ХВ

Когда тётя позвонила мне вчера и вместо «здрасьте» заявила «Христос воскрес!», я выбирал из трёх ответов: «И тебя тоже!», «Ни пуха!» и «К чёрту!». После неловкой паузы я всё же вспомнил правильный вариант и сказал: «Во истину воскрес!» Хотя и без уверенности.

Мое отношение к религии всегда было двойственно. Я атеист в силу воспитания, но атеист не воинствующий. Я никогда не заходил так далеко, чтобы отрицать идею бога, потому что всегда чувствовал чьё-то присутствие. Или просто хотел его чувствовать. Здесь меня легко поднять на смех, тем более доказательств «присутствия» у меня действительно нет.

В религиях меня нервирует одно — ритуалы. Последовательности действий, механическое выполнение которых якобы что-то меняет. Порой в этой механистичности больше язычества и неверия, чем в самом язычестве или даже атеизме. Фанатичность, с которой некоторые обращённые соблюдают ритуалы, их внимание к мелочам, их непримиримость в отношении всех остальных словно маскирует некое внутреннее сомнение. Будто нет дома, а есть только строительные леса, и чтобы скрыть отсутствие дома, леса делают особенно густыми.

После смерти близкого человека родственники настояли, чтобы я пошёл в церковь. Служба должна была начаться, по-моему, в девять утра. Священник опоздал, и, когда он поспешно входил в зал, я заметил, как он запихивает в джинсы под рясой ключи от припаркованного у входа Ford Focus. Потом он долго и заунывно читал молитву, и я старался погрузиться в неё и почувствовать мурашки по спине, которые иногда возникают от спокойной и певучей речи. Но мурашек не было. Эти его джинсы с ключами от Ford Focus не давали мне покоя. Я будто увидел механизм куклы, которая казалась живой. Своими попытками слиться с молитвой я участвовал в постановке, каждый из участников которой понимал её фанерность, но не хотел портить впечатления другим.

Я побаиваюсь церквей, потому что на входе там всегда сидит женщина с сухим и жёстким лицом, которая упрекает тебя, если ты не вполне правильно спросил её о свечах или заказе молитвы. Я боюсь церквей, потому что не знаю, как там нужно стоять, куда ставить свечу, обязательно ли креститься, нужно ли падать ниц и биться об пол. Как-то с мамой мы поставили свечу за умершего: мы ещё смотрели, как она медленно плавится и гнётся от собственного жара, как подошла служка, потушила и вырвала её с ремаркой «Вы же не одни, нужно освобождать место». Ну, раз нужно…

Мне больше по душе церкви, где никого нет. Как-то мы нашли разрушенную церковь в селе Огневское. На её станах сохранились фрески 19 века. В жаркий день внутри было прохладно и свежо, и, стоя под фресками, я ощущал больший покой и растворённость, чем под непримиримыми взглядами церковных служек. Я всегда думал, что путь к богу — это путь освобождения. Но то, что предлагали мне в действующих церквях, напоминало худшую школьную муштру, которая делает тебя кем-то другим.

Иногда меня тянет в церковь, вернее, тянет к образу некого священнослужителя, который способен понять. Который не уповает на догмы , который слушает, сомневается, допускает иное. Или помогает тебе найти что-то в самом себе.

Меня пытались обратить несколько раз. Самый неловкий случай произошёл, когда мне было лет двенадцать: я гулял с собакой в парке Пушкина (теперь я понимаю, что это само по себе грех), когда ко мне подсели две девицы лет двадцати с горящими глазами и гитарой (к счастью, не горящей). Они стали восторженно говорить о боге, настырно спрашивали, согласен ли я с ними, а затем спели пару хвалебных песен, которые показались мне очевидными, как школьные рассказы про Ленина. Прохожие смотрели с недоумением, девицы, по-моему, наслаждались, я же чувствовал себя ужасно. Впрочем, они так поспешно рванул к очередной жертве, словно сдавали норматив по количеству обращенных. С тех пор я опасаюсь людей с горящими глазами и гитарой. Поэтому сторонюсь и бардов.

Может быть, моему складу характера больше подходит буддизм с его созерцательностью и культом внутреннего спокойствия (мне его не хватает). Я много общаюсь с мусульманами и люблю их, и сожалею, что события на Ближнем Востоке привели к демонизации их религии. У некоторых людей есть что-то, что заставляет прислушиваться к ним вне зависимости от вероисповедания.

Впрочем, это лишний раз подчёркивает, что дело не в самих религиях, а в идейном зерне, которое передают друг другу (или не передают) их носители. Пока есть зерно — любая религия мне по душе. Хотя я и предпочитаю оставаться наедине с собой, если у человека религиозного есть терпимость к моему образу мысли, у меня есть терпимость к его взглядам. Если он настырен, я перестаю чувствовать в нём причастность к чему-то большему, потому что это большее не должно требовать настырности, чтобы быть замеченным.

Но и те, кто слишком выпячивает свой атеизм и восхваляет прагматизм, вызывают у меня подозрительность, ведь весь наш прагматизм так и не дал ответа , что такое мы сами и что есть наше сознание. Где начинается и заканчивается «Я» и имеет ли оно приоритет перед телом или является лишь его слабым отсветом? Есть вопросы, ответы на которые, возможно, лежать не во внешнем мире, а внутри нас самих. И там же может лежать что-то ещё.

Отрицая религии, мы выплескиваем с водой ребенка. Их ритуальная часть устарела, обрела черты бизнеса и массовых манипуляций. Но идейная часть любой религии была и остаётся тем, что латает чёрные дыры нашего мировоззрения. Без ощущения, что существует что-то сверх тебя, всё остальное лишается смысла. Бессмысленность ведёт к тем большим трагедиям, за горизонтом которых человек оказывается один на один со смертью и вновь чувствует присутствие того, что сделало его человеком. Потом он забывает снова и цикл повторяется. У каждого века свои трагедии и своя религия, но наше поколение, возможно, ещё не завершило весь цикл.

