Жизнь в тисках: как Челябинск зажмёт автомобилистов

На развитие транспортной сети Челябинска потратят 13 млрд рублей за четыре года, использовав комплексный подход питерской компании «А+С Транспроект». Я внимательно изучил эти планы, и оказалось, что если десять лет назад дорожное строительство шло в интересах автомобилистов, то теперь акцент делается на альтернативы. В центре города появятся платные парковки и зоны успокоенного движения, а ширину основных магистралей «съедят» маршрутные и велосипедные полосы. Вот что ещё ждёт Челябинск в ближайшие годы.

В центре появятся односторонние улицы

Совсем скоро улица Пушкина станет односторонней в северном направлении, а идущая по-соседству Советская — в южном.

Односторонней станет и улица Энергетиков в направлении перекрестка с Гагарина, и на её части будет запрещена остановка. Работы запланированы на ближайшее время.

Худякова сделают реверсивной

В 2020 году запланировано создание реверсивного движения по Худякова на участке возле городского бора. «Переменные» полосы в утренний час-пик будут работать в направлении города, а вечером — наоборот.

Радикальную идею строительство моста через Шершни в план развития не включили.

Автобусы разгонят полосами, автомобили затормозят

Движение по выделенным полосам помимо маршрутного транспорта разрешено такси, но только официальным. Маршрутки-нелегалы и «бомбилы», как и прочие автомобилисты, смогут выезжать на них лишь для поворотов. Штраф за нелегальное пользование «выделенкой» — 1500 рублей, а соблюдение контролируют камеры видеофиксации.

Строительство таких полос начнётся в 2019 году на основных магистралях: они пройдут по Свердловскому и Комсомольскому проспектам, улицам Чичерина, Молодогвардейцев, Труда, Свободы, Энгельса и на большей части проспекта Ленина. Общая протяженность выделенных полос превышает 25 километров. Правда, замкнуть контур не получилось: улица Братьев Кашириных останется без спецполос.

Казань давно перешла на полноразмерные автобусы и выделенные полосы

На всех участках с выделенными полосами запретят остановку и стоянку. Она и так уже почти везде ограничена, но теперь придётся убирать и парковки-карманы, заезд в которые перекроют выделенные полосы.

Побочный эффект: выделенный полосы уберут и парковки-карманы

При этом остается неясной общая стратегия в отношении общественного транспорта: выделенные полосы эффективны для полноразмерных автобусов, парк которых в Челябинске серьезно постарел. В декабре стало известно о закупке 300 новых автобусов на газомоторном топливе, но пока это лишь обещания. Последние же месяцы на слуху сплошные скандалы, например, аренда старых иногородних автобусов, ноябрьская забастовка водителей и возбуждение уголовного дела против одного из бывших руководителей ОГТ Рустама Тимуршина.

Транспортные хабы облегчат пересадку

Пересадочные узлы должны стать концентраторами остановок разных видов транспорта, исключая необходимость совершать длинные переходы между остановками.

Правда, первые два хаба появятся в 2020 и 2021 годах и будут созданы на базе железнодорожного и автобусного вокзалов возле «Синегорья», а также около дворца спорта «Юность». Пересадочные комплексы существуют здесь уже сейчас, и в чём именно будет отличие новых хабов, пока неясно.

Новый пересадочный узел появится в 2022 году в районе пересечения проспекта Победы с улицей Чичерина: расстояние между остановками разных видов транспорта сделают не более 200 метров. Обещают и перехватывающую парковку на 200 машиномест.

Умные светофоры отследят поток

Продолжится развитие системы «Умный город», одна из особенностей которой — возможность отслеживать загруженность улиц в прямом эфире и автоматически менять режим работы светофоров.

«Умный светофор» не воспроизводит жесткий алгоритм, а реагирует на текущую структуру потока

До конца 2019 года система должна заработать на большинстве улиц северо-запада, центра, ЧТЗ и Ленинского района. «Умные светофоры» учитывают погоду и проведение дорожных работ. Их следящие камеры могут не только анализировать поток, но и выявлять нарушителей.

