Чёрные автодилеры: полиция не узрела мошенничества

Коллективное обращение пятнадцати клиентов автосалона «Металл Моторс» в полицию не привело к результату: в возбуждении уголовного дела по статье 159 УК РФ «Мошенничество» против сотрудников автосалона им отказали. Тем не менее, правозащитники советуют людям не сдаваться и предлагают нестандартные варианты решения проблемы.

Почему-то автосалоны описанного типа очень любят продавать Datsun on-Do: клиент приходит за Lada Granta по цене до 400 тысяч, а уезжает на её аналоге, заплатив примерно миллион. У дилеров такая машина стоит лишь чуть дороже самой «Гранты»

После первой статьи о челябинском автосалоне «Металл Моторс» к нам обратились сразу несколько его клиентов, истории которых будто скопированы с той, что произошла с героиней первого материала Натальей Колоколовой.

А вот свежая история: Виктория и её муж, с их слов слов, в сентябре 2018 года клюнули на объявление о продаже нового Hyundai Creta по цене от 699 тысяч рублей. В наличии у них было 400 тысяч — остальное решили взять в кредит.

Но уехали они на совсем другой машине: Kia Rio X-Line Luxe 1.6 AT, причём изрядно переплатив. У официального дилера такая модель стоит 915 тысяч рублей, Виктории же её всучили за 1,16 млн, то есть на 245 тысяч рублей дороже. Но и это не всё: оформив автокредит с ежемесячной выплатой 14 тысяч рублей, через семь лет она выплатит в сумме более 1,5 млн рублей. Общая переплата относительно дилерской цены составит 661 тысячу рублей.

За те деньги, что Валерия отдала за хетчбэк Kia Rio X-Line, у официального дилера она бы купила полноприводный Hyundai Creta с «автоматом»

— В автосалоне нам сказали, что пока мы не внесем 400 тысяч рублей предоплаты, банк не одобрит нам кредит, что звучало, конечно, подозрительно, — рассказывает Виктория. — Но мы всё же решились. А потом нам дали бумагу, что если мы передумаем покупать автомобиль в данном «автосалоне», деньги нам не вернут. Затем подошёл менеджер и сказал, что сумму решили повысить. Я уже тогда поняла, что нужно оттуда бежать, но мы мы уже предвкушали покупку нового автомобиля, поэтому остались. А потом выяснилось, что на «Крету» нам денег не хватает (как, почему?), и нужно покупать Kia Rio X-Line, на который мы согласились после двух часов томления.

Высокую цену в автосалоне объяснили установкой дополнительного оборудования, без которого якобы банк не одобрял автокредит. В приложении к договору действительно был список допов и работ, например, доплата за цвет (6 тысяч), сигнализация (18 тысяч), антигравийная и антикоррозийная обработка (23,5 тысячи) и так далее.

История очень типична: мы уже подробно описывали схему работу подобных автосалонов, которая не меняется из года в год.

Полиция не увидела признаков мошенничества

Коллективное заявление Натальи Колоколовой и её «коллег» было направлено в отделение полиции «Северо-Западный» УМВД России по Челябинску. После проверки в возбуждении уголовного дела по статье «Мошенничество» отказали.

Сотрудники автосалона «Металл Моторс» пояснили полицейским, что «все документы предоставляются клиентам, они их самостоятельно читают и подписывают». Руководитель отдела продаж автосалона Антон Веретельник рассказал, что перед подписанием договора купли-продажи до клиентов доносят всю информацию о стоимости автомобиля, о технических характеристиках, об условиях кредитования. После этого клиент либо соглашается с данными условиями, либо нет.

Сотрудник автосалона подтвердил, что после получения кредитных документов из банка условия могут разниться с первоначальными, но клиент в праве на них не соглашаться, а сумму первого взноса вернуть по заявлению в течение 10 дней.

