Группа разбора: ситуация, когда виновника стоило бить безжалостно

Резонансное ДТП произошло накануне в Волгоградской области: семейная пара из Перми погибла, а пятилетняя дочь получила перелом ноги. Автомобилем Kia Sportage управляла супруга, когда под неё внезапно перестроилась Toyota Corolla жителя Башкирии. Он, как и пермская семья на Sportage, ехал к морю. Женщина за рулём отвернула на встречную полосу, по которой шёл автобус…

Провокатора ДТП задержали очевидцы аварии, при этом он поначалу вину не признавал и указывал на то, что на его автомобиле нет даже повреждений. Небольшие царапины на кузове всё же обнаружились, но относятся ли они к данному происшествию, установят эксперты. В любом случае, недавние разъяснения Верховного суда РФ поставили точку в вопросе: водитель может быть признан участником ДТП, даже если физически не участвовал в столкновении.

Toyota двигалась по хорошо обозначенной полосе, которая заканчивалась тупиком: о приближении к нему говорила и разметка, и знак. При перестроении водитель Toyota должен был уступить дорогу Sportage, как требует пункт 8.4 ПДД РФ. Ссылки водителя, что Sportage шёл где-то позади, не подтверждаются записью регистратора: «Тойота» начала перестроение, находясь справа, и вынудила кроссовер изменить направление движение.

Вопрос в другом: могла ли водитель Kia избежать столь фатальных последствий для своей семьи? Был ли контакт с Toyota или нет, установит следствие, но по записи создается впечатление, что Kia ушёл на встречную полосу столь сильно, потому что водитель Sportage сделала рефлекторное движение рулём, пытаясь увернуться от Toyota.

Такая реакция вполне естественна, но в то же время опасна. Правила требуют от водителя в первую очередь тормозить (пункт 10.1 ПДД), и даже если торможение не позволяет избежать ДТП, как в данном случае, лучше ударить машину виновника, чем увернуться под встречный автобус.

Правда, многое зависело бы от упорства, с которым водитель Toyota перестраивался: не исключено, что он вытолкнул бы Kia на встречную полосу в любом случае. Но водителю Kia стоило попытаться удержать полосу — возможно, и удар в автобус пришёлся бы по касательной.

Впрочем, автоэксперт Юрий Панченко считает, что исполнить подобное на практике крайне сложно:

— Если поставить человека и махнуть чем-нибудь сбоку, например, листом фанеры, он инстинктивно увернётся, — говорит он. — То же самое происходит за рулём: вы ведь не задумываетесь, на какой угол повернуть руль при прохождении поворота. Вы смотрите, куда вам нужно приехать, и остальное руки и ноги делают за вас. Так и здесь: автомобиль справа возник неожиданно, водитель наклонила голову, перевела взгляд влево, руки сработали автоматически.

Эксперт подчёркивает, что времени на принятие решение не было и ситуация сразу стала аварийной, то есть торможение согласно пункту 10.1 ПДД уже не помогало избежать ДТП.

Психологически бить чужой автомобиль крайне сложно, но все же нужно распределять угрозы по степени их значимости: например, лучше пробить колесо на дорожной яме, чем попасть под встречный грузовик, уворачиваясь от неё. То же касается выскочивших на дорогу животных или таких вот упёртых водителей, как этот житель Башкирии.

Вероятно, автомобиль Toyota некоторое время ехал по соседней полосе в поле зрения водителя Kia, и предвидеть его рискованный маневр было можно.

— Водителям, как и людям вообще, свойственен инстинкт охранять свое личное пространство, поэтому в плотном потоке все жмутся друг к другу, не выдерживая дистанцию, — говорит Юрий Панченко. — И в данном случае, если бы водитель Kia ехала на безопасном расстоянии от машины впереди, вполне возможно, что Toyota могла бы вклиниться в поток.

Виновник не спешит раскаиваться

Самого виновника аварии Юрий Панчеко определяет, как крайне опасный тип водителя.

— Он не умеет отказываться от своих решений. Если он пошёл на обгон и увидел машины впереди — он всё равно будет пытаться закончить маневр. При этом отказу от того же обгона учат в автошколах: билет №34, вопрос №19. Так и здесь: разгонная полоса заканчивается, но водитель не способен выполнить действие «отказ от перестроения» и прёт напролом.

Против виновника ДТП возбудили уголовное дело, причем по обновлённой версии статьи 264 УК РФ: ему грозит до 15 лет лишения свободы, поскольку теперь побег с места тяжелого ДТП влечет такую же ответственность, как если бы водитель был пьян. 