Велодорожки могут быть элементом проезжей части или тротуара, но приоритет на них — у велосипедов

Жителям «Паркового» предложат велосипеды

В 2020 году запланировано создание сети велодорожек общей протяженностью 50 километров, из которых 35 пройдут вдоль автомобильных улиц, а 15 — внутри городского бора.

Велодорожки продлили до самого «Паркового», как бы намекая на лучший способ выбраться из удалённого района без пробок.

По улице Красной и Калинина можно будет доехать до Комсомольского проспекта, но дальнейший путь на велосипеде практически невозможен: там начинается промзона.

Парковка станет платной

Не сразу и не везде, но постепенно в Челябинске начнут появляться платные места для стоянки вдоль дорог. Пока зона, где можно ставить паркоматы, ограничена многоугольником улиц Труда, Свободы, Российской, Плеханова и Красной (на карте вверху — бледно-красным цветом). В него не попал проблемный квартал от улицы Лесопарковой до Свердловского проспекта (район ЮУрГУ), где также наблюдаются перманентные сложности с наличием мест.

Стоимость парковки пока неизвестна, но можно ориентироваться на опыт соседнего Екатеринбурга, где тариф составляет 30 рублей в час.

Улицу 40-летия Победы превратят в пешеходную зону

Кисло-сладкие новости для жителей западной части «Академ Риверсайд»: участок улицы 40-летия Победы от Кашириных до Университетской набережной оставят пешеходным — ранее жители опасались, что его готовят под стройку автомагистрали. Но безобразный участок территории благоустроят не ранее 2020 года. Тогда же строительство пешеходной зоны начнётся на набережной Миасса восточнее Кировки.

Сейчас продолжение улицы 40-летия Победы выглядит как внедорожный полигон

А ещё появится новое понятие: зона успокоенного движения в самом центре города между улицами Красной, Труда, Российской и проспектом Ленина. Вероятнее всего, в этом периметре будут действовать более жесткие ограничения скорости и появятся новые пешеходные переходы.

Чурилово свяжут с городом

Радикального разрастания дорожной сети Челябинска не запланировано, и наиболее масштабное строительство ждёт один из самых изолированных районов — Чурилово. Связь с городом усилят расширением трёх магистралей: проспекта Давыдова с выходом на ЧТЗ, улицы Линейной, которая вливается в проспект Ленина, и улицей Енисейской, позволяющей выехать сразу на Копейское шоссе. Все работы запланированы на 2020 год.

Университетской набережной добавят значимости

Идущая вдоль Миасса улица станет четвёртой «поперечной» артерией города: на востоке она упирается в улицу Косарева, но  с 2020 года её продлят дальше. А реконструкция улицы Береговой обеспечит выход на развязку, которая соединяет Братьев Кашириных с улицами Труда, Свободы и Российской.

Западный вектор

Город продолжит расти в западном направлении, поэтому проспекты Победы и Комсомольского продолжат в сторону «Паркового-2», а также построят пересадочный комплекс и перехватывающую парковку на выезде в сторону Новогорадского тракта. Работы начнутся не ранее 2022 года.

Сеть завяжут узлами

С точки зрения автомобилистов ставка делается на строительство развязок: в ближайшее время должны завершиться работы на третьем уровне виадука, которые соединит улицу Братьев Кашириных с Нагорной.

Самым масштабным проектом выглядит создание виадука на выезде в сторону Троицка: он соединит улицу Дарвина с Троицким трактом и решит проблему жутковатого моста через железнодорожные пути. Но случится это не скоро: работы запланированы на три года с 2020 по 2022.

Гостям города, которые въезжают со стороны Троицка, тревожное настроение создает разбитый и узкий мост через железнодорожные пути

Ещё одна современная развязка должна появиться на пересечении Труда и «Меридиана», что вкупе с расширением улицы Первой Пятилетки создаст ещё одну альтернативу проспектам Победы и Ленина. Но — лишь в 2022 году.

На перспективу запланированы работы по расширению дорог под железнодорожными мостами на Копейском шоссе, проспекте Ленина и Троицком тракте, но предметный разговор начнется не ранее 2022 года, а «дедлайн» для некоторых участков и вовсе установлен на 2032 год.

