Вокзал

Ехал в выходные на велике через вокзал и что-то прям залюбовался
Мой отец всю жизнь работал на железной дороге инженером по релейной защите электросетей, поэтому мы много ездили на поездах (бесплатно) и в семье был своеобразный культ. Но с тех пор я думал, что потерял всякий интерес к поездам, а тут увидел вокзал с моста — и прям накатило
А ещё этот запах поездов: мазута, немного дизельного выхлопа, чуть-чуть горелых колодок, но главный ингредиент — это пропитка шпал. Божественно
Я вспомнил вдруг, что на этом же самом месте мы часто торчали пацанами, но вышки «Видгоф-отеля» еще не было. А в остальном — всё то же самое
В поездах есть особая притягательность из-за ритма вагонов: и визуального, и звукового. Особенно завораживает старт большого товарняка, когда лязг бежит по составу. В моем родном доме около горбольницы на Воровского звук вокзала в теплый вечер, как сегодня, был хорошо слышен: и затяжной скрип тормозов, и нервный голос в динамиках
Глядя на пути всегда думаешь банальную мысль, что они похожи на жизни людей: иногда переплетаются, иногда уходят в тупик. А бывает, один путь сразу с двумя стрелками, но одна не знает о существовании второй.
Еще поезда всегда вселяли в меня лёгкий ужас, и стоя поблизости, почему-то всегда боролся с неприятной мыслью, что будет, если прыгнуть. Анну Каренину прочитал позже. А то бы не спрашивал.
Отдельный кайф — возможность заглянуть в вагон и оценить, сколько и куда барахла отправилось
Особенно вот этот состав мне понравился — везет автомобили
Но в расчленённом виде
Вот синий гербарий
А вот серый. Даже руль остался
А я думал, в России нет утилизации машин. Не знаю, куда их везут — в Магнитогорск, что ли?
Это прям готовые арт-объекты для богатых дебилов из развитых стран
Вот ещё
Отец мой железную дорогу любил и всегда защищал. Например, он был убежден (и, думаю, обоснованно), что это самый безопасный вид транспорта
Даже в самой расстановке вагонов есть что-то очень творческое.
А вообще на вокзал я приехал в поисках вот этого танка — готовил репортаж к 9 мая. За ни стоит так называемый танк-паровоз, но префикс «танк» в его случае означает не броню и пушку, а наличие бака (tank — бак по-английски) для воды прямо в самом паровозе (а не в тендере)
Но особенно меня поразил музей железнодорожного транспорта здесь же: я слышал о нём, но не думал, что он настолько крутой. Залип на целый час
Здесь куча техники в отличном состоянии, вход — бесплатный (по крайней мере, с меня ничего не взяли)
Паровозы просто созданы для мальчишеских глаз: с детства помню этот кайф от разглядывания их завитушек. Сейчас я понимаю, что технически паровоз проще автомобиля (особенно с технологической точки зрения), но чисто визуально любая машина — просто обмылок на фоне этих шедевров
Дышло, шток, колосник… Но где что — не знаю
Звезда и прожектор указывают путь
Не знаю, что это, но выглядит круто. Подозреваю, что фраза «мал золотник, да дорог» произошла от подобного механизма
А вот паровоз с относительно простым приводом — тут почти всё понятно
Ещё в музее есть тепловозы, начиная от привычных глазу и заканчивая всякими вот такими
Много электровозов и несколько вагонов
Поставил велик для масштаба
От этой электрички у меня почему-то ассоциация с Павловским Посадом — поди там такие курсировали
Это не пикап, а просто электровоз
Музей сделан в виде перрона, что усиливает ощущение реальности
Думаю, детишкам разрешается залезать на машины
Деревянная машина для уборки путей
Это не фара. Это взгляд
А этот похож на троллейбус
Явно девочка — с такими-то ресницами и макияжем
В общем, будете в районе вокзала с детьми — заходите. Кстати, классный запах поездов здесь особо качественный
И на этом фоне удивительно убого смотрится памятник паровозу около самого вокзала
А это узкоколейный паровоз около локомотивного депо
Ну, и напоследок классика жанра: паровоз «Красный коммунар», на котором выросло не одно поколение челябинцев, включая меня. Настоящий образец 1915 года, инженерия российская, производство американское. Во время Гражданской войны был сильно поврежден и восстановлен в 1920 году силами рабочих. Проездил до 1957 года и встал на прикол умирать где-то на Дальнем Востоке, но снова переродился: его доставили в Челябинск и к 1960 году превратили в классный памятник.

