Как развернуться, чтобы не бесить других

Автомобилист Аркадий пожаловался на автомобилистов, которые разворачиваются в Челябинске так, что «затыкают» перекрёсток. Я адресовал вопрос эксперту: как совершить маневр, чтобы не злить остальных?

Боль Аркадия вызвал перекрёсток Молодогвардейцев и Кашириных. Помимо прочего недавно он был завален ёлками

В качестве примера Аркадий привёл участок Молодогвардейцев — Кашириных, где идущие на разворот водители часто не выезжают на сам перекрёсток, а совершают его по так называемому малому радиусу.

— В итоге они держат весь ряд, и вместо трёх–пяти автомобилей за цикл светофора проезжает один, да и тот не всегда успевает завершить маневр до включения красного, — сетует Аркадий, настаивая, что разворот нужно совершать через центр перекрёстка.

А как по правилам?

— Траектория разворота на перекрёстках правилами не оговаривается, за исключением известных ограничений вроде запрета разворота на пешеходных переходах, — комментирует автоэксперт Юрий Панченко. — Поэтому те, кто выполняет его по малому радиусу, не захватывая центр перекрёстка, в принципе имеют на это право.

Но такой маневр в самом деле ограничивает пропускную способность левого ряда, поэтому есть приверженцы разворотов через центры перекрёстка.

— Многие инструкторы в автошколах учат курсантов разворачиваться именно так, — продолжает Юрий Панченко. — Автомобиль выезжает к центру перекрёстка, пропускает встречный поток, затем разворачивается. Стоящие позади автомобили также въезжают на пересечение, что позволяет им завершить маневр в эту же фазу светофора.

Формально, кстати, автомобили позади при повороте налево должны пропускать водителя, совершающего разворот перед ними — у первых возникает помеха справа. Но многие попросту не ожидают такого маневра: у автомобилей есть поворотники, но нет «разворотников», поэтому предугадать маневр автомобиля впереди не всегда просто.

— Поэтому в автошколах учат, что не нужно идти на принцип, и если при развороте мы видим, что поворачивающие налево нам не уступают, мы выпускаем их, а затем завершаем маневр, — добавляет Юрий Панченко.

В любом случае разворот через центр перекрёстка более рискован, особенно на больших и нагруженных пересечениях.

Два типа перекрёстков с разделительной полосой: в первом случае разворот возможен по траектории А без выезда на пересечение или траектории Б через центр перекрёстка. Во втором случае безальтернативной является траектория В, и водитель должен избегать появления в зоне, обозначенной литерой Г

Но есть ситуации, когда разворачиваться нужно именно через центр перекрёстка: если дорога имеет разделительную полосу. Мы уже рассказывали об опасностях разворота по малому радиусу, а ГИБДД периодически «зачищает» любителей таких маневров — им грозит штраф 5000 рублей или лишение прав на четыре–шесть месяцев.

— Проблема существует давно, но в прошлом году появился новый пункт 9.1 (1) ПДД, который прямо запрещает движение автомобиля по встречной полосе, если она отделена трамвайными путями или сплошной разметкой, — напоминает Юрий Панченко. — Пример такого перекрёстка в Челябинске — улиц Воровского и Курчатова: разворачиваться нужно, огибая фрагменты сплошной линии в центре перекрёстка.

Перекрёсток Курчатова и Воровского: для разворота нужно огибать сплошную линию в центре перекрёстка
Пересечение улицы Кашириных и Каслинской: хорошо видно, что разворот по малому радиусу приведёт к лобовой атаке

Если же водитель выезжает на перекрёсток, но разворачивается левее сплошной линии, часть пути он движется во встречном направлении со всеми вытекающими.

— Часто бывает, что разделительная полоса имеет зазор до перекрёстка и пешеходных переходов, и разворачиваться можно в этот разрыв, не выезжая на пересечение, — говорит наш эксперт.

Стык Курчатова с улицей Овчинникова: между разделительной полосой и пересечением есть место для разворота, поэтому можно ехать по малому радиусу, не выезжая на сам перекрёсток

И, кстати, разделительные полосы бывают не только явными, отделёнными бордюрами или ограждениями, но и в виде линий разметки. Правда, в Челябинске их не всегда просто отличить.

— По нормативам расстояние между линиями сплошной разметки, которая обозначает разделительную полосу, — минимум два метра, — говорит Юрий Панченко. — Если же речь о двойной сплошной линии, — до 18 сантиметров. В Челябинске часто рисуют некий промежуточный вариант, поэтому не всегда понятно, это широкая двойная или узкая разделительная полоса.

