Давайте без фокусов: почему Ford планирует уйти из России

Компания Ford готовится повторить судьбу концерна General Motors и свернуть производства в России: по данным издания «Авторевю», судьба трёх российских заводов Ford уже практически решена. Почему столь крупный игрок покидает Россию и чем это обернётся для автомобилистов?

До весны резких изменений не ожидается, но уже к лету компания может перейти на распродажу складских остатков

Вопрос о закрытии российских заводов стал лишь одним из пунктов более глобальной дискуссии о судьбе подразделений Ford в Европе, которые убыточны уже не первый год. Обсуждаемая стратегия предполагает сокращение производств в Европе, а также увольнение 20–30% сотрудников в Германии, Британии, Испании, Франции, и, не исключено, в России.

В нашей стране у Ford есть три производственные площадки на паях с Sollers: во Всеволожске выпускают легковые Focus и Mondeo, в Набережных Челнах делают Fiesta и кроссовер EcoSport, а неподалёку в Елабуге собирают Kuga, Explorer и коммерческие Transit. Здесь же находится моторный завод.

Поводы для тревоги есть, например, расчётная мощность всех производств Ford в России составляет 360 тысяч автомобилей в год, но в 2018 году спрос на Ford едва превысил 50 тысяч единиц — седьмая часть потенциала. Для сравнения, в 2008 году Ford продавал в России более 180 тысяч машин и, казалось, это далеко не предел.

Базовая цена Ford Kuga перевалила за 1,5 млн рублей

Весь декабрь и начало января 2019 года заводы во Всеволожске и Елабуге простаивали. Это не первая остановка производства в этом году: летом компания на три недели продлила отпуск сотрудников всеволожского завода, а затем перевела часть из них на четырёхдневную неделю. Вынужденные простои сказываются на доходах рабочих, недовольство которых выливается в забастовки.

Сложное положение компании выдает и сумбурность маркетинговой политики. Например, весной прошлого года цена седана Ford Focus в комплектации SYNC Edition впервые превзошла планку в 1 миллион рублей. Летом компания изменила линейку комплектаций, добавив удешевлённую на 100 тысяч версию Trend, но за последующие три месяца она подорожала трижды. А главное, реального удешевление не произошло: сравнимая с SYNC Edition версия Special Edition по-прежнему стоила более 1 миллиона рублей.

В декабре прошлого года Ford EcoSport внезапно подорожал на 50 тысяч рублей, что составило 4–5% от его цены. В начале 2019 года Ford снова поднял стоимость всех моделей, кроме Fiesta — последняя подешевела на 18 тысяч рублей.

Цены повышают почти все производители, но такое «поисковое» ценообразование с многократным поднятием цены и откатами назад свидетельствует о трудностях Ford с поиском золотой середины.

В самой компании Ford перспективу закрытия заводов комментируют уклончиво. Так, специалист по связям с общественностью заводов Ford Sollers в Татарстане Индира Салимгараева сообщила, что решение будет принято не ранее весны и пока заводы работают в штатном режиме.

Источник в дилерской среде рассказал нам, что директорам представительств Ford в России разослано «успокоительное» письмо, в котором информацию о скорой остановке производств Ford в России назвали журналистским вымыслом и призвали работать по намеченным планам. Впрочем, это не противоречит сведениям о том, что окончательное решение ещё не принято.

Ford Focus первого поколения завоевал несколько титулов «Автомобиль года» и стал первой современной иномаркой, производство которой организовали в России

С заводами Ford в России связана целая веха развития российского автопрома, ведь именно американская компания первой создала в стране полноценное производство популярной и актуальной на тот момент модели — Ford Focus. Она стала бестселлером благодаря конкурентоспособным ценам, широчайшему набору комплектаций, яркому дизайну, а также удачной конструкции. Свежая модель с независимой задней подвеской и большим набором двигателей выделялась на фоне близких по стоимости конкурентов.

Второй Ford Focus утратил часть внешнего обаяния, но продавался не хуже: мы ценили его за хорошее шасси, достаточный уровень комфорта и неплохую надежность

Успех Ford в нулевых годах заразил энтузиазмом других производителей: с тех пор открытие сборочных заводов в стране приобрел массовый характер.

— Но ещё перед кризисом 2008 года у Ford начались проблемы с позиционированием, — рассуждает президент Ассоциации челябинских автомобильных дилеров Александр Рулевский. — Если до этого он был драйвером рынка, а второе поколение Focus стало стопроцентным бестселлером, то затем Ford из ведущей марки превратился в обычную, например, с точки зрения ценообразования. По одной из версий, в период рыночных успехов компания изрядно демпинговала, что позволяло держать привлекательные цены. Но как только они стали продавать свои машины за «реальные» деньги, спрос начал снижаться.

Третий Focus сохранил многие плюсы и минусы предшествующих моделей, но по цене сравнялся с большинством конкурентов и на лидерство в продажах уже не претендовал

После успешных семи лет с 2002 по 2008 годы, Ford уже не смог восстановить лидерских позиций. Выход в 2011 году третьего поколения Focus не принёс оживления: преимуществ низкой цены уже не было, но ряд недостатков, вроде тесноватого салона и багажника, на фоне подросших одноклассников чувствовался острее.