В этом и ключ к работе подобных компаний: они ждут добровольного подписания документов. Для этого используется ряд стандартных уловок, например, долгое ожидание в автосалоне, намёки на потерю первого взноса, изменение договора в процессе покупки, апеллирование к «объективным обстоятельствам», среди которых — отсутствие обещанной машины на складе, авария с автовозом, изменение цены за счёт допоборудования и так далее.

Все пятнадцать клиентов подписывали документы самостоятельно, поэтому полиция не усмотрела в действиях сотрудников автосалонов признаков преступлений. Самих автовладельцев, кстати, также проверили на возможность обвинить в ложном доносе.

— В случае несогласия с результатами проверки автовладельцы могут обратиться с заявлением в прокуратуру, — пояснили нам в пресс-службе УМВД по Челябинску.

Автоюрист Лев Воропаев считает, что в ситуации не всё однозначно, и советует привлекать вышестоящие инстанции.

— Самый очевидный путь — обратиться в прокуратуру, — объясняет он. — Также можно обратиться в суд, чтобы обжаловать постановление полиции об отказе в возбуждении дела. Если прокуратура или суд постановят, что признаки мошенничества были, полиция уже обязана будет возбудить дело. Параллельно желательно написать заявление в Роспотребнадзор с жалобой на нарушение прав потребителей, в частности, на своевременность получения потребителем информации о цене автомобиля, стоимости кредита и порядке его погашения. Насколько я помню, большинство покупателей указывали, что их ввела в заблуждение недостоверная реклама, распространяемая указанной организацией. Поэтому стоит обратиться с заявлением в Федеральную антимонопольную службу.

Но достаточно ли у клиентов доказательной базы, ведь документы они в самом деле подписывали добровольно?

— Об условиях сделки их не проинформировали надлежащим образом: по их собственным сведениям, это было сделано в изматывающей манере, которая выглядит недобросовестной, — считает юрист. — И в данном случае, они являются косвенными свидетелями друг для друга, поскольку обстоятельства их дел схожи. Им нужно давить именно на то, что это коллективная жалоба и во всех случаях были признаки недобросовестности одной из сторон сделки.

Эксперт считает, что при должных усилиях суд той или иной инстанции всё же примет сторону пострадавших: о позитивном опыте мы расскажем чуть ниже.

Не только Челябинск

По такой схеме автосалоны работают практически в каждом крупном городе России. Например, челябинец Владимир Малышев за машиной поехал в Екатеринбург: его привлекла Lada Granta за 390 тысяч рублей в автосалоне «Уралавтоторг». Там его заставили ждать почти десять часов, а после уговорили взять Datsun on-Do — по сути дела, ту же самую Lada Granta. Только цена составила 750 тысяч рублей, а с учётом переплаты по кредиту — 1,3 миллиона.

— Автомобиль был в минимальной комплектации, а его ПТС оказался выдан в 2015 году, — рассказывает Владимир. — Первоначальный платёж по кредиту составлял 18 тысяч рублей в месяц, но удалось договориться с банком на 15 тысяч. В автосалоне мне прямым текстом ответили: обращайтесь в суд. А в последнее время вообще перестали брать трубку.

Кстати, подобные фирмы предпочитают иногородних клиентов, которые проделали большой путь и хотят приобрести машину в тот же день — ими легче манипулировать.

Как добиться правды

Положительные примеры борьбы с такими дилерами есть: после массовых скандалов и коллективных обращений в полицию и к губернатору Свердловской области часть «обманутых вкладчиков» вернула деньги, заплаченные екатеринбургскому автосалону Carvana. Об этом нам рассказал координатор общественной организации «Движение» Дмитрий Золотов.

В Екатеринбург житель ХМАО Игорь Мизин приехал, чтобы купить Hyundai Creta за 769 тысяч рублей, а заплатил 1,25 миллиона рублей

— Подобные компании ещё в 90-х появились сначала в Москве и Питере, где сейчас наработана богатая практика по их закрытию с привлечением полиции, — объясняет Дмитрий. — Был момент, когда в Санкт-Петербурге вычистили все подобные салоны, а уголовные дела возбудили против сотрудников и собственников, которые чаще всего являются выходцами из южных республик.

