Челябинск пешком

Года четыре назад дилер рекомендовал мне сменить аккумулятор на машине. Но аккумулятор оказался трудолюбивым и без капризов вытерпел ещё три зимы, испустив дух на восьмом году жизни — пусть электролит ему будет пухом. Так в прошлый вторник я остался без машины и решил до конца морозов ходить пешком.

Я мог бы ездить на маршрутке, но когда кругом такие места, трудно отказаться себе в удовольствии пройтись пешком

Мой путь в основном лежал вдоль улицы Братьев Кашириных, и появление пешеходов здесь, тем более зимой, власти явно считают статистической погрешностью. Хуже того, в моем появлении есть элемент провокации, потому что остальные мирно стоят в пробке и всем довольны.

Дорога неоднородна. Перед улицей Косарева, например, оказываешься на такой вот узкой тропе, под которой, вероятно, есть и тротуар. Если смотреть строго под ноги и не дышать, идёшь будто в чистом поле. А если дышать — будто в грязном.

Когда встречается расчищенная дорога, не нужно обольщаться: сделано это ради автомобилей. Поэтому идти нужно с оглядкой и прощать нервных водителей, которые сигналят и оттесняют тебя к обочине. Неужели я такой же кретин, когда за рулём?

Около заправки проход расчищен на ширину лопаты, скорее всего, в интересах самой заправки. В любом случае, спасибо.

Водители плохо видят тебя, ты — их. Главное, взаимность

Косоугольный переход недалеко от супермаркета «Лента» — место довольно неприятное. Автомобили массово сворачивают в этот проезд, чтобы обогнуть пробку, и видно их плохо. А поскольку идёшь по «зимнику», накатанному над тротуаром, могут боднуть и сзади.

Эта чёрная ряска наросла за ночь: подозреваю, из-за автомобилей

Тропа вдоль Кашириных не позволяет двоим разойтись, а выпавший накануне снег к утру принакрылся смогом, словно серебром.

С моей стороны было бы неправильно видеть только плохое. Что в городе действительно делают на совесть — так это баннеры. Сколько любви и неравнодушия вложено в этот простой образец малых архитектурных форм: тут и фундамент на совесть, и освещение работает. Аккурат возле баннера тропинка делает излом и становится рыхлой, но жаловаться на это глупо, ведь, в конце концов, не может всё быть идеально.

Огибающие пробку автомобили выигрывают минуты три и стоят затем в два ряда перед выездом обратно на Кашириных. Вожак на маршрутке медленно подкатывается к самой бровке, будто это что-то меняет в его судьбе.

Другой вожак тоже огибает пробку, но уже про тротуару, точнее, по толстому накату над его поверхностью. Когда Би-2 сочиняли «Три сантиметра над землёй», имели ли они в виду и такой вариант?

Для зимнего Челябинска это очень типично: либо идёшь по ухабистой тропинке, зато без риска получить бампером, либо по временной проезжей части, но озираясь. Маршрутчик посигналил, я отошёл. У него, в конце концов, план по выручке.

В отсутствие других радостей полюбуйтесь, как экзотично натоптана эта тропа

Около другой АЗС не сразу ясно, идти ли по целине или в обход через заправку? Не то чтобы крюк был большим, но всё-таки это проезжая часть, появление на которой раздражает водителей.

Далее дорога забирает в гору, потом спускается по ступеням, потом поднимается снова и ещё раз спускается. Зато лестницы у «Торгового центра» неплохо прочищены.

Приезжим это не очевидно, но здесь нужно забирать правее в гору
На возвышенности воздух чуть лучше
Переход под Свердловским проспектом: плитка со стен отвалилась
Вверх…
… потом вниз. Но прочищено на совесть

Знак «Стоп-линия» на перекрёстке Каслинской и Кашириных так и не повесили, хотя я уже неоднократно сообщал о проблеме в центр фотовидеофиксации. Саму стоп-линию почти не видно, а камеры на перекрёстке возобновили работу с декабря. Аккуратнее.

