Lada XRAY Cross. Элемент провокации

АВТОВАЗ всегда лукаво называл Lada XRAY кроссовером несмотря на отсутствие полного привода. Недавно завод выпустил «усиленную» версию XRAY Cross, просвет которой больше, чем у Renault Duster и даже Lada 4×4 (бывшая «Нива»). Можно ли считать кроссовером её? Чтобы выяснить это, мы отправились в глубинку, где таким машинам самое место.

Интересно, что к созданию «Кросса» в Тольятти подошли с неожиданной основательностью, будто сами уверовали в его блестящую карьеру. Помимо традиционной операции по увеличению достоинства — клиренса — инженеры, фактически, заменили всю переднюю подвеску.

Рычаги и поворотные кулаки унифицированы с таковыми от Vesta, усилитель руля стал электрическим и конструктивно близок к «грантовскому», рулевая колонка регулируется по вылету, а задние тормоза — дисковые. И конечно, на характер повлияли легкосплавные колеса с шинами размерностью 215/50 R17, которые и дают прибавку просвета — он составляет 215 мм (+20 мм).

XRAY Cross выглядит весьма нарядно, сверкая клыками Х-образной решётки, бликуя сложными боковинами и оттопыривая «губу» переднего бампера. Некоторые пафос чувствуется и в салоне, но не в смысле изысканности материалов или дизайна, а в раздутости передней панели, которая преувеличивает размер автомобиля. За рулём он кажется массивнее, чем на самом деле.

Дизайн интерьера незайтейлив, но практичен. Автомобили на платформе В0 постепенно избавляются от эргономических огрехов, например, руль теперь регулируется по вылету. В салоне стоит лёгкий клеевой запах, а стеклоподъёмники не имеют доводчиков
Мультимедийная система и разъём под флешку
В богатых версиях есть камера заднего вида. Экран бликует на солнце
Не самая удачная оцифровка приборов. Пиктограмма о незакрытой двери лишний раз напоминает, что багажник XRAY закрывается не с первого раза
Небольшой бардачок не имеет подсветки
Блок климат-контроля логичен, а под ним — кругляш настроек системы стабилизации, кнопки подогрева сидений и стёкол: как заднего, так и лобового

Сам интерьер почти идентичен икс-реевскому, но есть приятные новшества: помимо возможности подтянуть руль поближе обращает внимание блок трехступенчатого подогрева сидений — раньше кнопки размещались в слепой зоне на боковинах сидений.

Подлокотник конфликтует с ручником

У XRAY Cross новые сиденья, но большой разницы в заочном сравнении с обычным «реем» я не ощутил: посадка вертикальная, но, в целом, удобная. А вот бокс-подлокотник — спорное решение: слишком он нависает над ручником.

Инженеры сделали ставку на улучшение управляемости. Прогресс действительно есть

Другие отличия чувствуются в первые же минуты движения: руль с электроусилителем почти что упрям. Вероятно, автовазовцы стремились придать ему нотки спортивности, и обратная связь на большой скорости в самом деле убедительна — не каждый кроссовер и даже хетч дарит чувство, когда ты не просто рулишь, а как бы приобнимаешь машину. Но на городских скоростях и при парковке хочется снизить усилие: руль XRAY страдает чрезмерной центростремительностью. Чуть ослабил хватку — он возвращается в «ноль».

С такими настройками Cross сам нарывается на дотошную проверку управляемости, и, на счастье, нам попадается отличная дорога, пусть ухабистая, зато равномерно снежная. XRAY Cross на ней раскрывается с неожиданной стороны.

От постоянных заносов колеса заросли снегом. Тормоза на задней оси — дисковые

При активной езде туговатый руль кажется уместными, а характер машины вдруг обостряется, будто автовазовцы имели в виду не только кроссовер, но и горячий хетч. XRAY Cross в таком режиме — что весёлый терьер, который не способен и секунды устоять на месте. На торможении он обозначает живость кормы лёгким подрагиванием, а стоит наживить рулём направление поворота, как задние колеса срываются в скольжение, которое на полпути подрезает система стабилизации. В конце концов, ты переходишь на импульсный режим руления, лишь подпихивая машину в нужную сторону. Остальное доделывает избыточная поворачиваемость и страхующая электроника.

