Выделенные полосы в Челябинске: как по ним ездить

Выделенные полосы обозначены знаками 5.14 и разметкой

В минувшие выходные в Челябинске появились новые полосы для общественного транспорта, создание которых предполагала комплексная схема развития транспортной сети. На первым этапе полосы проложили лишь на трёх улицах (Энгельса, Труда, Северо-Крымской), но в будущем их сеть станет достаточно протяжённой — до 25 км. Выделенные полосы представляют вызов и для автомобилистов, потому что за незаконный выезд на них грозит штраф 1500 рублей.

Как выглядит выделенная полоса

С непривычки её можно и не заметить, потому что выделенная полоса мало отличается от обычной. Она отделена от основной проезжей части сплошной разметкой 1.1, пересекать которую запрещено, и имеет крупные литеры А в начале. Для обозначения выделенных полос используются знаки 5.11.1, 5.14, 5.14.1.

Литеры «А» обозначают маршрутную полосу в самом начале, а далее выезд на неё запрещает сплошная линия разметки

Что будет, если заехать на выделенную полосу

Штраф за её «нецелевое» использование — 1500 рублей (пункт 1.1 статьи 12.17 КоАП), которые можно оплатить со скидкой в 50% в первые 20 суток.

Водитель Kia рискует получить штраф в 1500 рублей

Контролировать движение по выделенным полосам могут как инспекторы ДПС, так и камеры фотовидеофиксации, причём в городах, где таких полос много (Москва, Питер, Казань, Екатеринбург) в приоритете именно автоматическое распознавание нарушения. Появление камер на выделенных полосах в Челябинске подтвердил нам заместитель главы города по дорожному хозяйству Владимир Алейников.

Уже в этом году контроль движения по выделенным полосам возьмёт на себя система фотовидеофиксации

Важный нюанс: если вы движетесь по выделенной полосе продолжительное время и попадает под прицел двух и более камер, вам может придти сразу несколько штрафов. В случае, если у вас была возможность выехать из полосы перед второй камерой, двойной штраф считается законным.

Кто может ездить по выделенной полосе

Легальный общественный транспорт, в том числе и маршрутки, если их владельцы заключили договор с городской администрацией. Выезжать на полосы разрешено таксистам, но только при наличии официального статуса (лицензии).

УАЗ «Буханка» похож на автобус, но ездить по полосе для общественного транспорта не может

Как поворачивать направо через выделенную полосу

Основной головной болью для автомобилистов становится поворот направо, который требует пересечения полосы для общественного транспорта.

Такси выезжает через разрыв сплошной линии на развязке около «Родника». В плотном потоке манёвр будет осложнён

В местах, где она отделена от основной проезжей части прерывистой разметкой, выезд и кратковременная остановка на ней разрешены. Но разрешение действует лишь для промежутка с прерывистой линией, что осложняет маневрирование при выезде со второстепенных дорог: в отличие от обычных разгонных полос, на выделенке нельзя набрать ход, чтобы аккуратно встроиться в поток.

Протяжённость прерывистой линии позволяет выезжать одному автомобилю в единицу времени. Данный участок разрешено пересекать лишь от периферии к центру дороги, но не наоборот

При повороте направо с основной проезжей части принцип аналогичный: на участке с прерывистой линией можно перестроиться на выделенную полосу. Камеры, как правило, устанавливают перед перекрёстками и настраивают на контроль пересечения сплошной, поэтому вылезать на выделенку слишком рано нельзя.

Улица Северо-Крымская: конец полосы для общественного транспорта перед перекрёстком с Кашириных

Иногда перед пересечением маршрутная полоса завершается, как на улице Северо-Крымской или Энгельса.

