Блондинка Лена и её маршрутка

«Слушайте, а вы в самом деле красивая!», — вырвалось у меня, когда я садился на переднее сиденье маршрутки № 86. Елена, по-моему, чуть смутилась, и ответила, что до последнего считала мой звонок розыгрышем друзей-маршрутчиков. Тем более, это случилось в её День рожденья.

Сомнения у меня оставались до последнего. Когда оператор Вадим Архипов рассказал в редакции, как с утра ехал в маршрутке с блондинкой за рулём и она «прямо вау», мы подумали, что он слегка преувеличивает, ведь женщина за рулём маршрутки в принципе «вау», а потому гиперболы простительны.

Но, пожалуй, он не преувеличивал. Елена так сильно рушит мой стереотип о маршрутчиках, что всю дорогу мне кажется, будто разыгрывают меня.

Лена пересела на Ford Transit после многих лет езды на «Газели»

— Я уже более десяти лет за рулем маршрутки, — рассказывает она, выруливая на улицу Российскую от нашего офиса. — У меня была маршрутка, и сначала на ней ездили наёмные водители, но обстоятельства сложились так, что пришлось сесть за руль самой.

Мой небольшой опыт езды с женщинами-таксистами показывает, что за счёт более плавного стиля езды они раздражают пассажиров куда меньше, чем как пуля резкие мужчины. И времени почти не теряют — в городе ведь важнее «чуйка», а она у женщин развита. Елена укрепляет это впечатление, аккуратно тормозя перед светофором:

— Это уже привычка, ведь обычно сзади пассажиры. Затормозишь резко, ругаться будут. Просто покатаемся или поедем на маршрут? — спрашивает она.

Конечно, на маршрут, отвечаю. Всё должно быть по-настоящему.

Мы выезжает на проспект Ленина, и Елена паркуется у обочины, чтобы дождаться своей очереди: нам нужно пропустить две или три 86-ых, чтобы занять место в цепочке. Неужели всё так строго?

Елена демонстрирует расписание, где время прибытия на каждую остановку указано с минутной точностью.

— Зависит, конечно, от маршрута, но у нас порядок машин и расписание соблюдаются, — говорит она. — У нас вообще замечательные водители: никто не лезет без очереди. Я всегда знаю, кто передо мной и кто после.

86-ой маршрут ходит между Чурилово и Тополиной аллеей

Мимо проносится 86-ая, сигналя.

— Скоро уже поедем, — комментирует Лена, глядя в зеркало заднего вида.

Её телефон пиликает смсками — коллеги водители, прознав об интервью, не дают ей покоя.

— Маршрутчики всегда на связи между собой, сообщают, где пробка, где авария, — говорит она.

Мимо проезжает ещё одна 86-ая. Мы трогаемся минуту или две спустя и подъезжаем к остановке «Детский мир». Никого. Время — около четырёх часов.

— Мы сейчас можем и пустые проехать, — говорит она задумчиво. — Надо было в воскресенье вечером, когда самое веселье: все поддатенькие, шутят.

С Еленой вообще часто шутят, но даже не потому, что видят блондинку. Она и сама не прочь зажечь публику.

— Один протягивает пятисотку, я говорю: тебя на все деньги покатать? А он отвечает: да. Я сдачу даю, он не берёт, — смеётся она. — Вообще я очень люблю пошутить. Когда бурчат: «На следующей остановите», я отвечаю — нет в Челябинске остановки «Следующая».

Зато есть «чекушка» (Чайковского) и «молодых» (Молодогвардейцев). Это я выясняю позже, в процессе.

«ГИБДД? С ними проблем нет»

На площади Революции перед остановкой дежурит неизменный, как памятник Ленину, сотрудник ГИБДД. Увидев Елену, он едва заметно улыбается — я замечаю это через блики стекла.

— Они ко мне хорошо относятся, — говорит Лена. — Был случай, один инспектор останавливает меня четвёртый раза за день. Я говорю: тебе телефон, что ли, нужен? Он кивает. Дала номер, звонил потом…

Впрочем, есть у профессии и обратная сторона.