Страх смерти всегда был одним из поводов стать религиозным. Я решил этот вопрос по-другому. Много лет назад я задумался о том, кем я был до того, как родился. Это странная постановка вопроса, но до 1979 года меня не существовало. Или я существовал в какой-то другой форме. И я как-то с этим справился. После смерти, вполне вероятно, я вернусь в то же состояние, и это состояние более вечно и обширно, чем моя земная сущность. Я не знаю, чего в этом объяснении больше, религиозности или грубого расчёта, но пока оно меня устраивает.

Мне хотелось бы сохранить в себе основную идею любой религии — идею того, что есть нечто большее, необъятное и, может быть, абсолютное. Что это абсолютное изредка соприкасается с некоторыми из нас и через них питает всю нашу жизнь.

Но алгоритмическая часть религий, которая говорит в такую-то дату делать то-то, а в другую дату — другое, не ассоциируется у меня с этими важными вопросами. В религиозных алгоритмах для меня не больше глубинного смысла, чем в расписании поездов или корпоративных стандартах. И когда кто-то из знакомых сводит всю свою религиозность к таким алгоритмам, я вижу в нём лишь диспетчера. Зачем говорить о боге с диспетчером?

Возможно, человечество еще не раз создаст новую религию, но в совершенно иной оболочке и названную как-то по-другому. В конце концов, дело ведь не в оболочке.

59 комментариев

  1. Антон Л.

    Привет, Артём:) Поражаюсь иногда, насколько моё видение мира совпадает с твоим по очень многим вопросам, включая этот.

    PS Продолжение той истории на реке:

    В общем, этот пьяный гад действительно попытался всё спихнуть на меня, мол я отработал у него дорогой двигатель. Пока плыли, он коварно вынашивал этот план и решил его осуществить. И самое плохое, что его друзья, сначала ему поверили(они кстати оказались такими же мудаками). В общем в итоге, я когда этот чёрт начал ломиться с кулаками ко мне в лодку, я его выкинул за борт и на форсаже, не дожидаясь его друзей свалил оттуда. Вся эта братия приплыла к нам на веслах через несколько часов, сначала с войной, но когда вскрылась правда и мои слова подтвердили отдыхающие соседи, которые были свидетелями всего произошедшего, немного отмякли и начали требовать указать им место затопления двигателя. Но форма и содержание их речей не располагало к тому, чтобы говорить правду. Двигатель они так и не нашли, течение унесло, наверно:))) (я тоже его не находил, если что).

    И еще, возвращаясь к тому разговору, не всегда всё так плохо бывает, иногда стоит рискнуть и цель оправдывает средства. Например, в прошлом году я собственными руками спас утопающего человека на р.Ай, правда сам чуть не стал жертвой. Парень в панике перевернул мне лодку попытавшись забраться в неё. В итоге всё хорошо, мы оба выжили, но он был на краю уже.

    • Артем Краснов

      Жесть истории. Даже не знаю, что тут сказать. В каком-то смысле быдло проходит естественный отбор и вроде бы не нужно ему мешать, но ведь объективно не знаешь, где тут быдло, а где просто люди, попавшие в историю… В нашем обществе любая помощь кому-то малознакомому — это риск, что про тебя потом скажут «ой, лох». Это касается помощи деньгами, помощи физической. Но все же хорошо, что ты им помог, а то бы, наверное, сейчас тебя эти мысли глодали. А так хоть и прошел по грани, но зато с чистой совестью остался. Респект.

      • Антон Л.

        Это я две разные истории с разных рек рассказал как раз. В одной гад и отморозок, в другой просто утопающий человек:) Ну так вот по таким гадам не стоит судить, их очень мало слава Богу, но они сильно портят впечатление о людях, в этом вся боль.

        • Артем Краснов

          Я понял, что разные. Комментарий был больше про первую, со второй всё понятно, там чистый респект. PS как выбрались-то? Вплавь?

          • Антон Л.

            Ну эта история такая была. Мы сидели на берегу, вечером уже, смеркалось, лодки наши резиновые на берегу уже, народу на реке мало, все уже по лагерям остановились и пиво пьют. Мы увидели с берега как по реке на спине человек плывет без движения особо, сразу адреналин, мозг отключается слегка в такие минуты:) Схватил лодку первую попавшуюся и бегом с ней с берега сиганул на воду и поплыл. По пути одно весло потерялось и грёб оставшимся. Короче, когда я к этому челу подпылыл кое как с одним веслом, он уже в тумане был, не соображал ничего и сразу накинулся на лодку мою и перевернул вместе со мной. И лишился я последнего весла. Ну хорошо, что он после этого начал за лодку цепляться, а не за меня. Я побоялся к нему близко подплывать, плыл рядом и орал «помогите». Нас подобрали его пьяные друзья, которые на почве конфликта какого-то скинули его в воду. Его забрали, а я от греха уплыл оттуда вместе со своей лодкой вплавь к берегу, а там меня уже мои друзья ждали. Пьянство на воде очень плохая тема! Надеюсь он своими друзьями такими больше не дружит.

          • Артем Краснов

            пьяные друзья скинули в воду… Нет, все же мой комментарий насчет естественного отбора быдла применим к обеим ситуациям

          • Антон Л.

