Спопулиздить налог

Врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер предложил Заксобранию снизить транспортный налог для южноуральцев. Речь идёт об уменьшении на 30% ставки для автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил, а также мотоциклов и мотороллеров. Чего в этой инициативе больше — здравого смысла или популизма?

Выбранный диапазон разумен, поскольку львиная доля российского автопарка — это как раз автомобили мощностью до 150 л.с. Например, в десятке самых популярных новых моделей нет ни одной, которая бы оснащалась мотором мощнее этого показателя. То же относится к стареющему парку подержанных машин, среди которых доминирует продукция АВТОВАЗа.

С другой стороны, снижение транспортного налога на 30% вряд ли принесет ощутимое облегчение челябинским автомобилистам, потому что для маломощных машин отчисления в казну происходят в основном в форме акцизных сборов, которые с января 2019 года открутили до максимальной планки — больше 12 тысяч рублей за тонну (более 9 рублей в каждом литре бензина). Например, владелец Hyundai Solaris при пробеге в 25 тысяч километров в год отчисляет в казну порядка 20 тысяч рублей (налог плюс акциз), поэтому снижение налога на 738 рублей вряд ли существенно облегчит ему жизнь.

В Челябинске задраны и другие расходы на автомобиль, например, у нас максимальный для России территориальный коэффициент по ОСАГО (2,1 единицы) — такой же действует только в Мурманской области.

Для упомянутого Hyundai Solaris общие расходы в первый год эксплуатации составляют свыше 260 тысяч рублей. На этом фоне снижение транспортного налога в любом случае не меняет ничего по существу.

Впрочем, Алексей Текслер упомянул малообеспеченные слои населения, видимо, имея в виду совсем дешёвые автомобили. Для них, однако, экономия на транспортном налоге будет исчезающей: скажем, владелец ВАЗ-2016 с 75-сильным мотором сэкономит всего 173 рубля в год. При этом на бензин при годовом пробеге в 25 тысяч километров он потратит больше 100 тысяч рублей.

Скорее, экономию на транспортном налоге почувствовали бы владельцы мощных машин, но о них в предложении врио губернатора речи не идёт. Тем более и малообеспеченные южноуральцы редко покупают автомобили с мощными моторами, хотя дешёвые варианты есть.

Снижение транспортного налога часто используется в популистских целях, поскольку его повышение в прошлые годы вызывало недовольство людей, в том числе из-за привязки налога к мощности — связь износа асфальта и «лошадности» автомобиля далеко не очевидна.

Неоднократно муссировалась идея замены транспортного налога на более справедливый акциз (больше ездишь — больше платишь), но в итоге власти оставили оба варианта сборов, регулярно повышая акцизы.

Выбор тарифов для транспортного налога отдан региональным властям, поэтому для каждого субъекта федерации — своя сетка. Челябинская область здесь снова в числе рекордсменов, например, для автомобилей мощностью свыше 150 л.с. ставка транспортного налога у нас — максимально возможная. Так, владелец 220-сильной машины в Челябинской области отдаёт в виде налога 16 500, в соседней Тюменской области — 12 100 рублей.

Подмаслить автомобилистов с помощью транспортного налога пытался и предыдущий губернатор Борис Дубровский, снизив ставку для пенсионеров и многодетных родителей, владеющих автомобилями мощностью свыше 150 л.с. Мера также была, скорее, «рекламной», потому что касалась узкой прослойки людей.

Не прочь поиграть с налогом и федеральные власти, например, в начале прошлого года Владимир Путин объявил «амнистию» долгов по транспортному налогу. Но формально президент простил долги, которые практически невозможно было взыскать. Кроме того, дураками почувствовали себя те, кто исправно отчислял налоги, потому что амнистировали, фактически, злостных неплательщиков.

19 комментариев

  1. Чебурашка

    я для себя решил что не голосую за него. его мутки с ЕР (которая у меня в ЧС) «замарали» в моих глазах

    а этот его дешевый популизм тока убедил меня в моем решении
    вообще у меня складывается впечатление что либо он вообще не компетентен как управленец, либо мы видим очередной палец без свободы воли (даже минимальной) что тянут по стандартным клише к выборам.