 

34 Comments

  1. Классно! Давно собираюсь с сыном прогуляться подольше в ту сторону, в музей ходили — не совсем он в силу возраста прочувствовал, как кажется.
    Артем, про горку сортировочную — ни слова. А это ж прям фантастика вообще ))

      1. Да ты что, правда? Это место с другого пешеходного моста видать, который около памятника стрелочнику.
        Давно, правда, там не был (не знаю, работает ли). Спускают состав с горки, а вагоны отцепляются и автоматически по разным путям распределяются с помощью стрелок. Магия )) Очень завораживает, рекомендую.

      2. Спасибо! Я как раз обдумывал, где бы еще поезда поснимать. Тут у меня другая задача была, я на бегу все делал. В детстве, кстати, любили ходить по путям, один раз, правда, ментам попались — разлюбили 😀

      3. Ловили вагоны с сортировочной горки специальные люди — башмачники. Еще и мзду требовали с вагонов с деликатным грузом, чтобы аккуратно поймать.
        Может сейчас что-то изменилось, не знаю.

      4. «Давно, правда, там не был (не знаю, работает ли)»

        Еще как работает!! Взорвал бы ее к ебеням собачьим! Хоть и живем через а/д Меридиан от этой сортировки (метров 400 может больше), но адский, пронизывающий визг тормозов на сортировке звучит круглосуточно. Думал привыкну со временем….Неа. Если днем еще как то пофиг, все равно шумно, то ночью это просто …здец ….издеццкий! А летом в жару ночью окно открыть просто нереально. Визг стоит на весь квартал. Вроде и забор там есть типа шумоотражающий (а может просто забор), но от него толку ноль. Не понимаю как они там вообще работают. Глухие что ли с рождения.

        ПыСы — из поста не понял где именно сам музей находится. У паровоза в парке Пушкина только и видел.

      5. Музей находится около виадука, который идёт к тебе в Ленинский (с Доватора на Гагарина). В месте, где он пересекает ж/д пути со стороны центра города. С моста музей видно — я так и заметил случайно, когда уже танк отфоткал.

      6. Спасибо!

        Теперь понятно почему я музей не видел. Пешком по пешеходным мостам его точно не увидишь, т.к. с другой стороны виадука, и достаточно далеко. А если ехать на авто по виадуку из центра, то смотреть некогда совсем. Надо будет как нить малого сводить посмотреть. Хотя он к паровозам равнодушен как то. Даже к живым в движении.

        В Калачево по зиме возил самолеты посмотреть. Так надо было же попасть, что когда подошли ближе, они стали заводить кукурузник. А по звуку как буд то 10 тракторов одновременно газуют тапкой в пол. Звук канеш тот еще. Ну и напугали сильно. Особо и не посмотрел.

      7. Вот сюда еще никак не доберусь с ребетенком — https://74.ru/text/gorod/66080422/?from=centerleftcol_old

        Да и сам много слышал но ни разу не катался. Сам по себе интересный проект. Да и юным ЖэДэшникам наверняка в кайф, да и полезно.

      8. На детскую дорогу в парк Гагарина обязательно надо. Это как бывший воспитанник, дослужившийся до машиниста тепловоза имею сказать. ))

  2. ОООО!!!! Поезда! Я хоть и не из железнодорожной семьи, но мама у меня лягушка-путешественница. Первый раз в жизни я на поезде отправилась в Новосибирск в возрасте 7 месяцев, поэтому, увы, не помню ту поездку. Но позже поезда стали моим домом. Даже если не окунаться в пестрый (в цветовой, в запаховом и в человеческом плане) мир плацкарта, сами вокзалы для меня таят сплошные секреты. Начиная с того, что у них везде одно время. И может статься, что в месте прибытия уже кромешная ночь, а на часах 16:33.
    Ну и запах, да. Мазут, гудрон, немного сигаретного дыма и нагретого щебня. А еще я всегда любила считать вагоны товарняков, которые мы пропускали на перегонах. Если за 70 перевалило — порожняк. Рекордный состав был обнаружен мной в 2004 году на подъезде в Самаре — 131 вагон.
    А еще, как ты правильно заметил, у каждого поезда свое лицо. Например, тепловозы «смотрят» сердито, мол, че тут стоишь? Иди давай! Электрички — кокетки, с ресничками. Типа такие: ой-ой, смотри не опоздай! Пассажирские электровозы — спокойные, расслабленные такие дяденьки, которые просто делают свою работу.
    Но самый волнительный для меня момент — прибытие поезда. Когда вдалеке, в дымке путей (а воздух там всегда нагретый из-за рельсов, и поэтому такое марево стоит, которое искажает горизонт) появляется контур локомотива. И кажется, что он едет не к тебе, у него совсем другое направление. Но вдруг он выгибается и устремляется прямиком к твоему перрону. Хотя «устремляется» — не совсем верное слово. Поначалу кажется, что поезд еле ползет, но чем он ближе, тем неотвратимее и быстрее его ход. И кажется, что он не поезд вовсе, а какой-то хищный киборг из стимпанка. И щас он тебя проглотит. Ну или просто раздавит. И вот парадокс: поезд сбрасывает скорость, а тебе кажется, что наоборот, набирает.
    Блин, я об этой теме могу часами говорить!

