Всем красный: на перекрёстке Челябинска экспериментируют с фазами

На перекрестке шоссе Металлургов с улицами Жукова и 50-летия ВЛКСМ начался эксперимент с регулировкой светофора: в одной из фаз автомобилям всех направлений загорается красный, а пешеходам — зелёный. Челябинцы, особенно пешие, жалуются на подобную настройку, и я решил разобраться, в чём её плюсы и минусы.

Зелёный для пешеходов обоих направлений теперь горит одновременно, а машины должны стоять: на деле же с центра пересечения идёт поток тех, кто завершает манёвр

— С прошлой пятницы, когда изменили фазы, жители буквально оборвали телефон нашей диспетчерской службой, жалуясь на плохую работу светофора, — рассказал директор СМЭУ ГАИ Игорь Беляшов.

СМЭУ ГАИ является подрядной организацией, которая выполняет работы по настройке светофоров, но не определяет схемы движения — этим занимаются профильные отделы администрации города, которые учитывают рекомендации ГИБДД. В данном случае, эксперимент начался в шлейфе закона 443-ФЗ «Об организации дорожного движения…», который в числе прочего предписывает оптимизировать фазы работы светофоров.

Фаза горения красного для пешеходов существенно возросла

Но чем, собственно, недовольны пешеходы? Часть из них считает, что светофор попросту сломался: фаза красного увеличилась примерно на минуту и с непривычки кажется, будто он «завис». Другие сетуют, что при переходе улицы 50-летия ВЛКСМ, а затем шоссе Металлургов раньше можно было успеть на зелёный, теперь же приходится ждать более минуты, потому что пересечь обе улицы за отведённое время невозможно.

— Изменение регулировки стало сюрпризом для автомобилистов, — рассказывает автоэксперт Юрий Панченко. — В последние дни несколько раз видел, как машины по привычке трогаются после окончания красного на поперечном направлении, не ожидая, что зелёный для них включится не сразу. А перекрёсток оснащён камерами.

Впрочем, установленные здесь комплексы «Птолемей-СМ» временно не работают по всему городу. И в любом случае эти проблемы можно отнести к переходному периоды, пока люди и автомобилисты не привыкли к новой схеме движения.

Идти на зелёный теперь можно относительно безбоязненно: автомобили стоят со всех направлений

А схема эта достаточно популярно во всем мире, в том числе, в столице России, где стараются разводить автомобильный и пешеходный потоки. Москвичи настолько привыкли к такому подходу, что необходимость при повороте направо пропускать пешеходов пришлось обозначать специальными знаками, хотя такое требование есть в ПДД.

Пример дикого по нашим меркам перехода в Токио, где в одной из фаз светофора пешеходам разрешается ходить в том числе по диагонали

Основной плюс такого подхода — безопасность для пешеходов.

— Когда траектории поворачивающих автомобилей пересекаются с пешеходами, возникает конфликтная ситуация, и в Челябинске, по статистике ГИБДД, именно наезд на переходах является самым частым типом аварий с пострадавшими, — объясняет Игорь Беляшов. — В данном случае, риск наезда снижается, потому что в «пешеходную» фазу всем автомобилям горит красный.

На деле всё не так красиво: многие автомобилисты не успевают покинуть перекрёсток, например, поворачивая налево, и всё равно подпирают пешеходов

Преимущества видит и автоэксперт Юрий Панченко:

— Например, при повороте направо с улицы 50-летия ВЛКСМ на шоссе Металлургов постоянно скапливался хвост машин из-за необходимости пропускать пешеходов, а теперь эти машины поворачивают свободно. Кроме того, шоссе Металлургов недавно отремонтировали, скорости возросли, и тяжелые аварии на перекрёстке случаются регулярно. Полагаю, новая настройка снизит их вероятность.

В предельном случае правила допускают на таких перекрёстках организацию диагонального перехода от одного угла к другому, правда, только при наличии необходимой разметки. Сейчас же аналогичный маневр выполняется в два захода, а ожидание зелёного кажется субъективно длинным, хотя на деле длиться порядка минуты.

Эксперименты с подобной регулировкой светофора проводят и в соседнем Екатеринбурге, причём сразу на нескольких перекрёстках. Опыт оставил смешанные впечатления: если в ряде случаев его сочли приемлемым, то на перекрёстке проспекта Ленина и улицы Карла Либкнехта сокращение фазы зелёного для автомобилистов усилило пробки. Поэтому схему проезда вернули к первоначальной.

В сухом остатке получается следующее: новая регулировка светофоров увеличивает время пересечения перекрёстка буквой Г (от угла к углу), зато снижает риски наезда и облегчает автомобилистам повороты.

 

17 Comments

  1. Осталось только диагональную зебру нарисовать и будет людямс щастье.

    1. Но это будет не так просто, потому что диагональная зебра потребует увеличения фазы зелёного (гипотенуза ведь почти в полтора раза длиннее катетов у равнобокого треугольника), так что водители совсем взвоют.
      И будет проблема пешеходов, которые идут как хотят и выскакивают из неожиданных мест — сейчас их траектории хоть как-то заданы. Думаю, в наших краях такие идеи работают не везде.

      1. На Чичерина/Комсомольский такая фаза работает уже года три. А там переход по диагонали — нормальное явление и без разметки.