            Ну слишком строго, хотя наверно да. Я бы всё же оставил право на ошибку. У меня, например, тоже в его возрасте всякие «друзья» были, наверно и такие тоже были. Дерьмо случается, особенно до 20 лет :))

          • Артем Краснов

            Ну если студенты дурили.. Хотя все же для дурости чет крутовато… Кинуть в воду бухого, пусть даже неправого товарища, ну, так-то уголовные замашки. По сути, ты не только его спас, но и их, вероятно. Хотя они, возможно, оценят это много позже, когда с таким отношением встрянут по-настоящему и их никто не выручит, как в твоем случае.

  2. Вячеслав

    Антон Л.
    Куда ездишь на рыбалку/сплавы?

    • Антон Л.

      Ну на Волгу-Ахтубу-Дон вот ездил несколько лет назад. Не понравилось, не рыбак, а больше там особо делать нечего. Лодку большую продал, мотор тоже, скучная и тяжелая физически вся эта водно-моторная тема, мне кажется, я грыжу нажил себе как раз таки таская этот проклятый мотор. Сплавляемся иногда на надувных лодках, по Аю вот например раза 3 сплавлялись, еще на Юрюзане были и по р.Миасс разок. Всё на обычной надувной лодке, изредка плот берём в аренду. Но это всё лениво очень, лучше лыж ничего нет!:)

  3. Вячеслав

    Антон Л., а как же транцевые колеса))
    Для меня мотор это возможность сплавится, чтоб тебя потом не забирали на машине.

    А представляешь в поход рюкзак тащить 30 кг, как скучно.)
    Ну это я так, у всех свои интересы)) сам наооборот увлекся.

    Лыжи это все же зимний отдых, не пересекается с водно моторным.

    • Антон Л.

      Да мы обычно с местными жителями договариваемся о транспортировке. 1000-2000 рублей и любой транспортный вопрос решен. Дешевле, чем мотор. А транцевые колеса… хорошая штука, у меня были, без них вообще труба. Но мотор от машины до лодки надо дотащить(а потом и обратно упаковать в кучу тряпок чтобы маслом и бензином не тёк), всякие эти пайолы надо дотащить, собрать, вставить, куча барахла, жилеты, брр… Пока на воду выйдешь 7 потов сойдет,всё это как правило в спешке, хлама полная машина.., а потом спишь в палатке и боишься, что ночью твою лодочку ненаглядную кто-нибудь к рукам приберет. А обратно собираться так вообще, с погодой не повезет и ты как дурак под дождем пакуешь 60 кг мокрого ПВХ в машину, помню-помню:)))) Нафиг такой отдых, не для меня, без обид 🙂 А лыжи да, зимний вид, сложно спорить. Зато я зиму полюбил и у меня теперь нет нелюбимых времен года.

  4. Очень близко все. Чтобы общаться с высшими силами, посредник не всегда необходим.

    А на ХВ еще существует ответ «Ай, маладэц!».

  5. Sweeper

    Чет каменты вообще не в ту степь. 🙂

    Что же до темы, то мое отношение тоже где-то близко.
    Я признаю за каждым право верить во что угодно, вот только не надо пытаться настырно вбивать мне это в голову.

    Сам же я далек от этого.
    Вспоминаются две цитаты все из того же Ефремова:
    «Важнее другое: только в начале своего возникновения любая религия живет и властвует над людьми, включая самых умных и сильных. Потом вместо веры происходит толкование, вместо праведной жизни – обряды, и все кончается лицемерием жрецов в их борьбе за сытую и почетную жизнь.»
    Разумеется, это не ко всем относится, есть масса служителей, которые совершенно искренни.

    «– Бог, занятый всеми людскими делами и похожий на человека, – лишь воображение людей, не слишком глубоких в фантазии. Он нужен на их уровне веры, как нужно место для сосредоточения и мольбы, как посредники-жрецы. Миллионы людей ещё требуют религии, иначе они лишатся вообще всякой веры и, следовательно, нравственных устоев, без которых нельзя существовать государствам и городам.»
    Человек прекрасно может быть человеком без всякой религии, если он стремится быть человеком.

    • Артем Краснов

      Если честно, я считаю всех людей, и тех же атеистов, очень религиозными, только с разными религиями. Вера в мощь человеческого интеллекта или в великого тирана по своей сути мало чем отличается, и в ней также есть конструктивное начало, и догматическое, разрушительное. Я бы делил людей несколько по иному принципу. Одни могут коснуться сути вещей, а другим нужны только ритуалы. И не важно, о какой области мы говорим: в науке, в общественной жизни, в религии принципы одинаковые. Одни черпают воду, другие её перекачивают. И на десятой перекачке вода становится грязной. Но это не значит, что сам источник загрязнен.

      • Sweeper

        Я бы все же предпочел верить в мощь интеллекта, нежели в тирана. 😉
        Ваш принцип деления мне нравится.
        Вот только если отнесение существенного количества людей ко второй группе не представляет особой сложности, то уверенно занести в первую часто можно только по истечению исторически значимого отрезка времени, да и то не всегда.

        • Ольга

          «…только в начале своего возникновения любая религия живет и властвует над людьми, включая самых умных и сильных. Потом вместо веры происходит толкование, вместо праведной жизни – обряды, и все кончается лицемерием жрецов в их борьбе за сытую и почетную жизнь..»
          Как это похоже на становление молодой компании, когда кучка друзей-энтузиастов скидываются последними деньгами, чтобы начать свой бизнес. Как они горят своей идеей, как готовы ночи напролет трудиться, пестуя своё детище, и не ждать сиюминутной награды! Но время идёт, компания ширится, друзья вот уже распределили роли директоров по направлениям и важно делят прибыль, а детище погрязло в регламентах и отчетности, и скоро будет безжалостно растерзано бывшими друзьями на мелкие безжизненные конторы… Артём прав — все системы работают идентично. Религия — не исключение, потому что это такой же институт.