Хитрое место на Энгельса: если бы Largus с прицепом захотел повернуть направо, ему пришлось бы пропустить все автобусы и троллейбусы, которые выезжают из полосы для общественного транспорта, поскольку те движутся, не меняя полосности

Естественно, при перестроении необходимо пропустить весь поток, который двигался по полосе изначально. В Челябинске выделенные полосы часто заканчиваются «клином», плавно перетекая в обычные. Автоюрист Лев Воропаев пояснил, что автомобилисты, перестраивающиеся здесь направо, всё равно должны пропускать общественный транспорт даже за пределами специальной полосы:

— Да, полоса для общественного транспорта заканчивается, но движущиеся слева от неё автомобилисты при перестроении вправо в любом случае должны пропускать выезжающие из неё автобусы, троллейбусы и маршрутки — этого требует пункт 8.4 ПДД. Логика здесь такая: хотя полоса для общественного транспорта заканчивается, но автобусы движутся прямо, то есть не меняют полосности, а значит, имеют приоритет над теми, кто перестраивается.

Такая схема движения в часы-пик существенно осложнит повороты с Энгельса на Коммуны.

Знак 5.14.1 обозначает конец полосы для общественного транспорта. В данном случае, он установлен за 100 метров до «финиша»

Увеличат ли выделенные полосы количество пробок

Да, наверняка, и челябинцы уже жалуются на проблемы.

В меньше степени проблемы чувствуются на широких дорогах, как улица Северо-Крымская (участок около ТК «Родник»). Но, например, на Энгельса выделенная полоса «съедает» одну из трёх полос, с которых разрешено движение прямо. Кроме того, большой поток машин, который поворачивает направо на улицу Коммуны через специальный рукав, не сможет перестраиваться в крайнюю полосу заранее. При интенсивном потоке хвост машин может блокировать и вторую полосу, что увеличит пробки на Энгельса в сторону проспекта Ленина.

— Такое впечатление, что те, кто придумал сделать здесь выделенную полосу, сами не ездят на автомобилях, потому что ситуация на Энгельса и так близка к критической, а теперь вычли ещё одну полосу, — считает Лев Воропаев.

Казань давно перешла на современные автобусы и выделенные полосы

В мегаполисах положительный эффект от выделенных полос проявляется, когда их становится достаточно много и по ним пускают современный общественный транспорт: часть автомобилистов пересаживается на автобусы и нагрузка на дороги частично снижается.

В Челябинске слабым звеном остаётся ветхость автобусного парка, робкое обновление которого ожидается в этом году: 17 новых автобусов город уже получил, а до конца года ожидается поставка ещё 49 машин.

Есть риск, что выделенные полосы оккупируют маршрутки

Отдельной проблемой остаются маршрутки. Власти надеются, что появление полос снизит скорость движения нелегальных маршруток и приведёт к их постепенному вымиранию. С другой стороны, изобилие маршруток на выделенных полосах может парализовать их, помешав работе крупногабаритного транспорта. Конфликты происходят и при борьбе за место на остановке, хаос вокруг которых может нивелировать положительный эффект.

Пример штрафа с камер видеофиксации за езду по выделенной полосе в Екатеринбурге: с разницей в 3 минуты автомобилистка из Челябинска получила сразу два штрафа по 1500 рублей

Многие эксперты видят в новом подходе больше плюсов. Челябинский урбанист Лев Владов высоко оценил появление новых полос:

— Выделенка — признак развитого города, в котором общественные интересы стоят выше частных. Если автобус перевозит больше людей, чем автомобиль, ему нужно дать больше места на дороге, — заявил он.

49 Comments

  1. «если их владельцы заключили договор с городской администрацией» — а как это проверяться будет? Тут либо номера исключения заносить в базу данных, либо инспектор должен будет определять каким-то образом. По факту, наверно, любое похожее на паз и газель сможет ездить…

    1. Какую-то несуществующую проблему ты описываешь. Создаётся база данных с номерами легального ОТ и такси, обновляется периодически. Ты думаешь, Челябинск первым городом стал, где выделенки появились? 😀

      1. Я не знаю первым или не первым, я только своими глазами видел, как нелегальные пазики(экскурсионные и т.п.) поворачивают там, где поворачивать нельзя. Например на перекрестке Доватора-Воровского. Вот как они это делают? Там же камеры.