    • Артем Краснов

      Вчера ехал в машине, вдоль дороги сплошной Текслер «развитие, доверие, уважение». Я глядел и думал: а где Текслер? Что он есть? Я пока увидел сгусток стандартных политтехнологий, абсолютно незатейливых, сделанных даже с ленцой. Увидел примерного исполнителя, который для поднятия имиджа щелкает по носу тех, по ниже его по пищевой цепочке, но полностью зависим от тех, кто выше. В общем, не то чтобы я на нем крест ставлю, но пока его сложно разглядеть за всей это мишурой. Кто-то скажет, что это нормально — все политики так. Но, на самом деле, не все. И кроме того, если личность есть — она проявится. В общем, технологии — технологиями, но чтобы Челябинск и область в себя поверили, нужен лидер в ветхозаветном смысле, вожак. Человек, который и не боится, и не глупит.
      И его интервью нашему сайту меня, честно говоря, не вдохновило. Говорил много, но все как-то вскользь. Я готов изменить свое мнение, если появится какой-то бесспорный, связанный с ним результат. Пока много обещаний и планов, но мы это уже видели и слегка подустали. Достроить мост на Троицком — это не подвиг, это надо было сделать давно. Подвигом будет какой-то кардинальный прорыв. Вопрос в том, способен ли человек, задача которого лишь удержать область от взрыва, на что-то кардинальное.

      • Чебурашка

        кто то просто решил, что на волне «противодубровский» он и так заедет без напряга. возможно и заедет, но для меня он уже не губернатор а так…

        • Артем Краснов

          В первые пару недель он и заехал, а дальше этот хайп нужно чем-то поддерживать. Пока какая-то просадка наблюдается

      • Сиплый

        «чтобы Челябинск и область в себя поверили, нужен лидер в ветхозаветном смысле, вожак» — забавно….я вот в себя верю и в Челябинск и в область, т.к. мне больше не во что и не в кого верить…и вожак никакой мне не нужен…даже наоборот…я не питаю никаких надежд по поводу поста губернатора, т.к. положение в городе и области определяется факторами более высокого порядка, чем те, что доступны губернатору…мне любая фамилия подойдет…по какой-то неведомой причине губернатора нужно выбирать (зачем?)…хотя меня полностью устраивали и назначенные кандидаты…не понимаю этих завышенных ожиданий…уже сто раз сказано, что логика обстоятельств всегда сильнее логики намерений, потому насрать на фамилию, пусть у конкретного кандидата будут самые светлые намерения (я например уверен, что БАД искренне хотел провести ШОСы и БРИКСы), но обстоятельства оказались сильнее….и всегда оказывались…и всегда будут сильнее даже самых светлых намерений….поэтому бесполезно уповать на персоналии…нужно создавать подходящие обстоятельства. Это требует полной перестройки мировоззрения, полного форматирования текущих принципов взаимодействия между людьми, но иначе никак.

      • Артем Краснов

        То, что ты говоришь, в целом, верно.
        Я склонен смотреть на связку «власть-народ» как на нечто неделимое, что взаимоопределяет друг друга и не имеет явного водораздела на «нас» и «их».
        В этом контексте Текслер есть тот кандидат, которого «народ» заслуживает, он — его отражение. И его наверняка выберут.
        Поэтому печаль моя даже шире, потому что касается не только неконкретности данного кандидата, но аморфности ситуации в целом, которая и позволяет неконкретным кандидатом катать здесь вату. Потому что челябинцы предпочитают свалить отсюда или просто сидеть и грустить, потому что не могут осознать, что это и их город тоже (а это не только права, но и ответственность). Челябинцы зачастую не уважают это место, не любят его, предпочитают пассивность. Ну и так далее.
        Вожак появляется, когда люди его, грубо говоря, заслужили, когда нечто важное созрело внутри них. Я здесь не говорю про таких выдающихся людей, как ты, а о человеках вообще.
        И под вожаком я подразумеваю не оппозиционных отморозков, а нормального лидера, вокруг которого общество начинает собираться в кристаллическую решетку. Он не обязательно противоречит «генеральному вектору» на 180 градусов, но все же свое мнение и свой курс имеет. И разворачивает колеблющиеся векторы в нужную сторону.
        Но такого лидера нужно заслужить, да… Его появление обычно не причина будущих изменений, а следствие неких предыдущих изменений внутри самих людей, которая просто материализуется в виде некой персоны — вершины айсберга.

        • Сиплый

          » таких выдающихся людей, как ты,» — сарказм оценил, зачет!