Улица Калинина, вид на перекрёсток с Кашириных. Знака «Стоп-линия» нет
А вот так выглядит сама стоп-линия
Виадук в районе цирка

Я приближаюсь к самому колоритному месту: мосту на стыке улиц Кашириных, Свободы, Труда и Российской. Проход по самому мосту закрыт знаками и решёткой, но если перелезть через ограждение, можно пройти по технологическому проходу. Занятие это — на любителя, поэтому я беру правее через стройку будущего конгресс-холла.

Это звучит странно, но под мостами идти удобнее всего: из-за стройки дороги здесь расчистили, а мост имеет пешеходную зону, правда, очень скользкую

Это — любимая часть пути. На фоне эклектичного Челябинска пространство под мостами уже сейчас имеет свой стиль, пусть и мрачноватый. Место годится для декораций фильма про брутальных парней, которые приезжают в безлюдное место, чтобы зарыть в землю пару миллиардов… Впрочем, мы рискуем свернуть к теме челябинского метро.

Стройка конгресс-холла идёт, на мой дилетантский взгляд, довольно активно. Но достаточно ли активно, чтобы построить огромное здание за год?

Я понимаю, что «подмостье» в период стройки не предназначено для пешеходов. Формально, мне следовало обогнуть его по улицам Кирова, Труда и Краснознамённой, но это даёт крюк почти в два километра к тем шести, что нужно пройти. Тем более, на фоне остальной части Кашириных именно стройка выглядит прогулочной зоной. Искренне надеюсь, что это место когда-нибудь обустроят.

А вообще есть у меня грех: я люблю ходить пешком. И за морозную неделю я понял, что в час-пик машина экономит сущие крохи времени, так что я мог бы ходить чаще, избавив город от полутора тонн металла, которые везут 75 килограммов меня.

Но есть проблемы. Главная из них — воздух. В морозный день дым от котельной висел параллельно горизонту и как бы показывал городу «фак», и наверняка также поступали его коллеги на промпредприятиях. Добавим к этому автомобили и прочие прелести. Хождение в Челябинске относится к вредным привычкам, и отказ от него нужно пропагандировать жутковатыми фотографиями, наклеенными на каждую пару удобной обуви. Мол, Минздрав предупреждал.

Но бывают экологически толерантные дни, и тогда на передний план выходит другая проблема: Челябинск смотрит на пешеходов с подозрением. Если разобраться, пешеход — это трутень, который не хочет втискиваться в маршрутку и тем самым, через каскадную систему откатов, спонсировать нужных людей. Он не хочет платить штрафы за невидимые стоп-линии. Он и баннера-то вдоль дороги не заметит, а если заметит — ничего не купит, ведь в самой натуре пешехода есть что-то такое прижимистое.

Фото Олега Каргаполова

В экономическом смысле пешеходы настолько бесполезны, что установка заборчиков, расчистка тротуаров и обустройство пешеходных зон — это деньги, выброшенные в трубу. Но не ту трубу, что позволяет спускать на её консервацию несколько кило(мега)рублей в год, а в самую настоящую трубу, где пшик — и нету. Пешеход — нерентабельная форма материи, и этим он очень сильно отличается от тех же баннеров. Ведь баннеры приносят доход и не ворчат.

26 Comments

  1. Спасибо за отличный текст!
    Прочитал, и так знаете, потянуло прогуляться по тенистым уютным улочкам Челябинска.
    Ностальгия.

    1. 🙂 Только надо гулять в день без НМУ, а то во вторник или среду вечером как с похмелья был от таких прогулок)))

  2. Советую почитать некоторые из статей челябинского урбаниста. Дельные штуки пишет, в основном. Я, кстати, тоже придерживаюсь пешеходничества, но ходить где-либо самого центрального центра — это без удовольствия. Нормально по кирова, ленина, лесопарковой, парку, в районе ЮУрГУ. Остальное мрак.