В марте этого года в северной столице арестовали 19 управляющих, менеджеров и кредитных специалистов из четырёх автосалонов, которые работали по описанной выше схеме. По статье «Мошеничество в особо крупном размере» организаторам такого «бизнеса» грозит до 20 лет лишение свободы. Летом аналогичная «зачистка» прошла в Москве. Ущерб от мошенников оценили в 50 млн рублей.

— У полиции достаточно рычагов, чтобы пресечь деятельность подобных автосалонов, — рассказывает Дмитрий Золотов. — Делается это несложно: сотрудник полиции под видом клиента приходит в автосалон и собирает всю доказательную базу для обвинения, после чего возбуждается уголовное дело.

Эксперт отмечает, что сложнее поймать владельцев бизнеса, потому что они нередко имеют статус инвесторов, которые вкладывают деньги и не отвечают за детали бизнеса.

— Но наёмных сотрудников к уголовной ответственности привлекают без особых проблем, — поясняет Дмитрий Золотов. — Они оказываются крайними: за свои 30–50 тысяч рублей зарплаты они несут колоссальную ответственность, прикрывая, фактически, основных выгодополучателей.

Как вернуть деньги

Если возбудить уголовное дело реально, то вернуть потраченные деньги непросто. Договоры подписываются добровольно, а юрлица, стоящие за названиями автосалонов, постоянно меняются и перманентно находятся в стадии ликвидации.

Ещё один клиент «Металл Моторса» Евгений Налётов, по его словам, купил Nissan Almera за без малого 1 млн рублей и обратился к юристам.

— Они сказали, что договоры сделаны без нарушения норм права, но, фактически, на кабальных условиях, — делится опытом Евгений. — Признать такую сделку недействительной можно, но на практике тяжело. Наиболее эффективный путь: добиться возбуждения уголовного дела по статье «Мошенничество», признать сделку притворной, а в качестве ответчика указать не очередное общество с ограниченной ответственностью, а сам «Металл Моторс».

По документам, Nissan Almera, которую купил Евгений, собрана в Питере, где у Nissan действительно есть завод. Вот только именно Almera он не выпускал: до октября 2018 года все автомобили собирали в Тольятти на АвтоВАЗе

Евгений обратился в ОМВД Калининского района, но в возбуждении уголовного дела ему отказали. Однако прокуратура отменила этот отказ и вернула дело на дополнительную проверку, которая, впрочем, закончилась точно также — дело так и не возбудили.

— Самое интересное, что когда мы внимательно изучили дома ПТС, обнаружили в нём признаки подделки, — говорит Евгений. — И мы указали это обстоятельство в заявлении. На наш взгляд, подделка документа уже является основанием для самой пристальной проверки продавца.

Лайфхак от бывалых

Организация Дмитрий Золотова занимается подобным конфликтами не первый год, и эксперт подчеркивает, что вернуть деньги через суды даже после возбуждения уголовного дела проблематично. Он описывает другой способ:

— Если ваша цель расторгнуть сделку и вернуть деньги, то есть метод, который в нашей практике работал стопроцентно. Обманутый автовладелец с группой поддержки приходит в автосалон и каждому новому клиенту спокойно объясняет методы их работы. Естественно, это отпугивает людей, и за день-два таких простоев автосалон рискует потерять крупную сумму. Со скандальными клиентами они предпочитают решить вопрос полюбовно, вернув деньги.

Правда, прибегать к подобному нужно с умом, не переходя границ законности: не клеветать, не хамить, не провоцировать рукоприкладство.

— Но такие методы подходят для «индивидуального пользования», тогда как в глобальном смысле нужно придавать дело огласке и мотивировать полицию провести работу, — считает Дмитрий Золотов. — После возбуждения уголовных дел и закрытия автосалона новый откроется не сразу, в том числе, потому что для его раскрутки требуются большие вложения в рекламу.

