Цены на машины повысились дважды

Рост цен на автомобили продолжается весь 2018 год, но осенью процесс интенсифицировался: рад марок переписали прайс-листы дважды за месяц. А следующий виток подорожания эксперты ждут уже в январе, поэтому рост цен не ослабляет спроса.

Фото Людмилы Ковалёвой

Плюс двадцать и повторить

В период с начала октября по середину ноября цены переписали практически все значимые для авторынка марки. Так, в списке топ-15 наиболее популярных автобрендов нет ни одного, кто не поднял цену хотя бы на пару моделей, а в иных случаях — на весь модельный ряд оптом. И если в иные годы шаг прибавки нередко составлял 10-15 тысяч рублей, то осенью 2018 года чаще всего приписывали сразу по 20 тысяч рублей.

Иногда подорожание было неявным и приуроченным к выходу обновленной модели: так, например, обновлённая Mazda6 в базовой комплектации прибавила 74 тысячи рублей, рестайлинговый Kia Sportage стал дороже на 25-70 тысяч, «УАЗ-Патриот» после очередного апгрейда — на 27,5 тысяч (версия «Классик»).

Но цены на большую часть моделей росли безотносительно обновлений, и процесс был настолько массовым, что сложно выявить наиболее пострадавший сегмент. В списке подорожавших — отечественные бестселлеры (Lada Vesta и Largus), популярные иномарки (Kia Rio, Hyundai Solaris), импортируемые модели (Suzuki Vitara, Subaru Outback), нишевые модели (Mitsubishi L200, Jeep Renegade, Toyota Hilux, Ford Explorer), премиальные (Porsche Panamera, Mercedes-Benz E-класса, несколько Volvo), китайские автомобили (Geely Atlas, Chery Tiggo).

Базовые Vesta стоят около 600 тысяч, топовые приблизились к миллиону

А ряд марок умудрилось переписать ценники дважды: например, вышедший только в августе Kia Ceed подрожал на 15 тысяч в конце октября, а затем ещё на 20 тысяч в середине ноября. И если в конце лета Ceed предыдущего поколения стоили от 860 тысяч, то новинку сразу оценили минимум в 950 тысяч, а теперь её цена начинается от 985 тысяч.

Skoda дважды за октябрь-ноябрь скорректировала цена на Octavia, Superb, Rapid и Kodiaq, причём максимальная прибавка в обоих случаях превысила 40 тысяч рублей.

Datsun подоржал несильно — на 5000 рублей. Спрос и так невелик

За осень изменились цены почти на все модели Ford, причем кроссовер EcoSport пережил эту неприятность дважды. Дважды прибавили в цене популярные модели Toyota, Mazda, Mitsubishi, Suzuki и так далее.

Мы постарались отыскать среди топ-25 самый популярных моделей наиболее «стабильную» по цене, и оказалось, что дольше всех держится Renault Duster — последний раз он дорожал в апреле 2018 года, правда, существенно: на 30-45 тысяч рублей. Остальные участники рейтинга в течение осени стали дороже хотя бы в одной из комплектаций.

В очередной раз цены на автомобили установили исторический рекорд. Например, в январе 2015 года Renault Logan стоил от 440 тысяч, сейчас — от 554 тысяч. Для Hyundai Solaris, сменившего поколение, прибавка ещё более пугающая: 495 и 695 тысяч рублей соответственно.

Валютный прессинг

Основной причиной роста цен эксперты называют переменчивые курсы валют. В марте доллар колебался в диапазоне 57-58 рублей, затем ступенчато подрос до 62-63 рублей, летом чуть не пробил 70 рублей, а сейчас находится в коридоре 65-68 рублей. Прибавка относительно весны составляет 15-16%, и если перевести это на язык автомобильных цен, то для модели стоимостью 600 тысяч рублей (бюджетный сегмент) прибавка должна составлять порядка 90 тысяч.

На деле, конечно, всё сложнее, например, у моделей разная доля валютной себестоимости, а сам процесс подорожания растягивается во времени и дробится на этапы. Принципы ценообразования пояснил президент Ассоциации челябинских автомобильных дилеров Александр Рулевский:

— Решение о повышении цены для любой марки обычно сложное и выстраданное, которое много раз взвешивают и обсуждают. У многих компаний есть внутренний курс валют, который меняется реже, чем реальный, чтобы не переписывать ценники в еженедельном режиме. И когда компания видит сильное расхождение реального курса и внутреннего, скажем, до 15%, она анализирует необходимость поднимать цену.