      2. Я не знаю, в чём причина, их может быть несколько. Или это легальные пазики, или камеры там не работают по данному нарушению, или собственник пазиков — пенсионер в Калмыкии и т.д. Понятно, что обмануть систему можно, но и на таких хитрованов находят управу — было бы желание. В Челябинске, конечно, проблема в том, что желания не особенно есть, но мы же надеемся, что выделенки — это первый шаг на пути к цивилизации 😀 А чисто технически никаких проблем ащще

      3. Если что, то я двумя руками за выделенные полосы. Пора это было сделать еще лет 10 назад.

  2. «Власти надеются, что появление полос снизит скорость движения нелегальных маршруток» — ух они какие плохие, нелегалы-то эти, негодники, не слушаются нашу власть. Власти им говорят-говорят, а они всё равно ездят, ай-ай-ай. Одна надежда осталась у властей — выделенные полосы, по которым эти негодники не смогут ездить. Больше власти ничего не могут сделать(наворачиваются слезы жалости к властям).

  3. Очень боюсь, что получится такая ситуация: полосы нарисовали, а с автобусами лоханутся в каком-нибудь моменте. И таким образом дорога не разгрузится и автобусы быстрее не поедут. И соответственно люди не предпочтут автобус автомобилю личному. А ведь в этом и есть основная задача выделенок — ускорение автобусов относительно л/а. И работа эта комплексная, конечно. И вот я не уверен, что начинать с выделенок было стратегически правильным решением. Ну посмотрим, лучше так, чем никак.

    1. Да, это вполне очевидный риск. Даже планируемые 66 автобусов до конца года — это пока не то количество, которое радикально изменит ситуацию. С другой стороны, если всё сделают грамотно и по обозначенным на карте маршрутом автобусы пойдёт с высокой интенсивностью, думаю, овчинка будет стоить выделки. Дьявол, как обычно, в деталях.
      Кстати, в Казани выделенки не произвели большого впечатления, потому что когда город стоит в пробке, выделенки точно также стоят в пробке (из автобусов). Грубо, если перекрёсток заткнулся, то все полосы заткнулись. Тут много зависит от тонкой настройки всего этого хозяйства.

  4. «— Выделенка — признак развитого города, в котором общественные интересы стоят выше частных.»
    Метрополитен — признак развитого мегаполиса, в котором общественные интересы стоят выше частных.

  5. ААААААА!!!!….я торжествую…сколько там лет прошло с того момента как я первый раз про это написал? семь? восемь? Расширять сеть выделенных полос….вводить единое парковочное пространство…постепенно отменять регистрацию автомобилей без подтверждения наличия парковочного места в собственности или аренде…

      1. К сожалению, с тех времен, перемены в области общественного транспорта были только в худшую сторону. И закупка этих новых автобусов ситуацию не сильно изменит, систему менять нужно.

    1. Так идея была очевидной и никто с ней не спорил. Вопрос был лишь в том, что в тех условиях, когда был написан тот пост, никто не будет добровольно отказываться от автомобиля, даже такой благородный человек, как т. Сиплый 😀 Который не только не отказался, но ещё и новый прикупил. Казалось бы, зачем, ведь безавтомобильный рай уже скоро…
      По факту всё это лишь начало. Чтобы люди массово начали отказываться от автомобилей, нужно ещё столько сделать, что этот спор, боюсь, будет жить ещё лет двадцать. Мы быстрее на электромобили с автопилотами пересядем, чем средний челябинец, имея возможность купить автомобиль, сознательно сядет на автобус.
      А чтобы ты не спекулировал на том посте, я процитирую вводный абзац из него:
      «Я думаю, Володя в целом прав. Но если брать города, вроде Челябинска, актуальной эта идея будет нескоро. Сейчас она если и найдет некое понимание на словах, образ жизни людей не изменит ни на йоту. Все покивают и продолжат портить воздух окислами азота. Хоть кол на голове теши. И причин довольно много: у каждого своя. Я назову несколько, а вы выберите удобную».
      И с тех пор, поверь, в лучшую сторону ничего не изменилось. По буквам Николай-Илья-Харитон-Ульяна-Яков. Данные на сентябрь 2019.

