Новое ОСАГО: страховым прикрыли пару лазеек

Новая редакция закона об ОСАГО вступает в силу постепенно: первая порция изменений работает уже с 1 мая, часть пунктов — с 1 июня, но в течение года нас ждут еще три «апгрейда». Мы познакомились с новым законом и обнаружили, что изменения решают ряд больных вопросов как для автомобилистов, так и для страховых.

О регрессе пешеходам и ответственности РСА

Например, мы рассказывали о популярной уловке страховых при выплате по системе европротокол: если виновник в течение пяти дней не передал страховщикам свой экземпляр извещения о ДТП, сумму выплаты с него взыскивали в порядке регресса. Фактически, виновника ловили на мелкой бюрократической ошибке, а затем вынуждали оплачивать ущерб, как если бы у него не было ОСАГО. Теперь эту лавочку прикрыли.

— Не знаю, кто был инициатором этих поправок, но нужно поставить памятник, — смеётся автоюрист Лев Воропаев. — Инцидентов такого рода было много, и для страховых такая практика была, безусловно, выгодна.

При наезде на пешехода, который выскочил под колёса с нарушением правил, водитель обязан компенсировать вред вне зависимости от своей виновности — этого требует статья 1079 Гражданского кодекса, которая относит автомобиль к источника повышенной опасности. При наличии страховки вред компенсировался страховой (в пределах лимитов), но если пешеход был всё-таки виновен, позже страховая могла предъявить к нему регрессные требования. Новая редакция закона запрещает делать это, хотя автомобилист по-прежнему может через суд взыскать с виновного пешехода ущерб, причинённый автомобилю.

Довольно часто после ДТП выясняется, что страховая одной из сторон обанкротилась или потеряла лицензию. Новый закон уточняет ряд моментов, связанных с компенсационной выплатой, которую делает Российский союз автостраховщиков (РСА) из резервного фонда.

— Допустим, виновник ДТП был пьяным, а обе страховые участников происшествия потеряли лицензии, — объясняет на примере директор «Центра страхования» Кирилл Смолин. — В этом случае РСА возместит ущерб пострадавшей стороне, но затем сможет взыскать всю сумму с инициатора аварии в порядке регресса: теперь закон это предусматривает.

Если же потерпевший застрахован в компании, которая обанкротилась, он должен обращаться в страховую компанию виновника.

— В законе прописали чётко, что в случае, если страховая виновника работает, пострадавший претендует на её прямую выплату, а не компенсационную выплату от РСА, — объясняет Кирилл Смолин.

Проще говоря, выплаты от РСА оставлены на крайний случай, когда ни одна из страховых на момент ДТП не функционирует.

В законе также прописали, что если в аварии пострадал человек, а виновников несколько, их страховщики возмещают ущерб в равных долях в пределах страховой суммы.

— Раньше страховая каждого участника ДТП должна была компенсировать вред здоровью или жизни в полном размере, то есть пострадавший получал, грубо говоря, двойную выплату, — напоминает Лев Воропаев. — Теперь же страховые делят эту ответственность, то есть суммарная выплата будет равна ущербу, который нанесён здоровью или жизни.

Мы уже описывали ситуации, при которых пострадавший в ДТП может претендовать на выплаты нескольких застрахованных по ОСАГО участников. 

Описанные выше изменения действуют уже в мае.

Ущерб переходит по наследству

С 1 июня этого года нас ждет еще одна порция изменений. Так, оформление по европротоколу разрешили при ДТП с автомобилем, зарегистрированным за границей, если у него есть «Зелёная карта» (аналог ОСАГО). Также уточнили, что расчёт неустойки ведётся со следующего дня за истечением срока, который отводится на выплату по закону.

С июня же нас ждет изменение, которое грозит забюрокрачиванием споров по ОСАГО, потому что появляется новое звено — омбудсмен.

— По инициативе ЦБ РФ все имущественные споры по ОСАГО в обязательном порядке будет рассматривать финансовый уполномоченный (омбудсмен), — поясняет специалист «Агентства страховых услуг» Ярослав Королев. — Потребителю, недовольному выплатной, перед подачей иска к страховщику придется обратиться сначала к омбудсмену, который обязан рассмотреть жалобу в течение 15 рабочих дней. Для потребителя эта услуга бесплатно, а страховщики и автоюристы будут оплачивать работу уполномоченного, причем суммы достаточно внушительные: до 45 тысяч в первом случае и до 15 тысяч рублей во втором. Как именно будет работать этот механизм, пока не вполне понятно, тем более специальной защищенной системы документооборота для работы омбудсменов, как я понимаю, пока нет.