          В целом соглашусь…должна накопиться пассионарность в обществе, чтобы серая масса родила лидера…это прямо сейчас происходит и происходило постоянно. Я лично всё последнее время ощущаю какой-то перманентный недостаток времени, как будто мы должны что-то успеть сделать, а не успеваем, а времени всё меньше, хотя это может быть просто мой глюк…но это всё равно никак не связано с фамилией человека, который собирается работать губернатором. Интересно бы обдумать генезис и механизм выхода на верх подобных лидеров.

          • Артем Краснов

            >>> Я лично всё последнее время ощущаю какой-то перманентный недостаток времени, как будто мы должны что-то успеть сделать, а не успеваем, а времени всё меньше, хотя это может быть просто мой глюк…

            Я тоже

            >>>но это всё равно никак не связано с фамилией человека, который собирается работать губернатором.
            У меня в памяти всё время всплывает Бу Андрессон: он, конечно, тоже не случайно на АВТОВАЗе возник. Наверное, созрела ситуация.
            Но это пример человека, который из обстоятельств много выжал. Когда в начале его срока он заявлял дату выхода «Весты», был привкус «ох уж эти обещалкины». Но потом он стал действовать прагматично, где-то жестко (поставщики от него взвыли), где-то с толикой популизма, не чурался журналистов, не боялся критики. И в итоге «Веста», как не крути, а получилась на пять баллов без всяких натяжек. Для своей цены и класса это абсолютно здравый автомобиль — теперь уже можно говорить об этом прямо.
            Поэтому я все же верю в лучшее. Что и Челябинск может созреть до того. что заслужит своего Бу. Кем бы он там ни был: бывшим майором шведской армии или, допустим, местным бизнесменом.

          • Сиплый

            Пример с Бу вполне подходящий. Только вот я понять не могу, почему все ждут, что Челябинский Бу обязательно должен быть губернатором? Да и подобный архетип лидера совсем даже не единственный. Очевидно, что их много. Это вполне может быть непубличная фигура…какой-нибудь серый кардинал…если будет достигнут результат, то какая разница? Хотя мне вся эта лидерская теория не кажется бесспорной. Лидеры нужны тем у кого отсутствуют собственные ум, честь и совесть, и потому такие люди предпочитают делегировать эти функции разного рода авторитетам. Я всё же считаю, что вместо слепой «веры в лучшее» нужно выполнять рутинную работу по подтягиванию себя к тому уровню на котором уже не придется уповать на чужие ум, честь и совесть. Потому как эти самые «лидеры» материал штучный и жутко дефицитный, поэтому не хочется однажды оказаться в ситуации когда этих лидеров «сегодня не подвезли, справляйтесь сами». Лучше сразу самим всё уметь.

          • Артем Краснов

            Нет, не обязательно губернатор, конечно. Речь же всё равно о целой системе власти, которую «нужно заслужить». Ни один лидер, даже гениальный, не справится с таким хозяйством в одиночку. Но обычно из-за особенностей человеческого восприятия все же нужна персонификация лидера, хотя должности тут, действительно, не важны. Курчатов в разгар атомного проекта имел какую-то очень скромную должность руководителя лаборатории, но все понимали, кто он такой.

          • Сиплый

            Ну хз…может у меня восприятие не человеческое, но мне не нужна никакая персонификация лидера. Мне нужно понимать цели и задачи, а так же иметь необходимые силы и средства. ВСЁ. Лидер — это всегда риск. Риск сделать частную ошибку, через которую оппоненты обгадят любое общее дело…как сейчас с Трампом происходит…риск потери мотивации, риск непонимания тактики и пр…мне представляется намного более эффективной идея в качестве мотиватора, чем вера в какого-то конкретного человека. Ради идеи люди горы готовы свернуть, до тех пор пока данная идея им понятна и они ассоциируют себя с ней.

          • Артем Краснов

            Это довольно старый философский спор, известный как «Роль личности в истории». Но если ты посмотришь на практически любой значимый сегмент общества или процесс, то как правило найдешь в его центре ту или иную личность, с которой он в большей степени ассоциирован. Мне близок взгляд, что лидер является следствием и результатом процесса, но в то же время — его усилителем и проводником. Вторая мировая война ассоциирована с Гитлером, теория относительности — с Эйнштейном, покорение космоса — с Сергеем Королёвым. Равно как и Дональд Трамп несет на себе отпечаток определенного процесса, например, некой дезинтеграции мира (чему сложно дать оценку пока). Любая из таких персоналий стоит на айсберге обстоятельств, её породивших, но все же практика показывает, что многие процессы носят печать этой персонификации.
            Но, наверное, не все: например, борьба против глобального потепления пока, как мне видится, не имеет явного центра и лидера — может быть, есть какие-то серые кардиналы, не знаю.