— Тяжелая работа, конечно. В часы-пик по пробкам стоять надоедает, к остановкам иногда не подъедешь из-за такси,  — говорит она. — А есть ещё профессиональные «зайцы»: зайдут в салон и жмутся подальше с независимым видом. Спросишь, сделают честную физиономию: «Мы передавали». А я же вижу. В Чурилово есть дама, одета хорошо, никогда не платит. Хамят иногда. Издержки профессии. Грабить пытались: не вышло, правда. Отбилась. К тому же, у маршрутчиков своё братство.

Мы едем в направлении ЮУрГУ. Проспект Ленина, маршрутка Ленина… Всё кругом становится немного Ленино. Мне начинается казаться, будто мы находимся в обычной машине и кругом никого нет, но идиллию нарушает рука, которая бесцеремонно просовывается в кабину и ссыпает в руку Лены монеты. Она раскладывает их на передней панели.

— Мелочь к концу смены я всю отдаю пассажирам. Люди иногда сердятся, а я отвечаю: хотите, чтобы я с мешком монет таскалась? — смеётся она.

Вот столько мы уже заработали

Дела маршрутные постепенно идут на лад и салон наполняется пассажирами. Лене нравится присутствие людей. По натуре она явный экстраверт и, возможно, тоскует по сцене. Может быть, в альтернативной реальности она актриса или…

— Вот, гляди, — показывает она мне сделанного собственноручно домовёнка Кузю. — Мы, маршрутчики, не только баранку крутить умеем.

Шитьё мягких игрушек у неё вроде хобби. В Лене чувствуется большая жизненная энергия и бесстрашие.

Хотя внешняя лёгкость, возможно, скрывает что-то ещё, чему посвящена песня «… та, что идёт по жизни смеясь». Но это лишь предположение.

«Не люблю эту остановку, — говорил Лена. — Всегда места не хватает»

На пединституте сломался троллейбус. Оставшееся место за ним занял ещё один троллейбус. Сзади и с боков напирают маршрутки.

— Нужно протягивать до конца остановки, а большинство маршрутчиков, особенно на пазиках, встанут у самого края и не дают подъехать, — говорит Лена.

«Могут встать и держать тебя вот так. А начнёшь объезжать, никто из легковушек не пустит»

Если с водителями 86-го маршрута у Лены полное понимание (и начальство замечательное, добавляет она), то чужаки навязывают конкуренцию.

— Там, где разные маршруты идут вдоль одной линии, появляются те, кто хочет ехать быстрее и собирать пассажиров. Иногда затирают или просто блокируют. Конечно, это раздражает.

А когда видят женщину за рулём?

— Большинство шутят или глазки строят, но для некоторых это красная тряпка: начинают показывать своё мастерство. Был случай, водитель делал мне знаки через окно, так увлёкся, что въехал в машину впереди. Я потом мимо него раз пять проехала — он всё ГИБДД ждал, — смеётся Лена роковым смехом.

И вдруг говорит:

— Слушай, если тебе мало для статьи, ты что-нибудь сам сочини, ладно?

— Для чего же сочинять? — удивляюсь я. — Здесь даже без сочинительства сюрреализм сплошной.

«А ещё я крестиком вышивать умею»

Некоторые пассажиры узнают Лену и приветствуют, но она не помнит многих. Она одна, их — тысячи.

Я сворачиваю на болезненную, может быть, тему: водить маршрутку — это нужда такая или действительно выбор свободного человека?

— Ну, видишь… — задумывается она. — Конечно, если встретить мужчину, который будет тебя любить, на руках носить и содержать… Мне сейчас сына нужно поднять, так что пока так.

Сколько приходится работать? Лена не говорит, но я лишь выясняю, что смена начинается в темноте и в темноте заканчивается

Мы едем по тополиной аллее, вернее, по тому, что от неё осталось. Внутри Лены снова просыпается существо, вроде того весёлого домовёнка, и она с необычайным жаром говорит:

— Я, знаешь, так люблю водить! И путешествовать за рулем обожаю. У меня есть другая машина, но я в основном на маршрутке езжу. Знаешь, если бы я так сильно это не любила, нашлись бы другие варианты.