Но я бы не рискнул проделать всё то же самое с отключенной ESP. Короткий и вёрткий автомобиль норовист: та же Lada Vesta при сходных настройках кажется уравновешеннее. В отличие от первых XRAY систему стабилизации можно деактивировать, но на скоростях выше 58 км/час она оживёт снова. Мудрое решение.

Скорости ему даются неплохо даже на ухабистой дороге: спасибо подвеске, врождённую энергоемкость которой усугубили более жёсткими настройками. По грунту можно ехать примерно с теми же скоростями, что разрешены на загородных трассах, и это как раз то, за что мы любим логаноподобные машины. XRAY Cross иногда аж подскакивает на очередном гребне, но траекторию держит и металлом не лязгает. Главное, не пугаться его вёрткости, доверять системе стабилизации и не переоценивать её возможностей. При слишком уж агрессивной езде можно открыть и другую сторону его характера: он оставляет не так много шансов на исправление ошибки из-за резкости скольжений.

По комфорту я бы отнёс XRAY Cross к середнякам среди кроссоверов: плохие дороги его не раздражают и в этом смысле он унаследовал достоинства Renault Duster. Но на относительно ровном асфальте Cross становится дотошным и подрагивает на мелких неровностях. Сучётом улучшенной шумоизоляции пола и арок, автомобиль кажется достаточно комфортным, хотя на рельсах и стыках пихается сильнее, чем, допустим, Renault Logan.

В его характере есть тяга к приключениям. XRAY Cross кажется более органичным при попытках прожарить по грунтовке и взобраться на снежный бруствер, чем при рутинных разъездах дом-школа-работа. Второму не способствует и его главный минус — тесные задние сиденья. Зная об этом недостатке, вазовцы поколдовали с углом и высотой установки заднего ряда, но улучшения едва заметны: на втором ряду та же Lada Vesta в сравнении с XRAY кажется чуть ли не лимузином.

Задние сиденья тесноваты: XRAY Cross хоть и выглядит автомобилем среднего класса, по длине не намного больше хетчбэка Lada Granta (бывшая «Калина»)
Для задних пассажиров — подогрев сидений и USB-разъем
Багажник невелик, но удобен для ежедневного пользования. Как раз, чтобы закидывать мелочевку
Под фальшполом есть неглубокий отсек, куда можно положить набор автомобилиста или бутылку воды на 1,5 литра

Не слишком велик и багажник, хотя в плюсы ему можно поставить отсутствие порога (при установке фальшпола) и «подвал» для хранения мелочёвки. Правда, раздражает невозможность закрыть багажник без оглушительного хлопка: сотрудник дилерского центра сказал, что проблема характерна для XRAY.

Но что с проходимостью? Как и обычный XRAY, Cross лишён полного привода, который попытались заменить электронной системой на основе компонентов ESP, которая распределяет тяговые усилия между передними колесами. Помощь электроники чувствуется, например, при попытках въехать с полевой дороги на асфальтовую через горб, оставшийся после снегоочистки: в критический момент слышен хруст тормозов, которые «кусают» буксующее колесо, позволяя вытянуть машину газом.

Шайба выбора режимов влияет на работу электронных помощников и остроту педали газа. Она же позволяет отключить систему стабилизации

У системы есть несколько режимов, включая спортивный, когда обостряются реакции на газ, и двух«внедорожных» — для песка и снега. В первом случае реакции смягчаются, во втором электроника допускает проскальзывание колес.

Разумеется, всё это не замена полному приводу. Электронная имитация блокировки дифференциала добавляет уверенности, например, при езде по заснеженной колее. И всё же, как не крути, кроссовером он является больше в глазах маркетологов, чем по существу.

XRAY Cross имеет приличный просвет и короткую базу — для езды по ломаному рельефу это плюс

Но вот к чему претензий нет — это к геометрической проходимости. С этой точки зрения XRAY Cross превосходит большинство паркетников и сравним с классической «Нивой», если вычесть пластиковую бахрому его декора, который жалко портить на бездорожье. Но тем, кто ищет автомобиль в первую очередь для городского «бездорожья», его возможностей хватит за глаза.

К сожалению, XRAY Cross не предлагает автоматических трансмиссий — только «реношную» механику с долговязым рычагом и лёгким сцеплением. Коробка отличается сближенными передачами, что удобно при езде по сложному рельефу, но провоцирует частые переключения в городе. Здесь был бы уместен автомат.

