Как бороться с «туземной» страховой

Несколько месяцев назад в запаркованную машину челябинца Марата врезался пьяный водитель, которого силой удалось удержать от побега с места: Марат рассказывает, как сорвал спину в борьбе с «синеботом». После этого не без проволочек он оформил инцидент в ГИБДД, получил на руки документы, но тут выяснился странный нюанс: машина виновника была застрахована в красноярской компании с обнадёживающим названием — «Надежда». В чём тут подвох и можно ли с этим жить?

Компания-призрак?

Странности начались сразу, например, дозвониться до сотрудника центрального офиса «Надежды» быстрого результата не дали: указанный на сайте телефон срабатывал лишь в режиме автоответчика. Мы тоже попытались набрать номер для урегулирования убытков, но информационная «броня» крепка: приятный голос советует нажать ту или иную цифру для связи с нужным отделом, но в конце концов рекомендует записаться на приём через сайт компании. Для этого требуется регистрация.

— Я попытался зарегистрировать, но там запрашивается номер телефона и система пишет, что мой телефон уже используется, хотя я обращаюсь впервые, — сетует Марат. — Я с компьютером на «вы», поэтому предпочёл бы пообщаться с живым человеком и получить инструкции.

Марату удалось всё же добыть телефон специалиста, который представился юристом компании «Надежда» и общался исключительно через SMS.

У компании есть офис в Челябинске на Красной, 4, но, по словам Марата, застать там кого-нибудь сразу не вышло.

В истории есть ещё один нюанс: сам Марат полис ОСАГО не покупал, и теперь расплачивается за это. Если бы у него была своя страховка ОСАГО, он бы обратился не в «Надежду», а к своему страховщику с офисом в Челябинске — так работает система прямого урегулирования убытков.

Откуда возникла «Надежда»

Виновник ДТП зарегистрирован в Челябинской области, так почему тогда его машина застрахована в Красноярске? К сожалению, после очередной волны «дефицита бланков» ОСАГО Банк России внедрил систему «Единый агент». Она очень напоминает рулетку: клиенту, желающему застраховаться в конкретной компании, предлагают полис случайно выбранной страховой, работающей по системе «Единый агент».

Те, кто слышат о такой системе впервые, думают, что это штука. Но нет: проблемным клиентам, как правило, предлагают «случайную» страховую из другого региона

К чему такие сложности? Так власти пытаются искоренить отказы страховых работать с конкретным (обычно «невыгодным») автомобилистом: страховщики обязаны либо продать ему полис своей компании, либо предложить «агентский».

Проблема в том, что «Единый агент» не делает акцента на удобстве клиента и тех, кто пострадает от него: страховая может быть из любого региона России. Кстати, красноярская «Надежда» выпадает челябинцам довольно часто, но она вполне реальна.

Как работать с «иноземцами»

Если связаться с офисом страховой и подать документы лично не удалось, есть другой путь — по почте.

— Нужно собрать весь пакет документов, сделать его опись и отправить заказным письмом на юридический адрес головного офиса страховой или её представительства в регионе, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — После получения письма у страховой будет пять дней на то, чтобы ответить.

Обычно после получения документов страховая назначает осмотр автомобиля, а после оценки повреждений по единой методике даёт направление на ремонт или осуществляет денежную выплату — на это даётся 20 рабочих дней.

Но если страховая ушла в глухую оборону?

— Тогда пострадавший проводит независимую оценку и направляет досудебную претензию в страховую, — продолжает эксперт. — Очень важно не пропустить этот шаг, потому что обращение сразу в суд не принесёт успеха: нужно соблюсти порядок.

Ответить на досудебную претензию страховая должна в течение 10 дней, и если клиента снова проигнорировали или необоснованно (по его мнению) отказали, нужно обращаться в суд.

— Такие истории случаются, и в суде обычно проблем не возникает, — делится опытом Лев Воропаев. — Главное, не пропускать упомянутые этапы процесса.

Снова появилась «Надежда»

Впрочем, Марату удалось застать представителя страховой в челябинском офисе «Надежды» и подать документы: ему сказали, что в течение пяти дней организуют осмотр. Марату это не очень понравилось, потому что неясно, в какой день это произойдет. Но, по крайней мере, дело сдвинулось с мёртвой точки.

В Красноярском офисе нашей сети рассказали, что страховая компания «Надежда» вполне реальна и пользуется хорошей репутацией у сибиряков. Наши подозрения, что компания является «фантомом», не оправдались.

