Стелс-камеры залегли в спячку

В Челябинске прекратили работу современные комплексы фотовидеофиксации нарушений «Птолемей-СМ», и ситуация стала зеркальным отражением прошлогодней «спячки». Если тогда на паузу встали камеры ПАО «Ростелеком», то сейчас — пришедшие им на смену комплексы «Птолемей-СМ». Правда, расслабляться я бы не советовал: общее число работающих камер за последний год существенно возросло.

Комплексы «Птолемей-СМ» начали работать весной прошлого года, но в конце 2018 истёк контракт их владельца, поэтому они временно отключены

Прошлогоднюю паузу в работе 40 с лишним комплексов спровоцировал неожиданный исход торгов на предоставлением услуг по фотовидеофиксации нарушений. Если с 2015 года их регулярно выигрывало ПАО «Ростелеком», установившее в области 46 комплексов, то в 2018 году победителем оказалась нижегородская компания «АЭЛЬ-РТС инжиниринг». Но и её контракт истёк в конце прошлого года, поэтому теперь на паузу встали 20 «стелс-камер» — так я называл комплексы «Птолемей-СМ» за их скрытность: они не обнаруживаются радар-детекторами и почти незаметны внешне.

Пересечение проспекта Победы и улицы Российской: камеры на выносной стойке снова заработали здесь и ещё в 40 точках Челябинска

Зато из спячки вышли упомянутые камеры «Ростелекома», и на этот раз основательно: в декабре они перешли в собственность областной казны, поэтому их работа больше не зависит от государственных тендеров. Если в начале прошлого года на территории Челябинска работали только 15 постов, принадлежащих области, то теперь водителей контролируют 55 активных комплекса.

Инфографика Полины Авдошиной

После неразберихи прошлого года областные власти взяли курс на развитие собственных стационарных комплексов видеофиксации. Бывший министр общественной безопасности Евгений Савченко в интерьвю заявил, что новые контракты будут заключаться преимущественно с владельцами передвижных комплексов (так называемых камер-треног).

Первый заместитель министерства общественной безопасности Светлана Костина рассказала о планах развития системы видеофиксации в Челябинске:

— Одним из приоритетов сейчас являются саммиты ШОС и БРИКС в 2020 году, поэтому при выборе точек размещения комплексов мы учитываем эти потребности — камеры должны не только выявлять нарушителей, но и работать на общую безопасность. В декабре область выкупила часть камер «Ростелекома», которые находились на значимых направлениях — всего 42 объекта (два в области).

А вернутся ли в работу достаточно современные комплексы «Птолемей-СМ»?

— Да, их владельцу, компании «АЭЛЬ-РТС инжиниринг», мы также обозначили намерение выкупить часть комплексов, расположение которых соответствует нашей стратегии — эта работа не первой очереди, но мы проведём её в течение года.

Я нанес на карту расположение «уснувших» камер «АЭЛЬ-РТС инжиниринг» (оранжевым цветом) и работающих экс-ростелекомовских комплексов (фиолетовым): из числа последних область не стала выкупать три объекта на автодороге «Меридиан», улице Новороссийской и Свердловском тракте. Остальные вернулись в строй.

В прошлом году своеобразным «хитом» стали передвижные комплексы-треноги, позволив к июлю восстановить объем «автоматических» штрафов несмотря на спячку большей части комплексов фотовидеофиксации в столице региона. Ожидается, что в феврале будет объявлен новый конкурс на предоставление таких услуг: если стационарные комплексы областные власти стремятся поставить под свой контроль, то в случае с мобильными проще работать через систему госзакупок. В прошлом году «АЭЛЬ-РТС инжиниринг» предоставляла 30 постов, и опыт показал, что  для Челябинской области такого количества в целом достаточно.

Передвижные комплексы не требуют обозначения и устанавливаются в неожиданных местах, поэтому в долгосрочной перспективе эффективнее стационарных

Как и прежде, Челябинскую область разобьют на три сегмента, на каждом из которых будет работать минимум по 10 передвижных комплексов — такой подход даёт более равномерное распределение постов. Конкретное расположение определяет центр фотовидеофиксации ГИБДД исходя из карты аварийности.

Что касается стационарных камер, помимо их выкупа у компании «АЭЛЬ-РТС инжиниринг» развитие продолжится в двух направлениях.

— Во-первых, мы планируем наращивать количество постов по контролю общественного порядка, во-вторых, обновим часть работающих комплексов видеофиксации нарушений под современные стандарты, — пояснила Светлана Костина.

Первые системы видеофиксации нарушений ПДД появились в Челябинске в середине нулевых, но позволяли выявлять лишь превышение скорости. Современные комплексы фиксируют до 30 нарушений, включая выезд на встречную полосу, проезд на запрещающий сигнал светофора, непропуск пешехода и даже езду без ближнего света фар. Скоро к этому списку добавится отсутствие полиса ОСАГО:

— Да, идея уже обсуждалась и технически челябинские комплексы готовы к её воплощению, но мы ждём детализации от федеральных властей, — добавила Светлана Костина.

Так, остаётся неясным вопрос о количестве ежедневных штрафов, которые могут выписывать камеры безосажным автовладельцам. В течение года комплексы могут приспособить и для выявления автомобилей без действующих карт техосмотра.

Добавить комментарий