Сны про глупость

Кошмары мне снятся редко, но последние годы преследует один и тот же сон: будто я оказался в институте или школе, то есть не перенесся в прошлое, а пошёл туда снова в силу какой-то необходимости.

Сны всегда пронизаны ощущением безысходности от того, что за эти годы я капитально отупел. По сюжету, в конце семестра нужно сдавать что-то вроде высшей математики, но я ничего не помню.

В снах я всегда опаздываю на занятие, выхожу из дома без тетрадей, не знаю расписания,  на лекциях не успеваю записать или пишу, но листы остаются пустыми.

Мне интересно, почему мозг так часто проигрывает именно это сюжет и почему сны всегда безысходны. В них я отделен от внешнего мира ватой собственного слабоумия. Единственным маяком остается лишь мерцающее осознание своей глупости.

Во время учёбы у меня были периоды, когда я ощущал себя примерно также, и можно предположить, что мозг просто переваривает болезненный опыт прошлого. Но на самом деле, во снах нет аллюзий на прошлое: я всегда воспринимаю себя взрослым, просто безнадежно поглупевшим.

И всегда примешивается какая-то острая необходимость всё это усвоить, будто где-то начинается война, для победы в которой необходимо вернуть всех манагеров, журналюг и блогеров к профессиям, которые они когда-то осваивали.

Я думаю, эти сны в самом деле отражают один из комплексов нашего времени: как не крути, а в интеллектуальном плане мы деградировали, и это не так заметно, потому что происходит со всеми сразу.

Может быть, именно коллективное оглупение, которое я вижу на собственном примере, и составляет суть этих «кошмаров».

15 Comments

  1. Вот интересный момент, да. У меня, кстати, один из кошмаров — это обратное твоему состояние. Я во взрослом возрасте прихожу учиться в школу (да, создается какая-то надобность — подтвердить диплом, пройти всеобщее тестирование и т.д.) с прочным чувством, что я стала умнее, я знаю больше. Но учителя безнадежно тупые, они не знают правил, не помнят формул. Я вынуждена доказывать им, что дважды два — четыре, а они еще и спорят.
    Видимо, я тоже ощущаю всеобщее отупение в интеллектуальном плане, но мой мозг обрабатывает эту информацию иначе. Если ты ощущаешь себя глупым, то я ощущаю себя неоправданно умной. Как будто вокруг меня вырубили весь лес — и я стою, открытая всем ветрам.

    1. Просто ты занимаешься более-менее тем же делом, на которое училась, поддерживаешь форму и тот же диктант по русскому языку написать способна.
      А я, например, взял свой старый справочник по тригонометрии, кое-какие вещи, конечно, въелись, но другие уже забываются — так что просто с полпинка уже не решу. Все жду, когда у Глеба начнется физика и серьезная математика, чтобы был шанс вспомнить.

  2. Пздц! Оне ещё и спят. ОнЕ ещё и сны видят.

    Я просто мечтаю о подушке. Ближе к двум, трём часам ночи.

      1. Ага . Как полнолуние, так дома вертеп какой-то. Ребёнок, теща ,собака, как с ума сходят. Уже пятый месяц еодмечаю.

      2. Интересно. Не замечал такого за своим. Мне вроде по гороскопу положено на Луну реагировать, но тоже вроде не мешает.

  3. Всё тоже самое у меня более 3-х лет перманентно этот сон возникает. Школа, занятия, домашка, а я непробиваемо туп, причем осознаю это, но поделать ничего не могу, при этом всегда есть ощущение, что время на исходе, а что-то важное не сделано…пытался понять причину таких снов, пока остановился на версии, что это подсознание сигнализирует мне, о том, что я отстаю в развитии от лучшей из возможных своих версий…оно то знает свой предел, и понимает, что мы до него не дотягиваем, при чем разрыв постоянно увеличивается….в такой постановке НЕ повторение этих снов означает принятие подсознанием факта бесперспективности меня таким образом разогнать…и уже довольно давно этот сон не приходит…симптом аднака…

    1. >>>подсознание сигнализирует мне, о том, что я отстаю в развитии от лучшей из возможных своих версий…
      +1

  4. Салют!
    У меня тоже есть типовой сон «про школу». Думаю, что проведя 10 наиболее восприимчивых лет в её стенах, мы уже никогда не сможем расстаться с этим опытом. Школа одна из основ нашей личности