    1. А я с детства помню, как классно ездить на поездах, но во взрослой жизни почти не доводилось. В 2003 году один раз в Москву ездил, и еще лет пять назад из Москвы в Петрозаводск, но, честно говоря, хотя тот трип был в двухместных купе, мне совершенно не понравилось. Сели вечером, ехали только ночь, в поезде духота и совсем другая обстановка. Плюс сосед храпел адски. Но, думаю, просто не повезло — надо летом с книжкой) Жаль, поезда такие дорогие стали, при прочих равных почти всегда самолет выбираешь

    2. Ну, тут одни писатели собрались, куда мне до вас), но так хочется добавить про внутренний мир поездов! Помните, когда заходишь в вагон с чемоданами, всегда кажется, что не поместишься — после пространства вокзалов и перронов тамбур и особенно узкий коридорчик с ковриком поначалу вызывают приступ клаустрофобии. Но нужно просто немного посидеть с сумками в проходе среди снующих пассажиров и провожающих, и становится понятно, что формы тела уже приспособились под габариты купе. А уж когда лишние выходят, и поезд трогается, осмелеваешь настолько, что встаёшь в полный рост, чтобы закинуть вещи. И чем дальше отъезжаешь от станции, тем шире становятся проходы, и даже страшно перепрыгнуть с одной полки на другую. А еще ночью завораживающе жутко смотреть на пробегающий чёрный лес за окном — вдруг ты там окажешься, ведь никто не спасёт, сгинешь! Или выйти потихоньку в коридор и застать там тоже кого-нибудь смотрящего в ночь. Но в коридоре уже не страшно, там светло и слышно, как закипает титан. В общем, поезда — это про детей.

  3. Моя любимая картинка (Тема, если у меня не получится ее вставить — удалит этот пост. Отредактировать не смогу, предпросмотра нет 🙁 )

  4. Вторая попытка любимой картинки (Артем, если че — оба поста снеси)

  5. Сколько лет был связан с «железкой» — уже и вспомнить сложно. В детстве любил ходить по пешеходному мосту и считать пути
    — получалось около 70. Только автомобили тогда ехали с запада на восток, на платформах и были новыми.
    Помню ездили в сад, на остановку «5 км», в старинных вагонах поезда Челябинск — Роза, которые таскал паровоз, потом уже
    тепловоз.
    Потом несколько лет сочетал дневную учебу в институте с ночной работой в ВОХР ЮУЖД. Странные таинственные названия ВЧД, ШЧ,
    НГЧ, НОД, парки А,Б,В,Г,Д … и револьвер 1943 года сочетал с лекциями, семинарами, сессиями… Даже однажды удалось
    воспользоваться бесплатным проездным билетом — прокатился по стране. Еще, в студенчестве, ездили в ресторан на вокзале.
    Пили пиво, ели котлету по — киевски, смотрели на уходящие поезда…и нам было хорошо.
    Впоследствии, периодически, приходилось общаться с железнодорожниками по работе.
    А сейчас…хожу в железнодорожную стоматологию лечить зубы))))).

  6. К сожалению, в пассажирских вагонах мало что поменялось за последние 20-30 лет. Биотуалет — уже достижение.
    Это, конечно же, не умаляет истории железных дорог и их вклада в каждую отдельную судьбу. Ведь у каждого есть хотя бы одна личная железнодорожная история.
    Возможно, РЖД намеренно сохраняет технику и сервис в архаичном виде, чтобы не ранить наши ностальгические чувства)
    Спасибо за фото, приятный трогательный пост.

    1. Да, тоже поймал себя на мысли, что детская непривередливость ушла и сейчас в поездах и тесно, и душно, и пованивает.

      1. Помню, в детстве у меня была мечта — ехать на поезде неделю! 7 дней подряд! Красота же!
        Сейчас вспоминаю те времена и усмехаюсь: и два-то дня бывает тяжко выдержать. 🙂