Двигатель также безальтернативен: это вазовский мотор объемом 1,8 литра (122 л.с.). Сочетание с коробкой кажется удачным, и мягкая тяга двигателя вкупе с почти что понижающей первой передачей хорошо подходят концепции почти кроссовера. Но абсолютная динамика — на уровне одноклассников с моторами 1,6. Поэтому XRAY не возрадует любителя светофорных гонок или стремительных обгонов. Скорее, он понравится человеку с размеренным стилем езды, который полагается больше на собственную точность, чем на мускульную силу машины.

За пластиковым ветровиком есть металлическая защита
Задняя подвеска — полузависимая. Её в своё время заимствовали у Renault Logan

Базовая цена XRAY Cross начинается от 755 тысяч: начальная комплектация неплохая, но не оптимальная. Кондиционер, система стабилизация, легкосплавные диски есть по умолчанию, но подогрев сидений, аудиосистема, противотуманные фары, подогрев зеркал требуют доплаты.

Базовый Cross на 145 тысяч дороже самого простого XRAY. Комплектация у «кросса» пожирнее, так что при прочих равных разница составляет 117 тысячи рублей, но всё равно немало. Напомним, на что она тратится: на легкосплавные 17-дюймовые колёса, другую переднюю подвеску, задние дисковые тормоза, увеличенный просвет, «внедорожный» обвес и кое-что по мелочи. Оправдана ли такая доплата? Вопрос сугубо индивидуальный, но с практической точки зрения обычный XRAY кажется мне предпочтительным вариантом. Скажем, лишние пара дюймов в размерности колёс — это доплата порядка 10–15 тысяч рублей за комплект зимних шин.

Стоимость Lada Vesta SW Cross стартует от 780 тысяч рублей

Серьезным внутренним конкурентом для XRAY Cross является более вместительная и доступная Lada Vesta SW Cross: при прочих равных она дешевле примерно на 30 тысяч рублей. Правда, если брать базовые комплектации, ценовое преимущество на стороне XRAY Cross за счёт более простого оснащения. У Vesta SW Cross подогрев сидений, противотуманные фары, аудиосистема и многие другие опции есть уже в начальной версии Comfort, что утяжеляет цену.

Цена Kia Rio X-Line начинается от 875 тысяч рублей (для автомобилей, выпущенных после 17 января 2019 года)

По концепции к Lada XRAY Cross близок Kia Rio X-Line, который чуть крупнее, но имеет более скромный просвет — 195 мм. И он дороже как в базовых версиях, так и при прочих равных — в близких комплектациях за «корейца» нужно доплатить около 65 тысяч рублей.

Оснастить XRAY Cross полным приводом — слишком масштабная инженерная задача. Renault Duster — хоть и соплатформенная модель, но всё же другая, например, версия 4WD имеет независимую заднюю подвеску

Но давайте поддадимся вазовских чарам и посмотрим на XRAY Cross, как на переднеприводный кроссовер. В таком подходе нет особой подтасовки, потому что две трети паркетников сегмента В+ продаются именно в моноприводных версиях. И здесь уже XRAY Cross выглядит интересным вариантом.

Renault Duster стоит от 699 тысяч рублей в простенькой комплектации Authentique: версии с полным приводом и средним оснащением стоят ближе к миллиону

Соплатформенный Renault Duster при прочих равных дороже почти на 90 тысяч рублей, но выигрывает в практичности, потому что на 15 сантиметров длиннее. Кроме того, Duster предлагает выбор: его можно заказать и с дизелем, и с автоматом, и с полным приводом. Но тогда разница в цене будет ещё больше.

Hyundai Creta с передним приводом стоит от 947 тысяч рублей

Самый популярный в России кроссовер — Hyundai Creta — тоже превосходит XRAY Cross по размерам, но не слишком. Для сравнения, объем багажника у «Креты» составляет 402 литра против 361 литра у «рея». Разница в цене же ощутима: Creta примерно на 165 тысяч рублей дороже XRAY в близкой комплектации.