  6. Black’n’white

    По поводу православия есть ощущение, что оно из-за собственного устаревания начинает цепляться за символы.
    Вот это все оскорбление чувств верующих тоже из-за этого: внушается страх перед каким-либо сомнением, потому что это сомнение может вскрыть несостоятельность, надуманность, нагромождение пыльных догм.
    Отсюда даже современное «воскресе» вместо «воскрес». Ну не говорит так человек в 21 веке! Но попробуй сказать об этом верующему. Одна буква может стать фатальной для усомнившегося))
    У церкви есть и другой путь — стать частью культуры и даже интегрироваться в светскую жизнь.
    Почему в Праге спокойно может существовать древний монастырь с пивоварней и ресторанчиком на территории?
    Почему в Эмиратах женщины спокойно сочетают хиджаб и туфли на шпильках?
    Потому что общество развивается, и актуальность религии напрямую зависит от того, насколько она успевает за этим развитием.

    • Артем Краснов

      Да, вот это, кстати, совершенно «неортодоксальная» мысль, что религии должны адаптироваться под реалии. Вернее, их оболочка. Их суть должна оставаться, их подача может меняться.
      В США из религии сделали близкое им шоу, ну, хотя бы продлили феномену жизнь. Не то чтобы я ратую именно за это, но определенно нужно выходить за рамки некоторых догм.
      Иногда на канале «Спас» вижу интересного спикера в рясе, которого приятно послушать, потому что он не повторяет исключительно клише старого времени, а рассуждает о сути вопроса, используя и клише в качестве иллюстраций. И есть другие спикеры. которые дальше этих цитат и не видят, их речь обесмысленна.
      Вопросы, которые поднимают религии, волнуют современного человека не меньше, чем 1000 лет назад. Просто человек уже не совсем тот, у него уже есть шипы и панцирь его интеллекта (скепсиса), и нужно уметь достучаться.

      • Black’n’white

        Те примеры, которые я привожу, как раз и имеют отношение лишь к оболочке. Глубинно это все остаётся очень сильным, сокровенным и индивидуальным. Ни о каком принижении религии или церкви речи не идёт.
        Поэтому, собственно, и непонятно, почему бы церкви не направить усилия на то, чтобы стать интересной. Не в развлекательном смысле (хотя и это не исключено, те же праздники, например), а в смысле соприкосновения с реальной жизнью сегодня.
        Это рационально, гармонично, эффективно.

        • Артем Краснов

          Взять, например, тему психического здоровья: как я вижу, половина страны — это люди, подверженные депрессии, неврозам и так далее. Это не сумасшествие, это просто пограничные состояния, с которыми справляются, например, психотерапевты. Но ту же функцию в свое время выполняли и служители культа: пришел, рассказал, получил совет….
          Наверное, в остаточных формах это существует и сейчас, но ведь спрос гораздо выше. Если бы у людей была такая отдушина, думаю, многие бы пользовались. Ситуаций, когда нужен совет пожившего человека, масса — это и потери близких, и драматичные неудачи, и разочарование жизнью вообще. Но я вот не рискну с такими проблемами идти к случайно выбранному священнику. Уж лучше тогда к психотерапевту.

          • Black’n’white

            Вспоминается разговор с одним батюшкой, который оставил очень сильное впечатление.
            Священник явно моложе меня, на тот момент ему и 30 на вид не дал бы.
            Но он прямо лучился мудростью и чистотой, причём не в каком-то астральном смысле, а в самом человеческом.
            Это было собеседование перед крещением дочери моего друга. Батюшка хотел убедиться, что я подхожу на роль крёстного. Ни одного вопроса по поводу молитв и походов в церковь не прозвучало. Разговор был об ответственности и примере для молодого поколения.
            Одно только меня тогда расстроило, я отчетливо понял, что он скорее исключение в рядах своих коллег.

          • Аяврик

            Про психотерапию — хорошая мысль. Собственно, служители любого культа пытаются так или иначе воздействовать на сознание. Вопрос лишь в способности «пациента» воспринимать это воздействие. «Терапевту», наверное, необходимо обладать неким авторитетом, опытом, харизмой, наконец, чтобы человек ему доверился. Духовники, к примеру, из этой категории. Но сейчас о поголовном доверии к РПЦ говорить сложно, вспомним хотя бы часы Патриарха…Наша епархия не особо отстаёт: батюшка приезжает на отпевание нищего пенсионера на Х-5… Как он будет лечить мою душу, ежели у самого проблемы? Без люстрации не обойтись.))
            А я бы к «настоящему» психотерапевту не пошёл. Изливаешь душу постороннему человеку, зная, что ты для него всего лишь источник заработка. Как-то некомфортно будет осознавать сей факт.

        • Ольга

          Когда мои близкие родственники жили на самой границе с Эстонией, они увлеклись «сектантством», как говорили о них добрые самаритяне православные)) — стали пятидесятниками. Присылали видео со служб — прихожане сидят за столами с пирогами и сладостями, вместо икон — экран с позитивными картинками или видео, взрослые вместе с детьми поют песни под гитару про Иисуса и всеобщую благодать. На праздниках женщины готовят для бедных и раздают на улице, дети готовят костюмированные представления о жизни маленького Христа, в общем, зло в чистом виде! — здесь, на Урале, шипят и плюются в спину таким, как они. С тех пор минуло лет двадцать, родственники теперь живут в Европе, дети выучились и работают, община продолжает поддерживать их и всякого, кто к ней обращается. Алкоголь у них под запретом, здоровье у людей отменное)
          Сравнивая нашу суровую церковь с этим оплотом разнузданности), задаюсь вопросом: а должна быть вера выстраданной стоянием на коленях у иконостаса и мрачными уверениями священников в нашей греховности или можно и вот так, весело и без обиняков, верить в счастливого веселого бога и приучать к доброй религии детей?