Первый заместитель генерального директора страховой компании «Надежда» Наталия Шеходанова также удивилась, узнав о ситуации, и описала порядок действий для челябинских клиентов:

— Да, необходимо записаться на приём в офис компании на улице Красной в Челябинске, и сделать это удобнее всего через сайт, потому что живой очереди нет — работа идёт по предварительной записи. После подачи документов назначается осмотр, а затем, если случай действительно страховой, осуществляется выплата.

При этом Наталия критически оценила систему «Единого агента», которая вынуждает страховые распыляться для работы с удалёнными регионами:

— «Единый агент» — очень спорная система, по которой «плохих» клиентов раскидывают по всей стране, — объясняет она. — Мы родились и работаем в Красноярске, а нас заставили работать на всю страну без нашей воли. Это как вынудить человека, который торгует фруктами в магазине у дома, открыть супермаркеты по всей стране.

Специалист также советует автовладельцем быть настойчивее при покупке полисов в конкретной челябинской компании, которая им нравится: для работы по системе «Единый агент» нужны веские основания, к которым не относится тот факт, что клиент просто «не понравился» страховщику.

Кстати, ещё один способ подачи документов — через компанию-партнера в регионе. Например, в Челябинске сделать это можно через офис «АСКО-Страхования», который находится по тому же адресу.

Страшна ли иногородняя страховая?

«Туземная» компания может выпасть как лично вам, так и оказаться у виновника ДТП. В обоих случаях выбора у вас не будет: такова принятая в России практика.

Работать с иногородней страховой сложнее, чем с местной. Опыт «Надежды» показывает, что даже сильный офис в родном регионе не гарантирует наличие полноценных представительств в областях, которые для компании не в приоритете. Нужно как минимум запастись терпение и соблюсти все формальности.

Конечно, не исключен вариант, когда вместо полноценной страховой по «Единому агенту» попадётся компания-призрак, с которой придётся судиться. А это — как минимум, потеря времени и нервов. Но в случае с Маратом, судя по всему, дело ограничится лишь некоторой волокитой.

2 комментария

  1. ЯРиК

    В преддверии постов в мордакниге. Ну, начнем.
    Ну, что я могу сказать, по данному поводу.
    Первое и наверное самое главное, человек сам не застраховал свою ответственность, он ведь уже стопятьсот лет водит и ни в кого не въезжает, но «Бог о не Микишка». Короче первый раз зажал денег.
    Возникла аварийная ситуация, у тебя нет полиса, и ты суетишься и бегаешь по всякого рода инстанциям, которые, шлют тебя лесом (тем более с компьютером ты на Вы). Но последние 5 лет со всех сторон кричат про злостных черных автоюристов, которые обувают (а вернее разувают) не только СК, но и вот таких вот гореводителей. Найти офис таких совсем нет проблем, да их на каждом пункте оформления в ГИБДД, просто куча. Я конечно понимаю, что любой консалтинг стоит денег, но именно в такой ситуации можно, хотя бы просто, спросить именно у черных автоюристов. За спрос ни одна контора из разряда помощи в ДТП денег не берет. А уж когда тебе все объяснили, выбирай отдать денежку, или самому погрязнуть в неравной борьбе с СК. Второй раз видимо тоже денег пожалел ( да и многие из них работают на сегодня по принципу сегодня ты нам 1,5-2 тыщи, а мы тебе через суд все взыщем и далее заплатишь до полной).
    Я не считаю чужие деньги. Просто товарищ видимо привык выезжать на чужих, но не в данной ситуации.
    Ну, а если СК типа «компания призрак», таких сегодня, кстати, не осталось. То есть РСА. которое все разрулит ( при условии что данный дядя не сэкономил, как терпила, и не купил левый полис. Ну а в случае чего (полис поддельный) ущерб по полной без учетов износа, оплатит сам виновник. Хотя регрессом ему все равно от СК прилетит. Вот правда забрать исполнительный лист на физика, это только начало всех проблем. Основная проблема его обналичить

  2. ЯРиК

    Ну, а вообще, можно в строке поиска, любого поисковика, задать вопрос по наличию представителей «туземной» конторы в твое регионе.
    СК » Надежда» представители в регионе» и , о аллилуйя, первая же строка http://www.nadins.ru/about/spravochnaya-informaciya/information-on-representatives-07-11-2018.pdf. Хочешь в АКСО обратись хочешь в Надежду. да и адрес то один.

Добавить комментарий