Ленинградский мост приведут в чувство

Мост через реку Миасс не первый год собирает пробки и вибрирует под тяжестью трамваев. Реконструировать его хотели ещё в первые фазы дорожной революции, но мешало стратегическое значение моста. Им займутся в 2020 году, предварительно решив вопрос с альтернативными маршрутами: его закрытие увеличит поток по улицам Новомеханической (выход на «Меридиан»), Братьев Кашириных и Российскую. Отчасти напряжение снимет упомянутый рукав каширинской развязки в сторону улицы Нагорной.

План выглядит попыткой сместить баланс в сторону меньшей зависимости Челябинска от автомобилей. Успех его будет зависеть от многих факторов, в том числе, от желания властей навести порядок с общественным транспортом, который в Челябинске деградировал до уровня 90-х годов.

Обращает внимание, что большая часть работа запланирована на время проведения саммитов ШОС и БРИКС и последующие годы, хотя было бы логично привести город в порядок заранее. Главным изменением 2019 года станет организация выделенных полос для общественного транспорта, а все сложные проекты оставлены на время после саммитов.

6 Comments

  1. Звучит неплохо, для начала! Но как бы реализация не подкачала, ведь делать будут те же самые дебилы люди, которые абсолютно ничего не смыслят в городском благоустройстве, судя по тенденции последних лет. Надеюсь, эти изменения станут первой ласточкой среди грядущих к нормальной городской среде. Но блин, как бы всё не случилось как обычно:(((

    1. Я вот лично опасаются ситуации, когда нарисуют выделенки, забыв купить нормальный парк автобусов. И получится, что выделенка вроде есть, а ездить по ней почти некому (нелегальная маршрутка формально по выделенке не поедет). Да и тратить выделенки на маршрутки глупо, они сработают в случае с большими автобусами, как минимум потому, что если запустить туда маршруток, начнётся дикий хаос перед остановками.

  2. Мне вот интересно, в конце 2012 года тогдашний губер Юревич закупил для города 80(!) новых автобусов — Нефазов и Сканий. Скании причем были с дверями и площадками для инвалидов. Все это красиво показали, я даже пару раз ездила на этих автобусах. А потом бац — парк безнадежно устарел. За пять лет Скании пришли в негодность? Че-то сильно сомневаюсь. Однако ни одного из тех купленных автобусов я уже два года не вижу на линиях. Маршрут №31 (Скании) заменили на какое-то убожество Бравис, которое даже для маршруток не годится. Маршрут №18 (Нефазы) — машин на линии стало вдвое меньше, ни одного Нефаза — опять бразильские полуперденчики с провозной емкостью 40 пассажиров (с учетом стоящих). Маршрут №34 вообще отменен. Куда делись 8 Нефазов, которые на нем работали — сие тайна великая есть.
    Однако с приходом к власти Тефтелева в 2015 году «устаревший» парк автобусов опять обновился. Скании, видимо, продали другим городам, а сами прекрасно отмыли денежки на приобретении Брависов. Спустя три года — опять та же песня: парк устарел, надо новый. Так и хочется сказать: харэ уже бабло пилить!

    1. Интересно. Поскольку не занимался никогда ОТ, не совсем в курсе темы. Но через проект «Лови маршрутку» весьма проникся масштабом похуизма нынешних властей в отношении ОТ

      1. Я помню этот закуп в 2012 году. Начало декабря, на улице -17, площадь Революции заставлена Нефазами и Сканиями. Юревич опаздывает на час(!), и все это время бедные журналисты топчутся на месте. Операторы наснимали автобусы со всех планов — хватит на десять сюжетов, чтобы ни разу не повториться. Водители милосердно греют автобусы и пускают туда журналистов. Все не по разу попробовали опускать и поднимать площадку для инвалидов. Самые слабенькие сбегали на ту сторону проспекта за горячим кофе. Короче, выживали как могли. И эти 80 автобусов я не забуду в страшном сне и даже после амнезии. Эти 80 стремительно устаревающих автобусов, которые в Норвегии могут работать по 15-20 лет, а у нас за три года стали рухлядью и самоустранились. 🙂

Добавить комментарий для НадеждаОтменить ответ