Как и в прошлый раз, попытки дозвониться до автосалона «Металл Моторс», чтобы взять комментарий, успеха не принесли. Мы готовы отразить в статье точку зрения сотрудников компании при первом же обращении на сайт любым способом, указанным внизу статьи.

Мы продолжам следить за ситуацией.

Десять признаков подозрительного автосалона

  1. Рекламируемая цена на 10–30% ниже, чем у официального дилера.
  2. Отсутствие адреса компании на сайте дистрибьютора марки.
  3. Мультибрендовый салон, где бок о бок стоят популярные модели разных марок.
  4. Невозможность посмотреть выбранный автомобиль по прибытии в автосалон.
  5. Сокрытие VIN выставленных машин.
  6. Попытки склонить вас к подписанию «предварительных договоров».
  7. Необоснованное затягивание оформления.
  8. Принуждение к покупке более дорогой или оснащённой машины.
  9. Принуждение к покупке в кредит.
  10. Угроза потерять деньги в случае отказа от сделки.

Как проверить автосалон, не выходя из дома

Поможет Интернет. Только не особенно верьте отзывам на специализированных сайтах: чаще всего они покупаются или их пишут подставные люди. Наберите в поисковике название автосалона, ваш город и фразу «мошенники», и если по запросу выйдет несколько ссылок с историями, вроде изложенных выше, отнеситесь к фирме с большим подозрением.

Если после внесения первоначального взноса или сдачи автомобиля в трейд-ин вас вынуждают подписать договор на невыгодных условиях или слишком долго держат в автосалоне, обращайтесь в полицию. В ряде случаев такой способ позволял вернуть сумму первоначального взноса в тот же день.

9 Comments

  1. Ну вот, опять за рыбу деньги. Конечно же интересна работа наших органов, с точки зрения, обывателя. Во всем, необходим, какой то волшебный пендель. Нигде не видят умысла, и признаков состава преступления.
    В свете недавних событий, борьбе с чернымавтоюризмом, в прошлом году, конторы, занимающиеся «сопровождением» участников ДТП, проверяли с выемкой документов семь ( блять — семь раз за три месяца), не было только одного — мордой в пол, но и то только у тех кто шел на контакт, без обиняков. Кого то и мордой клали- но те, были совсем оторвами. И что, что это принесло… Да по факту ни чего, а по статистике 3%, типа черных автоюристов, а остальные белые и пушистые.
    Здесь же установлен факт массового наеДалова. И ни чего. Ну не хватает признаков и улик, отправьте сотрудников, землю потоптать, выступить в роли покупашки, и всё. Все проблемы решены, салон закрыт, деньги, может быть, вернуться. Но ведь это чужие деньги, и государство от этого совсем не страдает, да и налоги я думаю платит конторка по всем правилам, и исполнительная власть просто, игнорит данную тему, а вероятнее всего, кто то, просто, стоит у этой кормушки.
    Артем, а для чего указывать проценты которые люди переплатят по кредиту, при чем с неким пренебрежительным смакованием (по моему мнению). Здесь совсем другая история, и банковский процент, в большинстве своем, зависит сугубо от политики государства. Сейчас нет, да и не было ни когда (кроме времен СССРа) кредитов под один процент. Семь-восемь, это при условии, что внесено более, даже не 50% а 70% ( при этом КАСКА в обязаловку, за минимум 10% от стоимости ТС, плюс жизнь), а такие деньги есть совсем не у всех.
    Потому и «ММ», да и не только он, а даже оф дилеры, ушлят именно и в том числе со стоимостью доп оборудования ( понятно, что накрутка на допы, как на алкоголь в ресторанах, под триста процентов), но и тем самым они увеличат стоимость кредита ( начиная от самого кредитного плеча, и кончая процентной ставкой тоже очень вкусно) и здесь не обходится без откатов от банка продавану.
    Мне всегда была интересна работа представителя банка в автосалоне ( в свете Ёффективного управления и минимизации расходов) один сотрудник работает с 4-8 банками. Запросы делаются, типа во все, одобряет один. Но вот, э-э-э, точно ли один, а отправляла ли сотрудник, в другие банки, меня всегда гложет именно этот вопрос, ведь, причину отказа, да и сам отказ, сотрудники ни когда не показывают и не называют.
    Покупал раз телефон, в кредит, старый сломался а до зп еще полмесяца. Пришел в один из больших магазинов. Сидит пять или шесть девочек- представителей разных банков, начинаю неспешно вести беседу, о процентах и ставках, при этом имеется предложение от банка партнера. У девочек, видимо, как, у таксистов у вокзала, есть своя очередность проведения кредитных сделок. Но я, выбираю представителя того банка, от которого есть коммерческое предложение, и, девочки. с небольшим расстройством на лице, молча переглядываются и подмигивают. Ну а что же далее… запрос в банк, и… отказ банка. Вот так пипец. Приходится садится к той девочке, у которой видимо настала очередь, и. как результат — одобренная сделка, почти по тем же условиям. На следующий день созванивался с банком партнером, был получен ответ, что запрос в банк на одобрение кредита не поступал.
    Так, что, спонтанно взять кредит в нужном тебе банке, под тот процент который типа ты рассчитал, тоже не всегда получится. Мониторинг процентных ставок, при полном контроле денежных средств, которыми ты располагаешь, но в то же время слишком много оговорок, со стороны банка, страхование жизни в доп к телу кредита, страхование имущества, увеличенный первоначальный платеж, и много много чего, ты даже будучи великолепным математиком финансистом можешь не предусмотреть.
    Мне вот кредит ипотечный одобряли, с условиями страхования жизни и здоровья. Сотрудник задает вопрос о страховке. Типа «эконом, только от летального» или » элит- с вероятной потерей трудоспособности и плюсом даже от потери работы» . Но при этом стоимость полиса абсолютно одинакова, и она заложена в тело кредита. Но ведь как человек здравомыслящий понимаю что где то обманули, но вот где не понятно.

