легковых автомобилей не отдают отчёта, что у тебя за спиной, грубо, 40 тонн, и фура не может тормозить также здорово, как они, — продолжает он. — Скажем, едут два автопоезда с комфортной для них дистанцией. Сзади подъезжает группа машин, которые едут вместе на юг. Первый из группы обгоняет заднюю фуру и начинает оттормаживать, чтобы остальные вклинились между двумя грузовиками. Конечно, это раздражает.

Отдельной проблемой являются горные участки, характерные для трассы М-5, например.

— В горах тяжелая машина идёт в подъём на пределе возможностей, а кто-то влезает перед ней, подрезает, вынуждает практически останавливаться — кому это понравится? — добавляет Эдуард. — Набрать ход на тяжёлой машине очень сложно. Когда водители большегрузов сталкиваются с подобным хамством изо дня в день, наверное, у кого-то раздражение выплескивается. Конечно, если кто-то вытесняет другую машину на встречную полосу — оправдания нет. Но при обгоне фуры всё же нужно отдавать отчет, что она требует большей дистанции для остановки.

8 Comments

  1. Ну вот как бы, если с Сиплым все было понятно, то вот тут оба обгона, как бы под великим вопросом. СУдя по скорости на записи, водила некста шел везде с одной скоростью, что при обгоне его белым хундаем, что при обгоне его автором видео. А тут сто процентный возврат в свою полосу, что первым что вторым на полных стопах. Газелист, хоть и поддрачивает маленьких (увеличивая скорость не более чем на километров пять), но хамят то они сами. Ну соблюдал НЕКСТ безопасную, (именно для себя) дистанцию, может готовился к обгону. а тут всклинились, а должен ли он был в таком разе сбросить скорость и впустить нежданного гостя, я считаю что нет. А вот впереди идущий малотонажник на втором видео точно сбрасывает скорость.
    При обгоне пользуюсь одним из правил, установленным для себя давным давно повседневного и, тем более, междугороднего вождения вождения. При завершении маневра ( обгона, в свою полосу я должен возвращаться на скорости, или незначительно сбавив обороты, а не в коем случае не на торомзе. Т.Е. Водитель обгоняемой фуры горящие стоп сигналы видеть не должен от слова «ВАЩЕ И СОВСЕМ». А вот перестроившись и вернувшись в ряд, доехав до следующего клиента на безопасной дистанции, что от первого что от второго, можно и начать притормаживать. Короче пока не убедЮСЬ, в полной безопасности ни когда не поеду. Определено это длительной эксплуатацией турбодизеля, со значительной турбоямой, в начале нажатия на педаль, т.е. пока не будет 2500 тысяч оборотов он просто не будет начинать ехать, да и разогнать две с половиной тонны ( я обычно еду загруженный). Потому и возникают иногда ситуации, что меня пытаются обогнать диарейщики, а потом еще и в рацию начинают кричать, что за рулем только лохи и рулить не умеют, после чего, просто, посылаются лесом.
    Идут две фуры жопа в жопу, задам вопрос не будет ли «работать» впереди идущий. РЕбята сразу отвечают, что либо будут обгонять, либо будут идти так дальше. Вариантов два или обгоняемый придержит, или жду варианта безопасного обгона сразу двух. Но едущие сзади, те кто без рации об этом не знают, и начинают обгонять именно с меня, а я тоже скорость сбрасывать не буду, особенно когда нет угрозы жизни обгоняющему экипажу. ДДД, и уступательство на трассе не работают, или работают против тебя (и виноват в 90 процентах в последствиях будешь только ты).

  2. Согласен, с одной стороны рация — полезная штука, но уже давно в общем канале трудно услышать что-то кроме мата и рекламы. Довольно редко ею пользуюсь.
    Проблема в том, что у нас нет культуры вождения, как, собственно, никакой культуры вообще. Видео, на мой взгляд, спорное, надо бы смотреть, куда обгоняешь. А уж если впереди Газель — лучше вообще не рисковать. У них, на мой взгляд, проблемы с самоидентификацией: уже не легковушка, но ещё не грузовик, и комплекс неполноценности на этой почве. Однозначно не впустит.)))
    А вот ещё пример для поста: начинают обгонять сразу всей толпой, но успевают один-два. Остальные трое при виде встречки в панике щемятся в шестиметровый зазор между фурами. Я согласен, если я такой крутой профи, то по определению должен исправлять ошибки менее опытных водителей. Но давайте определимся: ошибка и диагноз всё же разные вещи. Поэтому, спасая идиота, я никогда не буду рисковать. И никто не будет.

