Непропуск скорой грозит уголовкой

После серии скандальных происшествий в России ужесточают наказание за любые препятствия работе скорой помощи — в окончательном чтении Госдума приняла поправки в КоАП и Уголовный кодекс. Неуступчивым водителям грозит лишение прав на срок до года, а в случае смерти пациента — вплоть до лишения свободы на срок до четырёх лет. Мы разобрались, как вести себя при встрече с медицинским автомобилем на дороге, чтобы не стать крайним.

Было и стало

Сейчас за непропуск любой спецмашины с включённым маячком и сиреной положен штраф 500 рублей или лишение прав на 1–3 месяца по статье 12.17 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Теперь штраф увеличивается до 3–5 тысяч рублей, а срок лишения — до 3–12 месяцев.

Новая статья 6.36 КоАП наказывает за воспрепятствование оказанию медпомощи штрафом в 4–5 тысяч рублей и касается уже не только водителей, но и всех, кто так или иначе помешал медикам. Например, не пускали их в квартиру или провоцировали драку.

Если в результате состояние пациента ухудшилось и его здоровью причинён тяжкий вред, накажут по новой статье Уголовного кодекса — 124.1, которая предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. Если пациент умер, максимальный срок заключения возрастает до четырёх лет.

Работа над поправками началась в 2017 году после случая в Петропавловске-Камчатском, где автомобилист так долго не давал проехать скорой, что 21-летний пациент, к которому вызвали медиков, скончался.

Как пропускать скорую помощь

Порядочный водитель пропускает спецмашины не только из страха получить штраф, но и просто по-человечески. Уступить дорогу — это, например, освободить полосу или не двигаться на свой зелёный, если с поперечного направления летит скорая с сиреной. Пропускать нужно машины со специальной окраской (цветографическими схемами), включённым маячком и сиреной — все три условия обязательны. Кроме того, экипаж машины должен выполнять неотложное служебное задание.

Но бывают ситуации, когда пропустить сложно — например, машины едут в плотном потоке или стоят в пробке. Иногда уступить можно, лишь нарушив правила, как участница этого инцидента. Кстати, за своё благородство она получила штраф с автоматической камеры (800 рублей за наезд на стоп-линию), который после шумихи в интернете отменили.

Ещё меньше повезло герою этого материала: молодой водитель пытался пропустить пожарную машину, выехав за стоп-линию, и также получил штраф за её пересечение. Но даже суды высших инстанций не нашли повода его оправдать, посчитав благородство избыточным.

— К сожалению, практика по таким делам неоднозначна, — комментирует автоюрист Лев Воропаев. — Я думаю, 90 процентов водителей поступили бы так же, но суды часто подходят к вопросу формально. Когда водитель стоит на месте, по сути, он не продолжает и не возобновляет движение, то есть, согласно ПДД, обязанности уступать дорогу у него не возникает. Но ещё раз говорю — формальная и человеческая позиция здесь могут не совпадать.

Что делать в ситуации, когда вы заметили машину со спецсигналом и сиреной, но пропустить её сложно из-за объективных причин?

— Конечно, нужно сделать всё возможное, не нарушая при этом правил, — говорит Лев Воропаев. — Если же ситуация совсем патовая и водителю просто некуда деваться (например, он стоит в пробке перед машиной скорой помощи), то и обязанности пропускать не возникает: Верховный суд разъяснял этот момент.

Если водитель имеет возможность пропустить, но при этом нарушит правила, вопрос переходит из юридической плоскости в этическую: формальных требований «нарушать ради пропускания» в таком случае нет, но иногда это может спасти кому-то жизнь. Бывает, ГИБДД и суды учитывают эти факторы, в других же случаях требуют соблюдения буквы закона.

Усиление ответственности за непропуск спецмашин будет чаще подталкивать водителей пропускать любой ценой, в том числе, нарушая другие пункты ПДД.

Если случилось ДТП

Аварии со скорой часто влекут тяжёлые последствия, как, например, ДТП в марте 2017 года, когда Honda Civic с пьяным водителем перевернула медицинский автомобиль: погибли три человека, включая десятимесячного пациента.

При выезде на задание спецмашины могут отступать от ряда правил, например, проезжать на запрещающий сигнал и ездить по встречной полосе. При включенной сирене и маячке остальные водители должны уступать им дорогу, но из-за внезапности появления спецмашин аварии вполне вероятны.

— Раньше при столкновении автомобиля с машиной скорой помощи, которая ехала с проблесковым маячком и сиреной, почти в 100 процентах случаев виновным оказывался обычный водитель, — комментирует Лев Воропаев. — Потом практика стала ломаться: суды начали учитывать, убедился ли водитель скорой помощи, что ему предоставляют преимущество. Поэтому сейчас практика — 50 на 50.

