Отмороженные цены: бензин дорожает скачкообразно

В январе автомобилисты обнаружили подорожание топлива на многих АЗС Челябинска, хотя за пару месяцев до этого власти широко разрекламировали соглашение с ведущими нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин. Почему они «разморозились» и нарушает ли это правила игры?

Новогодний скачок на 70 копеек — это треть от среднегодовой «нормы»

Бензин АИ-92 прибавил в среднем 65–70 копеек за литр, АИ-95 — до 76 копеек, а дизтопливо — до 80 копеек за литр, что наложилось на его существенное подорожание в конце осени.

Для примера, бензин АИ-95 «Евро» на АЗС «ЛУКОЙЛ» на улице Братьев Кашириных в конце прошлого года стоил 44,45 рубля за литр, и эта цена держалась с момента предыдущей заморозки в июне. Сейчас его стоимость — 45,21 рубля за литр.

По данным антимонопольной службы, стоимость бензина в Челябинске не менялась на АЗС «Газпромнефть-Центр», а также на заправках независимой сети ООО «Регион». Газета «Коммерсант» пишет, что подорожание в этих же пределах, на 65–80 копеек, произошло и в других регионах России.

Такой темп повышения цен является весьма чувствительным для россиян. Например, средний рост стоимости топлива за предыдущие 10 лет составлял около двух рублей в год.

Не является ли это нарушением соглашения, заключённого между ВИНКами и правительством в ноябре? В Челябинском управлении ФАС объяснили, что контролируют уровень цен на АЗС крупных нефтяных компаний в еженедельном режиме, а у независимых продавцов — в ежедневном. Специалисты антимонопольной службы ищут признаки согласованного изменения цен или их монопольного повышения, но эта работа ведётся постоянно и прямого отношения к упомянутому соглашению не имеет. Но собранная информация отправляется в центральный аппарат ФАС России, который уполномочен проверять в том числе выполнение ВИНКами взятых обязательств.

Но и там не видят признаков нарушения: начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин пояснил, что в относительных величинах рост цены топлива в регионах России, включая Урал, составил 1,7%, а упомянутое соглашение допускало такое повышение для компенсации роста НДС.

В Челябинской области рост цен на топливо за первую неделю года колебался в пределах 1,54–1,71%. По мнению экспертов, не все АЗС воспользовались этим правом в первые дни года, но, вероятно, в течение месяца мы увидим повсеместное повышение.

А что дальше? В теории цены должны замереть на этом уровне, и дальнейшее повышение возможно только на величину инфляции. За последние пять лет среднемесячная инфляция в России составляла около 0,7%, и если эта величина не изменится, в феврале топливо должно прибавить не более 30–35 копеек за литр.

Нефтяные компании активно закупали дешевой топливо перед новым годом, когда цены в крупном опте резко снизились

Парадоксально, но фиксирование цен отнюдь не пошатнуло благосостояние нефтяников: правительство установило планку для мелкооптовой и розничной цен, например, в Челябинской области первая не может превышать 54,9 тысячи рублей за тонну (с поправкой на разрешённое повышение в 1,7%). Но оптовые цены на топливо в конце декабря серьёзно упали из-за дешевеющей нефти, например, бензин АИ-95 на бирже СПбМТСБ подешевел на 17% — до 38,8 тысячи рублей за тонну. При этом компании активно затоваривались топливом, и биржа реализовала рекордные объёмы нефтепродуктов.

На это ранее нам указал эксперт «Независимого топливного союза» Сергей Божко:

— При столь серьёзном падении цены нефти и сокращении экспортной маржи экономически обоснованная стоимость топлива могла быть ниже рублей на пять, но установленный правительством уровень мелкооптовых цен позволяет компаниям получать дополнительные доходы.

Впрочем, есть и обратная сторона: с 1 января в России произошло самое масштабное повышение акцизов на топливо, например, для бензина АИ-95 они возросли с 8,2 до 12,4 тысячи рублей за тонну. В пересчете на литр это эквивалентно прибавке порядка 3 рублей за литр, поэтому до заключения соглашения с ВИНКами были обоснованные подозрения, что в январе цена бензина АИ-95 приблизится к 50 рублям за литр.

Относительная стабильность цен на топливо гарантирована соглашением до марта 2019 года, но ситуация может снова обостриться весной, когда нефтяные компания захотят отыграть повышение акцизов — сейчас их аппетиты умерили компенсационными механизмами.