      • Black’n’white

        Даже за «спикера в рясе» можно огрести, хотя это был комплимент)) никуда это не годится.
        Классический приоритет формы над содержанием.

  7. ЯРиК

    «ПРИТЧА.
    Пришёл человек в храм.К нему подходит один и говорит:»Не так руки держишь.»,вторая подбегает:»Не там стоишь.»,третья ворчит:»Не так одет.»,
    сзади одергивают:»Не правильно крестишься.»В конце концов одна женщина говорит ему:»Вы бы вышли из храма, купили книжку о том,как себя здесь вести, потом и заходили бы.»
    Вышел человек из храма и заплакал.Слышит голос с неба:- Что не пускают тебя???
    Поднял человек заплаканное лицо и говорит:-Не пускают!!!
    -Не плачь,они и меня туда давно уже не пускают!»
    Больной,совсем растерянный,
    Пришёл молиться в храм Человек,
    С надеждой стал и верою
    Просить у Бога здравия для всех.

    «Просил не за себя, за ближних,
    Стоял в сторонке тих и слаб,
    Святые лики лили свыше
    Блаженный свет свечей и ламп.

    Шептал,как в детстве давнем маме,
    Прижав в молитве руки к сердцу,
    И сердце пело Богу псАлмы,
    Куда не зная в счастье деться.

    -Не так одет! Как руки держишь!
    Молитв не знаешь- грех большой!
    Змеиный шёпот, нагло дерзкий
    Стегает взгляд,
    как -«Вон пошёл!»

    Среди дородных бойких баб,
    Старух,дедов и бизнесменов,
    Что пальцы вверх-люля-кебаб!,
    Он был вороной… белой-белой…

    С душою рваной тихо вышел,
    Скорбя из скопа духа он,
    Заплакал:»Боже мой! Всевышний!»
    И молвил Бог сквозь небосклон:

    -Не плачь, тебя уже я слышу,
    Неважно мне кто,как одет,
    Там даже я давно уж лишний-
    Кто верит ,лбом не бьет паркет!

    ***Пусть даже в самой дальней дАли,
    В любой глуши поёт душа
    Свои псалмы,своими свет-словами,
    Они быстрей дойдут к святым ушам.»

    Не зависят морально нравственные принципы человека от вероисповедания. «В семье не без урода» и этим сказано очень много.
    Моя бабушка верила очень и очень глубоко, но и верить начала после жесточайшей травмы головы, и проведенных 2х лет на больничной койке, когда ее мужу и моей матери рекомендованно было забирать, уже почти тело, и готовится к поминкам (моей мама было 12 лет). И всегда говорила что попы (особенно в те времена когда большинство из них стучало в КГБ) намного дальше от бога чем любой даже самый конченный преступник и убийца. Многое что пророчествовала — сбылось. Молилась за всех и вся. Но в храмы ни когда не ходила ( в те что в Челябинске) в 94 году ее не стало. И, у большинства в большущей семье, пошло все кувырком.
    Мое отношение к вере, Верую ( верю), но хоть и православный, но чту все конфесии (в силу службы в армии и работы с личным составом, приходилось знакомиться с литературой других конфесии). Но, в сути любой из них и нет особой разницы (по крайней мере, я так понял). В церковь в г. Чё не хожу, или бываю мимоходом. А вот если по пути, в дороге, возле старинных селений, встречается старая церковь, всегда стараюсь туда попасть. Дух в тех церквях абсолютно не передаваем. А батюшки, гораздо ближе к народу. Короче у меня, все без фанатизма.

    • Артем Краснов

      >>>Не плачь,они и меня туда давно уже не пускают!»
      В самую точку, кстати.

  8. Ольга

    Артём, я не могу не комментировать, потому что это мои мысли, написанные почему-то Вашей рукой! Я читаю первые абзацы и вспоминаю батюшку, которого наш директор приглашал освящать офис, и который постоянно задирал рясу, чтобы достать или положить в карман джинсов под ней айфон. Тут же читаю про вашего, с ключами… Начинаю думать о том, что церковь с детства навевала на меня ужас своими исступлёнными старухами и грозным попом, который того и гляди тыкнет в тебя своей палкой, и вижу те же мысли об этом в следующем абзаце. Я расстраиваюсь и хочу хотя бы рассказать, что однажды в глухой деревне на севере я осталась одна в маленькой часовенке, построенной жителями, и именно тогда смогла по-настоящему оценить умиротворение намоленного места, — но тут приходит очередь следующего абзаца, — и это тоже с Вами произошло! Да что ж такое-то! Но есть способ успеть первой — я просто не буду пока дочитывать, а сразу расскажу про одного священника там же, на севере,в соседней с упомянутой деревне. Когда-то он просто взял и пришёл в старинную церковь, построенную в той деревне еще до войны и сохранившую свой неповторимый стиль и архитектуру.Пришёл служить именно людям, а не богу, потому что на прошлом месте у него было жильё, зарплата по сану и прочие удовольствия.А здесь не было ничего — церковь считалась закрытой и снята с учета. Священнику люди из окрестных деревень помогли построить маленький домик-избушку рядом с церковью, живёт он на подаяния прихожан и постоянно берётся за любую работу -ему лет 45, он красивый сильный мужчина, хороший плотник к тому же. Деньги, полученные за работу, тратит на восстановление церкви — покупает краску, фурнитуру, заказал новый колокол…Он тоже ходит в джинсах — я сама видела два года назад, когда последний раз была там, — он с другими мужиками возвращался с сенокоса — пыльные такие фуфайка и джинсы, без ключей и телефона. И на службе у него я была. Нет, одной в той часовне мне всё равно понравилось больше, но его службе я верила, хоть и не люблю обряды.