    Во сне я всегда взрослый сегодняшний человек.
    Я всегда оказываюсь на одном из уроков и сижу в середине класса один за партой.
    Идет обычный урок, никто на меня не обращает внимание.
    Обычно я разбираюсь с вещами которые лежат на парте.
    Чаще всего учебника или нет совсем или он по совсем другому предмету и на него одета непрозрачная обложка, которая не позволяет это определить пока его не откроешь.
    Очень примечательная тетрадь. Она одна на все предметы. Там есть всевозможные рисунки, какие-то несвязные записи или примеры решений.
    Я её открываю думаю, что это за фигня такая.
    Но это никак не беспокоит, всё идет нормально.
    Я начинаю соображать, а что я собственно здесь делаю и почему.
    У меня в школе не было экзаменов до выпускных классов, поэтому тема экзаменов не всплывает в принципе.
    Но внутреннее ощущение, что надо что-то делать меня не покидает.
    Я рисую в тетрадке, пытаюсь понять, что за книжки лежат на парте, перекладываю их из стороны в сторону.
    Дальше звенит звонок. Все вокруг вскакивают со своих мест.
    Я продолжаю сидеть. Окружающее видится в существенном расфокусе.
    Я не могу определить ни школу (а я учился в трех), ни класс, ни знакомые лица.
    Не вставая, я открываю свой маленький дипломат и не глядя кидаю туда всю макулатуру с парты.

    Тут обычно сон заканчивается.

    Я не ощущаю ни своей тупости, ни чужой, ни давления предстоящих экзаменов или каких-то других видов контроля успеваемости.
    Мне комфортно и просто, но я не понимаю, почему именно я тут.
    Но это тоже не вызывает беспокойства.
    Часто я кидаю куда-то дипломат и просто хожу по школе.
    Причем я ощущаю себя именно взрослым случайно попавшим в самую круговерть перемены.
    Реже коридоры пусты и нарезаю круги в одиночку.
    Попытки попасть в заранее намеченную точку (класс) всегда пресекаются логикой сна.
    Либо я со второго этажа сразу попадаю на четвертый, либо вообще, повернув, оказываюсь в другом месте.

    Что еще мне кажется очень важным, сон повторяет некий сценарий, но декорации всегда разные.
    Никогда обстоятельства не повторяются.
    Все происходит как в калейдоскопе.
    Меняются парты, цвет стен, расположение дверей, ширина коридоров и др.
    Некоторые места похожи сразу на несколько реальных прототипов, некоторые не похожи ни на что.

    Интересно, как мозг во сне синтезирует вымышленную реальность?
    Он как в старой компьютерной игре типа Дума укрупняет и детализирует предметы, когда ты к ним подходишь близко и заблюривает то, от чего я отвожу свой фокус внимания.

    1. Отчасти пересекается с моим опытом. С тетрадями у меня обычно запарка, я не могу найти нужны, иду непонятно с чем, переживаю, как потом найду нужные фрагменты. Кстати, иногда снится школа, иногда институт, но чаще что-то среднее.
      Но у меня почти всегда чувство прессинга, будто мне важно сдать экзамены. Впрочем, это объяснимо, потому что в институте я весьма ответственно к таким вещам относился.

      1. Чувство прессинга при этом еще усугубляется какими-то новыми формами. Не просто сдать экзамен, а написать его на каких-то бланках, где чернила проявляются только перед проверкой (чтобы не списывали), или сдавать надо на камеру, которая снимает тебя одного в пустом кабинете. Короче, у меня всегда какие-то дополнительные траблы помимо того, что надо сдать экзамен, и срочно, и с первого раза.

      2. Думаю, что школьный сценарий учебы создает какой-то легкий психоз.
        Причем этот циклический алгоритм создает некую приспособленность организма.
        Особенно у тех кто дальше учится в ВУЗе.
        Дальше работа-жизнь прерывает этот сложившийся годами круг и подсознание чувствует внутренний дискомфорт, не находя в происходящем привычного уклада вещей.

        Кстати еще очень важно, что в первый день каникул, особенно летних, чувствовался какой-то необычайный эмоциональный подъем.
        Даже не смотря на недостаточную успеваемость по отдельным предметам.

        От работы такого не бывает.
        Доделал — с плеч долой из стека памяти вон.
        Да, бывает, что иногда получается как-то особенно четко или быстро, но внутреннее «торжество» длится буквально несколько часов.

      3. Иногда во сне бывает фрагмент именно начала урока.
        Тогда ситуация выглядит как в фантастическом фильме про временную потерю памяти.
        Типа я знаю, что надо делать в принципе, но не могу вспомнить вчерашний день, сегодняшний и другие вводные.
        Открываю чумадан или сумку, а там что-то лежит. С интересом рассматриваю и начинаю что-то машинально искать.
        Почему-то ищу синюю тетрадь, но её там нет.
        Потом думаю, а какого черта синяя?

        Пытаюсь вспомнить, сколько мне лет и почему я в школе.
        Тут обычно тупик, но есть внутреннее ощущение, что противоречий нет, а есть просто какие-то обстоятельства, которые всё объясняют.
        Короче, внутренний диалог преобладает над окружающими событиями.

Добавить комментарий для cvarcОтменить ответ