Тем не менее нынешние поправки могут на неё повлиять.

— Грубые нарушения, которые помешали проезду скорой помощи или привели к ДТП, суды в отдельных случаях могут интерпретировать как умышленные деяния, а значит, если пациент умер или его здоровье серьёзно ухудшилось, водителю вменят уже статью Уголовного кодекса, — добавляет Лев Воропаев.

Перед вступлением в силу новый законопроект пройдёт ещё несколько стадий согласования, но уже формальных: скорее всего, нынешняя редакция — окончательная. Изначально за непропуск скорой помощи предлагали штраф в 30 тысяч рублей, но депутаты не поддержали столь резкое усиление наказания.

8 Comments

  1. «Потом практика стала ломаться: суды начали учитывать, убедился ли водитель скорой помощи, что ему предоставляют преимущество.»

    Одно время тырнет заполонили видосы с ДТП со скорыми. Если сфокусироваться только на ДТП там где скорые едут на красный, даже с мигалкой, крякалкой и т.д., то часто в глаза бросается просто безбашенный пролет скорых на свой красный. И даже без намека притормозить перед перекрестком, оценить пропускают или нет. Вот это никак в голове не укладывается.

    Блд…ты едешь на экстренный вызов, или везешь пациента,понятно торопишься, но элементарно убедиться на перекрестке и гнать дальше ну прям никак. Ведь не всегда можно увидеть летящего на красный, не ждешь там никого. Не всегда можно услышать, т.к. даже тихая-средняя музыка в салоне громче.

    Такое ощущение что среди водил скорых профи просто нет, или крайне мало, или бывшие погонщики джамшудмобилей. А сел за баранку скорой с люстрой, так вообще король красных светофоров.

    1. Согласен, есть и описанная тобой проблема. Тем более звук сирены банально можно не услышать: так-то у нас даже глухим водить не запрещено, да и музыка в салоне может играть. Так что убедиться в любом случае надо.
      Да и в принципе любой нормальный водитель уступит скорой или пожарной. Проблемы создавал 1% откровенного быдла, которому просто себя показать надо. В ФБ недавно скидывали историю, как на Северке на днях был пожар, а какой-то упырь отказывался убрать свою Киа.

      1. «у нас даже глухим водить не запрещено»

        Меня больше удивило что и с косоглазием ездят. Попробовал сам глаза скосить — картинка двоится. Ориентация в пространстве теряется. Не пойму как они видят, так же двойную картинку? Как тогда они ездят?

        Был на работе коллега с жутким косоглазием. В/У есть, авто водит. А вот спросить у него как то неудобно было.

        Кто в курсе?

      2. Парящий над дорогой, косоглазие не значит двойственность фокуса. У них все так же фокусируется, но с незначительными корректировками, мозг штука сложная. У нас учитель музыки, такая была, бабешка килограмм под сто, класс лесенкой вверх. Она снизу , смотрит, на «кого то одного», потом орёт, «встать¡!!!» И пол класса,с разных рядов, колонн, и парт подрывается. А на косящий глаз, с воздушкм стреляла как снайпер, а ещё лучше валила лампы и портреты с рогатки, а уж свистела через 2 пальца во рту, лучше любого фулюгана.

      3. Ок, понял. Спасибо.

        Но что то мне подсказывает , что с косыми руками этот эффект не работает. Видимо потому что глаза ближе к мозгу, а руки к жопе. ))

  2. Косоглазие — фигня. Недавно захожу в КБ, навстречу мужик молодой вразмашку шкандыбает. Вот, думаю, счастливый — с утреца накатил, и на работу не надо. Чел тем временем с трудом усаживается за руль «двенашки» и лихо так уезжает. Я офигел слегка, потом проанализировал — верняк ДЦП у мужика. Не Хокинг, конечно, но координация явно нарушена. Не, я всё понимаю, такой диагноз с мозгами не связан, но не хотелось бы такого водилу навстречу…

    1. ДЦП так-то связан с мозгами, просто у всех по-разному. Есть варианты, когда только двигательная и речевая функция нарушены, а есть когда и мыслительная. Но мне кажется, это купленные права. ДЦП даже уже во 2 степени считается серьезным поражением мозга. Но люди такие люди… У меня подруга погибла, потому что в лобовую ей прилетел красавец один, у которого эпилептический припадок начался за рулем. А с учетом того, что перед припадком всегда есть предпосылки — так называемое сияние, — то он вполне мог не садиться за руль. Или если во время езды сияние началось, то встать у обочины и колошматиться там.

    2. «не хотелось бы такого водилу навстречу»

      Ага, а сам с утреца в КБ и на работу. ))

Добавить комментарий для Артем КрасновОтменить ответ