    • Аяврик

      А я уже давно не удивляюсь этому явлению, даже назвал его АК-эффектом (не путать с граунд-эффектом!). Вероятно, в сходных условиях мыслительные процессы различных индивидуумов приводят к одинаковым результатам, пусть даже не вполне конкретным.)) А Артём… «Просто он формулирует лучше»(с).

      • Ольга

        Ну что ж, придётся вооружаться местной терминологией ))

    • Артем Краснов

      Я прям хотел попросить координаты этой деревни, чтобы съездить до того священника, но тут понял, что она где-то на севере, то есть далековато?
      Но вообще, безусловно, не в джинсах дело, как раз-таки простоту я могу понять, в том конкретном священнике меня неприятно поразила его деловитость. Опоздал, зашел поспешно, на ходу засовывая эти ключи, откашлялся и тут же запел «прими раба божьего…». Ну, раз мы о вере говорим, то вот в тот момент я, как Станиславский, не верил.
      Но меня, например, всегда интригуют рассказы о церковниках-отшельниках, вроде Сергия Радонежского, мне хочется верить, что они были именно такими.

      • Ольга

        Боровинская Спасская церковь, Артём. А еще мы венчались там же, в соседнем городке. Церковь была 19 века, поп с попадьёй сначала побеседовали с нами, велели мне к венчанию пирог испечь, чтобы показать, какая я хозяйка)) На следующий день нас обвенчали (причем, вперед гражданского бракосочетания, так как поп утверждал, что именно так правильнее), а потом мы все вместе в доме попа пили чай с пирогом и другими угощениями. Я не знаю, почему я рассказываю об этом, наверное, потому что эти люди не дают мне окончательно разочароваться даже не в религии, но в вере.

  9. Надежда

    Не помню, рассказывала ли я эту историю. В общем, лет в 20 случился у меня кризис. Депрессии, нервяки, проблемы с общением… Решила я в церковь пойти. Естественно, все там было по знакомому сценарию: злые бабушки, попы-пофигисты, какие-то бандюганы, которые перетирали с батюшкой «дела».
    Я со злости поехала тогда в католический кафедральный собор (на ЧМЗ его только выстроили тогда). Думаю, приму католичество, раз в православии все так плохо. Пришла на службу, посидела, послушала проповедь. На меня никто внимания не обращает, даже как-то обидно. Чужой человек пришел. хоть спроси, че ему надо. В общем, тоже как-то не але…
    Выхожу из храма и натыкаюсь на священника. Поляк, но по-русски нормально говорит. Отец Вильгельм его звали. Спросил, по какому я поводу пришла (оказывается в тот день была какая-то особая служба, на которую не все ходят, а тут лицо новое). Ну я ему и рассказала, мол, хочу католицизм принять. Он спрашивает: зачем? И так слово за слово — разговорились. Я ему все выложила, что на душе накопилось, поплакала даже немного. И в тот день я поняла, что такое утешение. Не банальное «не плачь», а искреннее утешение, которое меня успокоило. Вроде отец Вильгельм ничего такого особого не говорил, бога почти не поминал. Сказал только напоследок, что и католики, и православные — христиане, поэтому я могу приходить к ним в церковь, если мне так нравится. Ничего предосудительного в этом нет.
    Я домой ехала просветленная. В прямом смысле — мне казалось, что из меня лучи света бьют. Вот что значит настоящее слово священника!

    • Артем Краснов

      Вот то, что ты описала — мне как раз близко и понятно. Церковь сама предполагает некоторую открытость, высокую чувствительность, и если ты приходишь туда именно так, а натыкаешься на равнодушие или, ещё хуже, формализм (типа, сначала оплати, потом приходи), какая тут вера? Но я тоже верю, что среди религиозных людей есть те, кому можно довериться. А ты с этим отцом Вильгельмом потом общалась?

      • Надежда

        С отцом Вильгельмом я, к сожалению, больше не говорила. Недели через три приехала снова в ту церковь, у какой-то женщины там спросила, где можно найти отца Вильгельма. Она так обрадовалась: «Вы по поводу пожертвований?» Нет, говорю, просто поговорить хотела. Женщина сразу погрустнела, потеряла ко мне интерес. Сказала, что отец Вильгельм в Берлине на каком-то конфессионном форуме, вернется через три дня. Но я больше не ходила в ту церковь — чтобы не разочароваться. Такое благодатное первое впечатление и такое неприятное второе, когда я разочаровала женщину тем, что не хочу делать пожертвования.

        • Артем Краснов

          Собственно, твой опыт показывает, что как и любом деле, в церковной сфере люди по призванию встречаются в качестве исключения, скорее

    • Sweeper

      Судя по Вашему описанию, отец Вильгельм — человек, находящийся на своем месте.
      Другое дело, что, мне думается, мог бы помочь и психотерапевт, и друг/подруга, и просто неравнодушный человек, не обязательно быть священником для этого.
      Но отлично, что там есть такие люди, прекрасно, что они помогают и видят в этом свое призвание…

      • Надежда

        Всё верно, да. Но мне кажется, суть церкви как раз в том и заключается, чтобы помогать любому. Сироте, у которого нет родных, бедняку, у которого нет денег на психотерапевта. К тому же в нашей стране до сих пор еще сохраняется страх перед психиатрической помощью и врачами данной специальности.

