Соловьиный звон

«Вечерний мудозвон», наверное, не самая выдающаяся песня БГ с точки зрения чистого творчества, но как же она прекрасна по иной причине — от неё чувство, будто русский рок (и рок вообще) нашёл своё давно забытое старое. Та приятная конкретность, которая делает творчество опасным. Не какие-то абстрактные системы, кои надо крушить (или не надо), а вполне себе живой мудозвон, объясняющий «почему Христос враг». И с каким упоением БГ поёт припев — точно соловей разливается. Ну, вы поняли. Соловей, кстати, назвал БГ куплетистом и почти что бандеровцем.

В последние годы рэп перехватил у рока все социальные и политические темы, и стал таким зубастым, что дедули-рокеры на этом фоне выглядят не лучше, чем условные Кобзоны на их фоне для рок-аудитории 80-х. И даже там, где рокеры пытаются воевать за идеалы свободы или чего-то там, получается неуклюже, зло и как-то мимо (Макаревич). Есть непотопляемый Шевчук, генетический нон-конформист и умница с песнями, вроде «Путин едет по стране…». Есть застрявший в своём героиновом прошлом Кинчев. Есть прекрасный в каждой детали, но ушедший Виктор Цой, который заставляет гадать, что бы он пел сейчас.

Большинство рокеров или сошли на периферию, или дожигают запас. Шахрин из «Чайфа» не согласился с защитниками сквера в Екатеринбурге и был записан в лоялисты, хотя мне его позиция казалась вполне понятной и к продажности отношения не имеющей. И в целом у «Чайфа» есть песни, которые отражают наше настоящее (Чей чай горячей), но слишком иносказательно, что ли, чтобы противостоять кирпичной очевидности рэперов.

Гребенщиков на этом фоне выглядит нестандартно. Будучи, вероятно, самым признанным из живущих ныне русских рокеров (окей, спорно — спорьте), он как будто и не думает о прошлом. Он каждый раз начинает заново. Он выплавляет из своих многочисленных Вавилонов и пить-не-пить новые смыслы и повторяясь, не повторяется. Слышит не только себя, но и то, что происходит вокруг, и этот двойной слух лично мне очень нравится.

Активно осваивая ютуб, БГ в каком-то смысле похож на блогера, который просто не говорит, а поёт. У него есть песни о текущей боли («Время наебениться», «Баста Раста»), а есть и вечные темы, которые мне нравятся больше («Прикуривает от пустоты», «Терапевт»).

И бесшабашные песни вроде «Вечернего М» напоминают, что имея аудиторию, иногда надо говорить. Не только с высоты какой-то дзен-умудрённости, но и по-простому. Чтобы у слушателя, которому ютуб выдал случайное видео, растягивалась по лицу широченная улыбка.

Я желаю прочим рокерам поменьше думать о том, что рок-н-ролл мёртв и поглядеть вокруг. Если он и мёртв, то не потому, что не осталось тем.

4 Comments

  1. Да…БГ конечно талант…в точку попал…я какое-то время назад иногда смотрел эти вечерние политические ток-шоу, но в последнее время просто не могу…они уверенно скатились в унылое говно…т.е. вред от их просмотра сильно превышает гипотетическую пользу…деградировали уверенно.

  2. Артем, с удовольствием читаю ваши статьи, но эта, на мой, взгляд не удалась. Понятное дело, что это просто мое субъективное мнение. Без обид. А не удалась, потому что как раз не хватает вот той самой глубины, которую зачастую с удивлением находил в ваших текстах. Мол как? И у нас в Челябинске так могут?
    А если, как в данном случае, просто следовать за трендом протестной волны московской тусовки…Ну…Тут ничего особенного.
    Ну а если по сути, то осторожный старый пердун Гребенщиков, наконец-то сказал какие-то слова, причем почему-то именно сейчас (через тысячу поводов произнести что-то в этом духе гораздо раньше) А сказал потому что прекрасно понимает — последствий не будет. Из телевизора не исчезнет, концерты не отменят. Он информирован гораздо лучше нас.
    И дело не в том что я сочувствую проститутке Соловьеву, который удивительным образом разворачивался на сто восемьдесят градусов не раз и не два, а в том что Гребенщиков сделал выпад не в его сторону. Это манипуляция, подогрев московского протеста. Ну и сигнал тем кому надо, они поймут — раз Боря заговорил, теперь можно…Не уверен, что эти персонажи вам понравятся больше Соловьева.

    1. Александр, никаких обид. Я так глубоко не лез. Это моё первое впечатление, оставляю право читателям его анализировать, дополнять и опровергать.

Добавить комментарий