  7. По службе на поездах поколесил не мало. Был и в крайней восточной точке и западной и чуть-чуть не доехал до северной, ну а южную пересекал регулярно. Артем забабахать бы репотажик о красоте страны из окна жд вагона. Честно красивее мест чем неа перегоне Миасс — Усть-Катав ( до Аши) я в России не видал. Даже Байкал так не завораживает, за 6-8 часов пути вдоль него, устаешь от этого вида. Воинские эшелоны с л/с движутся чуть медленнее. от Владивостока до ж/д станции Лиски ( Воронежская область) 15 суток, да еще пикалет марки макаров на боку, тяжеловато. При движении своим ходом на гражданских поездах, проводники обычно к концу поездки, уже отбирали у солдатушек еще не приведенных к присяге, тряпки коими они мыли вагон каждые 1,5 часа. Короче была чистота и порядок. Как ни странно но в каждом вагоне есть душ ( только обычным смертным об этом знать не обязательно). В последнее время на поездах почти не езжу, но знаю что выбирать в купе надо определенные места и брать с собою тройник и 5метровый удлинитель, и у тебя в купе всегда будет липиздричество.
    Один раз по пути в Иркутск, на Воронеж-Новосибирск, проводница оказалась в вагоне одна без сменьщицы ( то ли заболела, то ли перевели в срочном порядке на другой маршрут) и на вторые сутки уже валилась с ног. Зима за окном, -42С, засыпали в жарком вагоне, а среди ночи понял что замерзаю. Проводничка заспала. Систему отопления подморозило. Разбудил, она начала прокачку системы. Минуты 3 смотрел, как легко с улыбкой она с этим справляется. Попробовал сам. Бля, сказать, что я окуел, это значит не сказать ни чего. Через 5 минут я обливался горячим потом, к 8 минуте я здулся окончательно. Бойцы менялись каждые две минуты. Благо, их было 35 человек.
    Поезд Харьков — Владивосток не забуду ни когда. Ибо и путь домой в отпуск, и большинство путей на восток, проедены именно на нем. 10-15 вагонов хохлятского формирования и столько же наших. Два бригадира поезда. Хохлятские вагоны по состоянию на много хуже наших, но билеты на них значительно дороже. А нам по ВПД, кассиры всегда старались продать хохлятские вагоны. А там онка дуют, угля Российская сторона не дает, водой заправляет через раз. Короче мрак. Но всегда есть, есть что вспомнить. Моя старшая дочь, путешествовала на поездах, с 4 месяцев, правда большая часть жизни в пути, это не осознанные детские воспоминания ( но и они воспринимаются ей с толикой ностальгии, по тем временам).

    1. Да, Харьков — Владивосток тот еще поезд. Еще, гад, приходил с востока в Челябинск в 04-15. Хуже времени не придумаешь для встреч.

      1. Во во. а ведь в те времена ( даже в 2005 году) такси среди ночи не вызовешь, а автобусы и трамваи еще не ходят. Приходилось ломать голову с доставкой семьи военнослужащего, и многочисленной провожающей родней до вокзала, а ведь были еще и родственники сослуживцев, которые должны были всякие передачки передать для пребывающих и голодающих на чужбине, я там все больше банки с солениями и и варениями. Вот так с баулами и ребенком на руках и ехали к месту службы, из отпуска цельных 36 часов. А, на станции Острогожск, паровозик стоял всего одну минутку.

  8. Спасибо за ностальгию, Артём, побольше бы таких лирических отступлений! Но Вашу статью к 9 Мая жду с нетерпением — вдруг она будет такая же провокационная, как ХВ)).

    1. Да нет, я к 9 мая отношусь как одному из немногих настоящих праздников без всяких подтекстов. И ввязываться в дискуссии на эту тему с некоторыми оголтелыми товарищами не планирую. Текст к 9 мая, конечно, готовится, но он будет не пафосный

  9. То Zemen

    «как бывший воспитанник, дослужившийся до машиниста тепловоза»

    Ого, круто!

    Я вот вообще не в курсе про эту тему. Это что типа секция такая для детей? Как там вообще все происходит? Где находится, как занимаются, сколько стоит, с какого возраста берут и по каким параметрам и т.д.

    Есть инфа где почитать можно?

    1. Ну, в мои годы это было типа кружка-секции. Пришли в школу, пригласили. Ходил 5 лет. Бесплатно было. Зимой теория, экскурсии на вокзал, в депо локомотивное. Летом — практика.
      Только было это почти 3 десятка лет назад ))
      Как сейчас и где оно — вообще без понятия.
      Думаю, можно загуглить ))

      1. у меня где-то валяются удостоверения детей-железнодорожников 60-х годов. от предков остались

  10. Если идти по пешеходному мосту с вокзала в Ленинский район, упираешься в дом ул. Гражданская, 10. В этом доме с рождения и до знакомства со мной прожил мой муж, Саша. Вокзал для него — «Детство», «В людях», «Мои университеты»… Даже не вдоль и поперёк, а и вглубь -катакомбы, в которые мальчишки знали потайные входы. А вокзал в 90-е это ведь апогей девяностых — видеосалоны, бомжи, цыгане, нарики, крысы, собаки, менты…. Муж как начнёт рассказывать — диву даюсь, как жив остался…. Но он говорит, что был счастлив, такие приключения!…

  11. нет сейчас пропитанных шпал. давным давно лежат бетонные. их не пропитывают. разве только пассажиры на перегонах, но там запах другой.)

Добавить комментарий