        • Sweeper

          Совершенно согласен.
          Я бы даже сказал, что с тех пор, как церковь перестала в прямом смысле учить и лечить (когда не было еще школ и поликлиник), помощь людям, пребывающим в сомнениях, должна была бы стать едва ли не главным ее делом.
          Собственно, замечательно, что есть альтернатива. Кто-то пойдет со своей проблемой к психотерапевту, кто-то к священнику, третий ограничится другом, а четвертый и вовсе сам справится. Какая, в сущности, разница, главное, чтобы положительный результат был.
          Жаль только, что не так много их, настоящих, как хотелось бы…

  10. Сиплый

    Многое правильно написано, но не покидает ощущение, что автор до конца в собственные силы всё же не верит, всё время уповает на некие высшие материи, пытается найти в этом опору, постоянно проскальзывает надежда найти священника «который способен понять. Который не уповает на догмы», т.е. который обладает неким сокральным знанием видимо. Священники — обычные люди, ничего такого сакрального не знающие, они помогают обычным людям совершать ритуалы, которые иногда имеют положительные последствия ввиду психосоматики, а иногда не имеют. Пора уже отбросить эту навязанную потребность постоянно иметь костыль, на который можно будет опереться ежели что. Никто не способен помочь человеку в духовном плане кроме него самого. До тех пор, пока люди сами перекладывают ответственность за свою жизнь на некие высшие силы, ища у них спасения, заступничества и пр.(это формы зависимости если что, как от старшего брата например), они не смогут полностью самостоятельно распоряжаться своей жизнью, а эта возможность — единственное, что можно назвать высшим дарованием.

    • Артем Краснов

      У нас разные точки зрения на природу вещей, но спорить тут бесполезно.

      • Сиплый

        Нет у нас никаких «разных точек зрения», твоя точка зрения в какой-то период была и мне близка…это такой условный рефлекс, который в нас общество воспитывает…в других обществах такого рефлекса нет…одно это уже всё объясняет…

  11. Vanamen

    Нечто похожее я испытал в 80-х годах в Домском соборе в Риге. На выходе нас встретила женщина с таким чистым обликом, что сразу располагает к доверию и душевному разговору. Она пригласила нас прийти вечером, когда собирается молодежь, поют песни. Я плохо разбираюсь в религии, но это по-моему лютеранский собор. Старые европейские церкви, вроде Штефан Дома в Вене, придавливают своей мрачной величественностью. Такое впечатление, что ты уменьшаешься в размерах до одноклеточного организма. Поразила Киево-Печерская Лавра: проходящий мимо батюшка, на какой-то наш вопрос, сразу попросил «позолотить ручку», полоумные женщины, с диким рычанием, возле мощей в Ближних пещерах…..
    Тема веры и религии настолько деликатная…, но это пока единственный инструмент позволяющий объяснить происхождение мира и нас в том числе.

    • Sweeper

      Все же не единственный.
      И не особо убедительный для многих.

      • Vanamen

        По-моему, религия — это инструмент позволяющий объяснить многим людям, что находится в черном ящике непознанного. Наука позволяет немногим людям строить предположения о том, как работает то, что находится внутри черного ящика. Я думаю, что теорию большого взрыва (кстати, религия это принимает), или что такое базон Хикса, может понять ограниченное количество людей. Поэтому остальные принимают эти теории и результаты экспериментов на веру. А кому во что верить каждый выбирает сам.

        • Sweeper

          Если говорить о вере в такой трактовке, наверное, это можно принять.
          Все же я бы не стал смешивать это. Комментируя, подразумевал религию в более традиционном смысле (креационизм и пр.).

  12. ЯРиК

    Давным давно учась и одновременно служив, познакомился с творчеством Сергея Алексеева. Начинал с «Сокровища Валькирии», на сегодняшний день это цикл из 7 книг. Читал с упоением. К вере отношения имеет не много, а вернее вообще не имеет, но на очень многое раскрывает глаза (ИМХО). Далее «Арвары родина Богов», «Аз Бога Ведаю!, и прочее. Кому интересен художественный вымысел с посылами к древнему славянству, рекомендую к прочтению. На многие вещи начинаешь смотреть совсем по другому, даже благодаря частичке вымысла,. Там показаны и междуусобицы и становления веры и смена вероисповеданий как человечества в общем так и отдельного его рода. И по сей день, в дальней дороге, или работая на даче, переслушиваю аудиокниги данного автора.
    А после определенных событий, когда упал вертолет на котором я летел за два дня до его крушения, и общался лично с экипажем, буквально через полторы две недели попала на глаза книга » Живый в помощи» Николаева. Так душу разбередил. Вернувшись в Острогожск, два дня пропадал http://дивногорский-монастырь.рф/photogallery/?galAlbum=4,
    А при ежегодном посещении Крыма, посещаем все мимо проезжие церкви и монастыри (если пускают). не ради фото, а именно почувствовать его энергетику, если есть таковая. А вот это место посещаем ежегодно в обязаловку http://crimeastories.ru/blog/krymturisticheskij/svyato-uspenskij-monastyr-v-skale-v-bahchisarae/, т.к. по мнению жены, посещение данного комплекса, способствовало появлению на свет, нашего последыша (ЦАРЬ) (уж очень долгожданного)

    • Ольга

      А я хочу поделиться своей «библией». Лет в 12 я открыла для себя А.И. Клизовского («Основы миропонимания новой эпохи»). Это философское осмысление эволюции, природы, религии, дающее ответы на многие вопросы. Ведь вся фишка в том, что нам, современным людям, простой веры уже мало — мы хотим ЗНАТЬ. Ну, или хотя бы логически допускать.
      Клизовский ( а он преподавал философию в вузах) как-то примирил духовное начало с физическим аспектом бытия. Думаю, людям с техническим образованием будет любопытно.

