Новый челябинский аэропорт: что внутри

Строительство терминала внутренних авиалиний стартовало в середине прошлого года, и сейчас огромное здание, доминирующее над «старым аэропортом», возведено под крышу. Мы побывали внутри и познакомились с его планировкой, где нашлось место и обширной торговой зоне, и телетрапам.

Терминал увеличит площадь челябинского аэропорта в 2,5 раза и замкнёт на себе все внутренние рейсы. Это освободит два из трёх нынешних зданий аэропорта — в следующем году их ждёт масштабная реконструкция.

Новый комплекс расположен левее зала прилёта внутренних авиалиний, который в будущем отдадут для международных рейсов
Здесь будет парковка

Подходы к новому терминалу напоминают изрытое поле битвы, но через полгода здесь появится парковка на 500 машиномест: одних знаков будут установлены сотни. Генеральный директор АО «Челябинское авиапредприятие» Юрий Коньков объясняет, что парковка будет платной, но дело не только в стремлении заработать, но и в необходимости ограничивать время стоянки.

— Аэропорты всего мира пробовали разные варианты и оправдан лишь платный, — говорит он. — Хотя проект предусматривает очень вместительную парковку, без ограничений её забьют так, что не проехать будет.

Юрий Коньков возглавляет «Челябинское авиапредприятие» с 2014 года. Его ближайшая задача: запустить новый терминал к саммитам ШОС и БРИКС и затем реконструировать прежние

Но почему будущая парковка так истерзана, словно её готовят для съемок батальных сцен: траншеи и рвы тянутся по всей поверхности? Оказывается, парковкой она будет лишь сверху, внутри же пройдут коммуникации.

Тут и там встречаются «окопы»: здесь проложат трубы водоснабжения, кабели и трубопроводы для теплоносителя от строящейся котельной
Пожарный резервуар уже закопан на глубину 6 метров: он тоже окажется под парковкой

Пока здание терминала готово «в бетоне», то есть лишено внутренней отделки. И потому визуально кажется меньше, чем есть на самом деле: пока вместо пассажиров его «населяет» крупногабаритная строительная техника.

Вылетающие пассажиры сначала попадут в этот зал: он находится в правой части терминала. У дальней стены, где стоит красный подъёмник, расположатся стройки регистрации
Идёт заливка бетона на втором ярусе аэропорта: там готовят «фундамент» для бизнес-залов
Бетон подают по такому рукаву от бетономешалки сразу на второй этаж
Сетки для армирования бетона. На этом месте будет VIP-зал: он примет в том числе президентов стран, которые съедутся к саммитам ШОС и БРИКС
Обеденный перерыв: рабочие идут на отдых. График у них жёсткий, работа круглосуточная, смены длятся по 8 часов. На стройплощадке постоянно находятся порядка 400 человек
Фонарь для подсветки зала в тёмное время
Подрядчиком является крупная турецкая компания «Лимакмаращстрой». Её рабочие по-русски практически не говорят, но руководители язык освоили и объясняются вполне сносно
На второй этаж мы поднялись пешком. Скоро здесь смонтируют эскалаторы и лифты — так называемые вертикальные связи. Если пройти прямо вдоль фасада здания, попадёшь в зону досмотра, которая предваряет торговые площади и зал ожидания вылетов

Терминал площадью 16,5 тысячи квадратных метров в полтора раза больше, чем все остальные здания челябинского аэропорта, поэтому его запуск радикально увеличит пропускную способность воздушных ворот города. В 2018 году пассажиропоток составил 1,6 миллиона человек в год, в этом аэропорт выйдет на 1,8 млн, но после реконструкции будет готов к приёму двух с половиной миллионов пассажиров, и это — с максимально комфортными условиями. Если же потесниться, пассажиропоток увеличится до трёх миллионов. В перспективе аэропорт должен принимать четыре миллиона пассажиров в год. Это позволит обогнать в рейтинге наиболее нагруженных аэропортов Тюмень, Хабаровск, Калининград, Красноярск, Владивосток, приблизившись к показателям Самары, Казани и Ростова-на-Дону. Правда, до наиболее очевидного конкурента, аэропорта Екатеринбурга (бывшего Кольцово, ныне аэропорта Демидова), останется ещё приличный зазор: соседний город принимает до шести миллионов авиапассажиров в год.

