ПДД для бывалых: когда обгон выходит боком

Знак 3.20 «Обгон запрещен» и сплошную осевую разметку опытные водители воспринимают почти бессознательно. Но есть немало ситуаций, когда обгон запрещён менее явно, а наказание то же — крупный штраф или лишение прав. В проекте «ПДД для бывалых» мы вспоминаем нюансы, о которых опытные водители порой забывают, и многие из них имеют отношение именно к обгону.

Мелкие-мелкие перекрестки

На перекрёстках обгон запрещён, если они регулируемые или вы едете по дороге, которая не является главной. На загородных трассах же чаще встречается другой вариант: пересечение магистрали со второстепенными дорогами, иногда малозначимыми.

На таких перекрёстках обгон не запрещён «по умолчанию», но  очень часто они обрамлены отрезками сплошной линии длиной по 40 метров в каждую сторону (ГОСТ Р 52289–2004). Это означает, что обгон запрещён на всем протяжении этой сплошной, включая и сам перекрёсток.

Обратите внимание, что о приближении к перекрёстку предупреждает знак, а само пересечение имеет сплошные линии до и после. Обгонять на таких перекрёстках нельзя даже по главной

С большого расстояния эти отрезы сплошной могут быть плохо заметны, особенно если разметка старая. Поэтому невредно ориентироваться на знаки 2.3.1–2.3.7, которые предупреждают о приближении к таким пересечениям и ставятся за 150–300 метров до перекрёстка (за городом). Это означает, что с учетом 40-метров сплошной, у вас остается 110–260 метров на обгон: такой дистанции достаточно, чтобы опередить тихоход, но для полноценного обгона машины, которая едет, скажем, 80–90 км/час, может не хватить.

При появлении знака «Пересечение со второстепенной дорогой» от обгона, как правило, нужно воздержаться.

Двойной обгон — авария

Был советский плакат с таким лозунгом, на котором изображался нелепый «двухслойный» обгон.

Посыл этого плаката понятен и споров не вызывает. Кстати, маневр синей «Волги» нынешние ПДД считают опережением

Но в современных Правилах есть пункт 11.2, который сформулирован с известной долей неконкретности. Читаем: водителю запрещается обгон, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия.

Если речь о том транспортном средстве, которое мы собираемся обгонять, вопросов нет: обгонять в два «этажа» опасно. Опасно и обгонять «паровозиком», то есть вплотную друг за другом. Но иногда этот пункт трактуют в широком ключе, подразумевая, что любой обгон попутной машины впереди запрещает обгонять и нам.

Автор этого ролика попался за нарушение пункта 11.2 ПДД, хотя его маневр не был столь уж рискованным: машина впереди не перекрывала обзор. Тем не менее, инспекторы оформили нарушение, а суд признал водителя виновным и на первый раз ограничился штрафом 5000 рублей. Альтернативное наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП — лишение прав на 4–6 месяцев. За повторное нарушение — на год.

Когда обгон запрещён неявно

С 2014 года обгон запрещён на пешеходных переходах вне зависимости от того, есть ли на них сплошная разметка. Обгон, кстати, предполагает выезд на встречную полосу, тогда как аналогичные маневры в пределах своей половины дороги называются опережениями. Опережать на пешеходных переходах можно, но с важной оговоркой: если машины в соседних полосах сбрасывают скорость, должны тормозить и мы. Иначе может произойти вот что…

Обгон запрещён на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними, а также в тоннелях. Причём мосты в России могут иметь неявный вид, например, если дорога пересекает мелкий водоем — внимательнее смотрите на обозначения рек и тому подобного.

Не противоречит здравому смыслу и запрет обгона на железнодорожных путях и за 100 метров до них. На трассах предупреждающие знаки «Железнодорожный переезд» могут стоять за 300 метров до путей, но даже 200 метров для полноценного обгона вряд ли достаточно, так что при появлении таких знаков обгон лучше отложить.

Наконец, обгон по умолчанию запрещен в конце подъемов, на опасных поворотах и других участках с ограниченной видимостью. Могут ли наказать за подобный маневр в отсутствие других ограничений? Теоретически могут, но главное не в этом: такой обгон опасен, и вменяемый водитель воздержится от него вне зависимости от запретов.

