Пост сдал

В 2013 году с подачи МВД началось массовое закрытие стационарных постов ГИБДД под предлогом их низкой эффективности. А недавно стало известно, что четыре челябинских поста передадут в собственность городу. Я посетил семь контрольных пункта в Челябинске и посмотрел, во что они превратились за пять безработных лет.

Самый колоритный пост — на дороге в сторону Кременкуля
Стены украшают граффити. Почти арт-объект
Во что можно его превратить? Судя по антуражу — в ночной клуб
Месть любителей Nees for speed, которых, должно быть, частенько тормозили на этом посту
Лестница ведёт только на первый этаж. На второй можно было подняться внутри «киоска»
У этого поста самая необычная архитектура, что, видимо, и привлекает живописцев
В подсобке — помойка
За постом — свалка. По одной из версий посты будут попросту ликвидировать: чтобы не портили вид на въезде в город
Загадочная надпись на гараже: «Тернистый путь миллионера» намекает, что работа на посту не всегда была неблагодарной. Ворота, кстати, наглухо заложены кирпичом
Всё, что можно разбить — уже разбили. Остальное заварено
Окна закрыты, внутри нет ни отопления, ни света. Использовать пост без капитального ремонта в любом случае невозможно
Это один из постов, которые передадут городу

Стационарные посты ГИБДД ставили на магистралях, ведущих из города, и одной из их функций было оперативное перекрытие дорог во время облав на угнанные автомобили и прочих эксцессов. Однако к середине нулевых стало понятно, что настоящие злоумышленники знают десятки обходных троп, и функцию перехвата уже не выполняли. Это стало одной из причин их закрытия.

Пост у кольца сразу за Шершневской плотиной: здание совершено неприметное
Окошечко, глядя на которое хочется протянуть документы и что-нибудь ещё
Если прижаться лбом, видны следы былой жизни: пара замерзших бутылок и стакан
Единственный пост, в который можно хоть чуть-чуть заглянуть
Посты активно используют для рекламы. «Откач» сделают всего за 800 рублей
Здание поста с высоким лбом портит вид на Шершни
Пропаганда в советском стиле выглядит, как новая
Краска шелушится и отваливается
Инспекторов на дороге заменили камеры видеофиксации нарушений

Ещё одна причина отказа от стационарных постов — это сокращение самих инспекторов ГИБДД, функционал которых в последние 10 лет всё больше берут на себя камеры фотовидеофиксации нарушений. Поскольку дежурство на посту требовало 3–6 человек с оружием и прочим оборудованием, «рентабельность» постов стала вызывать вопросы.

Зато посты были удобной точкой сбора для автопутешественников. Где встречаемся? На Уфимском посту.
В некоторых регионах посты отдали на растерзание бомжам и стихии, но в Челябинске основательно законсервировали и даже побелили, словно надеялись на возвращение
Наружная розетка с причёской Мардж Симпсон
Буквы ДПС сняли
Около каждого поста можно найти брошенную покрышку
В ГИБДД рассказали, что для Челябинска посты потеряли значимость ещё лет десять назад и начали выводиться из эксплуатации ещё до массового закрытия в 2013

Против постов высказывались многие правозащитники, намекая, что их основной функцией были дорожные поборы, особенно на южном направлении. Выявлять реальные нарушения, стоя в предсказуемом месте, было практически невозможно. И если раньше стационарные посты давали дополнительные полномочия инспектору, например, позволяли «беспричинно» проверять документы, то в новом регламенте ГИБДД это преимущество, фактически, убрали, прописав порядок проверки документов вне постов.

Очень мрачный пост на выезде в сторону Троицка: периодически инспекторы ГИБДД дежурят здесь в обычном режиме
Здание дало трещину
Трещина есть и на боковой стене
Но окна и двери заварены добротно
Как и на других постах, здесь нет никаких знаков отличия
Каждый пост имел гараж для служебных автомобилей. У этого стена скоро обрушится.

Не испытывают особенной ностальгии по постам и в самой ГИБДД: в областной инспекции нам сказали, что тратить время на дежурство в одной всем известной точке сегодня бессмысленно, поэтому экипажи ДПС расставляют по гибкой схеме, меняя дислокацию и учитывая карту аварийности.

Пост на Копейском шоссе на полпути между Челябинском и Копейском (фото Ильи Бархатова — здесь и до конца текста)
Интересно, что в архитектуре постов не прослеживается единой линии: пятиэтажки и школы в Советском Союзе были типовыми, а посты — индивидуальными
Аккуратный и почти слившийся со свежим снегом пост на выезде в сторону Кургана недалеко от поворота на аэропорт
А это вот ещё один архитектурный эксклюзив на Свердловском тракте недалеко от ЧМЗ
Этот пост интересен не только своим видом, но и стоящим около него тухлым запахом очистных сооружений, который приветствовал гостей из Екатеринбурга

Как видите, челябинские посты заколотили основательно: ни один не превратился в бомжатник. Но время всё равно делает свое дело, поэтому даже вид у них всё равно жалкий. Будут ли их сносить, продавать или переделывать — пока не ясно. Во что превращают бывшие посты ГИБДД в других регионах? В Новосибирске, например, их приспособили под кафе и шиномонтажки.

Впрочем, у постов ГИБДД была одна небесполезная функция: водители всегда знали, где могут найти инспектора. Зачем? Например, если на трассе вас пытается остановить подозрительный экипаж ГИБДД, вы имеете право проехать и обратиться на ближайший стационарный пункт: а были они вблизи практически всех крупных городов. Впрочем, сейчас можно сообщить об инциденте по телефону.