15 комментариев

  1. Аяврик

    Эх, сейчас бы в 80-е, где АИ-93 по 12 копеек… ;(

    • Артем Краснов

      Я вот иногда думаю в таком ключе: при Советском союзе квартиры давали бесплатно, но лет этак через 15. А сейчас я плачу 15 лет ипотеку, но зато эти годы уже живу в отдельной квартире. Даже фиг знает, какой вариант лучше.
      И с бензином та же ерунда: что толку в его дешевизне, если машину могли позволить себе единицы? (конечно, и в этом были плюсы).

      • Аяврик

        Ну ты сразу о глобальном…
        Я тут на днях мороженку купил, с советским знаком качества на упаковке. Ну что сказать… Лет 40 назад этому производителю его собственный продукт засунули бы в …. Вместе с холодильным прилавком. Чтобы не позорил.
        Чота ностальгия напала. И душит, душит… Вот нафига вспомнил???

        • Артем Краснов

          Да может и показалось. Я вот был уверен, что мне нравится одна старющая песня «Любэ». Называется «Медовый месяц». В ротации на радио её нет, поэтому сохранялся флёр какого-то прям вау-шедевра. А тут услышал её и смешно стало.
          Когда мы с теплотой «времена молодости», мы вспоминаем не «времена», а «молодость», которая наложилась поверх и умножила всё на пять (или пятьдесят).

        • Парящий над дорогоЙ

          Настоящее Советское мороженое ел лет 6-7 назад в кафе «Яшма» на Цвиллинга (ближе к ЖД). Жена в детстве с отцом туда каждые выхи ходили есть мороженку. Готовят сами по советскому ГОСТу. Реально вкусно. Вот и сагитировала. Кстати «Царская уха» там тоже неплоха.

          Как сейчас хз.

          • Артем Краснов

            Ну если на то пошло, сейчас продаются прекрасные пломбиры, просто сейчас выбор большой, риск налететь на гавно выше. Пиво так по-моему вообще никакого сравнение с тогдашней мочой. Вино — аналогично.

          • Парящий над дорогоЙ

            Пломбир сейчас есть норм в магазинах. Обычно жена в курсе какие хорошие. Я вот название и производителей не запоминаю. Потому чтоб не наврать написал про Яшму.

            А про пиво советских времен зря так. Если не бодяженое как в 90-х в пивнушках, то вполне вкусно делали. А если еще Чешское разливное из Малахита достать удавалось, так вообще песня.

          • Артем Краснов

            Ну тут же нужно сравнивать сравнимое: если заморочиться, сейчас и вовсе крафтовое найдёшь на любой вкус, а если мы про средние говорим, то раньше — моча из пивнухи, сейчас — выбор из 30 сортов, включая вполне приличные. То есть брать при прочих равных, небо и земля. Хотя то же пиво — зло

          • Аяврик

            Пива нормального трудно найти. Где-нибудь в частной пивоварне, м.б. и есть, но сырьё частенько говённое, отсюда и качество. Толку, что по технологии.
            Народ приучили к дешевке. Бодяжат воду с концентратом, через сатуратор прогонят, вот тебе и пенный напиток. А нам что спирт, что пулемёт — лишь бы с ног валило…
            Пы.Сы. Тёзка, попроси жену, пусть проведёт пломбирный ликбез. А то начитаешься, из чего эту вкусняшку состряпали — Менделеев по ночам мерещится… С чемоданом…%(

          • Парящий над дорогоЙ

            Пломбир Семейный 450г брали летом часто . Чистая линия делает. Раньше ещё что то брали, но потом испортилось.

          • Парящий над дорогоЙ

            Бумажная упаковка белая с голубым.

    • Парящий над дорогоЙ

      Да чо мелочиться. Сделать сразу бесплатно, литров по 150-200 в мес. на авто. Как в Китае. Сразу заживем….

    • Может в 60-е?
      В 80-е бензин стоил А76 — 30к, АИ91 — 40к.
      Нифига не дешево. В нашей семье машина была с 1982 года
      Съездить в воскресение втроем на дачу — 30 км в один конец стоило 2=40.
      Когда как автобус стоил 5 копеек. И, если бы мы ехали на автобусах, то такая же поездка обошлась бы всего в 30 коп. за трех человек.

      • Аяврик

        Да я и восьмидесятые-то забывать начал, а уж шестидесятые… Я даже АИ-91 не помню, только 93 и 98. А автобус стоил 5 копеек где угодно, только не в Челябе. А уж машину в то время имели лишь олигархи. Выложить 6000 кровных рубликов могли только они.))

  2. Чебурашка

    каждый раз когда «контролирующие» органы усиленно «борются» с коммерческой организаций цель которой извлекать прибыль меня разбирает смех. с одной стороны цены ни-ни и акцизы плати ,с другой стороны у нас капитализм и все такое. это реальная шизофрения или косят просто…

Добавить комментарий