Обгон на широких дорогах

Выезд на полосу встречного движения запрещён в безусловной манере на дорогах с четырьмя и более полосами. При видимой разметке запутаться нельзя: встречная сторона дороги отделена двойной сплошной линией. В её разрывах можно поворачивать налево и разворачиваться, если нет иных ограничений.

А если разметка невидима? Тогда водитель должен ориентироваться на ширину проезжей части и помнить, что четырехполосные магистрали имеют ширину порядка 15 метров. То есть позволяют легко опережать автомобили в правых рядах без выезда на встречку. Если же дорога плотно забита, а в каждом направлении бок о бок входит 3–4 автомобиля и более, выезжать на встречную полосу рискованно вне зависимости от того, видно ли разметку.

Хитрогнутый поворот и объезд препятствий

В КоАП есть пара статей, которые наказывают за нелегальную езду по встречной полосе, но не так жестко, как за обгон. Так, часть 2 статьи 12.16 КоАП штрафует на 1000–1500 рублей за поворот или разворот в местах, где это запрещено знаками и разметкой. Пункт применяется, например, при повороте во двор через сплошную осевую. Но есть исключение: если водитель хотя бы кратковременно двигался прямолинейно «против шерсти», пусть даже под определенным углом, ему грозит более серьезная статья 12.15 КоАП (части 4 и 5).

Водители порой представляют обгон как объезд препятствия, потому что в этом случае наказание по части 3 статьи 12.15 КоАП мягче: штраф 1000–1500 рублей. Но важно не запутаться с терминами, потому что непреодолимые ямы, аварийные машины и упавший с грузовика шлакоблок препятствиями являются, а пробка или замешкавшийся автомобилист — нет.

Сказанное в равной степени относится и к трамвайным путям встречного направления.

12 Comments

  1. Уж столько тёрли на блоге за эти обгоны, что уже и повторяться лень по десятому разу. Если в государстве бардак, то он всеохватный — от политики до ПДД. Практически любое действие водителя на дороге можно квалифицировать как нарушение, а уж если умножить это на амбиции представителя власти, то впору ходить пешком. Населению давно пора привыкнуть, что они — лишь налого- и штрафоплательщики, временами — электорат, но никак не граждане.

    1. Большинство населения и не являются гражданами в классическом (по Платону например) понимании. Бумажка в виде паспорта еще не делает человека гражданином…граждане охотно требуют соблюдения их прав, но повсеместно, а часто и коллективно плюют на гражданские обязанности…о такой эфемерной вещи как гражданское сознание и говорить не приходится…поскольку всё в мире находится в динамическом равновесии, то нынешняя система наказания (и гражданского и уголовного) целиком и полностью отражает состояние гражданского сознания в целом по стране…из пустоты ничего не рождается, всё что мы видим вокруг — последствия нашего личного выбора.

      1. Если граждане требуют чего-то, логично предположить, что они этого не имеют. Следовательно, у них возникает моральное право пренебречь обязанностями.)) Довольно глупо ожидать законопослушности от граждан, если государство и его представители плюют на собственные законы. Никто, собственно, в 2000 г. нынешнюю власть не выбирал, всем это понятно, поэтому вопрос «кто прав» не стоит в принципе, всё решается силовыми методами.

      2. >>Следовательно, у них возникает моральное право пренебречь обязанностями<<

        В корне ложная установка, которая однако очень популярна среду народонаселения, по причине вшитой в подкорку рабской психологии, про которую уже все уши прожужжали наши либералы…источником мотивации для исполнения обязанностей является не отношение к вопросу посторонних людей (которые плюют на собственные законы), а внутренне убеждение, что иначе нельзя…почему-то данная логика понятна в отношении к собственным детям например, но упорно не усваивается по отношению к государству…