    1. в лохматые времена знакомый работал от хоум кредита. у него была возможность поставить в спец. поле галочку (причем поле выглядело безобидно, для того чтобы мутных покупашек красиво отшить) и банк гарантировано давал отказ.
      За все время брал тока ипотеку и с той уже попрощался. Рассматривал как вариант взять авто не за нал, а в кредит. Закрыть его сразу после получения авто. понимаю что там предстоят битвы с менеджером из-за страховок. рассматривал даже вариант одобрения в самом банке, а уже с одобрением ехать и оформляться к дилеру. минуса — надо кататься к челябу, а это не совсем с руки. но пока отодвинул приобретение вообще.

      1. ЗЫ. а девочку я бы «утопил бы», сдав ее как «неработника» банку + оформляться вообще в том магазе не стал. макс, возможно, купил кнопкодава до 1к руб за нал.

      2. у меня работа связана. что иногда надо фотографировать и работать с редакторами. кнопкодав не катит. ну а девочка да не хай живет и трудится.
        Ну а покататься до челябы и поискать. Ну так вот еще история. вроде рассказывал. Перед покупкой тигги 5, Горел желанием приобрести Хавала Н6 ( ну болею я данной китайской маркой). Денег в обрез, моего старого коня оценили в 400 тыров, который на рынке стоит от 560-600. Да еще и работа манагеров салона совсем не понравилась, отказался от покупки Хавала, сдал в другом месте купил Тиггу5. Понятно, что не без кредитных денег, но тут я брал потребкредит (на значительную сумму, чтоб погасить и летнюю поездку в крым). В общем конечно, это перекредитование, вышло значительно интереснее и выгоднее чем два автокредита пусть и небольших, и кредит на ремонт квартиры. Но здесь ведь тоже имеется финансовая составляющая, которая не позволила, а вернее спутала карты мне.
        PS на автосалон настучал ( ну не выдержала подлая моя душонка), официальному представителя в России.