    1. >>Я, кстати, тоже придерживаюсь пешеходничества,<<

      Как-то больше 10 лет назад, я впервые услышал что общество разделилось на людей интернета и людей телевизора. Сейчас люди телевизора — вымирающий вид. Теперь можно смело утверждать, что общество разделяется на людей пешеходов и людей автомобиля…аналогию предлагаю продолжить самостоятельно. Всё-таки хочется отметить, что тенденцию я таки предсказывал еще 7 лет назад: http://akrasnov.ucoz.ru/blog/jo_mobil_proval_ili_tajm_aut/2012-09-05-753

  3. А на обуви нужно писать «Ходи, а то умрешь раньше времени!». И не только на обуви.

  4. Добро пожаловать в наш клуб!
    А если честно, то весь январь и частичку февраля я в разные дни и в разное время, но на одном и том же месте (в районе басика ЮУрГУ) встречала парня, похожего на тебя. Издалека мне все время кажется, что это ты. Я даже рукой начинаю махать. А поближе подходит — не ты. И я себе говорю: балда ты! В Челябинске пешком ходишь одна ты, а нормальные люди на машинах ездят.
    Ну вот, теперь нас двое таких — городских сумасшедших. :)))

    1. Кстати, так интересно меняется психология в зависимости от способа передвижения. Я когда пешком иду, гляжу на этих нервных бибикающих водителей и думаю: «Вот мудаки». Хотя и когда еду, я думаю точно также 😀 Разница в том, что пешком я типа как возвышаюсь над ними, а за рулем — смешиваюсь.

  5. Возьмите в клуб!) Тоже заядлый пешеход, а до недавнего времени ещё и с коляской. Практиковала вечерний квест — дойти от бани (медиком) до цирка. Коляска и подземный переход — несовместимы! Обходила по Васенко, давала круголя, зато без нервяков. А, и ещё есть великолепнейшее место — переход от автовокзала у Юности через Труда, это просто шедевр! Пешеходам выделено 50 сантиметров и! Внимание! Посередине этих сантиметров воткнут именно столб с банером! Внимание, вопрос! Каким макаром пройти с грузом, коляской, санками?!
    А пешком гулять замечательно! Мои родители преклонных лет каждую субботу, вне зависимости от погоды, ходят пешком от площади Революции до сада Колющенец. Сад Колющенец — одно из лучших мест на Земле)))

    1. Когда сын мелким был, с коляской тоже нарезал круги вокруг района, скучаю по тем временам))) А родителям, кстати, большой респект — так и надо. Мама у меня тоже ходок и внука своего приучила — не угонишься теперь

      1. Оффтоп. Не, мне то время не очень нравилось, чувствовала себя приложением к ребёнку и больше никем. А поговорить?.. Сейчас четвёртый год — осмысленный человек! А старшей дочке так вообще 16, чувствую, что уже отстаю от неё по развитию))) НО! Ужасно, но совершенно не читающее поколение. Школьную литературу проходит по экранизациям. Тоже вариант, в принципе. На прошлой неделе в холода посмотрели вместе «Преступление и наказание» 10 серий… Артём, пардон за поток слов, иногда так не хватает общения…

      2. Когда сын был совсем уж мелким, да, было не так интересно. Но мы с ним гуляли по долгу, даже когда он ходить потихоньку начал — я возил его на коляске, потом выпускал, он ещё не говорил даже. У нас был пристрелянный школьный двор, где мы обычно проводили вечера. Примерно в 3 км от дома.
        А насчёт чтения — да… Пытаюсь обратить этот процесс тем, что каждый день перед сном читаю ему книжки (сейчас Глебу 9 лет). Перешли потихоньку на приключения, Жюль Верна вот вчера взяли.

      3. Такая же история))) Дочке до 12 лет читала. Но любовь к процессу не появилась. А у нас с рождения парк Пушкина.