37 Comments

  1. да, очень тяжело не дернуть рулем, т.к. это рефлекс а не разум.
    каждый раз себе говорю, но понимаю, что все равно боюсь дерну на встречку 🙁

    1. кстати вот таких «вструсся, но не сдамся» предпочитаю пропускать.. ДДД т.с.

  2. Стандартный сценарий на российских дорогах. Плотный поток, куда никто никого не впускает. Башкир традиционно не успел, пермячка ожидаемо не среагировала. Если оставить за скобками явный идиотизм водителя Тойоты, всё сводится к популярной концепции «Я прав, идите лесом». Т.е. все мысли и действия направлены не на сохранение собственной жизни, а на самоутверждение. «Я же личность, а не кусок мяса с костями». В итоге человек всё же оказывается именно куском мяса, и доказывать ему что-либо уже бессмысленно. Всё это, конечно же, очень печально.

    1. Позиция джигита просто убивает. У меня кончалось, я не успевал, значит все кругом должны, учитывать этот фактор. А барышня, этого джигита реально совсем не видела, скорее всего отвлеклась. Такая реакция только от неожиданности, при резком возникновении опасности, или все таки контакт со звуком. Да и видно же даже из комента что джигит, и уступать то не привык. И сейчас, считает, что раз за рулем была баба, то это уже 100% ее вина.
      Ну и свою жену я могу посадить за руль не ранее выезда на М4 дон, и то только по крайней правой полосе, и всего километров на сто не более. Но при этом спокойно спать все равно не буду. А по этим двух полоскам только сам, не смотря на ее стаж с 2001 года.

    2. В защиту пермячки скажу, что она его, похоже, искренне не видела и не «бодалась» с ним, иначе бы и не испугалась настолько.

  3. Самое интересное не было рассмотрено. Скорее всего данный башкир пытался обогнать плотный поток по полосе для разгона, которая предназначена именно для разгона после перекрестка, а не для обгона как такового, это же запрещено…на это намекает вся окружающая обстановка, и тот факт, что машины едут именно по левой полосе, а не по правой, которую должны занимать тихоходы. Т.е. барышня, проехав перекресток не увидела на нем машин, которые гипотетически могли бы вклиниваться в её полосу, потому и не ожидала такой помехи справа…а башкир решил обогнать плотную колонну по полосе на которую не имел права выезжать, т.к. она не предназначена ни для опережения, ни для обгона.

    1. т.е. тут нужно еще рассматривать обстоятельства, которые предшествовали ДТП. Я бы таких обгоняльщиков убивал на месте, ибо их тупорылая непредсказуемость создает условия для ДТП с самыми тяжкими последствиями.

    2. Полоса для разгона другой разметкой обозначается (1.8). Это так называемая дополнительная полоса. В любом случае, обгон по такой полосе совершить невозможно, потому что, по определению, обгон — маневр, связанный с выездом на встречную полосу (сторону) движения.Опережать по такой полосе не запрещено, кроме того, мы изначально не знаем причин, почему он на ней оказался. Это не в оправдание тойотаводу, просто для понимания.

      1. чет не понял…разметка обычная, прерывистая, как ты по разметке определил, что это НЕ полоса для разгона? Вот например всё тоже самое:
        https://www.google.ru/maps/@54.9951205,61.1264962,3a,75y,245.19h,78.7t/data=!3m6!1e1!3m4!1sJZdrGCPg5MnUHducRABUjA!2e0!7i13312!8i6656?hl=ru
        Термин обгон я употребил ошибочно…в обывательском смысле…правильно конечно опережение…тут главное в том как башкир оказался на этой полосе…если выехал из своей полосы и начал опережение справа — то этот маневр интуитивно непонятен остальным участникам движения и потенциально опасен сам по себе.

      2. Прерывистая разметка бывает разных типов, например, есть 1.5, а есть 1.8. На снимке с гугл-карты можешь заметить, что пропорции полос и их шаг разный. Разгонные полосы обозначаются разметкой, которая чуть толще и чаще, чем обычная. Вот здесь её неплохо видно https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1064817/pub_5b83bf471599c700aa96456e_5b83cfd17f1c5200aaa3843b/scale_600

      3. это понятно с самого начала, кэп! я тебе геотег скинул где разметка на полосе для разгона чет вообще нисколько не толще обычной…хотя должна по-идее…по расстоянию между штрихами такая же песня…однозначно ничего нельзя утверждать. Ситуация слишком типичная, постоянно такое происходит. Потому и первая мысль про это самое.