XRAY уступает в популярности Lada Vesta и Granta, но всё же пользуется стабильным спросом: в прошлом году реализовано почти 35 тысяч машин. Для сравнения, Duster разошелся тиражом 41 тысяча машин, а бестселлер Hyundai Creta — 68 тысяч

Однако сухого разгрома в пользу XRAY Cross я бы констатировать не стал: Creta выглядит сбалансированным кроссовером для горожанина, который не претендует на лавры покорителя бездорожья — и многих это устраивает. XRAY Cross же задуман как автомобиль более универсальный, готовый в разумных пределах к авантюрам и тяготам сельской жизни. Но для массового потребителя он несёт ряд ограничений, включая отсутствие автомата и полного привода.

Грустить ли об отсутствии полного привода? Например, для соплатформенного Renault Duster его установка обходится клиенту в 57 тысяч рублей (бонусом идёт шестиступенчатая коробка передач). Значит, гипотетический XRAY Cross с полным приводом стоил бы в районе 810–815 тысяч рублей, хотя расчёт и очень условен. Дорого? Субъективно — да. Но всё равно ощутимо дешевле переднеприводного Hyundai Creta, так что покупатель нашёлся бы наверняка. И вот тогда хэштег #кроссовер был бы полностью оправдан.

На Lada XRAY Cross я ездил в село Султаново, в которое питерский миллионер Камиль Хайруллин пытается вдохнуть новую жизнь.

24 Comments

  1. Хороший отзыв. Думал над приобретением этого автомобиля. Смутил размер. Откажусь… Все-таки мне веста кросс кажется более практичным вариантом, именно для меня. Но тут накрывает второй вопрос. Продать свою весту. На которой пробег менее полтинника, доплатить больше трехсот тысяч и купить почти такую же машину? Тоже глупость

    1. Тоже для себя больше «Весту» вижу — она и на ходу более деликатна, все же платформа В0 в укороченном варианте делает машину несколько козлящей

      1. Вот и сложилась чудесная ситуация, когда стоимость почти бюджетной машины подобралась к цене однокомнатной квартиры… Веста кросс в максималке 850 тысяч, киа, хёнде, дустеры почти миллион и за него. Небюджетные 1,5-2 млн, что уже двушка… И как-то у меня в сознании не укладывается ездить на автомобиле стоимостью в дом

      2. Вот вроде не молоды. А ведь совсем недавно машину и гараж спокойно меняли на трешку, или на видеомагнитофон с кассетами. Ну и сейчас, это не авто дорогое а квартиры в Чё просто дешевы. Жили бы в Москве, автомобили бы квартирами не мерили. Ну или мерили бы другими машинами (которые в Чё почти непродаются).
        Артём, по нашему вопросу, с возможным репортажем по качеству с элементами криминала, пока стоп, ОБЭП тормозит все процессы, очень сильно заинтересовались, и всю информацию, чуть ли, не засекретили.

      3. Так ты дай мне номер человека. Документы о ремонте по ОСАГО-то поди к секретам не относятся. У них и комментарий возьмем если что

      4. Так я помню это. И радуюсь что жилье не сильно дорогое в цене… Просто машины дороги. И я удивляюсь, как при средней зарплате 30-40 тысяч люди ездят на машинах стоимостью 1, 5 ляма…

      5. «И я удивляюсь, как при средней зарплате 30-40 тысяч люди ездят на машинах стоимостью 1, 5 ляма…»
        Большинство людей, как это ни странно может показаться автомобилисту, перемещаются по городу на ОТ(которого нет) или пешком. Если все те, кого вы упомянули пересядут на личные авто, город встанет в вечную пробку по всем улицам. Большинство автомобилей в России — старые, дешевые вёдра. Про стоимость могу только догадываться, но средний возврат автомобиля в России — 13 лет. Из них очень много отечественного автопрома. Так что всё складывается. Зарплата 30-40 тысяч, дешевое жилье за 850 тысяч-2 млн, машина одна на семью и та старая. На нормальных машинах ездят меньшинство людей, еще меньше имеют хорошее жилье.

      6. Квартира на сз за 850 тысяч или двушка за 2 млн — это самое дешевое и низкокачественное жилье на СЗ. Смысл его сравнивать с автомобилями?

      7. Антон Л. а где же у нас илитное дорогое и высококачественное жилье, не просветите? Ну или хотя бы то что можно сравнивать в вашем понимании с автомобилями.