      3. По-моему, вполне адекватная установка, выработанная нынешней пропагандой. Своеобразная акция неповиновения. Внутреннее убеждение не берётся ниоткуда, оно закладывается семейным воспитанием и обогащается жизненным опытом. Почему я должен быть честным по отношению к тому, кто меня всячески притесняет? Да, государство — это инструмент насилия, но не в буквальном же смысле! У некоторых уже стокгольмский синдром проявился…

      4. Я не думал, что такие вещи нужно объяснять, считал что они само собой разумеющиеся, ан видимо нет….ну что ж…

        >>Почему я должен быть честным по отношению к тому, кто меня всячески притесняет?<<

        Потому что, ложь — оскорбляет человеческое достоинство…если тот кто вас притесняет не имеет человеческого достоинства, разве это повод терять его самому? я понимаю, что в современном мире такие вещи даже звучат как-то дико…лгать нынче принято почти на законодательном уровне…

      5. Я вас умоляю… Крошка-сын к отцу пришёл…
        Меня иной раз посещает мысль, что вы опоздали родиться. В 60-70 х получился бы замечательный партийный лидер. Это я без иронии. В ту пору «коммунисты» ещё не обгадились.
        Дело не в том, что все лгут всем, проблема, как обычно, в каждом. Мы лжём в первую очередь сами себе. Жмём руку подлецу, хотя имеем желание дать ему в морду. Улыбаемся начальнику, хотя таких тупых руководителей хочется замуровать в фундамент. Мечтаем засунуть соседу в жопу его собственный перфоратор, но он,ссуко, боксёр… Мы глушим естественные рефлексы и заменяем их снисходительностью, терпимостью и прочей толерантной мутью. И не надо возражать, что «это понятия другого порядка» и «я не такой». Ложь есть ложь. Все такие.
        И уж коль мы выяснили, что ложь — это естественное проявление человеческой психики, то возникает вопрос: зачем идти против природы? Это в психическом плане опасно точно так же, как вид соседки, загорающей на балконе неглиже.
        А если серьёзно… Многие пытались жить по совести, но в итоге сломались, и теперь живут как все. Я, наверное, тоже скоро сломаюсь. Как это у Райкина: «Я тоже был огонь, щас потух немного, хотя дым ещё идёт иногда». А вот ещё дедушка Ленин вещал: «Нельзя жить в обществе и быть свободным от него». Истинно так. Эх, слинять бы в какую-нить глухую деревню, да вот пенсии не дождаться…

      6. >>ложь — это естественное проявление человеческой психики, то возникает вопрос: зачем идти против природы?<<

        после этого пассажа ваше моральное право укорять вороватых чиновников, депутатов и оборотней в погонах умножено на ноль….это ж естественное проявление их психики, а что есст-но, то не безобразно, как мы знаем. Удивительно порой как в одной голове могут уживаться такие взаимоисключающие вещи…если все лгут, какие претензии к власти? Они рыжие чтоли? Это замкнутый круг вранья можно разомкнуть в любом месте, это ж круг…не хотят размыкать сверху, вполне можно разомкнуть снизу…я даже больше скажу — это вообще не зависит от положения в иерархии…тут правило простое, как не могут полные негодяи управлять высокоморальными гражданами, так и высокоморальное начальство ну никак не сможет управлять негодяйским обществом…у нас в этом плане полное равновесие…третий закон Ньютона…они отражение нас, а мы отражение их…довольно глупо ждать когда же изменится твое собственное отражение в зеркале…если представители гос-ва плюют на закон, то вы начните его уважать, и у вас таки появится моральное право требовать от них того же…а пока все плюют, то и требовать нечего, мы киваем на них, а они на нас…гражданский конценсус.

      7. Нет ни малейшего желания устраивать политический срач, но хотелось бы коротко отметить, оставляя за скобками некоторую идеалистичность позиции Сиплого, что Ваша, Аяврик, позиция тоже не видится приемлемой.

      8. Вот интересно, на этом блоге кто-нибудь читает коменты до конца?))

  2. Мне кажется при текущей автомобилизации уже проще запретить по трассе ехать быстрее 80км/ч и медленее 80км/ч. (однополосных)
    Понятно при снегопадах скоростной режим должен меняться (и ряд других деталей). Но в целом все выиграют.

Добавить комментарий