    1. Аяврик, ну и Ваши, тоже не все, далеко не все, профессионалы, хоть таковыми себя и считают. Хотя правильно сказал «ошибка и диагноз все же разные вещи» и по отношению к дальнобою тоже. И да, спасать идиота…. вопрос, а надо ли, может судьба.

      1. Я за весь дальнобой и не вписываюсь. Лет двадцать назад это была особая каста профессионалов, в которую любой колхозник попасть даже не мечтал. А сейчас профессионал — редкое явление, что в дальнобое, что в правительстве… Да везде. И это печально.

  3. Нестареющая классика. Из серии «все хороши».
    Первый обгон для уверенности хотелось бы посмотреть с чуть более ранней отсечки, хотя скорее всего они очень похожи.
    А вот второй видно неплохо.
    Не знаю, как смотрел второй обгон уважаемый Юрий Панченко, но Некст явно не «ехал, как ехал». Километров 15 он прибавил и обогнать не давал. Правда при этом сместился вправо, оставляя место на осевой.
    Предполагаю, хотел проучить обгоняющих, что первого, что второго, но так, чтобы это было по возможности менее опасно. В любом случае он нарушил, препятствуя обгону увеличением скорости.
    Насколько оправдано его желание поучить — вопрос дискуссионный, но легковушки сами себе злобные буратины, нечего было пытаться влезть в маленькое окно. Соответственно, они тоже нарушали, как по правилам, так и по жизни. Недовольство Некста мне вполне понятно, тем более груженого.

  4. Sweeper Начало обгона на втором куске видео, на 69 км/ч и пытается встроится, в промежуток. равной метрам пяти, на 72 км/ч, так что же там прибавилось то плюс минус пять км/ч. Ну так и нех обгонят в такой кармашек. Совершая маневр, не делай так, чтоб другие, перед кем ты маневрируешь, были вынуждены, предпринимать какие либо действия, изменяющие траекторию, скорость или направления движения. Ну а газелист мог ведь не уходит на обочину и не освобождать осевую. А если есть регистратор у маломера, то вина обгоняющего была бы в априори. Сейчас ГАИшники особо не разбираются, есть видео на регике дальнобоя, и если в фильме показано что в свою полосу обгоняющий заходил на стопсигналах, то его вина определяется как 100%. Прошли те времена когда склоняли только в жопу въехавшего. Именно в этом и заключается безопасность маневра обгона. Фуру разложить на трассе гораздо проще нежели маленького. Реально, своей жизнью дальнобой ради, кого то там сидящего в кредитповозке торопящегося к теплому пиву и потным бабам, ну просто не будет. Мало того риск жизни, но еще и риск грузу, стоимостью две-три, а может и двадцать-тридцать ипотек, кому потом всю жизнь в кабале охота быть.

    1. Не совсем так.
      Второе видео начинается с 70 км/ч, потом 72 — 77 — 83 — 90 — 94.
      Уже в самом начале видно, что регик уверенно обходит Некст, то есть скорость Некста максимум 65, а скорее еще меньше.
      Места чтобы влезть достаточно, если бы Некст не ускорялся.
      Регик доходит до 94, потом 93 и тут он понимает, что ему не влезть, и начинает тормозить. Почему? Конечно, потому, что Некст резко добавил и не пустил. О каких 5 километрах тут можно говорить?! Явно у него стало не меньше 80, а скорее больше.
      С остальными вашими рассуждениями я по большей части согласен.
      Но считаю, что некрасиво повели себя все три участника.
      Обеим легковушкам нех обгонять в такой кармашек, да.
      Но и Некст мог проявить понимание и держать дистанцию побольше. Сам он обгонять явно не собирался, а его бы в любом случае обогнали раньше или позже. А так легковушкам надо или проходить нескольких сразу или как на видео…
      В общем, повторюсь, все хороши.

  5. Окошко перед газелью было метров десять, когда легковой авто начал обгон. А в процессе обгона, газелист окошко прикрыл. То есть создал аварийную ситуацию, в которой ему могло бы тоже прилететь. Зачем? Удлиненная и (допустим ) груженая газель будет ждать окно для обгона впереди идущей фуры миллион лет. Но при этом он создает препятствие другим автомобилям, которые и газель , и следом фуру легко обгоняют.

Добавить комментарий