      1. ты писал тогда про 40 лет…и сейчас опять на какие-то десятилетия намекаешь…на самом деле всё намного ближе чем кажется…я не хочу называть какие-то сроки…сейчас можно примерно оценить сколько вызревает идея…вышло 7 лет (чисто по моему барометру)…думаю еще семи вполне хватит для перехода к следующему этапу, думаю нужно даже меньше…(это плохие новости для автодилеров и для тебя, как автомобильного журналиста)…когда допилят каршеринг хотя бы до того, чтобы можно было ездить по области я сразу продам свою машину…:)))

      2. Ты всерьёз думаешь, что меня волнует влияние ОТ на автомобильную журналистику? 😀 В Европе ОТ не чета нашему, равно как и автомобильная журналистика. Тем паче, я бы с удовольствием бросил её и занялся бы чем-то другим.

      3. При чем тут влияние ОТ на автомобильную журналистику? Где ты про это прочитал? Или опять сам домыслил? Я пишу про четкий тренд, который рано или поздно приведет к тому, что людей не будут интересовать темы связанные с личными автомобилями…т.к. таких автомобилей будет минимум…это не зависит от части света, европы или азии…это общий тренд.

      4. >>>это плохие новости для автодилеров и для тебя, как автомобильного журналиста

        Вот здесь прочитал. Много нового грядёт, и рано или поздно искусственный интеллект заменит 99% журналистов. Но, боюсь, это случится раньше, чем ОТ Челябинска убьёт автодилеров и автописак 😀

      5. >>Вот здесь прочитал<<

        Может я чего-то не понимаю, но в приведенной цитате нет ни слова о влиянии ОТ на автомобильную журналистику…:)…нет, реально ты перечитай…цитата вообще относилась к переходу общества к следующему этапу понимания ситуации…

      6. Перечитал. То, что ты с трудом формулируешь мысли, не новость. Ещё со времён «круговой поруки» 😀

      7. Я нормально формулирую….просто не надо за меня домысливать того, чего я не писал…я всегда стараюсь исходить из принципа: «автор ничего не имел ввиду»…т.е. если смысл не читается напрямую, то значит его там нет…

      8. «По буквам Николай-Илья-Харитон-Ульяна-Яков»
        Ахахах, отличная штука, крутая:) Надо запомнить!

      9. Да это старый анекдот:
        «База, база, я север. Здесь ничего нет. Повторяю по буквам Николай-Илья-Харитон-Ульяна-Яков. Ничего». 😀

      10. На самом деле, мне кажется, всё же изменилось кое что важное, а именно сознание некоторых людей. Если раньше никто и думать не думал про городскую среду, благоустройство и т.п., то сейчас эти проблемы стали настолько острыми, что очень многие люди стали задумываться, а раз стали, значит появился запрос от общества. Запрос от общества это довольна важная штука и, очевидно, сейчас он есть, а значит должна быть и реакция. Лет 10 назад никакого запроса не было. Ну это вот по ощущениям. Либо просто я постарел и стал более занудным как и мои друзья:)))

      11. И кстати именно вот из-за этого запроса появились всякие Варламов и Урбанист челябинский, и они наверно не единственные и популярность их растёт. Тема важная и вряд ли она просто так заглохнет. Если текущие Оллениковы не справятся, значит придется справляться следующим.

  6. Кстати недавно пробовал как работает сервис указания прибытия общ. транспорта 2гис…показывает четко в пределах минуты…нужно конечно добавить геолокации на маршруты, чтобы можно было видеть где конкретно едет интересующий маршрут….как в яндекс-такси…

    1. Он же только на автобусы/троллейбусы работает, да? Пазики и газели там не отмечены вроде, просто расписание указано.