      3. Всегда надо стараться оставаться человеком. почему я иногда имея такие возможности не наяпываю? и почему я должен терпеть наяпывания от других хитрожопых? потому не жаль совершенно ту девочку и их хитрые схемы. есть говнолюди и оправдания их поступкам я искать не хочу.

    2. >>>Артем, а для чего указывать проценты которые люди переплатят по кредиту, при чем с неким пренебрежительным смакованием
      У вас последнее время настроение немного сварливое, к.м.к. В остальном никакого пренебрежения: текст предварительно скидывал всем героям публикации, кроме обширных благодарностей ничего. Переплата указывается, потому что это одна из объективных составляющих дела. Пусть эта переплата не вносится единой суммой, она фигурирует в тех «ипотечных платежах», которые люди вынуждены потом гасить.

      >>Здесь совсем другая история, и банковский процент, в большинстве своем, зависит сугубо от политики государства
      Ну то есть в вашей картине мира ставка у нас зафиксирована на уровне 18%? Ну-ну. От политики государства ключевая ставка зависит, а тип навязываемого кредита зависит от ушлости барыг и ротозейства клиентов (кои вполне осознают, что попали впросак).

  2. Менты бездари конченные, это даже не обсуждается, но блин… заплатить 1.3 млн за датсун 2015 года — это просто днище:(( И всему виной — жажда халявы.

    1. Антон. Да какая на хер халява. Халява кончается после того как ты занес деньги в кассу, а далее приносят бумажку что все деньги которые ты внес в качестве предоплаты, в случае отказа являются не возвратной суммой. И далее про отсутствие машины и прочие песни о старом. В эом фишка и заключается.
      Реально прийди к дилеру. и попробуй взять автомобиль без допиков в заводской комплектации, да еще эконом комплектацию. Ни куя не получится. Во первых в свете сегодняшних экономических событий, дилеру не выгодно держать склад авто. Во вторых, в салоне, в основном стоят комплекташки, в максималках, можешь их купить. В третьих если салон каким то образом заимел машину в минималке, то они стараются ее укомплектовать по максимуму и ценник за это авто становится похож на дорогую комплектацию (это понятно им-салону тоже кушать хочется, но здесь не работает как на рынке «мне на твои допы пох… снимай, но цена вот такая». Ну а хотите купить в заводской комплектации по минимальной цене без допов, конечно же не вопрос, машина приедет через полгодика, вы внесите деньги в кассу, и по условиям договора окончательная стоимость покупаемого ТС не фиксирована (от слова совсем). И чем в данном случае, дилер отличен от металл моторсю. Только наличием типа бренда за спиной.
      А людям надо здесь и сейчас, потому как «вчера были по три рубля, а сегодня по пять» (и это в лучшем случае)

  3. Жесть какая … не, формально все эти продаваны ничего особо не нарушают — покупаны сами разводятся как лохи. Но, есть такой факт: при одних и тех же обстоятельствах при суммах до 3-5 миллионов суды обычно выносят решение в пользу обманутых, а вот если суммы выше, то в тех же самых ситуациях решение будет обратным. В пользу «абсолютно честно заработавших» эти самые миллионы на обувании лохов/обмане контрагентов/государства.

    Я почти прямым текстом намекаю, что деньги в этой сфере крутятся такие, что никакому покупателю, отдавшему полтора миллиона за датсун, не светит в суде ВООБЩЕ НИЧЕГО (по буквам николай-иван-харитон-ульян-ян). Потому что единожды созданный прецедент автоматически создаст целую цепочку, что уничтожит «бузинесс» таких барыг … поэтому в дело идёт небольшой чемодан денег, и все последующие суды идут уже практически «бесплатно», потому что у судей свой корпоратив, они не принимают решения, которые идут вразрез с принятыми ранее решениями других судов.

    Короче говоря, бесплатный сыр — в мышеловке.

Добавить комментарий