Еще одно отличие новой редакции закона — это возможность обратиться за компенсацией вреду здоровья в РСА не только потерпевшему, но и его наследнику.

— Раньше сделать это мог лишь сам пострадавший или его иждивенцы, но теперь в список добавили и наследников, — объясняет Кирилл Смолин.

За компенсационной выплатой РСА нужно обратиться в течение трёх лет, причём этот срок отсчитывается от разных событий.

— Это зависит от характер ущерба, например, если был вред здоровью, ждут выздоровления человека, чтобы уточнить характер травм, и уже с этого момента отсчитывают эти три года, — говорит Кирилл Смолин.

Новая редакция закона позволяет взыскивать с РСА пени за просрочки платежа, но выводит компенсационные выплаты из-под действия закона «О защите прав потребителей».

— Все штрафные санкции прописаны в законе об ОСАГО, поэтому речь идёт лишь о том, что к РСА нельзя будет предъявить требования компенсации морального вреда — именно эта возможность регулировалась законом «О защите прав потребителей», — уточняет Лев Воропаев.

Европротокол станет щедрее

С 4 августа 2019 года изменятся правила регистрации автомобилей, например, возвращается «приписка» к региону: ставить машину на учёт можно будет только по месту прописки владельца, а код региона будет «родным». Параллельно уточнено, что если владелец совершает регистрационные действия, не связанные со сменой собственника, полис ОСАГО не требуется. То есть восстанавливать утерянные документы или менять данные о регистрации можно и без страховки.

С сентября упраздняется понятие «Бланк извещения о ДТП», поскольку страховщики переходят на электронный документооборот с помощью портала госуслуг.

А систему европротокол ждёт своеобразная революция в октябре этого года. Так, если водители не имеют разногласий, а обстоятельства ДТП зафиксированы с помощью технических средств, лимит по выплатам возрастает для всех регионов до 400 тысяч рублей. При отсутствии видеофиксации лимит остаётся прежним — 100 тысяч.

— Под техническими средствами понимаются две системы: либо ЭРА-ГЛОНАСС, если она установлена в автомобиле, либо средства видеозаписи вроде смартфона, но с установленным приложением РСА, которое исключает корректировку передаваемых данных, включая дату и место происшествия, — добавляет Лев Воропаев.

7 Comments

  1. Спасибо за дотошный разбор, Тема! 🙂 А вот скажи, если я поставил машину на учет, а потом переехал и прописался в другом регионе, по новым правилам мне машину тоже придется перерегистрировать на новом месте? Или нет?

    1. Привет, Денис! Сходу не скажу, предполагаю, что нет. Хотя надо узнать — запомню вопрос. Все равно под 4 августа будем ликбез делать

    2. Денис, да придется. Не было исключением эта позиция и по старым правилам. ОДнозначно в ПТС, СТС, и страховой полис делалась отметка. Если прописка не совпадала то предусмотрен даже, согласно КоАП 19.22 штраф 1,5-2000. Так что принципиально ничего не изменилось. А вот с номерами, пока действительно вопросик. Хотя раньше же снимали с регистрации в одном регионе и ехали на транзитах в другой а потом ставили на учет и получали номера региона ПМЖ ( я так с Воронежской области переезжал в Челябинск). Так что скорее всего все вернулось на круги своя.

      1. Спасибо за разъяснения. Получается, при переезде и номера придется менять. Интересно, а тем кто сейчас ездит с номерами чужого региона, это тоже грозит?

      2. Артем думаю что нет, если с документами порядок. Ездят же ещё машины и с номерами ЧБ, и ЧЕУ. А вот как потребуется замена или изменения документов, так и заставят поменять грз

  2. «С 4 августа 2019 года изменятся правила регистрации автомобилей, например, возвращается «приписка» к региону: ставить машину на учёт можно будет только по месту прописки владельца, а код региона будет «родным».»
    какая упоротая херня. кроме более легкого определения чужаков дабы развести их на бабло больше преимущества для гаи не вижу.

Добавить комментарий для Артем КрасновОтменить ответ