      • Артем Краснов

        Запомню автора. Никогда не слышал

      • ЯРиК

        В 91 году я первый раз взял в руки библию. Мне шел 14-й год. На каникулах, родители отправили меня в п/лагерь им Олега Кошевого в Евпаторию ( лагерь для городов ЗАТО). Типа восстановить здоровье. Проблема была одна, врач педиатр моего района ( а вте времена они были постоянны и монументальны как царь колокол), меня и в лицо то особо не знала. Ну не болел я, особо. В 89г на 18 дне жизни умер мой брат (СВДС), мать в больнице (легла сразу после родов, и пролежала там около года), и приход педиатора, с вопросом, а что в этой семье есть еще и старший ребенок, а я и не знала. Но это ей совсем не в упрек. Мама повар, папа завхоз в одном из цехов на заводе. С тех пор она регулярно интересовалась моим здоровьем. и приложила много усилий, чтобы я восстановил морально-психологическое состояние на море, и помогла с подделкой историй болезни, дабы отправить по медицинским показаниям, а не за деньги.
        И вот в лагере ( смена была 45дней), я попал в санчасть с температурой, или еще какой то фигней, уже даже и не помню. Сосед по палате (таких же лет), разоткровенничался и достал из под подушки Библию.
        по телевизору ПУТЧ, (Горбачев на даче на Крымском полуострове), а я читаю библию. Моя, глубоко верующая бабушка, была еще жива. И мне было интересно читать о том в кого и для чего она верует. Сказать, что меня что то зацепило, нет ни чего такого сказать я не могу. Да и не те времена были. мою любимую бабушку несколько раз клали на Кузнецова, в такие палаты где не только решетки на окнах. А она в церкви не ходила, но веровала, стояла всеношные, молилась постоянно, крестила людей, лечила людей, оберегала семью. Даже сейчас, иногда в повседневке, встречаясь с людьми «обладающими» определенными экстрасенсорными навыками, они говорят, о том что на нашем роду был и есть очень сильный хранитель, отмоливший и замоливший грехи «на несколько поколений вперед».
        по жизни я не люблю когда со мною общаются в назидательно настоятельной форме, и пытаются мне втюхать даже «просто слово, о просто боге».
        Я любил общаться с представителями » Братьев Иеговы», ставя их в ситуации, когда их верованного словарного запаса, просто не хватает объяснить, мне (служивому человеку, как бы громко это не звучало, но наученому — убивать для того чтобы выжить) их прописные истины.
        А книгой и автором рекомендованным Вами Ольга я обязательно поинтересуюсь, спасибо.

      • Надежда

        Я тоже себе записала. Прочту, когда будет настроение. С такими книгами очень важно попасть в настрой. Потому что если не будет резонанса, то пользы книга не принесет.

  13. Ольга

    Почитала с утра комментарии на 74-ке, так и есть — блабериды сцепились ))

    • Black’n’white

      Зато Артём теперь главный еретик 74.ру. Внимание всегда приятно)

  14. Чебурашка

    не смотря на то что сам крещеный и уж точно не атеист — никогда не крещусь и не хожу в церковь
    первое потому что не вижу в этом символизме смысла (особенно напоказ, что за ерунда свое личное выставлять), второе — потому что меня раздражает эта бизнес-структура
    двадцать лет вроде прошло как дедушка умер, ходил свечку хотел поставить… а там ларьки, чуть ли не магазинчики внутри, ближе ко входу, туда не ходи, сюда не ходи… тьфу.
    если бог есть ему не нужны прокладки, если его нет то …. 🙂

    есть такой анекдот в тему:
    помирает папа римский.
    Стоит перед воротами в рай, его встречает апостол Петр и спрашивает мол, кто такой собеседование надо пройти, чтобы определить куда направить. Папа начинает рассказывать что он посланец бога на земле и вообще он папа римский!
    Апостол не в понятках, ни о каких посланцах не слышал. Просит папу подождать и идёт посоветоваться к Иисусу, Иисус тоже не понимает о чём идёт речь и отводит папу в сторону побеседовать…
    Через 2 минуты начинает дико смеяться. Апостол уже совсем перестал понимать что происходит и спрашивает у Христа «что!?». Иисус сквозь смех и слёзы говорит: «Представляешь!?. Ты помнишь тот рыболовный кружок что мы организовали 2000 лет назад?! Он таки до сих пор существует!!!»

  15. Настя

    На «Христос воскрес» так и подмывает сказать как Брежнев :»Спасибо, мне уже доложили»…
    С церковью отношения вообще не сложились. Были раньше какие-то моральные метания, что я дефективная, богохульная, бесовская и пр. и пр… Но, с возрастом стала понимать, что это только лично моё дело. И больше никого!!!!! Дожив др сорока лет, не научилась креститься — и не буду. Точка. Конечно, приходится идти в церковь, родственники умирают, этого не избежать…. Платок надену. Но креститься не могу. Не умею. Рука не идёт… Церковные действа вызывают лёгкий ужас, не знаю, почему… Но я не атеист. Скорее, язычник. Общение происходит в уме. Стараюсь за любую мелочь благодарить, просить как можно реже…

  16. Надежда

    Вообще, попытки переосмыслить тайны бытия, пусть даже и в художественном аспекте, — это одна из главных тем в литературе. Начиная с античности, через «Фауста» Гёте — к современным фэнтези. Жанр в данном случае не так важен, как посыл, идея. Я тоже предприняла такую попытку — дать новое толкование привычным вещам, пошатнуть догмы и так далее. И хоть знатоки утверждают, что моя книга — для молодежи, мне кажется, молодежь в ней не увидит всего, что я хочу сказать. По верхам пронесутся. Впрочем, это тоже неплохо.

    • Артем Краснов

      А от себя добавлю, что речь о книге «Год дракона», так что если в выходные не знаете, что почитать — то велкам на «Ридеро», автор Надежда Сухова

    • Евгений

      Книга очень понравилась, рекомендую. А продолжение планируется?

Добавить комментарий