Авария с пожарной: мгновенная расплата за непропуск маячка

Авторы: Артем Краснов, Дарья Дубровских

Эта авария случилась в конце сентября в Златоусте: пожарная машина ехала на срочный вызов, поэтому пыталась проскочить перекрёсток на красный. Водитель Lada Granta выехал под неё и скончался от тяжёлого удара в левый борт машины. Родственники боятся, что дело спустят на тормозах. Есть ли вина водителя пожарной машины в этой ДТП?

Спецмашины имеют дополнительные степени свободы относительно прочих автомобилей. Первая — это возможность при включённом проблесковом маячке отступать от ряда правил, например, нарушать лимиты скорости, обгонять там, где это запрещено и проезжать на красный свет.

Вторая степень свободы появляется при включении ещё и звукового сигнала — сирены. В этом случае спецмашины получают приоритет над другими участниками движения. То есть с маячками спецмашина может проехать пустынный перекрёсток на красный свет, но чтобы ей уступали дорогу, обязательно нужна сирена.

В правилах также есть важная оговорка, что воспользоваться преимуществом водители спецмашин могут только убедившись, что им уступают. Другими словами, слепой таран машин на перекрёстке считается нарушением, да и противоречит здравому смыслу.

Если сирена всё же не работала, водителя пожарной машины с большой вероятностью признают виновным. А если она работала?

— В этом случае ключевой момент в том, что водитель спецтехники получает преимущество лишь тогда, когда ему это преимущество предоставляют все участники дорожного движения, — комментирует Лев Воропаев. — Этот вопрос обычно решают эксперты и суды в процессе.

По мнению юриста, манера езды водителя пожарной вызывает вопросы:

— Перед тем как въехать в «Гранту», водитель пожарной машины чуть не снёс другой автомобиль. В первом приближении можно говорить, что он всё-таки не убедился в том, что ему предоставляют преимущество. Но ещё раз повторю — на этот вопрос должен ответить эксперт.

Родственница погибшего Светлана считает, что обзор ему закрыли другие автомобили. Действительно, в момент его проезда через перекрёсток параллельно ехали встречная и попутная машины.

По делу назначены экспертизы, включая медицинскую и автотехническую. Последняя изучит вопрос, убедился ли водитель пожарной в том, что ему предоставляют преимущество.

Водитель Granta Денис Шафигуллин с семьёй

Помимо юридических аспектов есть и специфика российского правосудия. Родственники погибшего опасаются, что дело замнут, поскольку в небольшом городе Златоусте «каждый друг другу брат и сват».

— После аварии пропали все: ни полиция не давала никакой информации, ни ГИБДД. Не последовало никаких извинений от МЧС. Делают вид, что ничего не произошло, а у Дениса остались шестилетний сын и годовалая дочка, — рассказали родственники.

Представители МЧС региона комментировать действия водителя пожарной отказались, заявив, что это не их компетенция. Они уточнили лишь, что все водители спецмашин проходят инструктаж, в том числе им объясняют правила проезда перекрёстков в режиме служебного задания.

Подобные инциденты — не редкость: на видео выше автомобиль реанимации сбил на пешеходном переходе женщину, хотя было очевидно, что преимущества она не предоставляет. Женщина получила травмы, а водителя признали виновным и приговорили к одному году ограничения свободы.

Наказание для автомобилистов за непропуск спецмашин серьёзно усилилось в 2019 году: штраф по статье 12.17 КоАП теперь составляет 3-5 тысяч рублей (было 500 рублей), а срок лишения прав — до 3-12 месяцев (было 1-3 месяца). Если действия водителя привели к критичной задержке спецтранспорта, грозит уже уголовная ответственность: если из-за промедления тяжело пострадали люди, срок лишения свободы достигает 2 лет, если погибли — 4 лет.

При этом правила не требуют при пропуске спецтехники нарушать правила: сделать нужно всё возможно, но невозможного делать не надо.

Добавить комментарий