  2. Америки не открою. Заправляясь напр. на 1000 руб, вы платите всяких пошлин где-то на 450 руб, т.е сам бензин, что вы купили мог бы стоить почти в 2 раза дешевле. Арифметика возможно неточная, по памяти( надо гуглить статьи из чего складывается цена бензина).

    • Чебурашка

      полагаю что о том что в литре топлива немалая доля акциза знают уже все. и более того я, например, ничего плохого в этом не вижу. это и есть настоящий транспортный налог. плохое я вижу в наличие существующего транспортного налога. ЕМНИП Путин как то говорил что повысим акциз а налог отменим.
      акциз повысили а налог остался. и уже тогда у меня подобное балабольство покоробило.
      кстати, мне кажется, что если бы не было этих акцизов, то цена была бы все равно сегодняшняя, просто она шла не государству а … ну в «карман»

      • ЯРиК

        Чебурашка, оно понятно обидно, и прискорбно. ПУтин действительно обещал, но против предложения выступили все губернаторы. Им и сегодня никто не воспрещает сделать нулевую ставку транспортного налога, это не претит законодательству. А вот то что налог на транспорт это региональный налог, а акциз исключительно государственный. А все региональные дороги делаются, в основном делаются только благодаря этому налогу. Убери ТН и местные власти (*тем более и так дотационных администраций) будут просто «писю черемекать», а не дорогами заниматься. Так, что Путин здесь не совсем причем, а вот Депутаты, это да.

        • Чебурашка

          насколь я знаю ТН не целевой, а просто еще один источник пополнения областного бюджета. т.е. убери его и дороги могут не заметить потери бойца.
          мне лень искать сумму что область поимела с ТН, но могу предположить что она просто несравнима с суммами что тратятся областью на ремонт дорог.

          И Путин причем. Умение следить за языком первое качество у первого лица должно быть.

          • За федеральные писать не буду.
            Региональные налоги (субъект РФ) — налог на имущество организаций; — налог на игорный бизнес; — транспортный налог.
            Местные налоги (Муниципалитет) — земельный налог; — налог на имущество физических лиц; — торговый сбор.
            И главам субъектов реально зарабатывать то особо не на чем. Особенно когда большинство предприятий в округе на стадиях банкротств.
            Нашему назначенцу еще повезло.Потому и к крупному бизнесу лизоблюдское отношение. Ибо без них область будет вообще без денег сидеть. Кто бы что ни говорил.
            1 млн. 78,5 тыс машин зарегестрировано в Че на 18 год (бля, но вот даже пенсионерский рубль с лошади, помноженный на средние сто лошадинных сил и на все количество ам, уже вкусно) а если пенсионских всего 785 тыс а с миллиона да да по тысяче, уже за лярд переваливает.
            Кто ж от таких кусков то отказывается

          • Чебурашка

            ЯРиК Региональные налоги (субъект РФ) — налог на имущество организаций; — налог на игорный бизнес; — транспортный налог.
            ________

            В основу проекта областного бюджета на 2019-2021 годы лег целевой (максимальный) вариант прогноза социально-экономического развития области на соответствующий период, который предусматривает рост основных бюджетообразующих показателей. В 2019 году региональный бюджет на 86% будет формироваться за счет собственных доходов. «Собственные налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета на 2019 год запланированы в сумме 143,5 млрд рублей», – проинформировал участников заседания министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын.
            http://74vpered.ru/novosti/ekonomika/2435-v-chelyabinskoj-oblasti-utverzhden-byudzhet-na-2019-god/

            если принять вашу сумму в 1ккк то это как бы 0,69% от общей суммы.
            это даже меньше чем я думал.
            даже если там 2ккк то менее 1,4%

            ЗЫ
            1. в общем Текслер дешевый пропагандист на гастролях 🙂
            2. ну получается заради 1,5% выставлять первое лицо на ….. (тут пусть каждый свое слово поставит) очень дешево оценили.

  3. ЯРиК

    Что же качаемо Текслера, На сегодняшний день, все ставится так как будто другой альтернативы то и нет (как и с В.Путиным). В реалиях кандидаты в губернаторы сплошные ….. слабые кандидатуры. Особенно самовыдвиженец ( как и настоящий ИО) СевАстьянов, который был по правам человека без знания этого самого права, впрочем остальные не лучше.

Добавить комментарий