Пример перехода «рисованной» разделительной полосы в классическую на перекрёстке проспекта Ленина и улицы Володарского

На крупных перекрёстках Челябинска при развороте траектория нередко пересекается с автомобилями, которые поворачивают направо из рукава, как на упомянутом пересечении Кашириных и Молодогвардейцев. Кто должен уступать?

— Это зависит от типа перекрёстка, — объясняет Юрий Панченко. — Если, как на видео, он регулируемый, уступает тот, кто разворачивается. Если же на выезде из рукава висят знаки приоритета «Уступи дорогу», приоритет имеет тот, кто разворачивается.

При повороте направо по стрелке при красном на основной секции нужно быть готовым уступить дорогу тем, кто едет с других направлений на свой зелёный

Есть ещё один малоизвестный пункт ПДД: если при повороте по стрелке дополнительной секции (при красном на основном светофоре) наши траектории пересекаются с путём автомобилей на поперечных направлениях (например, идущих на разворот), мы должны уступать, даже если поворачиваем направо: ситуация возникает, например, при повороте с улицы Свободы на проспект Ленина в сторону ЧТЗ.

11 комментариев

  1. Артем, вроде Курчатова с Овчинникова не пересекаются, не?

  2. Артем Краснов

    И бдительные читатели ещё один косяк заметили: при повороте на стрелку мы должны уступать другим машинам, если на основном светофоре горит красный. Поправил в тексте и фотку зафотошопил

  3. Аяврик

    Ух ты, какая тема животрепещущая!
    Вызывает недоумение схема перекрёстков с указаниями, как можно разворачиваться. По ходу, её рисовал замшелый пешеход. Я не увидел принципиальной разницы в этих картинках, и там, где обозначена разрешённая траектория разворота по малому радиусу, обычно наличествует ПП. Смысл приобретается, если, оставив общую диспозицию, повернуть перекрёсток на четверть оборота. Тогда на перекрёстке образуется две самостоятельных проезжих части, и разворачиваться нужно на дальней, т.е. по ходу движения. Но это касается нерегулируемых перекрёстков.
    На регулируемых в принципе не может быть движения по встречке, которое гайцы порой вменяют развернувшимся по малому радиусу. Не может там быть встречки, потому как поперёк горит красный.
    Ну и ещё пара моментов.
    Бесят, конечно, эти разворотчики. Ну сдвинься ты как можно левее, даже, слегка выехав на перекрёсток, встань вдоль разделительной, особенно на Кашириных.. Встречные объедут, если чо .. Хрен там, «моя полоса, где хочу, там и стою». Я обычно не особо комплексую, аккуратно разворачиваюсь через сплошняк (каюсь), но, блин, пока их дождёшься…. А вообще стараюсь найти для разворота более-менее свободный перекрёсток, и даже квартал объехать не в лом.. Ну проеду лишние пару км., не пешком же иду.

    • Артем Краснов

      >>>На регулируемых в принципе не может быть движения по встречке, которое гайцы порой вменяют развернувшимся по малому радиусу. Не может там быть встречки, потому как поперёк горит красный.

      Светофор на наличие/отсутствие встречной полосы никак не влияет, это параллельные понятия (см. определения ПДД). Ну и по остальным пунктам примерно также. На рисунках всё четко показано: при наличии разделительной полосы два варианта: разворот в объезд сплошной линии или до самого перекрестка, если конфигурация позволяет.
      Если смотреть с поперечной стороны, возможен разворот по малому радиусу, т.к. разделительной нет.
      Вся проблема в зоне, обозначенной литерой Г (в промежутке разделительных полос). Она не относится к пересечениям, поэтому на ней есть направление движения, а значит, есть понятие встречной стороны проезжей части.

      • Аяврик

        Не поняли друг друга.((
        Я о том, что при развороте по малому радиусу, т.е. так, как это делают зачёркнутые мафынки, не может быть понятия «выезд на встречную полосу», на время включения поперечным запрещающего сигнала ЭТОЙ ПОЛОСЫ ПРОСТО НЕТ. Для тех, кто едет на зелёный — полоса для движения встречных ТС есть, но никто на неё и не выезжает. Если учесть общепринятую практику поворота левее центра перекрёстка, то в этой траектории таки есть элемент движения по встречке, но никто никого не наказывает. Где логика, я интересуюсь?

        • Артем Краснов

          По твоей логике получается, что если я еду по встречке в лоб машинам, которые стоят на красный — это и не встречка. Тут немного другая логика, пусть формальная, но все же — этот участок считается встречной. И это уже железно закрепили судебной практикой. Пободаться можно, если ещё разметки нет, но она в ЧЛБ как правило есть

Добавить комментарий