      4. А что за книги читали? Мне, кстати, мать в детстве тоже читала много, но сам я читать до сих пор не люблю. Вернее, я ценю хорошую книгу и у меня есть несколько любимых, но для меня чтение — это всё же работа. Я не могу читать для удовольствия художественную литературу почему-то.

      5. Из недр памяти выискивала что сама в детстве читала. Про Сипсика, про собаку Шлепку, «Однажды Катя с Манечкой», конечно же трилогию Нестайко «Робинзон Кукурузо» — очень советую, тем более, что там про мальчишек возраста Глеба! Да очень много чего… Последняя прочитанная совместно книга — «Республика ШКИД»… Сейчас по второму кругу малышовая литература)))

      6. Даже не слышал таких названий))) Мы читаем Кира Булычёва, Конан Дойля, Зощенко, Носова. А моя любимая детская книга (открытая год или два назад) — Муфта, Полботина и Моховая Борода.

      7. Да! Конан Дойл! А Зощенко мной до дыр зачитан был! А у поколения «миллениум» (придумали же название!) Зощенко смеха не вызывает. А как Филипенко его читал!… А «Кукурузо» (не «Крузо»!) правда фантастическая книга! 70-е годы. Да, «Приключения Кроша» ещё!

      8. Настя, я советую вам с Артемом — лично вам, не детям — прочитать книгу Даниэля Пеннака «Как роман». Он там делится хитростями, как приучить детей к чтению. Может, поможет вам.

      9. Надич, спасибо за наводку, я просто думаю, нужны ли здесь какие-то приемы? Мы читаем, останавливаемся иногда, обсуждаем или гуглим незнакомое животное, чтобы не терялась нить и поддерживался интерес. Но в остальном должна быть какая-то органика, то есть либо у ребенка есть это зерно, либо нет. Как-то специально приучать его к книгам помимо естественного интереса я смысла не вижу.

      10. Надежда, спасибо, не слышала про такую книгу, обязательно найду. Хотя… мне кажется, люди, младше двадцати потеряли ощущение книги — во — первых, бесконечные экранизации всего подряд и полная доступность к ним, во-вторых, электронные книги — ну это вообще не то! От книги должны быть тактильные ощущения, запах… У нас с сестрой в детстве была игра — завязывали глаза и на ощупь и по запаху определяли книгу)))

  6. Каждый раз, когда приезжаю в Челябинск, совершаю пеший загул. Любимый маршрут начинается от магазина «Юрюзань», по проспекту Победу, через Российскую, Теплотех, Кирова до пл. Революции. С посещением Торгового Центра. Летом такая прогулка достаточна изнурительна, а зимой нормально переносится.

    1. Когда-то жил на «Юрюзани», только ходить любил по улице Горького, Грибоедова или Героев Танкограда

      1. Кулинария на башне?))) Или это не мужской маршрут?

      2. В кулинарию не заходили, просто мимо. Маршрут был такой: «Юрюзань», Горького, Салютная, Героев Танкограда, «Юрюзань».

      3. У меня собственно говоря, штаб — квартира тоже на Горького находится, но по Горького гулять не люблю, до 5 Декабря на транспорте, а потом уже пешком. Вся прогулка занимает часов 5. Но этого того стоит.

  7. Ого! Много нас таких, оказывается!
    А я больше люблю летом ходить. Зимой тяжко в одежде. Да и обувь женская не располагает к длительным пешим нагрузкам. Ну и летом, конечно, проходимость выше. Даже если тропки нет, то можно через газон напрямки. Был у меня такой опыт в районе лакокрасочного завода. Один дядя мне интервью там назначил, а офис у него в ебенях, за гаражами, за какими-то складами. Там еще тогда этот мост строили,обходить было далеко. Короче, я плюнула на все и прям через поля.

    1. Надежда, а не ходили от Комсомольского проспекта до ЧМЗ? Вот это квест!

Добавить комментарий