Четвёртое поколение Focus уже продаётся в других странах, но в Россию модель так и не приехала. И, возможно, уже не приедет

Ford «проспал» увлечение россиян так называемыми бюджетными иномарками В-класса, которое началось с простеньких моделей, вроде Renault Logan и Fiat Albea, и окрепло после выхода в 2010 году Volkswagen Polo Sedan, а позже — Hyundai Solaris и Kia Rio. Российская сборка Ford Fiesta началась в России только в 2015 году, и бестселлером модель не стала.

В России среднеценовые модели B-класса покупают в основном в виде седанов, но Fiesta получилась несколько спорной по дизайну и конкуренцию лидерам, вроде Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo, не составила

Не сложилось у Ford и кроссоверами: Kuga пользуется в России умеренным спросом, а компактный паркетник Ford Ecosport не смог бросить вызов лидерам сегмента, в котором сейчас доминируют Hyundai Creta и более утилитарный Renault Duster.

В прошлом году стартовали продажи рестайлинговой версии EcoSport, но, по традиции последних лет, она приехала к нам с запозданием относительно других стран

— Если Ford решит закрыть заводы в России, с одной стороны, я не удивлюсь, потому что всё к этому идёт, — рассуждает Александр Рулевский. — С другой стороны, я вспоминаю 1999 год, когда на дилерской конференции было объявлено о планах по строительству завода в России и выпуске Ford тиражами в десятки тысяч машин в год. Тогда это казалось фантазией, но у сотрудников Ford был энтузиазм и вера в рынок, они рискнули и сделали, казалось, невозможное. После этого, конечно, тяжело смотреть, как Ford постепенно отдаёт рынок конкурентам, в особенности — корейским маркам, за которыми уже ждут своей очереди китайские.

В отличие от ряда брендов, Ford продаёт в России машины локальной сборки, поэтому закрытие заводов, если произойдет, будет означать резкое сокращение ассортимента моделей. Нечто подобное мы видели в исполнении концерна General Motors, который в 2015 году законсервировал завод в Ленинградской области и оставили в России лишь считанные модели Chevrolet: сейчас у нас продаются Niva, Corvette, Tahoe и Traverse.

— Если уход Ford состоится, основная мотивация будет, скорее, экономическая, — рассуждает Александр Рулевский. — Но я не удивлюсь, если Ford придаст этому шагу политическую окраску, привязав к очередному пакету санкций, как бы демонстрируя лояльность курсу американских властей.

Ford Mondeo последнего поколения приехал в Россию с опозданием в несколько лет и пошатнуть позиции лидера класса, Toyota Camry, так и не смог

Насколько болезненным будет возможное закрытие заводов для России? С точки зрения рыночной статистики Ford находится на грани, которая отделяет десятку лидеров рынка от прочих марок. Моделей с уникальным набором качеств Ford сегодня не предлагает, и ниши, которые занимают Focus, Mondeo, EcoSport и Kuga, без труда заполнят другие бренды.

Но снижение уровня конкуренции невыгодно потребителям: оставшиеся игроки смогут решительнее поднимать цены, которые и без того обновляют рекорды. А главное, закрытие крупных производств бьёт по экономике регионов и страны в целом.

Что касается владельцев Ford, больших причин для паники пока нет: даже если решение о закрытии одного или нескольких заводов примут, дилеры ещё несколько лет продолжат обслуживать и ремонтировать автомобили, в том числе, по гарантии — такова мировая практика.

Закрытие заводов косвенно свидетельствует о серьёзных проблемах автомобильного рынка России несмотря на соблюдение внешних приличий. 2018 год стал для него относительно успешным: продажи автомобилей возросли на 13%. Но причина этого не в росте благосостояния россиян, а в негативных ожиданиях: многие спешили обновить машину «по старым прайсам».

17 Comments

  1. Форд не проворонил подъем в Б классе.
    Он сформировал этот подъем выпустив одну из самых популярных моделей Фьюжен.
    Но как-то глупо прекратил её выпуск, потеряв существенную долю рынка.

    По-моему основная проблема Форда — неадекватные прайсы и потуги продавать плебейскую марку по цене люксовой.

    1. cvarc, а по моему, проблема не в неадекватности прайсов и потугах Форда, а в низкой покупательской да и в целом потребительской способности (особенно в последнее время) населения нашего государства. Хоть и государственные управляющие структуры не согласны, что люди, живущие за пределами первого кольца, просто выживают, ну, или существуют, но по факту стоимость за китайца в миллион, как бы население не сопротивлялось, вполне экономически обоснованно.

      1. Согласен. Экономика России в жопе и покидать её не планирует.
        Надо сказать большое спасибо президенту и правительству за политику, которая привела к такой ситуации.
        И народу, который всем доволен — едет по керченскому мосту в Крым отдыхать.