      1. Да….только на них, но мне маршрутки и не интересны…нормальный человек в них ездить не сможет…т.к. в них невозможно проехать не унизив собственное человеческое достоинство…

      2. Вот так нифига себе, рад что вы это признаете! Я помню как-то лет 5 назад спорил с вами на тему достоинства и маршруток, еще на старом форуме, а вы убеждали меня, не помню, правда, в чем именно:) Но суть такая, что я не хотел чтобы моя жена ездила на маршрутках, ОТ не ходил, пришлось купить вторую машину и меня осудили за это:)))

      3. и сейчас осуждаем…:)))…5 лет назад парк автобусов, троллейбусов и трамваев был даже несколько больше чем сейчас, ибо каждый год что-то выбывает по причине физ.износа…и даже в текущей ситуации я не могу сказать: «ОТ не ходил»….я могу сказать «редко», могу сказать «с перебоями», но это не значит что им совершенно нельзя пользоваться…а сейчас на подходе приложение с геолокацией и четким расписанием…!

  7. В целом, если у администрации настрой не угаснет и они реализуют все положения «комплексной схемы развития…», то у Челябинска появится очень хороший шанс стать городом удобным для проживания…Москва такой шанс потеряла в силу своих масштабов…а у нас он пока есть, если бы не авантюры последних лет, которые закончились постройкой человейников в Академе и Парковых, то исправлять вообще почти ничего было бы не нужно…так слегка настроить…но и теперь вполне можно всё решить…развитие общ. транспорта…сужение магистралей…тотальная дискриминация автомобилистов на личных машинах…мараторий на расширение дорог внутри городского округа…походу придется строить мост через шершни, чтобы соединить хордой новые районы на западном берегу с городом без нагружения центра….в новом генплане мне кстати понравилась концепция «экологического каркаса» города…если облагородят набережную от шершней до чегреса, то это будет самый востребованный городской объект, к гадалке не ходи.

    1. Я согласен с твоими тезисами, ключевой вопрос для меня — в начале твоего сообщения: » если у администрации настрой не угаснет…»
      Плюс важно, чтобы настрой был именно конструктивным, а не ради пускания пыли в глаза. Транспортная система вообще очень чувствительна к разным мелочам и нюансам и те же выделенные полосы могут эффективно работать, а могут не работать вообще, потому что не поставили пару знаков и не настроили светофоры. Правда, в ЧЛБ, в целом, об этих вещах думают, так что пока я гляжу на всё со сдержанным оптимизмом.

      1. тут немного иначе надо было написать…всё это будет внедрено рано или поздно, т.к. этого требует логика процесса…весь вопрос в сроках…если настрой угаснет у нынешней администрации, то загорится у следующей, т.к. причины для реализации этих идей не зависят от настроя администрации.

      2. Логика процесса много чего требует, но бывает так, что средний чиновник руководствуется не «логикой процесса», а какими-то сиюминутными соображениями: туповатыми нормативами, собственной ленью, корыстью, иным видением приоритетов, интересами групп влияния. Очевидно, что если бы все подчинялись «логике процесса», неплохой ОТ Челябинска в принципе бы не стали разваливать с такой целеустремлённостью.

      3. ОТ Челябинска разваливали именно тогда, когда этого требовала логика процесса, т.е. логика обстоятельств…теперь всё изменилось…т.е. вообще все процессы обусловлены какой-то логикой, и не бывает случаев, когда процесс развивается против логики, бывает что мы не понимаем этой логики, но это ведь наши проблемы, верно?

      4. Всё определяется процессом — это основная мысль из «Блаберидов». Но «процесс» — это гораздо более широкое понятие, чем твои или мои представления о них 😀 Коррупция и разные злоупотребления — тоже часть глобальной логики, которая нами управляет (не путать со всякими жидо-масонскими конспирологиями)

      5. «Коррупция и разные злоупотребления — тоже часть глобальной логики, которая нами управляет»…забавно, после того как ты самостоятельно и без чужой помощи доказал существование бога: (http://krasnov74.ru/2019/09/04/free-will/) я даже не знаю какой именно процесс ты имеешь ввиду…:)