Skoda Kodiaq: базовая цена с лета не изменилась, но остальные комплектации подорожали

Эксперт добавляет, что корректировка цен обычно растянута во времени и не повторяет колебания курсов валют. Например, при поставке новых моделей существует «лаг» от нескольких недель до нескольких месяцев, поэтому подрожавшие машины могут добраться до автосалонов позже, чем произошло удорожание валют.

— Поскольку каждая компания выбирает стратегию индивидуально, бывают случаи, что момент повышения цен совпадает с временным снижением курсов валют, что создает впечатление аномалии, — говорит Александр Рулевский. — Компании просто отыгрывают повышение, которое случилось на несколько недель ранее.

В этом году были и другие поводы для роста цен: повышение утилизационного сбора и акцизов, отмена льготного режима на ввоз компонентов, общая инфляция. Но если другие факторы хотя бы отчасти компенсируют правительственными льготами (например, такая схема работает в отношении утилизационного сбора), то колебания курсов валют бьют по авторынку напрямую.

— Конечно, основной причиной является падением курса рубля, — считает эксперт агентства «Автостат» Азат Тимерханов. — Также нужно учитывать предстоящее повышение НДС, к которому производители готовятся заранее. Их ценовая политика отличается: многое зависит от уровня локализации, доли импортируемых моделей и прочих факторов. Но в одном все схожи: цены меняют постепенно, а не резко, чтобы не отпугнуть покупателей.

Кстати, неверно думать, что собираемые в России автомобили, даже отечественных брендов, не имеют валютной части себестоимости: например, первоначальная локализация Lada Vesta оценивалась менее чем в 50%, хотя после перехода на полностью отечественные моторы возросла до 85%. Но даже в этих 85% не вся себестоимость рублевая: например, котировки цен на металлопрокат зачастую привязаны к доллару.

Несгибаемые россияне

Активное подорожание автомобилей идёт уже полгода, и тем не менее, динамика рынка остается положительной: по итогам 10 месяцев продажи выросли на 14%. Правда, тенденция к затормаживанию рынка всё же есть, например, в октябре прирост упал до 8%. Тем не менее, даже рекордные цены не выгнали россиян из автосалонов, что позволяет автопроизводителям проводить более смелую ценовую политику.

— В конце года рынок традиционно оживает, — поясняет Александр Рулевский. — Но если несколько лет назад при колебаниях курсов валют россияне «замирали» и предпочитали деньги не тратить, то теперь менталитет другой: люди наоборот спешат «капитализировать» свои накопления, опасаясь ещё большего повышения цен.

И до сих пор эти опасения подтверждались: редкие случаи снижения цены, как в случае с летним «демпингом» на Ford Focus, были связаны больше с маркетинговыми играми, чем фактическим удешевлением.

Январский рубеж

Эксперты ожидают, что точечное подорожание продолжится до конца года, а уже в январе ожидается новый скачок цен, связанный в том числе с повышение НДС с 18% до 20%.

— Предсказать, будет ли это повышением именно на 2% или нет, практически невозможно, — считает Александр Рулевский. — Это будет зависеть от стратегии конкретной компании: кто-то может оставить цены, кто-то поднять больше, чем на 2%. Возможно, основная волна подорожания, связанного с НДС, проявится в феврале-марте, когда в продажу поступят автомобили нового модельного года.

Подобные изменения нередко работают, как сигнал стартового пистолета к синхронному повышению цен.

— В какой-то мере, это снимает с компаний ответственность, потому что они могут сказать: это не мы «жадничаем», это налоги растут, — говорит эксперт.

В целом, изменения стоимости валют выглядят более значимым фактором, чем рост того же НДС, но всё вместе толкает цену автомобилей вверх. Автодилеры настраиваются на тяжелое начало года.