      8. А это уже другая проблема. Есть правильно построенное с технической точки зрения, например ЖК Ньютон, я считаю это минимумом нормального дома. Т.е. это никакое не элитное жилье, а просто такое, каким оно должно быть с технической точки зрения. Но ЖК Ньютон имеет такую географию и план застройки, что больше похоже на очередное гетто. А нормальное жилье, абстрактно говоря, это невысокие дома, 3-4 этажа, с хорошим зеленым двориком, возможно и в пригороде, но с маршрутом ОТ, детским автобусом. Такого у нас нет пока, но вкус развивать надо. А эти вот 16этажки на асфальтовых полях, это не жилье, это инкубаторы. Без обид, только, говорю как думаю.

  2. В чем смысл заметки?
    Где проверка «внедорожности»?
    Высокий клиренс без остальных атрибутов повышенной проходимости скорее минус, чем плюс.
    Обычный хэтчбек уже почти за миллион — глупее вложения не придумаешь. 🙂

    1. >>>Где проверка «внедорожности»?
      Жертва маркетинга? 😀 Какая может быть проверка внедорожности на переднеприводном автомобиле с гражданскими шинами? По плохим и заснеженным дорогам я поездил, здесь Хрей в порядке, что отражено в статье. На большее он не претендует.
      А что до глупее… вы, вероятно, давно актуальными ценами не интересовались, отсюда фрустации.

      1. Так в чем тогда смысл «теста»?
        Все это можно было написать по картинкам. 🙂
        «Клиренс» увеличен за счет колес неадекватно большой размерности.
        В салоне жесткий пластик, под капотом дохлый мотор и всё это дополняет спорный дизайн который «устареет» через несколько лет.
        Поэтому вы аффтар как раз и есть «жертва маркетинга».
        Красная цена этой машины с нормальными колесами поллимона.

      2. Мой друг, вы так убиваетесь, как будто я с вас деньги взял за этот тест. Вам не нравится машина, мы это уже поняли, хорошо. В остальном я делаю тесты так, как я их делаю, и вам с этим придётся смириться.

      3. Да! Еще приборка от детского квадроцикла. 🙂

    2. личный легковой автомобиль, для удовлетворения собственной хотелки, а не для работы ( например в такси, или супервайзером, или ….) так это ващето статья сплошьрасходная, и вложением ни когда не считалась

  3. Артём. Клиент на взводе, щас наговорит лишнего, у него в начале марта первое судебное заседание по качеству. Внутренние органы ему сказали пока ни на кого, пока судом не доказан факт, не называть, (сначала именем РФ обоснуем, что мошенники, а потом будем разбираться кто спалил, ну или совместим прияное с полезным) ну и телефончики на контроле. «А то сейчас клиентик наговорит лишнего, а потом на него же за клевету чЁ нить прилетит». Мнения адвоката, и ОБЭП
    С вопросом по качеству, так это не вопрос, ближайшие доремотнируются, и могЁм организовать. Но именно там рутина, то нах сотрудники пошлют, то доверенности в присутствии собственника требуют, то документы положенные по законодательству не выдают. А основным заказчикам (*ну те кто послали) на эти мероприятия ваще похеру.

    1. Может быть, с адвокатом поговорить? ОБЭП-то кем занимается — страховой?

      1. сервис на первом месте, СК отмажутся хотя есть подозрения.

      1. получилось ещё хуже 🙂 «По концепции к Lada XRAY Cross близок Kia Rio X-Line, который чуть крупнее, но имеет куда более скромный просвет — 195 мм». У «скромняги» Рио просвет получается больше, чем у нескромного Хрея.

      2. Во всех прочих клонах статьи я исправил на фразу «имеет более скромный просвет» (без «куда более»), здесь забыл, сейчас уберу.
        В остальном не уловил, почему у рио просвет больше вышел, 195 вроде не больше, чем 215

  4. видел вживую этот кросс. из-за не крашенных бамперов показался этаким лоукостом от обычного хрея. еще смущают крашенные финтифлюшки пониже спереди и макс не крашенный пластик сзади. л-логика
    вообще непонятно почему они стали делать х-рей на базе Б0. чтобы не простаивала купленная когда то платформа. или чтобы использовать наработанные решения от рено на б0 для кросса и удешевить. но в итоге хрей для меня не торт. страшно даже садиться в него после тесноты дастера.

Добавить комментарий для ЯРиКОтменить ответ