  8. Как житель города, по которому проложены выделенки, не могу разделить восторгов по случаю их появления.
    Идея сама по себе хорошая, но традиционно может быть угроблена не самым удачным исполнением (Артем справедливо написал про настройку).
    Разумеется, это не прогноз, наши города явно не близнецы ни по планировке, ни по количеству жителей, да и сделано все может быть по-разному.
    У нас, на мой взгляд, идея реализована так себе.
    Как минимум в связи с тем, что она не работает отдельно, в таком виде это лишь бессмысленная полумера. Нужно ограничивать въезд в центр, строить перехватывающие парковки, развивать метро (и не обязательно глубокого залегания). И как следует думать, где рисовать эти полосы (я бы сказал, что на дорогах, имеющих не меньше 4 полос в одну сторону, либо 3-х, но с запрещенной парковкой).
    Я в чем-то согласен с тезисами Сиплого, но не во всем, он, как обычно, слишком радикален. 😉
    А пока картина такая: односторонняя трехполоска, одна полоса занята припаркованными, во второй пробка, по выделенке изредка проезжает ОТ потом поворачивает на дорогу, где 2 полосы в одну сторону, и встает в ту же пробку.
    Еще картина: пробка на весь мост, половина потока уходит направо через выделенку, причем бОльшая часть перестраивается туда задолго до правильной разметки, потому что с того места, где правильная, уже не пустят.
    В общем, пока не фонтан, мягко говоря. Хотя не сомневаюсь, что совместить интересы ОТ и автолюбителей можно и нужно.

    1. А какой город? Питер? ))
      В Челябинске, вангую, как обычно возникнет проблема со стыковкой полос, у нас и обычные-то полосы идут вкривь и вкось, потому что дороги расширяли неравномерно, и если выделенки будут такими же (тут есть, там нет), то может получиться, что экономия времени, возникающая на линейных участках, сожрётся простоями в узких неудачных местах.

      1. Он самый. 😉
        Весьма вероятно. Собственно, у нас так и есть, только за счет недостаточной ширины улиц даже при ровных полосах.

  9. Сегодня специально поехал по труда, чтобы оценить там ситуацию…ситуация печальная…выделенка есть от остановки зоопарк до поворота на энгельса…и на всем протяжении она забита быдлотой, при чем интересно смотреть, как они выезжая на выделенку искренне удивляются поведению вменяемых водителей…типа вот идиоты, полоса пустая, а они стоят…нужно жесткое реагирование на этот беспредел.

    1. Да, без камер работать не будет. Зато с камерами красота, в Казани видел, как даже навороченные машины с красивыми номерами терпеливо ждут возможности выехать с выделенки в разрыв сплошной.

      1. Сейчас очевидно, что большинство не понимает истинного назначения выделенок, им кажется, что это какая-то такая мера, которая должна сделать хорошо всем и автобусам и автомобилям, или как минимум не навредить автомобилям, т.е. они даже не осознают, что это первый шаг по тотальной дискриминации личных авто на территории города…всем должно быть абсолютно понятно, это надо наверно донести через вас как СМИ, что выделенки — это для автобусов, за счет машин…да пробки будут больше — но это и есть требуемый эффект, да поначалу будет плохо и тем и другим, но это и есть требуемый эффект — унасикомить автомобилистов — вот главная задача…

      2. » большинство не понимает истинного назначения выделенок»
        Сиплый, это не то же большинство, что ездит по обочинам? Ну так этим бесполезно что то объяснять и доказывать.

      3. Ярик, я не думаю что по обочинам ездит большинство…скорее агрессивное меньшинство…давно же уже об этом говорили..достаточно урезонить агрессивное меньшинство и аморфное большинство само по себе перестанет вести себя по-скотски.

      4. «.достаточно урезонить агрессивное меньшинство и аморфное большинство само по себе перестанет вести себя по-скотски»

        Дал прилюдно мзды агрессивнопротивному питарасу, глядишь гламурные мажоры откинут лабутены и нацепят ПээМки. Дружно пересядут на ОТ и бабушкины пирожки с капустой ))))

Добавить комментарий