Отвадить от ютуба: как заинтересовать ребёнка чтением

Когда мне было лет пятнадцать, отец как-то психанул и воскликнул: «Ты мало читаешь!» Он схватил с полки «Трёх товарищей» Ремарка, вручил мне, и это стало переломным моментом. Книга мне в самом деле понравилась и зародила интерес к чтению. Побочным эффектом, правда, стал интерес к употреблению крепких напитков, которые Ремарк описывал с присущим ему мастерством (странно, что я не увлёкся хромыми проститутками). И вот теперь я сам родитель и размышляю над теми же вопросам: как сделать ребёнка читающим? И надо ли?

Фото Георгия Сотникова

Прежде чем судить детей, давайте признаем, что книги играют всё меньшую роль в нашей жизни. Если у нас появился праздный интерес ко львам, мы читаем не Майн Рида, а смотрим крутое видео. Если хотим развеяться — включаем сериал, который вряд ли хуже бульварного чтива. Отождествлять начитанность и образованность (духовность) можно лишь с массой оговорок.

Это мнение разделяет детский писатель и мать четверых детей Ульяна Бисерова:

— Нужно отбросить назидательный тон и все советские установки: мол, книга сделает вас культурным человеком, — говорит она. — За рецептом борща мы идём на youtube, за информацией — в википедию. А дети сегодня загружены по маковку в школе, у репетиторов, в секциях, на курсах английского. И если оставшиеся пару часов они хотят потратить на смешные видео, а не чтение занудного романа, нужно ли их винить в бездуховности?

И всё же интуитивно мы чувствуем, что открыть ребёнку радость чтения неплохо. Зачем? Я вполне представляю будущее, жители которого больны дислексией особого рода: они способны прочитать текст, но не воспринимают художественных образов — только протокольную конкретику: кто, куда и зачем. А набоковская фраза «… она хорошо смеялась, словно тихо переливалась через край» воспринимается ими буквально, будто героиня сжижилась от смеха, но сделал это негромко — децибел на тридцать.

Гуманитарными зомби такого рода будет легко манипулировать, как минимум, потому что их мир ограничится корпоративными продуктами: сериалами, соцсетями, играми, виртуальной реальностью. Вы знали, например, что в мире растёт число людей, которые верят в плоскую Землю? На Youtube есть несколько жутко убедительных передач на эту тему.

Книги тоже бывают «ложными», но в основном их создают одиночки для других одиночек, и, пройдя сито времени, художественные тексты имеют наибольший иммунитет к заблуждениям века.

Моему сыну около десяти лет, но я продолжаю читать ему вслух.

— Многими воспринимается это как повинность на время, пока ребёнок не начнёт читать самостоятельно, — говорит филолог и литературный редактор Надежда Сухова. — Но в дореволюционной России, например, это было одним из видов досуга и вовсе не потому, что не было телевизора или компьютера. Художественные произведения объединяют людей в переживаниях. Раньше так читали целыми семьями.

Книги мы с сыном выбираем по предварительному сговору: я предлагаю, он одобряет или не одобряет. Если книга кажется скучной — мы бросаем на полпути: так было с Мумий Троллем и «Волшебником Изумрудного города». Обе книги очень нравились мне в детстве, но сына не зацепили. Зато «Муфта, Полботинка и Моховая борода» зашла обоим.

— Не обесценивайте вкусы ребенка, критикуя книги, которые ему нравятся, и навязывая те, что нравились в детстве вам, — советует Ульяна. — Не создавайте атмосферу экзамена, заставляя ребенка пересказывать сюжет или делать «нравственные выводы» из книг. И никогда не принуждайте обязательно дочитывать нелюбимую книгу — это всё равно что пихать в него остывшую манную кашу.

Люди с педагогическим прищуром возразят, что, мол, книга должна развивать и учить, а не ввергать в пучину греха, как мои опыты с Ремарком. Это верно, но всему своё время. Например, мой детский интерес к чтению полностью исчез в школе из-за депрессивных русских классиков, которые нагоняли жути и тем самым как будто множили её в моей жизни.

Ответ не должен идти раньше вопроса. Дети не всегда озабочены проблемой маленьких людей в обществе — может быть, их больше интересует, как обустроить личную жизнь и нужно ли переживать из-за побрякушек богатого одноклассника. Я не говорю, что книги должны быть восхитительно пусты, как песни Бон Джови, но хотя бы созвучны ребёнку. А то от созерцания Мейеровой стены вместе с умирающим от чахотки Ипполитом я и сам становился слегка зеленоватым.

— Школьная программа не менялась десятки лет, — рассуждает Надежда Сухова. — Дети изучают литературу, написанную двести лет назад. Она, конечно, прививает вкус и несёт воспитательный момент, но реалии, которые ребёнок видит в тех произведениях, ему мало понятны.

На это наслаивается общий дефицит времени: когда смартфон требует внимания, как новорождённый, даже чтение этого двухстраничного поста требует от вас невероятной самоотдачи.

— Слушайте, если стоит задача победить футбольную команду из соседнего двора или добиться внимания первой красавицы в классе, ребёнку будет не до книги, — говорит Надежда. — Также как и взрослому, которого вот-вот уволят с работы.

Чтение лучше вплетать в образ жизни ребёнка без карательных перегибов. Если у ребёнка появятся любимые книги — любые — разовьётся его способность погружаться в текст, что, по нынешним временам, уже достижение.