      4. или ты сомневаешься, что найду тебе сколько угодно полос для разгона с какой угодно разметкой или вообще без неё? Полагаться на конкретную фотку нелепо.

      5. есть точное место ДТП? Чет неясно где именно произошло…вроде где-то под Камышином, но где именно непонятно. Я к тому, что если башкир сделал именно то, что я подозреваю, то его вина вообще не подлежит никакому сомнению, т.к. его маневр интуитивно непредсказуем.

      6. Его вина и так не подлежит сомнению. Вне зависимости от того, по какой причине он находился в этой полосе, он должен был уступать. Тип разметки и прочее — это детали, которые на общий вердикт не виляют. При этом опережение по разгонной или дополнительной полосе формально не запрещены, просто перестроиться нужно так, чтобы не создавать помех.

      7. Да понятно, что сейчас его во всем обвинят…тут другое…одно дело, когда он просто не рассчитал скорость выезжая из полосы для разгона, и совсем другое, когда он намеренно въехал в эту полосу, чтобы опередить других…я проезжал по этому месту где-то за 2 дня до этого ДТП и вполне мог бы поймать такого же летчика.

      8. Опережение справа — маневр крайне опасный, согласен. Если он пытался так опередить поток, то, наверное, субъективно это добавляет ему виновности. Но с точки зрения закона принципиальным является лишь то, что он не уступил дорогу автомобилю, который пользовался преимуществом. Как он оказался в полосе — вторично. Он мог стоять на обочине и начать движение, мог выехать с перекрёстка, мог свернуть, потому что не знал о том, что она заканчивается. В любом случае, должен был пропускать.

      9. я к тому, что в наших реалиях на толщину прерывистых линий не стоит полагаться как на истину. Это может быть какая угодно полоса. Нужно уточнять.

      10. чет пролистал по по несколько км в обе стороны, но нигде участка с дополнительными или разгонными полосами не нашел.

      11. возле моста есть такой участок, но он как-то под фотографии и видео не подходит, отбойники иначе расположены.

  4. Что самое интересное, у них там, если полосы разделяется на двое на горках, или перед препятствиями, то обычно стрелка и сужение идет как раз со второй полосы ( что как мне кажется гораздо удобнее), а все сужения первых полос только на примыканиях и перекрестках.

  5. Не, ну чо вы так прицепились к месту? Башкир нарушил и спровоцировал ДТП с гибелью двух человек — это очевидно и несомненно. Пермячка забыла, что она на российской трассе, расслабилась и не смогла правильно среагировать — это тоже не вызывает сомнений. Я понимаю, нет опыта, эффект неожиданности и т.п., но адекватно воспринимать реалии дорожного движения — это спасти свою жизнь, вот об этом большинство забывает. Заклеить всякой хренью заднее стекло, завалить его разными баулами — а чего там, собственно, смотреть? Салонное зеркало — ненужный элемент интерьера. Да когда уже у людей проснётся здравый смысл, и они начнут соображать, что самое интересное — не только спереди? Я еду «по правилам» и значит, мне ничто не угрожает… Ага… Я не могу ехать на маленькой, если не вижу, что у меня творится сзади (на большой салонного зеркала нет в принципе), я стараюсь контролировать все места возможного появления опасности, и это не признак профессионализма, а требование здравого смысла. Я ни в коей мере не обвиняю потерпевшую, но до чего больно смотреть на подобные аварии. Ну погляди ты в салонное зеркало…. Не, я ж в своём праве, чего я там не видела…

    1. А есть информация, что у нее салонное зеркало было закрыто? К.м.к., тойоту она бы скорее в правое наружное увидела.
      Не совсем понятно, как тойотовод ехал до инцидента, может быть, его легко было вычислить — есть такие джигиды, за километр видно. А может быть, он сутки за рулем и совершил маневр «без предупреждающего в воздух», то есть мирно ехал бок о бок, а потом повернул в неё.

      1. Вот как то ласково ты его Артем называешь Тайотовод. А на V1 — башкир, и точка. При чем во всех статьях.

      2. Не углублялся в детали, номера на машине не значат, что он непременно башкир. По внешности я как-то не очень мастак определять, хоть и бываю в тех краях регулярно.

      3. Смотрят не в паспорт, а на регион, так уж повелось. Давеча негра видел за рулём, регион 777. Ну кто он, ежели не москаль?)))

      4. 😀 варианта два: либо москаль урождённый, либо парижанин (если из-за границы приехал).