    1. Жена смотрит новые серии «Секретных материалов», там в седьмом эпизоде, по-моему, показана сатирическая ситуация: недалекое будущее людей в окружении роботов и автоматических систем. Только два спецагента кое-как смогли выпутаться. А началось всё с попытки заказать суши в баре, который работает без людей. Так что фиг знает

      1. Ну если «Секретные материалы» боятся будущего, то я спокоен)).

      2. На самом деле, лучшие сериал на эту тему — Черное зеркало, ну, а так они просто иллюстрируют возможные риски. В «Зеркале» более изячно и глубоко это сделано

      3. Отклонились конечно от темы, но что делать.
        А кино типа «На последнем берегу» уже не в моде? там то злые компьютеры вроде не причем))

      4. Не смотрел)) Стоит? Люблю фильмы на подобные темы, если хорошо сняты

      5. Ну повезло тебе)), раз любишь такие наслаждайся.

  2. Расскажу про опыт Ярославля.
    У нас уже несколько лет назад сделали такой вариант регулирования на нескольких малозагруженных перекрестках в центре.
    Это вызывало разные эмоции, как у водителей, так и у пешеходов.
    Лично я переходил по диагонали и никаких проблем со недостатком времени не испытывал.
    Тем не менее хвосты из машин в часы пик там увеличились в два раза и более.

    В прошлом году местные власти решили, что пора вводить действия ПДД «для безопасности» на одном из центральных проспектов.
    В понедельник с утра включили новую схему и проспект тупо встал. Там и так есть существенные затруднения в часы пик утром и вечером, но движение не останавливается.
    А тут пропускная способность упала еще в полтора раза.
    Был невообразимый скандал в соцсетях и СМИ.
    Пришлось откатить управление на старую схему.
    А в комментариях мэрия написала, что типа «исполнители недостаточно разобрались и получат нагоняй».
    Но вот теперь регулированием займется сертифицированная организация.
    Через пару месяцев эта «организация» чуть поменяла фазы на наиболее загруженных пересечениях и снова включила круговой зеленый пешеходам.
    Правда тут они сделали поумнее — испытания проводились в субботу.
    Так вот в субботу проезд был всегда свободным, а тут движение замедлилось, как в будничный день.
    Снова скандал и снова комментарии, что «схема нуждается в доработке».
    С содроганием ждем третий круг испытаний…

    Дурь конечно ради мифической «безопасности» пешеходов снижать и так плохую пропускную способность еще в полтора раза.

    1. >>>Лично я переходил по диагонали и никаких проблем со недостатком времени не испытывал.
      Ну, тут речь про конкретное место, там перекрёсток широкий, даже одну проезжую часть поперёк перейти за отведенное время не каждый успеет, не то что по диагонали. В ЧЛБ есть места, где даже мне с размашистым шагом приходится бегать буквально на зелёный.

    2. В Москве вроде такая схема повсеместно используется, предположу, что дьявол в мелочах: многое зависит от сочетания фаз и работе соседних светофоров. Сам по себе принцип «единой фазы для пешеходов» не должен, по идее, увеличивать пробки, потому что общее время зелёного для пешиков не увеличивается. Скорее, требуется тщательная подгонка фаз. К сожалению, до ЧЛБ никак не доберется полноценная система «умный город», которая, вероятно, решила бы эту проблему

      1. Про Москву не скажу, но физику не обманешь. Если вы сократили фазу движения автомобилей со 100% до 70%, соответствующим образом упала ОБЩАЯ пропускная способность, как там не изгаляйся с отдельными фазами.
        При возникновении загрузки транспортом, фазы соседних светофоров перестают оказывать какое-либо влияние на общую пропускную способность улицы. Можно хоть одновременно все переключать, «колбаса» быстрее не поедет.
        Система «умный город» — лапша на уши неподготовленному населению. Сомнительная затея по массовому распилу бюджетных средств.

      2. Если в лоб брать, действительно, фазы сокращаются. Думаю, на индивидуальных перекрёстках можно добиться некоторой оптимизации, например, за счёт ускорения поворота направо.
        В конкретном случае проблемы создала новая разметка: раньше было четыре полосы по 50 лет ВЛКСМ, сейчас правый ряд очень широкий, полос три, отсюда проблемы. Ну, и светофор как вишня на торте. Неудачное место для экспериментов выбрали — может быть, где-то бы и сработало. В Екате вроде на части перекрёстков оставили.

      3. Да — там, где исходно неправильно организовано движение и стоят две «колбасы»: одна поворачивает налево, другая направо, а прямо из-за них не проехать, действительно будет улучшение.
        Проблема в том, что данное нововведение планировали применить на 100% перекрестков.
        Я понимаю, что в ГИБДД умных на работу не берут. А если случайно возьмут, их коллектив зачморит.
        Но, похоже, в этот раз коса тупых реформ нашла на существенный валун объективного общественного недовольства.
        Может быть эта норма будет отменена.

      4. Если вы в теме, можно чуть подробнее, откуда вообще ветер дует. В нашем СМЭУ ГАИ ссылались на закон 443-ФЗ, я его бегло посмотрел, но конкретики по светофорным фазам не нашел.
        Они вроде сказали, что норма была рекомендательная, но в ГИБДД решили вот на этом перекрёстке сделать именно так.
        Если же речь о том, чтобы сделать это сто процентов везде — то это прям скандал. Ибо такая регулировка в самом деле очень специфическая и без диагонального перехода (который тоже не везде нужен) вряд ли несёт большие профиты.

Добавить комментарий для НадеждаОтменить ответ