У неё есть и «аффилированные» бизнесы, например, мойка «Енот», рекламу которой она разместила на заднем стекле своей маршрутки.

Узнать Ленину маршрутку проще всего сзади, когда будет уже поздно

Хотя мы едем без видимой агрессивности, впереди маячит другая 86-ая.

— Догнали, — констатирует Лена. — Я их заранее предупредила, что сегодня могу ехать слегка не в графике. Они понимают.

Привносит ли она в работу какие-нибудь чисто женские черты? Может, смотрит вполглаза «Отчаянных домохозяек»?

— В пробках ногти крашу: одной рукой крашу, другой деньги принимаю, — смеётся она, и я не понимаю, всерьез ли это сказано. Хотя ногти у Лены действительно накрашены.

А бывает, что с такими ногтями приходится чинить маршрутку? Кто этим занимается?

— Поскольку маршрутка моя, мойки, ремонты, ежемесячные техобслуживания на мне. Гоняю машину в сервис, — объясняет она. — Но с тех пор, как купила Ford, головной боли убавилось. Вот моя первая «газель» требовала внимания — по локоть в масле ходила. В первый мой выезд взорвалось колесо, так что сразу прошла боевое крещение.

Способна ли она починить в дороге «газель»?

— Поначалу звонила механику, он мне говорил: «Видишь вон ту чёрную коробочку слева от круглой штучки»? Так и ремонтировала. Потом сама научилась. Но с «Фордом» проблем гораздо меньше и управляется он… короче, видно, что иномарка.

На каждом стуке подвески Лена чувствует, как умирают сайлент-блоки

Мы выезжаем к дальней части улицы Братьев Кашириных, которую сама Лена не любит из-за ужасных поперечных стыков. На маршрутке они в самом деле создают эффект товарняка: стук-стук, стук-стук.

Лена причаливает к остановке, оставляя метровый зазор до тротуара. Заметив мой взгляд, комментирует:

— Остановки не чищены, подъедешь близко — скатятся с бруствера прямо под колёса. Бывало такое. Поэтому я останавливают чуть дальше, чтобы с асфальта входили.

В салоне маршрутки очень жарко. Но едет Лена хорошо: не дёргает машину и ни с кем не бодается. Маршрутка в её руках проворна, а чувство габаритов обострено настолько, что мне хочется нажать на воображаемый тормоз, когда на остановке Лена прижимает машину к троллейбусу впереди. Она кивает на его широкую спину:

— Коллеги часто спрашивают: ты, наверное, раньше троллейбус водила? Бррр… Не перевариваю троллейбусы. В страшном сне не могу представить, как это — тошнить вдоль этих проводов. В городе надо запретить всё, кроме маршруток. Маршрутки классные.

Она снова говорит это то ли в шутку, то ли всерьёз.

— Хочешь, попросим машину впереди забрать пассажиров, я тебе до офиса довезу? — спрашивает она.

Я отказываюсь. Не хочется нервировать публику. Я выхожу на остановке «Цирк», и белая маршрутка быстро теряется в рое одинаковых «Транзитов».

И всё-таки журналист во мне недоволен. Я так и не понял, что сподвигло женщину с внешностью и темпераментом актрисы выбрать профессию, которую в Челябинске воспринимают с известным скепсисом и даже высокомерием.

Впрочем, у каждой женщины должна быть загадка. И с этим нужно смириться.

С 8 марта!

19 Comments

    1. 🙂 Как сказать.
      Лена пишет мне накануне: у меня правки есть, я приеду. Я говорю: может, по телефону или почте? Неудобно, говорит. Ладно, приезжай в офис.
      Заходит она и сходу: «Артём, фотки отвратительные, а статья скучная. Мне вот тут подруга набросала, что поправить…»
      Открывает файл на смартфоне, там каждое предложение разобрано:
      «… отсутствует логическая связка….»
      «… неудачное выражение…»
      «… неверно передано настроение…»
      В общем, извини, Лена, я оставил свой вариант 😀

      1. Лена, если читаешь коммент, ты Замечательная! Первое фото это вообще шедевр. Статья отличная. Я не профи, но мне очень понравилось. С наступающим!!!!!