      2. вы зря так ерничаете с мостом. Есть поступки которые было нельзя не сделать. и заход в Крым в их числе. местным принимающим решения думаю в большинстве уже понятно что их место в мировом капитализме возле..гхм, ну вы поняли. Их это, имхо не устраивает. И они решили свою делянку оставить себе. но т.к. ее надо защищать, для этого в ВПК и пошли деньги, пошли они и в армию. Это, мое мнение, не для защиты нашей страны, это для «их» защиты.
        Ну и с Крымом это звенья той же цепи что Грузия, Сирия, Украина. Россию толкают, пинают, провоцируют и потихоньку пытаются «сварить». Где то реакции есть, где то спускают на тормозах. Поэтому перестаньте приплетать сам Крым. не зашли бы туда, отдали бы под НАТОВкую базу, нашли бы иную точку чтобы ввести санкции или еще как надавить.

  2. Ford не ««проспал» увлечение россиян так называемыми бюджетными иномарками В-класса», он его просРал. Сначала не было дешёвых В-классников, а потом сняли с производства Focus-2 и поставили убогий Focus-3 (условно), который по размеру был как В-класс, а стоил дороже многих С-классников. Поэтому снизу (по цене) его сожрали полоседаны и риосолярисы (которые даже просторнее этого фокуса), а сверху сожрала октавия (которая и просторнее и реально выше классом). И всё тоже самое во всех остальных сегментах: уёбищный экоспорт, оверпрайснутый куга, чересчур длинный и нихрена не настолько же понтовый, как камри, мондео и т.д.

    Короче говоря, они наступили на все грабли, какие у них только были. Им бы пару лет назад убрать все эти фиесты-фокусы-екоспорты и поставить на конвеер слегка рестайленый фокус-2 (с его нормальным по размеру салоном), да по цене как у соляриса-полоседана и тогда бы её неизвестно кто кого. А так — кроме иномарок есть ещё и веста, которая неожиданно тоже просторнее фокуса, и едет весьма неплохо.

    В общем, не просПал, а просРал, а со всем остальным согласен в той или иной степени.

    1. А если совсем коротко — Форд был вытеснен с рынка конкурентами, а усугубили ситуацию собственные, мягко говоря, не слишком удачные действия и сжатие этого самого рынка…

  3. конечно немного жаль. Машины по качеству и управляемости так то не плохие. Всем корейцам до них далеко!

  4. Очень и очень жаль.Езжу на 2-ом Фокусе уже 9-ый год.Машина беспрецедентная по надежности и качеству за те деньги,которые за нее отдал в свое время.Сильно подкосил автопром скачок доллара,конечно.Машины стали стоить в 2 раза дороже,а вот зарплаты у людей не поднялись в 2 раза сразу.Отсюда и провалы в продажах.
    Сам думаю уже о замене авто,хотя старичок еще довольно бодрый,и это при 150 000 км пробега,но,каюсь,мондео рассматривал уже после мазды,киа,и вага.По моему мнению,слишком спорные дизайн,качество и цену предлагает Форд последние 5-7 лет на свою продукцию.А началось все с сомнительного 3-го Фокуса….

    1. И , что же сомнительного скажете вы в 3 + фокусе? Тачка на порядок лучше чем сид , и по цене они сейчас одинаковы, езжу на фф3+ 2 года и не каких проблем с машиной нет , до этого была оптима и солярис … форд это другой уровень , жалко что 4 фф так и не доедет до нас.

      1. Хз,спорный а-ля корейский дизайн,на порядок ниже надежность по сравнению со вторым фокусом.Даже объемы продаж говорят о том,что 3-ий блин,по сравнению,со вторым вышел комом.На старте их расхватывали,помня о двушке,но буквально через пару лет,форд стал сильно отставать от тех же корейцев.

      2. Сходите на тест-драйв корейца сида 1.4 т и на фф3 1.5 экопустик и сравните , а потом пишите как впечатления .

  5. Ах это сладкое «не зайди/отбери/убей (нужно в контексте — подчеркнуть) их наш солдат, тогда бы это сделали солдаты НАТО»…

    Турция член НАТО, в ней есть американские базы и расположено ядерное оружие. Почему-то Вас это вообще не колышет десятилетиями. А ни разу не обсуждавшаяся никем, кроме соловьёво-киселёва гипотетическая «база НАТО в Крыму» — оправдание всего чего угодно.

  6. Без фокусов, так без фокусов… У форда нервы сдали! Можно понять… Все покупали рено, а оно действительно плохое. Выходят из строя очень быстро. Американцы любым поводом прикроются, чтобы для себя лучше условия создать! Что им раньше мешало это сделать — до демарша рено? Повод с рено — не для них чистка! Перепугаются, а чтобы восстановить производства понадобится новый договор. Россия вряд ли на него пойдёт.

    1. Почему плохие?Разве Логан плох?Первое издание по 300-400 тыс. ходили,разлетались,как горячие пирожки)

Добавить комментарий для Sergo OrgonikidzeОтменить ответ