    2. Я, конечно не считаю. заднее зеркало рудиментом, но где то около того. И да когда едешь с маленькими детьми, завалено все обычно до самого верха. Но в данной ситуации, как раз салонное зеркало, даже очень правильно настроенное вряд ли помогло, да и ни чего не предвещало такой беды. А башкир в реалии мог мало того что на дуру заходить, так еще и каким нибудь тепловозным гудком вместо сигнала попищать. Вот и реакция, у едущей к месту отдыха пермячки.

      1. ЯРиК, в чайна-вагене можно, наверное, дет.дом со всем барахлом ненапряжно возить.)) Искренне не понимаю, как людям за рулём хватает обзора лишь в лобовое и чуточку в боковые зеркала. А сзади? А с боков? Эти чайники, они ж как мухи в деревенском сортире — они везде! И мозги мушиные… Салонное зеркало расположено практически в секторе обзора, в него необязательно специально пялиться, как в боковые. Любое шевеление в нём привлекает внимание, а уж глянуть в него, не теряя главной картинки по курсу — доли секунды. Тем более, проезжая уширение дороги или перекрёсток, откуда возможно появление какой-нибудь хрени. Помнится, коллега настолько тщательно вычислял такие моменты, что даже суицидника, прыгнувшего с моста под фуру, умудрился не переехать. Профи, чо уж…

    3. Прицепились к месту потому, что непонятно башкир нарушил по-дурости или злонамеренно. Ну т.е. если не рассчитал скорость на полосе для разгона — это очевидная дурость, идиотизм, но не умышленный. Если же пытался опередить плотную колонну, да еще справа — это уже преднамеренное. сроки в этих случаях должны быть разные. От первого типа идиотов может помочь внимательность, осторожность, предсказуемость, от второго не спасет вообще ничего…для меня это диаметрально противоположные нарушители…вторых я бы казнил на месте вне зависимости от последствий.

  6. Чота сидел, о судьбе размышлял… Если бы пермячка в последний момент одумалась и крутанула руль вправо, то ударила бы в заднюю часть Тойоты, башкирина развернуло бы поперёк, и под автобус угодил он. Всего одно движение, а какая разница результатов… Не судьба….

    1. Там отбойник пологий, не исключено, что обоих бы на встречку бросило, но шансы все же были бы выше, наверное.

  7. Бесконечно грустно смотреть такие видео.
    Конечно, нужно улучшать дороги, но пока они — данность.
    Нет смысла долго обсуждать дедка, он создал аварийную ситуацию и должен понести наказание.
    Но как печально, когда люди своими же неловкими действиями вместо небольшого ДТП устраивают смертельное…
    У меня тоже сложилось впечатление, что она не видела машины справа до последнего момента,что уже многое говорит о ее водительских навыках.
    Но и муж, мягко говоря, не помог. Если уж ты знаешь, что жена водит не очень уверенно, берешься подсказывать и берешь на себя управление, давай четкую команду: «Тормози» и хватай руль. А он говорит только: «Машина». Жена начинает крутить головой и дальше рефлекторное дерганье рулем. Понятно, что он автобуса не видел, но это слабое оправдание.
    Разумеется, рассуждать, сидя дома и прокручивая видео, куда как легче, чем решать эпизод на дороге за доли секунды, но…
    Если выезжаешь на дорогу, надо быть готовым сделать все,что от тебя зависит. Бывают ситуации, когда уже ничего не сделать, как здесь, например: https://www.fontanka.ru/2019/07/03/148/big.1.html
    Но эта не из их числа. А в итоге только боль и печаль, и ребенок сирота…

    1. Бля… Лексус — это диагноз?
      Сколько таких дебилов на дорогах — жуть кошмарная. Один-два раза в год кто-нибудь регулярно организует мне «помеху справа» Но здесь, конечно, случай тяжёлый..

    2. Тоже показалось, что муж ей под руку сказал, может быть, усилил испуг. Судить, конечно, сложно… Иногда более опытный на пассажирском обычно штурманом работает и где-то подсказывает, чтобы водитель заранее видел опасности. С другой стороны, не все это любят.

      1. Конечно, я и сам так постоянно делал, когда жена набирала опыт.
        Мне думается, тут дело в своевременности. Если бы он секунды за три ее предупредил и более четко, например: «осторожнее, справа машина, притормози, пропусти», было бы все нормально.
        А тут, как справедливо замечено, ситуация мгновенно стала аварийной и он жену скорее всего только дополнительно дезориентировал.
        Если бы промолчал, возможно, она бы так и ехала прямо.
        Но этого мы уже не узнаем… А со стороны судить действительно сложно.

Добавить комментарий для АяврикОтменить ответ