ПДД для бывалых: если знаки противоречат светофору

Читатель Владимир Иванов прислал мне интересное видео, на котором видна простейшая, на первый взгляд, ситуация, которая едва не закончилась столкновением. Кто прав?

Логика автора видео понятна: он ехал прямо на разрешающий сигнал светофора, а потому встречная машина при повороте налево должна была уступить дорогу. Но у оппонента на белой Honda своё видение ситуации: раз зелёный горел обоим, он предпочёл руководствоваться знаками приоритета. И поскольку автор видео выезжал со второстепенной дороги, водитель Honda посчитал себя оскорблённым. На чьей стороне вы?

На первый взгляд, позиция водителя Honda абсурдна. Каждый водитель помнит, что на оснащённых светофором перекрёстках руководствоваться знаками приоритета нужно, если светофоры выключены или работают в режиме жёлтой мигалки (пункт 13.3 ПДД). Вопрос лишь в том, «отключаются» ли знаки приоритета, когда работает светофор.

Казалось бы, ясность вносит пункт 6.15 ПДД, который в числе прочего говорит, что при наличии противоречий между знаками приоритета и светофором водители должны руководствоваться сигналами последнего.

Шах и мат? Но владелец Honda, со слов Владимира Иванова, не согласен:

— Он считает, что противоречия между зелёным сигналом и знаками приоритета в данном случае нет, а значит, руководствоваться нужно и сигналами светофора, и знаком «Направление главной дороги».

За разъяснением мы обратились к практикующему автоюристу Льву Воропаеву:

— Действительно, в правилах эти пункты сформулированы неоднозначно, что порождает подобные споры, в том числе, и при оформлении аварий сотрудниками ГИБДД. Но судебная практика сформировалась давно и она абсолютно однозначна: на регулируемых перекрёстках знаки приоритета не действуют. На видео водитель Honda должен был уступать.

Но в целом в России не стоит расслабляться, даже если вы едете на свой зелёный. Например, в Казани, куда я ездил летом, возле самого кремля есть перекрёсток улицы Право-Булачной и проезда от улицы Профсоюзная.

Казань, выезд на улицу Право-Булачную: гостям города часто кажется. что при включении зелёного они имеют приоритет на этом пересечении
Приоритет имеют те, кто движутся по самой улице Право-Булачной: у них главная дорога

Подъезжая к нему со стороны проезда кажется, будто это обычный регулируемый перекрёсток, на котором знаки приоритета «выключаются» при работе светофора. На самом же деле, пересечение проезда с улицей Право-Булачная — это отдельный нерегулирумый перекрёсток, где нужно соблюдать знаки приоритета, а если бы их не было — руководствоваться «правилом правой руки». Светофор же в данном случае относится к большому перекрёстку с улицей Ташаяк, который виден за ним.

Перекрёсток Комсомольского и Чичерина кажется Т-образным пересечением с обширной прилегающей территорией (прямо по курсу)
Но на виде с другой стороны он выглядит четырёхсторонним пересечением, и проезд со стороны «прилегающей территории» регулируется отдельной секцией светофора

А вот ещё одно крайне спорное место: Т-образный перекрёсток с территорией, которая находится у «вершины» буквы Т. Перекрёсток имеет знаки приоритета, в том числе, знак «Уступи дорогу» на выезде с территории. Но кто должен уступать: автомобили, поворачивающие налево или те, кто выезжает со второстепенной? Если это четырёхсторонний перекрёсток, светофоры «отключают» знаки приоритета, но если речь всё же о выезде с прилегающей территории, знак «Уступите дорогу» нужно соблюдать.

— Практика по таким делам очень неоднородна, в том числе, потому что зачастую сложно определить на глаз, это всё-таки прилегающая территория или полноценная улица, — объясняет Лев Воропаев. — Многое зависит от деталей, например, от наличия секции светофора, которая обращёна в сторону территории, которую мы считаем прилегающей. Если светофора нет и по всем признакам это выезд, например, с АЗС или парковки, судебная практика склоняется к тому, что уступать должен тот, кто выезжает — это предписывает пункт 8.3 ПДД.

Проблема очень напоминает о трудностях с помехой справа. В спорных случаях лучше уступать: иногда статус проезжей части удается определить, лишь запросив план города, и разбор таких аварий всегда сложен.

8 Comments

  1. Писец, докатились. Это чё, “режим черного неба“ так на жителей действует.

  2. Уж на что я любитель во всем сомневаться, но тут-то повода совсем не вижу. 🙂
    Законодатель четко установил, что:
    «13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.»
    Указал закрытый (!) список исключений: «…При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым…»
    Если оставить за скобками регулировщика, есть только 4 варианта: светофор отсутствует, светофор работает в нормальном режиме, светофор мигает желтым, светофор не работает (или работает явно неправильно — горят все сигналы сразу, моргает красный и т.п.).
    В данном случае светофор работает в нормальном режиме, а значит: «13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо…»

    1. Я тоже эту тему сразу отмёл, два месяца она пролежала под сукном. Тоже её инициатору накидал выдержек. Но оказалось, что всё-таки однозначности нет и многие считают, что знаки приоритета не «отключаются» при работающем светофоре.
      Сумятицу в вопрос вносит в том числе проблема прилегающих территорий, потому что если они всё же «по настоящему прилегающие», уступать при выезде с них нужно безотносительно сигнала светофора, то есть как бы знак «Уступи дорогу» в этом случае не «отключается».
      Но в остальном, к счастью, практика судов однозначна — знаки приоритета на регулируемых перекрёстках не действуют.

      1. Народ в принципе частенько плохо ориентируется в ПДД, тем более, что они и впрямь в некоторых моментах мутноваты. 🙂

        Я бы, наверное, все же разделил эти ситуации.
        Ситуация с видео, на мой взгляд, трактуется однозначно.
        А вот с прилегающей сложнее, поскольку явно выше неопределенность по ее статусу, прилегающая она или таки дорога, особенно когда не знаешь местность…

      2. Да, к счастью, однозначно.
        Хотя если настроиться на волну водителя Honda, вроде бы «противоречия» между знаками и светофором в описанной ситуации нет, есть противоречие между водителями)))) В ПДД можно было этот пункт прописать в явном виде: «На регулируемых перекрёстках знаки приоритета не влияют на порядок проезда водителей — они должны руководствоваться прочими пунктами правил».

      3. Согласен, всегда лучше, когда закон сформулирован однозначно.
        Но что-то наш законодатель не всегда об этом заботится. 🙂

  3. интересно, как же этот хондовод ездит то, с такими знаниями правил? и сколько он раз в год попадает в дтп? ))) хоть блин на дорогу не выезжай, когда вокруг такие придурки. )))

Добавить комментарий для Артем КрасновОтменить ответ