Opel, здравствуй, Ford — прощай

Эти новости не связаны напрямую, и тем не менее, возвращение Opel на российский рынок совпало с жарким обсуждением судьбы Ford, который, с большой вероятностью, прекратит продажи всех легковых моделей. Какие модели появятся, а какие уйдут?

Opel меняет «папу» и возвращается

Марка Opel базируется в Германии, но чистокровным «немцем» уже давно не является: ещё в 1929 году её выкупил General Motors, а в новом веке влияние на Opel оказало корейское крыло американского концерна GM DAT. В 2012 году начался транзит в сторону французов, а в 2017-ом концерн PSA (Peugeot и Citroen) получил контроль над немецкой маркой.

Это событие является ключевым для российского рынка, с которого General Motors и Opel, как его часть, ушли в 2015 году. Резкий рост курсов валют обрушил спрос на автомобили, что стало формальной причиной бегства, хотя многие усматривали и политическую подоплёку. Проекту помешала и невысокая локализация Opel и Chevrolet на заводе под Питером, а новые инвестиции в России GM счёл нерентабельными.

Переход Opel под контроль PSA сразу породил слухи о возвращении марки в Россию, потому что французский альянс несмотря на скромные продажи сохранил в стране и производство, и дилерскую сеть. Решение вызревало два года и теперь объявлено официально — под патронажем Peugeot-Citroen марка Opel совершает «камбек».

Opel Mokka пользовался хорошим спросом накануне ухода марки из России

Табу на продажу GM-моделей

Правда, марке запрещено продавать в России модели на платформе GM, которых у Opel большинство, включая некогда популярные в России Mokka, Astra, Corsa, Insignia.

Opel Crossland X. Как и в случае с Citroen C3 Aircross, ставка сделана на сочетание умеренной проходимости и вместительного салона, который напоминает интерьер компактвэна.

Но за время замужества «Опеля» у них с PSA появились совместные дети, в первую очередь, паркетник Crossland X и его старший брат Grandland X. Правда, опелевского в них немного: первый является техническим клоном Citroen C3 Aircross (платформа PF1), второй близок к Peugeot 3008 (EMP2). И хотя оба хоть и напоминают пропорциями кроссоверы, бывают только переднеприводными. Точнее, для Европы существуют гибриды с электромотором в приводе задней оси, но в Россию их пока не поставляют.

Opel Grandland X является близким родственником Peugeot 3008, хотя выглядит совсем по-другому

Младший кроссовер выпускают в Испании, старший — во Франции, и судя по родственным моделям французов, ждать скорой их локализации в России не стоит.

Opel Zafira Life — плоть от плоти Citroen SpaceTourer: разница в эмблеме и других мелочах

Французский след в линейку Opel просочился и с коммерческими автомобилями — это минивэн Opel Zafira Life (не путать с просто Zafira) и фургон Vivaro. Первый за исключением мелочей идентичен Citroen SpaceTourer и Peugeot Traveller, второй недавно сменил поколение, и тоже переехал на платформу PSA, но технически ближе к Peugeot Expert и Citroen Jumpy.

Ещё один клон — Opel Vivaro. Впрочем, эта модель никогда не была самостоятельной и в прошлые годы была копией Renault Trafic

В таком разрезе возврат Opel в Россию кажется лишь формальным, тем более, отсутствие локализованных моделей осложнит ценовую политику. Например, переднеприводный Citroen C3 Aircross стоит сейчас от 1,227 млн рублей. Для сравнения, Hyundai Creta за меньшие деньги предлагает версию с «автоматом» и полным приводом. И предпосылок к тому, что Opel предложит что-то радикально иное, нет — слишком велика нынешняя зависимость марки от французов.

Так стоит ли возвращаться? 

Шаг явно рассчитан на длительную перспективу, когда выйдет новое поколение «Опелей» на французских платформах, а точнее, когда стороны наладят плодотворное сотрудничество. Например, в этом году ожидается дебют новой Corsa на платформе Peugeot 208, правда, обе модели для России малоинтересны.

Пока же модельный ряд Opel в России будет ограничен и возвращение марки воспринимается больше как попытка создать задел на будущее: восстановить дилерскую сеть, напомнить россиянам о существовании бренда, прощупать почву… Тем более, французские марки ставят в России в основном на локализованные в Калуге модели — Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan, — и «опелевского» аналога для них пока нет.

Впрочем, пусть у Peugeot и Citroen никогда не было больших продаж в России, в чём им не откажешь — так это в упорстве. При относительно скромной «повестке» они умудряются поддерживать жизнь в калужском заводе и сохранять дилерскую сеть, а значит, поделятся секретами своей живучести и с Opel.

В Челябинске марку Opel представляет компания «Планета Авто». Её представитель рассказала нам, что в настоящий момент работает для клиентов Opel работает сервисный центр. Переговоров с центральным федеральным представительством марке о планах её возвращения на российский рынок пока не было, и всю информацию дилеры получают пока из СМИ.

Ford охладел к России

Первая информация о возможном уходе Ford из России просочилась в прессу ещё в начале года, и хотя официальных заявлений не последовало, на днях агентство Reuters со ссылкой на источники в отрасли подтвердило вероятность закрытия двух заводов Ford во Всеволожске и Набережных Челнах. На первом выпускают Focus и Mondeo, на втором — EcoSport и Fiesta. Третий завод в Елабуге компания, вероятно, оставит, но снимет с производства кроссовер Kuga, сосредоточившись на коммерческих автомобиля. Примерно по такой же схеме в своё время уходил из России Fiat.

Если реализуется худший сценарий, в России сохранят лишь выпуск коммерческих автомобилей Ford

Но окончательное решение ещё не принято, тем более, российские перестановки во многом связаны с более глобальным планом Ford сократить присутствие на европейском рынке в целом. Ожидается, что марка определится с планами к середине года, а значит, до конца 2019 года новый Ford останутся в продаже.

Правда, положение марки в последние годы ослабло: рыночная доля сократилась до 3%, а производственные мощности трёх заводов загружены менее чем на 20%. Трудности Ford выдает даже ценовая политика, например, если большинство марок предпочитает поднимать цены регулярно, но помалу, Ford Ecosport за последний квартал дорожал дважды в общей сложности аж на 75 тысяч рублей.

Даже если марка сократит присутствие в России, нынешним клиентам Ford переживать не стоит: опыт предыдущих «беженцев» показывает, что центры по обслуживанию и ремонту продолжат работу, в том числе, по гарантийным автомобилям.

Возможный уход Ford выгоден маркам конкурентам. Пусть 53 тысячи машин, реализованных в прошлом году, далеки от амбиций Ford, который когда-то был в лидерах рынка, но это значительно больше, чем, например, суммарные продажи Citroen и Peugeot — их результаты не превысили и 10 тысяч машин.

Добавить комментарий