А ещё у каждого водителя со стажем обязательно есть история, связанная с остановкой на стационарном посту. Делитесь в комментариях.

14 Comments

  1. Только дураки ломают то, что работает. Не от далёкого ума закрыли эти посты.

    1. Женя, ну а какой в них был смысл объективно? Ну то есть какой-то был, но не пропорционален усилием. На них работало два-три экипажа ДПС. Не лучше ли их ставить в случайных местах?
      Южное направление — так вообще сплошная «таможня», то же самое Казань-Башкирия (это я про 15 лет назад говорю). Сколько раз ездил в том направлении в те годы, каждый раз останавливали и начинали неспешную беседу на предмет вспоможений.

      1. Пару-тройку терактов, и все вернется «на круги своя». Исключив постовое взяточничество, в принципе от них не было ни тепло ни холодно, но Пост весового контроля и транспортников, плюс те же самые замеры выхлопа ( на которые ссылаются наши правители, что в прочем иногда логично), да и просто обычная проверка документов, и исправности подвижного состава, ну и легковушки покашмарить в борьбе с тонировками, и прочими кустарными ксенонами, и заниженными тазами. Просто объединить службы в одном здании, а не до основания мы разрушим, чтобы построить. Мне вот за танкистов и автомобилистов обидно, такая же, в принципе, хрень.

      2. В принципе ничто ведь не мешает то же самое делать без стационарных постов.
        Ну пример: есть угроза с направление, где нет поста. И получается, что шесть инспекторов парятся на посту, а как раз таки очаг аварийности или путь предполагаемого террориста не закрыт. Я думаю, в деле контроля очень полезен эффект неожиданности.
        Мне вчера тоже слегка ностальжнуло насчет постов, но даже сами гаишники при их нынешних штатах не хотят их возврата

      3. Артем я говорю о том как можно эти посты эксплуатировать, объединив службы контроля в одном, уже полностью готовом, технически обустроенном месте, с «удобствами». и не надо там двадцать экипажей. достаточно одного сотрудника Гибдд, одного транспортника, и все. Сотрудник транспортник не имеет тех полномочий которыми наделен инспектор, и наоборот. Ну а в случае чего вызывается экипаж.
        А, про теракт это просто к слову.
        А так на всех постах,к роме наверно кременкульского и ЧМЗ (там видимо пахенет не реально вкусно) в постоянку вижу ГБР какой нить охраны, вот и передавайте им в аренду

      4. Не ясно само назначение поста, как помещения. Зачем он? Вышли люди на дорогу работать (пусть даже в межведомственном режиме) — пусть работают. Лучше 4 часа в режиме нон-стопа тормозить, чем неспешно с перекурами и обедами сутки то же самое делать в очевидном месте.
        Конечно, на посту комфортнее, но этот комфорт убивает сам смысл проверок, который всегда должен содержать элемент внезапности.
        Не то чтобы я противник постов, но аргументацию той стороны понимаю.

  2. А между тем 2 ноября 2002 года пост на Уфимском тракте стал «роддомом» для братьев Селиверстовых. На посту остановилась машина, из которой выскочил перепуганный мужик и попросил помочь рожающей жене. Гаишники отвели женщину в тепло, где практически сразу она родила первого ребенка. А перед самым приездом скорой — второго. Роды принимал капитан Владимир Мальцев. Новорожденных завернул в свой тулуп, чтобы не замерзли.
    А вот убрали посты — и что? Где теперь женщинам рожать?

    1. А если ты найдешь заметку 1899 года как роды принял извозчик, ты гужевой транспорт предложишь вернуть? 😀

      1. А разве у нас отменили гужевой транспорт? В правилах ПДД для него обозначены критерии. И я не помню, чтобы штрафовали мужика на телеге за один факт его существования. Если он правила нарушил — тогда да.

      2. Ну не массово же) Посты тоже не запрещены пока и даже действуют в отдельных регионах

      3. Основные же убрали, общеизвестные. Теперь вот вдоль дорог сотрудников расставили. Придется ездить, искать, куда приткнуться рожающей женщине. А ежели гайцы в кустах сидят? Их там пока найдешь… А они увидят бабу с пузом — да в россыпную! Догоняй их потом…

      4. Наверное, какая-то логика в этом есть. Но все же роды в дороге — не та ситуацию, ради которой нужно формулировать ТЗ на размещение полиции, у них как бэ несколько иной профиль, да и, боюсь, большинство просто не умеют принимать роды. С тем же успехом и дальнобойщик может принять, если уж совсем швах.
        Я видел плюс постов в возможности быстро найти сотрудника полиции. Ну бывает, едешь вечером по трассе, начинают тормозить — то ли гаер, то ли жулик. Раньше можно было проехать и остановиться на посту, объяснить ситуацию — наказания на такой «побег» нет.
        Но даже так получается, что проще доехать туда, где есть связь, и сообщить в полицию. Если подтвердят, что их сотрудники стояли, то далее уже проинструктируют, что делать.

      5. А я думала, что если ты не останавливаешься на трассе, когда гаец палочкой машет, то за тобой сразу погоня с мигалками, вертолеты в воздухе, «ежи» на полотне. Ну тогда-то сразу понятно, что это был настоящий, а не фейковый гаишник 🙂

      6. Бывает такое. Разве что без вертушек. Однажды у пьяного гаишника под автоматом стоял, тот орёт, затвором щёлкает, патроны вылетают… Жуть, короче.)))

Добавить комментарий