6 Comments

  1. Тут акциз на красное мясо собираются ввести. Колбаса будет дороже обычного мяса, что, может и правильно, но стоимость кило мяса сегодня это трэш. И все ради чего, ради здорового питания Россиян. Не берегут себя совсем всякие Юрии Бенедиктовичи и иже с ними, все о РОссии радеют. Сцуки.
    «например, котировки цен на металлопрокат зачастую привязаны к доллару.» Все время убивала эта позиция по привязке продукции торгующейся на международных биржах. к валюте. Блять, сделайте пошлины, такими, чтобы внутренний рынок был не дорог ( пусть это будет даже обязаловка), а внешний, ну так там пускай и отыгрываются. Короче, все это, привязка к доллару, от лукавого.
    Особенно с автомобилями. Процесс удорожания очень интересен. Особенно когда у тебя, на складе стоит несколько десятков авто с января месяца, а к декабрю ты на эти машинки уже три а то и четыре раза поменял ценники. Понятна и политика продавана, ведь все скидки он может предоставить только из собственной маржи ( ведь на сегодня почти ни кто не работает конкретно с производителем, а в основном с дистрибьюторами и торговыми представительствами).
    Еще летом, в Тольятти мне предлагали тигу5 в максималке, за 926000, 31 октября я за эти деньги уже не мог купить и авто в минимальной комплектации (ну или просто не хотели продавать, уж слишком много скидок и подарков просил, а ведь есть покупатели готовые купить за озвученную цену, да еще и за допы с 300% накруткой).
    Вот так с января по ноябрь автомобиль уже выпущенный и стоящий на стоянке продавца прибавил, по прайсу, в общем в цене около 10%.
    НУ а теперь скидки и подарки покупателям к новому году. Хотя ценник за прошлогодний автомобиль, к началу нового года, будет значительно выше той что оплатил салон, не только с маржой, но и с простоем.
    Я в тексте не принимал во внимание договорные особенности производитель (импортер)-салон на условиях товарного займа, здесь склады ваще пылятся, да и на сегодняшний день почти все отказались от таких видов договоров.
    Понятно, что салон сегодня покупает авто за свои кровные, но не понятно почему он покупает премиум комплекташки (они всегда есть в наличии), в то время как востребованы почти минималки (если таковые вообще есть в природе). И не все готовы ждать даже две недели новый автомобиль, при этом внеся какие то деньги в кассу. В силу постоянных и не понятных Российских катаклизмов, как природных так и налогово политических, особенно в конце августа и после новогодних праздников, к этому не готовы не только покупатели но и продавцы.

    1. «Тут акциз на красное мясо собираются ввести. Колбаса будет дороже обычного мяса»

      Не читайте бульварных газет до обеда — https://cont.ws/@kgb/1132060

      1. «Сейчас самое главное выкинуть новость в первую минуту. Не важно, что потом будет 10 корректировок и уточнений, а в конце вообще выйдет опровержение и окажется, что всего этого не было. Главное забить эфир темой первым. Правда, точность — никого не интересует сейчас в принципе.

        Что говорить, если Первый Канал после падения челябинского метеорита выдал такое: — https://cont.ws/@tay/1135225 »

        Хайпожоры обныкновенные.

      2. Парящий над дорогой. Да нет проблем я и не претендую. Просто на дату и время моего поста это было актуально, а на момент Вашего, уже не актуально. Но АК у себя на сайте что то править не дает. Хотите я Вам лично принесу свои извинения, коли обидел, действием или бездействием. Только вот дыма без огня не быват. ДА и не удивлюся-люся, если и введут. Потому как в последнее время у нас если каким либо регулированием начинает заниматься кто то из правительства или Сам, то неминуемо жди Аххуенного подскока цен

      3. Дата и время ни причем. Вроде с начала недели это хавно мусолят, или еще раньше. Даже лень вникать было. Ибо тупо хайпищем прет за версту. Обычно на подобные новости забиваю на несколько дней, неделю, а то и больше. Пока хавно пробурлится и пыль осядет. А там глядишь хайпожоры нажрутся, пыль осядет, и многое станет понятно.

        Извинения??? Не понял за что. ))

        Аднака модный тренд вейперство — много дыма, нет огня. Время нонче такое — все через жопу.

        Так что тратить силы, нервы и прочее на хайпище — смысла не вижу. Вот когда что то реально введут, тогда есть смысл обсуждать и какашками кидаться.

Добавить комментарий для Парящий над дорогоЙОтменить ответ