— Чтение — это ведь увлекательнейшее занятие, кинотеатр в собственной голове, возможность прожить тысячу жизней, — рассуждает Ульяна Бисерова. — Это удовольствие, а не наказание. И дети должны воспринимать его именно так.

Неплохо, кстати, если чтение временами перерастает в диалог, ведь любая книга — это не окаменевшая груда букв, а нечто живое и спорное.

— Детям поначалу трудно высказывать свои мысли и чувства, поэтому мы должны научить их этому, — говорит Надежда Сухова. — Всегда выражайте своё мнение о прочитанном, только делайте это ненавязчиво. «Меня прямо воротит от этого Драко Малфоя! Противный тип…» — с таких фраз можно начинать чтение. Или «Как они лихо разобрались со стражниками башни! Я прям зауважал Фродо».

Нынешние дети живут среди экранов, с которых льется жиденькое пюре энтертеймента, не требующее от их мозга жевательных усилий. Иногда, предлагая книгу, я напарываюсь на фразу сына: «Я уже мультик видел». И я не настаиваю, иначе у него сложится впечатление, будто книги пишут по мультфильмам.

Ульяна вообще смотрит на перспективу сделать ребёнка читающим с известных скепсисом:

— Как сказала литературный критик Галина Юзефович, пытаться заинтересовать ребенка чтением сегодня — всё равно что разводить костер в дождь. Не то, чтобы совсем невозможно, но довольно трудно.

И тем более нелепы попытки взывать к совести ребёнка и силком заставлять читать чуждые ему книги.

— Забудьте восклицания из серии: «Никак не могу усадить его за чтение!» или «За лето всего одну книгу прочитал!», — считает Надежда Сухова. — Осуждение вызывает чувство вины, и ребёнок начинает ненавидеть чтение, потому что из развлечения оно превращается в обязанность.

Принуждение действительно не работает. В детстве меня заставили осилить «Белый клык» Джека Лондона. Книга показалась мне мрачной и расплывчатой. Из всего текста в голове застряла единственная фраза: «Мясо было вкусное, а Белый клык голоден». Не знаю, чему она меня научила. Мясо действительно бывает вкусным. Тут Джек Лондон был весьма прозорлив.

Вероятно, нам предстоит протащить книги в жизнь ребёнка чуть ли не контрабандой, что подразумевает гибкость подхода: может быть, сначала он увлечётся чем-то легковесным, чтобы постепенно повышать градус, как делаю я с той ремарковской поры.

Возможно, мой подход не сработает. Но пока сын не против чтения, я буду продолжать.

— Кита жалко, так что сами виноваты, — заключил он, когда мы прочитали сцену гибели команды «Пилигрима» в «Пятнадцатилетнем капитане»: лодку потопил кит, защищавший китёнка.

И я согласен. Китобои получили по щам заслуженно.

5 Comments

  1. И я читаю каждый день перед сном сыну вслух. Сейчас Гарри Поттера, недавно были Коты-воители, пару лет назад кругов на семь зашли истории про Малыша Николя.

    Никогда не забуду, как как-то днем позвонила своей тете, спросила, не сильно отвлекаю, а она ответила: «Все нормально, я Юре книжку читала». Юра — это был муж, лет сорок ему, наверное, на тот момент было. Я тогда подумала, до чего ж это мило! Тоже так буду делать! Но пока на двоих не хватает )))

    Мечтаю записывать аудиокниги. Мне кажется, сыну было бы прикольно потом их ставить на ночь своим детям. Мол, бабушка тебе сказку расскажет.

    Еще в свое время сделала над собой усилие и перешла с читалки на живые книги. Выходила читать во дворе на качельку. Хотела, чтобы мои дети видели маму с книжкой и воспринимали это как норму поведения. А не выпендреж с моей стороны ))

  2. Думаю надо было раньше начинать, мы читаем можно сказать с года, каждый день.
    Конечно, то что нравится и хочется. Петсон и Финдус для маленьких детей крут.

    Для лет 10, это уже например «Маленькие дикари» мне кажется.

    Выскажусь уже традиционно, ничего плохого в ютуб не вижу.
    Пример курсы CS50 это праздник какой-то, посмотрите сами хоть один и скажите после этого,
    что-нибудь против засилья экранов.

    Чтение это конечно не самоцель, только лишь средство. Одно другое не отменяет.

    1. >>Думаю надо было раньше начинать, мы читаем можно сказать с года, каждый день.
      Мы тоже

      >>Выскажусь уже традиционно, ничего плохого в ютуб не вижу.
      Согласен

  3. >>пытаться заинтересовать ребенка чтением сегодня — всё равно что разводить костер в дождь. Не то, чтобы совсем невозможно, но довольно трудно.

    Но именно во время дождя в костре есть острая необходимость! Да, трудно, но без огня — переохлаждение, голод да и просто мрак ночи. Так и с книгой. Да, трудно, но именно сейчас ее огонь необходим. Иначе голод и мрак, только в плане чувств и духовности.

  4. Сначала мы думали как отвадить ребенка от ютуба и приучить к чтению. Теперь думаем как отвадить ребенка от чтения и приучить к чему нить полезному. Теперь читает запоем до утра, потом невыспавшийся ничего делать не может 🙂

Добавить комментарий