Трагедия типичного байкера: виновен ли он в том, что плохо заметен?

Эта впечатляющая авария случилась на прошлой неделе в Тольятти: байкер ехал через перекрёсток прямо, но поворачивающий налево автомобиль его не заметил. Удар был такой силы, что переднюю часть машины разворотило, точно снарядом. Байкер выжил, но серьёзно пострадал. Казалось бы, виновник очевиден — автомобиль не уступил при повороте налево. Но с какой скоростью ехал байкер и влияет ли это на вердикт?

Вопрос возникает очень часто. Сильные превышения иногда видно невооружённым глазом, хотя доверять субъективным оценкам нужно с осторожностью: влияет и качество съемки, и особенности оптики.

При разборе тяжёлых ДТП скорость определяют в ходе автотехнической экспертизы (в том числе, с помощью анализа видеозаписи и тормозных следов) или трасологической, которая восстанавливает картину происшествия по характеру повреждений. Экспертизы зачастую дают очень разный результат, поэтому, в целом, определение скорости — это территория для вечных споров.

Но всё же, если превышение байкера доказано, означает ли это его виновность, хотя бы частичную?

Совсем не факт. Виновность в ДТП возникает не из самого факта нарушения правил, а из тех нарушений, которые стали причиной аварии. Если превышение скорости установлено, эксперты будут отвечать на вопрос, находится ли это нарушение в причинно-следственной связи с фактом ДТП?

Например, если слишком высокая скорость не позволяла автомобилисту вовремя заметить байкера в силу объективных причин, это весомый факт в пользу виновности мотоциклиста.

Вид на перекрёсток со стороны автомобиля, поворачивающего налево: обзорность практически не загромождена

Перед автомобилем, поворачивающим налево, шла другая машина, и теоретически она могла частично перекрыть обзор на встречную полосу, но маловероятно, чтобы именно это обстоятельство сыграло решающую роль при разборе аварии. Пункт 13.4 ПДД требует уступить дорогу при повороте налево, а пункт 8.1 ПДД предписывает не создавать помех и опасности другим участникам движения.

Довольно часто превышение скорости рассматривается как самостоятельное нарушение, не связанное с ДТП. Так, в прошлом году на улице Бр. Кашириных в Челябинске разбился байкер, летевший со скоростью 140 км/час — он попал в провал асфальта, предположительно, из-за коммунальных работ. Тем не менее, эксперты посчитали, что превышение скорости не являлось причиной аварии. Вполне вероятно, что так будет и в данном случае.

Скорость очень влияет на последствия аварии, что может учитываться при тяжбах в гражданском суде, если признанная пострадавшей сторона попытается взыскать ущерб с виновника. Превышение скорости может привести к распределению вины в определённой пропорции, например, 30:70.

Мотоциклы в принципе менее заметны, и поскольку водители привыкли реагировать на более крупные объекты, аварии по такому сценарию случаются довольно часто. Не только байкерам, но и увлечённым скоростью автомобилистам нужно отдавать себе отчёт, что значительное превышение создаёт нестандартную ситуации, когда другие участники движения просто не ожидают приближения автомобиля.

Одна из самых знаменитых аварий по такому сценарию связна с гибелью в 2005 году артиста и политика Михаила Евдокимова, Mercedes которого с водителем за рулём зацепил выезжавшую со второстепенной дороги Toyota Олега Щербинского. Первоначально его признали виновным и приговорили к 4 годам лишения свободы, но общественный резонанс привёл к пересмотру дела: повторное расследование показало, что скорость Mercedes в 149 км/час не дала Щербинскому шанса вовремя распознать опасность из-за особенностей рельефа в месте трагедии: по сути, «Мерс» Евдокимова вынырнул из-за пригорка в момент, когда Toyota уже начала манёвр.

Новостью для многих является и тот факт, что в 2013 году в России не менялись лимиты скорости: в городе, на трассе и магистрали по умолчанию разрешено ездить со скоростями 60, 90 и 110 км/час. Появившаяся зона нечувствительности в 20 км/час означает лишь отсутствие штрафа за такие превышения, но при разборе аварий езда в городе со скоростью, например, 68 км/час всё равно считается нарушением. Власти также планируют уменьшить зону нечувствительности с 20 до 10 км/час.

5 Comments

  1. Власти уже не планируют…. судя по эффективности их работы они круто пикируют. Что изменится с уменьшением лимита скорости? Бюджет пополнится, да. Аварийность уменьшится? Данунах… Абсолютно все аварии совершаются по причине не подумал, не заметил, не рассчитал. Один без мозгов, другой со стеклянным глазом, у третьего — реакция шахматиста. Я уже удивлялся по этому поводу: профессионалов на медкомиссии кошмарят как космонавтов, остальные будто в песочнице с машинками будут играть. Мотоциклистов я бы вообще отнёс в группу риска с обязанностью страховаться на пару лимонов…

  2. меня тоже несколько смущает этот отброс причин которые могли повлиять на ДТП.
    может имеет смысл определить превышение скорости байка и сделать обоюдку?
    + не понятно, был ли у него вообще включен свет или его несущегося было вообще не видно… лето, жара, марево.

    имхо все эти мотоциклисты/велосипедисты на дорогах — скрытие суицидники (за очень редким исключением)

    1. http://prntscr.com/p9muwd
      мотоциклист по стрелке
      свет от фар не видать (но мб и ракурс такой)
      + он едет в тени а у машины солнце как раз при повороте в лицо

      и тока тут он выскакивает из тени на солнце
      http://prntscr.com/p9mv7v

      эх если бы можно узнать про ближний свет и скорость мотоциклиста …

  3. если байкер превысил, то логично сделать обоюдку.
    но в данном случае, имхо, превышения нет.

Добавить комментарий для ТотЧувачокОтменить ответ