ПДД для бывалых: когда можно пролететь на желтый

Красный — запрещающий, зеленый — разрешающий. А желтый? Очередная серия проекта «ПДД для бывалых» посвящена одному из самых аварийных пунктов правил — пункту 6.14.

Согласно пункту 6.2 ПДД, желтый сигнал является запрещающим. Но есть два исключения. Первое вполне понятно — это мигающий желтый. Он ничего не запрещает, а лишь предупреждает о приближении к нерегулируемому переходу или перекрестку.

Но есть и второе исключение, прописанное в пункте 6.14 ПДД.

6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

И этот пункт выбивает табурет из-под ног желтого и вешает его на длинном суку. Потому что в интерпретации большинства водителей желтый становится «почти разрешающим».

А как на самом деле? Практика наказаний за проезд на желтый очень двусмысленна. Чаще всего камеры видеофиксации и сотрудники ГИБДД не регистрируют проездов на желтый — если только в показательном ключе. И причина понятна: доказать, что водитель мог остановиться, не применяя экстренного торможения, без автотехнической экспертизы невозможно.

Если вы проехали стоп-линию на зеленый, но не успеваете миновать перекресток в безопасной манере — остановитесь перед ним и не двигайтесь. При включении красного камеры видеофиксации расценивают движение в зоне после стоп-линии нарушением пункта 6.13 ПДД

В ПДД и нет понятия экстренного торможения. По смыслу — это торможение в пол с блокировкой колес. Определить на глазок необходимость экстренного торможения невозможно, потому что она зависит от типа автомобиля, состояния резины и покрытия. Там, где Porsche 911 остановится без видимых усилий, старенький тарантас на лысой резине сорвется в юз. А потому нарушения при проезде на желтый почти не исследуются, пока не случилось ДТП.

В серьезных ДТП выполнение условий, прописанных в пункте 6.14 ПДД, изучаются отдельно, поэтому проезд на желтый могут признать незаконным

А вот когда ДТП произошло, значимость желтого резко возрастает, особенно, если в аварии пострадали или погибли люди. В этом случае автотехническая экспертиза назначается практически всегда, и один из вопросов экспертам формулируется так: имел ли водитель техническую возможность остановиться при включении желтого сигнала, не прибегая к экстренному торможению? Если имел, желтый превращается в запрещающий.

Неоднозначность желтого часто излишне расслабляет водителей. Например, многие любят ускориться на мигающий зеленый, чтобы гарантированно не иметь возможности остановиться на желтый. Это плохой способ: и последствия ДТП тяжелее, и в превышении скорости могут обвинить.

Боком порой выходит и вранье о слишком низкой скорости: скажем, водитель ехал 65 км/час, но сотрудникам ГИБДД рассказывает, как плелся 40–45 км/час. И во время экспертизы получается, что он имел возможность спокойно остановиться перед стоп-линией, а на перекресток въехал уже на «откровенно красный».

А вот два популярных сценария ДТП при проезде на желтый. Первый — это встреча с поперечным автомобилем, который стартанул слишком резво (часто на красный).

Второй — наезд на встречный автомобиль, поворачивающий налево. Такие ДТП очень распространены и трудны для вынесения вердиктов. Любителям пролетать на желтый следует иметь в виду такие риски.

А трудно ли остановиться на желтый? На самом деле, нет. На крупных перекрестках перед его включением 3 секунды мигает зеленый, столько же горит сам желтый, поэтому при езде не выше 60 км/час и стандартном времени реакции водителя остановка без экстренного торможения труда не представляет. Исключение — аномальные погодные условия, когда остановочный путь существенно возрастает. Но в сложных условиях пункт 10.1 ПДД советует нам не грубить со скоростью.

Секции основных светофоров часто имеют обратный таймер и желтую фазу, а вот стрелки гаснут гораздо менее предсказуемо. Фото Ильи Бархатова

Так может быть, отменить желтый к чертям или сделать его «жестко запрещающим»? Чем это грозит, вы можете убедиться на перекрестках с дополнительной секцией светофора: стрелка тухнет после тройного мигания и сразу начинается запрещающая фаза. Это создает изрядную нервозность для водителей на перекрестках, где работают камеры видеофиксации. Поворот на потухшую стрелку грозит штрафом 1000 рублей на первый раз и 5000 рублей на второй.

Потому буфер в виде желтого совсем не вреден. Главное, не переходить грань разумного и помнить, что изначально он — запрещающий.

Тем же, кто слишком переживает о потере времени, сообщаем: пусть порой кажется, что красный горит бесконечно, в реальности фаза запрещающего редко превышает минуту, чаще — 30–40 секунд.

 

13 Comments

  1. На наших перекрестках, где стоп линия за 50 метров до границ, всех проезжальщиков на жёлтый надо однозначно призывать к ответу

  2. С видеофиксацией, остановка на желтый чревата штрафом. По себе знаю что когда внезапно перед тобой начинает моргать зеленый то пока ты будешь останавливаться(особенно зимой) уже будет гореть красный. Ведь ты начинаешь замедляться, причем заранее. И получается вместо того чтобы проехать перекресток, ты будешь двигаться на уже красный. И может прилететь штраф. А еще можно так остановиться прямо на зебре. И тоже вроде штраф, да и даже если нет штрафа то пешики тебе спасибо не скажут. Очень помогают конечно светофоры с цифрами если они есть, причем на стрелке цифры тоже очень нужны..

    1. Так если проехал стоп-линию на желтый, нужно уже завершать маневр. А если после включения желтого начинаешь егозить за стоп-линией, то да, штраф 800 рублей

      1. Артем, а верно ли твое мнение, о том что проехал стоп-линию надо завершать маневр. Молодгвардейцев-Победы, молодогвардейцев-комсомольский, 40лет победы- победы. Там от стоп-линии до границы перекрестка от 20 до 35 метров, плюсом еще перекресток 60-80метров. Итого 100 метров (минимум 7 секунд, а потом еще через рельсы переваливаются итого секунд 15 сожрали. Потому и херачятся там долетун, каждый день, да через день. Есть обратный отсчет времени, не должно быть, законодательно, ни каких разрешающих «желтых». Нет отсчета с проездом на желтый соглашусь.

      2. На Молодогвардейцев-Победы вообще тяжко. Там даже когда 10 секунд еще есть тебе, ты не успеваешь все равно проехать.

      3. Алгоритм там простой: стоп-линию проезжаем только на зеленый, если после этого он замигал и пересечь перекресток не успеваем — останавливаемся, где застало, и не двигаемся. Главное, повторю, в момент включения желтого и красного не егозить за стоп-линий.

  3. Стоп-линию можно проезжать на зеленый, но если проехали ее уже на желтый и встали — это штраф. Поэтому, если безопасно, нужно завершать маневр. Правила не идеальные, но такие. А вообще лучше тормозить на мигающей зеленый, тогда проблем не будет

      1. Плавно тормозим. Без грубости

    1. «лучше тормозить на мигающей зеленый, тогда проблем не будет»

      Задний бампер не согласен. ))

      1. Тормозить нужно умеючи 😀

  4. Пролететь на желтый — это все равно как плюнуть против ветра. Может увернешься, а может нет.

Добавить комментарий для ЯРиКОтменить ответ