      2. Как фривольно ты обращаешься с буквой ё 😀
        А вообще спасибо! От меня и Лены)

      3. Серёгин! Попрошу Вас! 😀
        Я вчера соседний текст писал, все думал: Серегин или Серёгин? Поставил без ё. С утра гляжу — у тебя с ё. Ладно, думаю, поправлю. Пока собирался, ты уже опять без ё.
        PS а вчера в инстаче фотку выложил с подписью «Недалёко от памятника Салавату Юлаеву…». Женя Black’n’White пишет: «Буква ё тебе мстит)))»

  1. Фотки действительно плохие. Может на других репортажах у тебя фотограф другой, там фото на порядок лучше и ИНТЕРЕСНЕЕ, но тут… Фотограф должен уметь некрасивого человека снять красиво, улучшить, даже во время репортажки. А вот ухудшать красивого.. Так что действительно неудачные фото. Но было интересно.

    1. Во всех случаях у меня один фотограф — я сам (неужели кто-то думает, что я на тест-драйвы отдельного фотаря таскаю) 😀
      А фотки здесь репортажные, да… Свет гулял, темно в кабине, тряска… И не хватает мне опыта в съемке людей.
      PS а вы знакомы с Леной?

      1. Ну как знаком, ездил несколько раз, то есть вживую видел. Справедливости ради, главная фотка в посте действительно хорошая.

  2. Нельзя о таком на 74-ке писать. Щас избрызгают все, и ядом и слюной и прочими побочными элементами жизнедеятельности одноклеточных организмов. Чё становиться унылым и скимотным, особенно по кАмментам. Поэтому стараюсь статьи АК читать только здесь.
    Позитивных населятелей сурового городка тоже достаточно. Девушка хоть и Лена, но просто какая-то Света- лучик света.
    Не от жизни хорошей конечно, но все равно. Своя машина, своя маршрутка, своя мойка. Молодец, крутится как может. Удачки ей. Статья жизненная, фотки жизненные, без прикрас и фотошопа, именно, так как обычные люди ежедневно «ездиющие» на маршрутках видят и маршрутку с его водителем и город из окон маршрутки. В статье описан быт маршрутчика, Елены, ну так и виды сооовтетсвующие. Можно сделать ремейк, быт предпринимателя-бизнесвумен-ипешника Елены, может и виды, и ракурсы будут другими. Статья светлая добрая чего еще надо. Елене респект и уважуха. Артему того же.
    Девчонок с наступающим.

  3. Класс! Статья супер! Лена респект, хоть я и не перевариваю маршрутчиков.

    >>В городе надо запретить всё, кроме маршруток. Маршрутки классные.<< — она это серьезно? Мля, если да, то мы глубже чем я предполагал.

  4. Даешь статьи про крановщицу Настю, плавильщицу Катю и огнеупорщицу 3-го разряда Веронику! (имена вымышленные, но персонажи такие есть вне всяких сомнений)

  5. Лена прекрасная! Кто там что про фотки говорил? Людей, кстати, очень трудно фотографировать. Дело не только в свете или тесноте. Дело в том, что наш глаз иначе воспринимает динамичную картинку, которую бездушная техника жестоко членит на кадры. И схватывает иногда вовсе не то.
    Если же про сам материал говорить, то мне понравился он. Очень душевный и такой… камерный, что ли. Осталось ощущение разговора, что для репортажа — суперпоказатель.

    1. У меня и замысел был — не выглаживать фотки. Теоретически можно было Лену накрасить, послать фотографа, помыть машину, сделать фотосессию на шикарном фоне, но как по мне, это бы убило сам эффект репортажа.

  6. Правда очень позитивная статья! И Лена видно, что вживую намного лучше, чем на фотографиях. Если бы с ней поехала, то точно настроение улучшилось бы! Иногда, кстати, возникает мысль, что если бы жизнь прижала, пошла бы в таксистки….Надежда, и все остальные леди, с наступающим нас, таких замечательных!)))

  7. Здравствуйте, а можно второй вариант статьи? Вдруг там другой характер и эмоции у Елены откроются.

Добавить комментарий для АлексейОтменить ответ