Юрий Коньков и технические специалисты инспектируют будущую зону досмотра и пространство, где расположатся магазины
Нынешний зал прилёта через просветы бетонной конструкции кажется миниатюрным
Рабочий на фоне башенки старого здания аэровокзала: его, кстати, сносить не будут
Зал ожидания огромен, чтобы даже в пиковые дни саммита оставались свободные места
В буквальном смысле окно в будущее: уже в конце 2019 года через эти ворота можно будет попасть на телетрап, а с него — сразу в салон самолёта
Оборудование для телетрапов уже закуплено и доставляется в Челябинск, но монтаж потребует времени: конструкции должны установить к августу, когда здание терминала обретёт презентабельный вид
Всего у аэропорта будет четыре телетрапа, и, по оценкам руководства, этого хватит для всех авиакомпаний. Но останется и альтернативная доставка автобусом до наземного трапа
Телетрапы обеспечивают доступ сразу в самолёт, что не только комфортно, но и ускоряет посадку
Пока альтернатив нет: пассажиры ждут посадки в самолёт на лётном поле. Это особенно критично, когда летишь из зимы в лето
Юрий Коньков показывает строительство нового перрона — так называется место стоянки самолётов перед зданием аэровокзала
Уложен слой специального щебня толщиной более 3,5 метров, а скоро начнется укладка верхнего слоя — дорожной одежды
Летное поле получит стоянку для тяжелых самолётов на 12 машин, а оборудование аэропорта пройдёт апгрейд, чтобы соответствовать третьему классу по ИКАО: это позволит сажать самолёт вслепую, то есть по приборам

С точки зрения пассажиров аэропорт будет состоять из трёх уровней, хотя по строительной документации их четыре: один промежуточный этаж занят коридором, который соединит проходы к телетрапам. Из залов вылета можно будет выйти сразу к телетрапам или автобусу. От чего, кстати, зависит способ посадки? Юрий Коньков поясняет:

— От желания авиакомпании. Есть те, кто принципиально не пользуется телетрапами: это чуть дороже, хотя в общем балансе подобные расходы незначительны. Я уверен, что в Челябинске большая часть авиакомпаний выберет вариант с телетрапом, как более комфортный.

Прилетающие пассажиры также могут воспользоваться телетрапом или традиционной доставкой автобусом. В любом случае, они попадут в зал прилёта, где на одной из двух багажных лент их будут ожидать чемоданы.

Первые два этажа работают на вылет и прибытие рейсов. Третий частично отдан службам аэропорта, частично — VIP-залу ожидания вылета.

Сложно вообразить, что уже к концу лета большая часть оборудования будет смонтирована, а осенью 2019 года аэропорт приобретёт товарный вид
Задача руководства аэропорта и подрядчиков — в 2019 году принять в новом терминале первый рейс

Запуском терминала дело не закончится: после переезда внутренних линий в новое здание все три прежних корпуса аэропорта будут работать на международные рейсы. Но ещё до саммитов ШОС и БРИКС здания ждёт реконструкция: по словам Юрия Конькова, на неё потратят порядка 1 млрд рублей. В перспективе же слева от нового терминала возведут полноценный комплекс международного сектора. Общий план развития аэропорта рассчитан до 2035 года.

Так выглядит готовый терминал внутренних линий со стороны парковки: пока это лишь компьютерная модель

Аэропорт Челябинска в нынешнем виде неудобен: он разнесен по трём разноформатным корпусам и имеет ограниченную вместимость. Но главной проблемой является скудный выбор рейсов, ведь большая часть перелётов из Челябинска — в Москву. Ситуация постепенно улучшается, например, с 9 апреля появится новый рейс в Баку компании «ИрАвиа».

Но всё же без капитальной реконструкции сдвинуть дело с мёртвой точки сложно: желание авиакомпаний сотрудничать с аэропортом во многом зависит от его технических параметров. Если предприятие хорошо оснащено и привлекательно для пассажиров, авиакомпания может использовать его как хаб — узловую точку маршрутной карты. Поэтому вложения в лётное поле, инфраструктуру и терминалы нужны не только ради комфорта пассажиров, но и расширения географии полётов.

One Comment

  1. Парящий над дорогоЙ

    Масштабненько так.

    В свое время в старой башенке аэропорта провел не одну неделю ожидания по совокупности проведенных там часов.

Добавить комментарий